Пространственные представления




Заключение по результатам психологического обследования

Ф.И.О. Возраст:

 

Внешний вид и поведение в ситуации обследования. Физическое развитие ребенка соответствует возрастной норме. Речевая активность адекватная. Контактен. Ситуацию обследования принимает.

Тип работы и работоспособность. Работоспособность невысокая, но способен работать достаточно длительное время при смене видов деятельности и внешнем контроле. Результативность деятельности не зависит от успешности выполнения предыдущих заданий. При длительном выполнении проб на концентрацию внимания наступает быстрое утомление.

Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций. В ситуации обследования вял. Темп деятельности невысокий, сочетается с целенаправленностью выполнения заданий при внешнем контроле. Не всегда выслушивает инструкцию. Старается предугадать задание. Целенаправленность деятельности и самоконтроль снижаются на фоне утомления, пресыщения однотипными заданиями и отсутствии внешнего контроля деятельности со стороны взрослого. На фоне утомления – уход от деятельности.

Необходима внешняя помощь взрослого для организации деятельности.

Характеристика моторики, в том числе графической деятельности. Моторная ловкость соответствует возрасту.

Кинестетический праксис.

Праксис поз по зрительному образцу пробы сложностей не вызвали.

Праксис по кинестетическому образцу сложности с воспроизведением позы «пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты», заданной на правой руке.

Перенос поз по кинестетическому образцу- сложности с воспроизведением позы левой рукой, если она была задана на правой руке.

Кинетический (динамический) праксис.

- смена трех положений кисти (кулак-ребро-ладонь) – некоторые трудности с запоминанием алгоритма движения при выполнении пробы правой рукой. Ошибки замечает, старается исправить. Отмечается разорванность движений. С увеличением числа проб алгоритм движения воспроизводится верно. Выполнение пробы левой рукой сложностей не вызвало.

- реципрокная координация – выполнение пробы сложностей не вызвало.

Зрительный гнозис.

Восприятие предметных, реалистичных изображений – пробы сложностей не вызвали.

Перечеркнутые изображения – из 6 фигур распознает 4 без ошибок. Сложности с определением на рисунке «лампы» («мухомор с розеткой», после наводящих вопросов – распознает рисунок) и расчески («…просто линии какие-то», после вопросов – определяет как то, чем гребут).

Наложенные изображения - не распознает кисть (карандаш и ластик), стакан (открытая коробка).

Незавершенные изображения – из 6 верно определяет 3. Не распознает ведро (чайник или кружка), булавку (скрепка), клещи гвоздодеры («… не знаю, что это за инструмент и для чего он нужен»).

Сюжетная картинка – целостное восприятие картинки, скрытый смысл видит.

Пространственные представления

Ориентация в пространстве: относительно себя – различает право и лево; ориентация на бумаге – различает право и лево.

Проба «Зеркальные буквы» сложностей не вызвала.

Копирование сложной фигуры (Фигура Тейлора). При копировании рисунка удерживает пространственное расположение фигур, старается соблюдать соответствие величин элементов копируемого рисунка. Незначительные метрические ошибки (центральная вертикаль делит рисунок не пополам, а 1/3 к 2/3, изменено направление точек в правом нижнем углу, нестыковки линий и точек пересечений). Пофрагментарная стратегия копирования. При копировании сложной фигуры лист, на котором выполнялся рисунок, переворачивает из вертикального положения (предложенного психологом) в горизонтальное. При возврате листа психологом в вертикальное положение, при копировании наклонял и поворачивал голову. Темп выполнения задания - невысокий. После возвращения ребенком листа вновь в горизонтальное положение - темп деятельности увеличился.

Копирование проекционных изображений («дом»). При копировании проекционного изображения отмечается ряд сложностей:

- метрические ошибки (несоответствие величин отдельных элементов рисунка).

- рисунок располагает с правой стороны листа, при этом из-за недостатка места на листе не дорисовывается правая часть рисунка-образца. Левая половина листа, на котором выполняется рисунок, остается не задействованной.

