Многие специалисты склоняются к тому, что теннис – один из тех видов спорта, который предъявляет наиболее высокие требования к психологической подготовке спортсменов, являющейся компонентом других видов подготовки (технико-тактической, физической) и рационально организованного питания. Пренебрежение к какому-либо из названных слагаемых значительно уменьшает эффективность тренировочного процесса. По мнению С. Уилкинсона, опытного теннисного тренера с многолетним стажем, психологическая подготовка в тренировочном процессе теннисистов является ведущим звеном.
Основная задача психологической подготовки в теннисе – умение подводить спортсмена к такому психическому состоянию, которое делает успешное выступление максимально вероятным. Высококвалифицированные спортсмены владеют искусством достижения идеального психологического состояния в необходимый момент.
Это состояние характеризуется внутренним спокойствием и равновесием в сочетании с мобилизацией всей энергии организма на достижение поставленной цели. Теннисист концентрируется на настоящем моменте, абстрагируясь от предыдущих ошибок и неудач, не загадывая наперед, сохраняя полный контроль за своими действиями и эмоциями в калейдоскопе различных игровых ситуаций. Игра в теннис доставляет спортсмену удовольствие, противникам отдается должное и возможное поражение не уменьшает игрового энтузиазма.
Дж. Лоэр также неоднократно подчеркивает необходимость овладения идеальным состоянием для выступлений. Теннисисты характеризуют его примерно так: «Несмотря на высочайшую интенсивность игры, я чувствовал себя уверенно», «Внутренне я был спокоен, но переполняющая энергия призывала к борьбе», «Сложность ситуации и значительный прессинг не смогли сломить меня», «Спокойствие и уверенность в себе не покидали».
|
Высококлассного спортсмена отличает умение вводить себя в идеальное состояние. И этому можно научиться. Лоэр называет такое оптимальное состояние входом в зону, зависящим от эмоционального равновесия спортсмена. Установлено, что эмоциональные явления влияют на биохимические процессы организма, которые в свою очередь формируют определенные психические состояния. Поэтому, если настроение спортсмена меняется в течение матча, то же самое происходит и с состоянием его организма, и наоборот, лишь при оптимальном состоянии метаболизма возможно достижение наивысшего результата.
Лоэр напоминает, что при достижении идеального состояния необходимо учитывать два момента. Во-первых, когда теннисист вводит себя в состояние максимальной готовности, в «зону», э го не какой-то особый транс, отключение от действительности и т.д., а наоборот, полная концентрация внимания, обостренное всестороннее восприятие матча. Во-вторых, идеальное состояние контролируемо. Теннисисты, фокусирующие свое внимание только на негативных сторонах выступлений, никогда не достигнут больших успехов. По их мнению, «зонинг» – это нечто, что случается в спортивной карьере лишь изредка. Это в корне неправильное мнение.
Отдельные вопросы психологии теннисиста.
Психологические особенности теннисиста рассматриваются в книге Р.А. Фиша «Анатомия и психология тенниса». Автор утверждает, что среди спортивных игр выделяются такие, которые требуют особых качеств характера: смелости, твердости, концентрации, веры в собственные силы (так называемые четыре «си»: courade, caracter, concentration, confidence). По мнению Р.А. Фиша, успех в теннисе требует сообразительности (40 %), рациональной: техники (30 %). высокой физической работоспособности (25 %). Он подчеркивает, что все известные теннисисты, в первую очередь, отличаются любовью к избранному виду спорта, способностью противостоять физическому и психическому утомлению, трудолюбием, способностью к высокой концентрации внимания.
|
П. Метзлер так же, как и Р.А. Фиш, отмечает необходимость постоянного совершенствования положительных качеств характера и нейтрализации отрицательных.
Всех теннисистов автор делит на «твердых бойцов» и «боязливых». К первой категории относятся теннисисты, которые «не подарят» противнику ни мяча, будучи уверенными в эффективности своих действий. Ко второй те, которые слишком осторожничают, часто ошибаются при выполнении простейших ударов, ищут причины неудач в качествах характера, что вызывает у них негативное отношение к игре, нервозность и в результате, – очередные ошибки и неудачи. Автор анализирует влияние нервозности на игру теннисиста и методы, позволяющие преодолевать это негативное состояние. Рекомендуется максимально концентрироваться на разыгрываемом очке, на конструктивных моментах проходящего матча, т.е., на решении текущих задач игры, а также уметь расслабляться в различные моменты встречи. Кроме того, теннисиста должны отличать скромность, умение управлять своими эмоциями, умение скрывать свое психическое состояние во время матча.
|
Значение постоянного зрительного контакта с мячом рассматривает И. Дырда. Анализируя результаты анкетирования известных специалистов по теннису, автор пишет, что 50-80 % всех ошибок происходит из-за того, что спортсмен не смотрит па мяч. Результат адекватного зрительного контакта с мячом проявляется в том, что спортсмен прогнозирует место его приземления, занимает соответствующую позицию, готовится к удару. С психологической точки зрения, это имеет также большое значение, так как благодаря интенсивному зрительному контакту с мячом теннисист быстрее достигает необходимой степени концентрации в игре.
