Творческое объединение «Хобби-центр»
Год обучения.
Дистанция: 22, 25, 29.10.2020
Руководитель: Шалатонова И.А.
Год обучения
Повторение. Установите соответствие (соедините стрелочками).
Виды упражнений | Названия упражнений |
1)Упражнения на развитие внимания | а)«Свеча», «Упрямая свеча», «Заверши выдох» |
2)Упражнения на развитие наблюдательности | б)«Рассмотри и опиши», «Фотографы», «На одну букву» |
3)Упражнения на бессловесные элементы действия | в)«Запрещённое движение», «Весёлый счёт» |
4)Упражнения на постановку дыхания | г) «Волшебная миска», «Упражнения на пристройки», «За окном» |
Тема: Культура речи. Литературное произношение.
В любой области нашей жизни следует придерживаться определенных норм и правил. В последнее время мы забываем о том, что мы должны охранять от засорения нашу речь. Для того чтобы родной язык мог процветать и развиваться, существует культура речи
Культура речи, языковая культура – это владение языковой нормой устного и письменного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в разных условиях общения.
Человек должен контролировать используемые речевые выражения, не допускать использования засоряющих язык паразитов. Культурная речь обеспечивает эффективность общения, обогащает нас духовно.
Выделяют несколько наиболее важных аспектов культуры речи:
1. отсутствие многословия;
2. четкое осознание цели собственной речи;
3. простота, понятность и точность изложения;
4. речевое разнообразие;
5. выбор речевых средств, сообразующихся с ситуацией речи;
6. следование высоким образцам, умение отличить их от речи среднего уровня;
7. знание и владение культурой языка, которая является основой культуры речевого поведения;
8. умение найти общий язык с любым собеседником;
9. вежливый тон и благожелательный настрой;
10. умение не только говорить, но и слушать. [3]
Культура языка – это важная тема в судьбе русского народа и русского языка в целом.
В истории бывают такие моменты, когда нормы языковых изменений значительно увеличиваются. Как раз сейчас такое время, когда мы можем наблюдать существенное изменение языка прямо на глазах.
Но любой культурный человек может и обязан выразить любую свою мысль на литературном языке. Если человек постоянно выражает свои мысли языком сленга, ему очень сложно правильно и грамотно выразить свое мнение..К тому же, невнимательное отношение к нормам произношения, ударения в употребления слов, использование в речи жаргонизмов, вульгаризмов, неоправданных заимствований загрязняют речь, а это ведет в конечном итоге к гибели литературного языка.
Свободное владение родным русским языком – надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.
Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции
«Литературное произношение – это произношение, соответствующее современным орфоэпическим нормам. Орфоэпические нормы – это правила, регулирующие произношение слов и постановку в них ударения. НАПРИМЕР: ► слово ХОРОШО; произношение [хър˄шо́] (в школьной транскрипции [харашо́]) – литературное, а произношение [хорошо́] – диалектное; ► ударение ЗВОНИ́Т, ЗВОНИ́ШЬ – орфоэпическая норма, ЗВО́НИТ, ЗВО́НИШЬ – грубая ошибка в произношении «(Википедия)
Орфоэпия (от греч. orthos "правильный" и epos "речь") - правильное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях:
1) система единых норм произношения в литературном языке;
2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Культура речи и ударение. Основные нормы в произношении звуков и их сочетаний.
Следует правильно выделять ударные слоги в словах:
А вгустовский, алфав и т; баллот и роваться, балов а ть, вор о та, включ и м, водопров о д; ди а гноз, диспанс е р[сэ], догов о р, дозвон и ться, докум е нт; зав и дно, зак у порить, зарж а веть, звон и т, звон и шь; и здавна, и зредка, индустр и я; катал о г, кауч у к, кварт а л, килом е тр, кокл ю ш, кол о сс (великан), комб а йнер, крас и вее, крем е нь; магаз и н, мал я р, медикам е нты; нам е рение, некрол о г, н е нависть; обесп е чение, облегч и ть, обостр и ть, осв е домиться, отч а сти; парт е р[тэ], премиров а ть, прин у дить; рж а веть, реном е (репутация); сантим е тр, свёкла, сл и вовый, созвон и мся, сирот а, мн.ч сир о ты, ср е дства, ст а туя, стол я р; танц о вщица; усуг у б и ть, укра и нский; ф о рзац, фен о мен; характ е рный (танец, поступок), хар а ктерный (человек), ход а тайствовать, хоз я ева; ч е рпать; шофёр; щав е ль; эксп е рт; язык о вая (от язык – орган человека, животного), языков о й (от язык - средство общения)
Следует обращать внимание:
1) на ударение в именах существительных именительного падежа множественного числа:
а) адрес – адрес а, директор – директор а, доктор – доктор а, ректор – ректор а, мастер – мастер а, профессор – профессор а, шёлк – шелк а;
б) договор – догов о ры, инженер – инжен е ры, офицер – офиц е ры, тренер – тр е неры, шофёр – шофёры, месяц – м е сяцы, торт – т о рты, подпись – п о дписи, почерк – п о черки;
в) герб – герб ы, маляр – маляр ы, столяр – столяр ы, приз – приз ы.
2) на образование имён существительных множественного числа родительного падежа:
а) пара чулок, ботинок, сапог, валенок; б) много дел, мест, яблок, макарон; в) песни грузин, осетин, цыган, армян, татар, молдаван, болгар, партизан, солдат; г) килограмм апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов; д) группа инженеров, офицеров, шофёров, тренеров.
3) на некоторые глаголы прошедшего времени:
а) брать – бр а л – бр а ло – бр а ли – брал а; спать – сп а л – сп а ло – сп а ли – спал а; жить – ж и л – ж и ло – ж и ли – жил а; звать – зв а л – зв а ло – зв а ли – звал а; понять – п о нял – п о няло – п о няли – понял а; принять – пр и нял – пр и няло - пр и няли – принял а; плыть – пл ы л – пл ы ло – пл ы ли – плыл а; нанять – н а нял – н а няло – н а няли – нанял а; пить – п и л – п и ло – п и ли – пил а и другие.
4) на краткие прилагательные и страдательные причастия прошедшего времени:
а) груб – гр у бо – гр у бы – груб а; прав – пр а во – пр а вы – прав а; б) принять – пр и нят – пр и нято – пр и няты – принят а; продать – пр о дан – пр о дано – пр о даны – продан а; прожить – пр о жит – пр о жито – пр о житы – прожит а; начать – н а чат – н а чато – н а чаты – начат а; созвать – с о зван – с о звано – с о званы – созван а и другие.
5) на произношение данных слов:
а) сердечный[шн], беспечный[чн], что[шт], сливочный[чн], Никитична [шн], скучный[шн], конечно[шн], балалаечник[чн] и [шн], ничто[шт], ошибочный [чн], дачный[чн], яичница[шн], потому что[шт], булочная[шн], нарочно [шн], игрушечный[чн], сливочный[чн], безупречный[чн], пустячный[шн] и другие.
б) на выпадение звука в словах:
ус т ный, чу в ствительный, наез д ник, окрес т ность, ненас т ный, лес т ница, со л нце, сверс т ник, извес т ный, неизвес т ный, поз д ний, радос т ный, вес т ник, грус т ный, учас т ник и другие.
Язык любого народа — это его историческая память, воплощённая в слове. Язык — важнейшее средство взаимопонимания людей. И если бы язык не сохранял своё единство, то он не мог бы выполнять эту важнейшую функцию.