Размышления о концентрации мы находим и в статье К. Тарасевича.Ссылаясь на мнение таких теннисных «звезд» как Л. Хоад, С. Смит, А. Гимено, Я. Кодеш, И. Цириак, автор обращает внимание на то, что все спортсмены считают, что концентрация связана с полной изоляцией от окружающей среды. Время достижения полной концентрации индивидуально: от нескольких дней до нескольких минут.
В книге Дж. Каппаса «Самовнушение – ключ к победам в спорте» рассматривается методика психологической подготовки применительно к теннису. По мнению автора, для теннисиста насущной необходимостью является овладение техникой релаксации, положительным мышлением, визуализацией, умением анализировать и корректировать свое психическое состояние, использовать самогипноз. Однако, как отмечает Каппас, недостаток технико-тактической и физической подготовленности нельзя восполнить психологической.
По мнению Дж. Лоэра, юных теннисистов необходимо учить релаксации и визуализации с детства; необходимое.условие таких мероприятий – сохранение спортсменами спокойствия. Задача: научить теннисистов идти от матча, к матчу, от турнира к турниру, адекватно расходуя психическую энергию. В тренировке следует делать акцент на нестандартных ситуациях, сложных розыгрышах очка, привлекая различных спарринг -партнеров. Темп таких тренировок должен быть намного выше, чем бывает обычно в соревнованиях, и спортсмены должны быть готовы играть матч на следующий же день после такой интенсивной работы.
Чехословацкие авторы Л. Мерунька и И. Кукал в работе «Подготовка теннисиста высокой квалификации» напоминают, что для достижения вершин в этом виде спорта необходимо обладать психической предрасположенностью. Ведь не стоит забывать, что психологический прессинг в индивидуальных видах спорта значительно выше, чем в командных. Приводим психологические критерии перспективного теннисиста, анализируемые чехословацкими специалистами: морально-волевые качества (воля, способность преодолевать утомление, боевитость, дисциплинированность, склонность к самообразованию; стабильность нервной системы (способность «собраться, выступить на максимуме»); способность к длительной концентрации внимания (пятисетовый матч, длящийся свыше четырех часов – хорошая проверка устойчивости внимания); антиципация; хорошая реакция (скорость полета мяча в игре свыше 100 км/ч, при подаче – свыше 200 км/ч); уверенность в своих силах; агрессивность; умение рисковать, отвага; толерантность к фрустрациям; общий интеллектуальный уровень; способность к самостоятельному мышлению; черты личности.
Мыслительные процессы теннисиста исследовались Е.С. Абельской. Автор выявила, что тактический план, разрабатываемый перед матчем, как правило, слишком схематичен, а мышление спортсмена во время игры шаблонно, мало пластично, не обнаруживает критического подхода.
Интересным является психологическая характеристика тенниса, содержащаяся в учебнике П.А. Рудика. Автор анализирует двигательные аспекты тенниса, интеллектуальные и эмоциональные процессы, присущие представителям этого вида спорта.
К работам в области психологии тенниса можно отнести и статьи Б. Драч. Обе статьи опираются на данные, полученные в ходе интервьюирования ведущих теннисистов Польши. В первой статье автор рассматривает мотивы, побуждающие к занятиям теннисом. Большое значение в выборе вида спорта имеет семья, друзья, привлекают внешние атрибуты игры. Позднее продолжить занятия теннисом побуждают достигнутые результаты, желание повысить квалификацию, радость, испытываемая при игре в теннис, и другие чувства, привлекающие к теннису спортсмена. Вторая статья посвящена проблемам парной игры в польском теннисе.
Любопытной представляется схема, предложенная польским ученым, иллюстрирующая процесс принятия решения теннисистом.
По мнению Б. Драч, всесторонний анализ соревновательной и тренировочной деятельности теннисиста привлекает внимание к следующим позициям:
- особенностям характера теннисиста;
- структуре деятельности в теннисе;
- задачам, стоящим перед спортсменом;
- факторам, мотивирующим занятия теннисом;
- практической пользе от игры;
- факторам, детерминирующим успешные выступления;
- разнообразию препятствий, стоящих на пути к высокому результату в теннисе;
- процессу подготовки и его результатам;
- социальной структуре отношений в командах и клубах;
Процесс формирования личности теннисиста рассматривает виднейший чехословацкий специалист И.Гем в книге: «Победный теннис». Предполагается, что формирование личности является производной трех групп факторов, которые необходимо анализировать в комплексе:
- врожденные анатомо-физиологические особенности;
- социальная среда до начала занятий спортом, в процессе тренировок и соревнований и вне спортивной деятельности;
- общественная деятельность.
Отбирая детей для занятий теннисом с прицелом на самые высокие результаты, не стоит абсолютизировать врожденные данные: таково мнение И. Гема. В более позднем возрасте на первый план по значимости могут войти свойства личности: способность, талант, темперамент, характер, интересы, мотивы, социальная позиция. Со временем бывает, что и направленность личности приобретает иные очертания.
И. Гем напоминает, что в тренировочном процессе развитие адаптационных способностей (нагрузка – напряжение – утомление – восстановление: эффект супер компенсации) тесно связало с типом темперамента спортсмена. Например, холерикам достаточна малая тренировочная нагрузка, напряжение резко возрастает и столь же быстро снижается, после короткой фазы регенерации наступает супер компенсация. Поэтому для спортсменов этого типа необходим многофазовый тренировочный процесс с переменной интенсивностью.
Сангвинику показана большая нагрузка, так как только она может вызвать функциональные сдвиги в организме, фаза восстановления бывает короткой и супер компенсационный эффект наступает также довольно скоро.
Флегматик, как и сангвинник, требует значительной нагрузки, однако, восстановление и супер компенсация более длительны по времени. Меланхолику достаточно малой нагрузки, чтобы наступила фаза регенерации и фаза супер компенсации, однако, они достаточно отставлены. В этом случае спортсмену не рекомендуется много тренироваться.
Подход к проблеме регенерации, как и к нагрузке, сугубо индивидуален. Холерику и сангвинику свойственно спонтанное восстановление. Флегматик и меланхолик должны уделять большее внимание регенерационным мероприятиям.
Различия наблюдаются и в проведении разминки. Холерик и меланхолик отдают предпочтение короткой разминке, а сангвинник и флегматик врабатываются постепенно, с трудом встают по утрам.
Индивидуальные особенности наблюдаются и при выборе стиля игры. По X. Габлеру на формирование техники теннисных ударов могут влиять: конституционные особенности (рост, вес, ширина плеч, сила мышц спины и т.д.), особенности темперамента (тип мышления, внутреннее состояние, возбудимость, смелость или тревожность, активность или пассивность и т.д.); функциональные свойства организма (не только проявления силовых, скоростных ‘качеств, координационных способностей, но и умение сконцентрироваться, интеллигентность, двигательная фантазия и т.д.); мотивация нагрузки, риска, агрессивности и т.д.
Эти теоретические рассуждения имеют тесную связь с практикой. На основании знаний о свойствах личности тренер сможет правильно определить, какая манера игры более свойственна его подопечному. Например, игрока с задней линия характеризуют, прежде всего, самообладание, терпеливость, сдержанность, меньшее внутреннее напряжение.
Теннисисту наступательного стиля свойственны высокая возбудимость, агрессивность, активность, большее внутреннее напряжение, приверженность к рискованным ситуациям и умение их блистательно решать.
Теннисисту высочайшего уровня предъявляются повышенные требования к умению сосредоточиваться и быстро переключать внимание. Было определено, что в трех сэтовом матче, в среднем, игроку приходится 180 раз сосредоточиваться на обмене ударами в течение розыгрыша очка, не говоря уже о том, что надо еще проследить приземление мяча, который движется с большой скоростью и разным вращением.
Исследования показывают, что внимание человека постоянно колеблется, через 4-14с степень сосредоточенности падает. Естественно, что теннисист не должен быть постоянно сосредоточен: восстанавливаться следует не только в перерывах между геймами, но и между розыгрышами очка.
X. Габлер приводит любопытные данные о концентрации теннисистов в связи с деятельностью мозга. Было выявлено, что во время подготовки к удару активизируется левое полушарие (усиливаются мыслительные процессы, внимание, воображение, обостряется восприятие). Чем ближе момент контакта с мячом, тем более задействуется правая половина, отвечающая за моторную деятельность. Это согласуется с мнением американского психолога, который пропагандирует психическое освобождение во время удара.
Какие практические выводы можно сделать из сказанного?
1. Тренировка концентрации внимания должна быть постоянным компонентом всех остальных тренировочных форм.
2. Способность к концентрации неотделима от умения расслабляться.
3. Способность сосредоточиться должна совершенствоваться в условиях десенсибилизирующих воздействий.
4. Моделирование тренировки должно быть направлено на совершенствование игры в стрессовых ситуациях.
5. Способность сосредоточиться в значительной мере зависит от физической формы спортсмена, имеет значение и правильное дыхание.
Опытные теннисисты всегда знают, когда им удавался тот или иной удар, а когда нет, благодаря внутреннему чувству движения. Задача тренера и спортсмена заключается в том, чтобы в процессе тренировки была выработана адекватная внутренняя коррекция движений.
Много ошибок возникает в игре вследствие недостаточного самоконтроля, нарушений ритма, неправильных представлений о технике. Задачи психологической подготовки как раз и заключаются в том, чтобы способствовать развитию комплексного предвидения собственного поведения на корте и умению корректировать выполнение технических приемов.
Рассмотрев отдельные аспекты психологии теннисиста, остановимся более подробно на системе психологической подготовки игроков высшей квалификации в США.