Складывание разрезных картинок - справляется со складыванием картинки из 4 частей (разрезанных под углом в 90о и углом в 45о). Складывание картинок из 6 неравных частей вызывает трудности: стратегия выполнения – метод «проб и ошибок», не всегда замечая ошибки. При складывании необходима была помощь взрослого в организации деятельности и контроле правильности выполнения задачи.

Слуховой гнозис. Пробы на восприятие и воспроизведения простых ритмов сложностей не вызвали (определяет точное количество ударов в одиночных «пачках» и серии «пачек», воспроизводит простые ритмы по слуховому образцу, воспроизводит ритмы по инструкции). Отмечались легкие затруднения при воспроизведении акцентированных ритмов, однако сложность обусловлена кинетическим фактором организации движений.

Память

Слухоречевая память:

- воспроизведение 2х групп слов (дом-лес-кот и ночь-игла-пирог). Полное воспроизведение 2х групп слов со 2 пробы. После интерференции воспроизводит 5 слов из 6. При этом вместо слова «кот» воспроизводится слово «кошка». Последовательность слов при воспроизведении следующая: дом - кошка (забыл что еще тут было), пирог-игла - ночь.

- воспроизведение рассказа – пересказывает лишь основные факты, при наводящих вопросах воспроизводит практически все детали рассказа.

Зрительная память:

- запоминание невербальных стимулов (5 стимулов) - воспроизведение после 2х предъявлений, при этом наблюдается искажение 2х эталонных образцов: 1 метрическая ошибка – не соблюдено расстояние и размер линий в одной фигуре; стойкое игнорирование одной из частей при воспроизведении другой фигуры.

После интерференции воспроизведение 5 фигур с теми же ошибками, что и при непосредственном воспроизведении.

Речевые функции:

Автоматизированная речь – пробы на перечисление дней недели, месяцев, времен года, счёт от 1 до 10 сложностей не вызвали.

Фонематический слух – пробы на повторение звуков, слогов, слов сложностей не вызвали.

Речевая артикуляция и кинетика – пробы сложностей не вызвали.

Номинативные процессы – пробы сложностей не вызвали

Понимание сложных логико-грамматических конструкций. Сложности с пониманием квазипространственных конструкций («бочка перед ящиком», «бочка за ящиком», «спичка перед коробком», «спичка за коробком»), хотя ошибок при определении времен года и дней недели не допускает.

Построение самостоятельных речевых высказываний – спонтанная речь развернутая. Поддерживает тему разговора, отвечает на вопросы. При описании сюжетных картинок – предложения простые, речевые высказывания касаются перечисления отдельных фактов сюжета.

Чтение:

Прочтение простых и наложенных букв сложностей не вызвало.

При чтении рассказа допускал ошибки в словах (замена некоторых букв, не прочитывал слово до конца, а «угадывал» его). Чтение монотонное, без смысловых ударений, что влияет на понимание прочитанного (рассказ «Галка и голуби» воспроизведен только с наводящими вопросами).

Счет:

Выполняет простые счетные операции, задачи в одно действие решает легко, задачу в 2 действия решает в одно.

Интеллектуальные функции:

Скрытый смысл в сюжетной картинке видит. Понимает нелепость изображения в «Нелепице» и сразу дает пояснение.

4-й лишний вербальный и невербальный – правильно определяет лишний предмет, однако затрудняется в подборе обобщающего понятия для других. Нужны дополнительные наводящие вопросы.

Простые аналогии – задание доступно.

Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом - доступно, сложностей не вызвало.

Характеристики внимания. Произвольность внимания зависит от степени утомления. Требуется переключение внимания на другие виды деятельности, при утомлении темп выполнения заданий падает.

Корректурная проба – задание выполняет целенаправленно, старается, на 3-ей минуте выполнения задания начал обращаться к образцу. Утомление наступает на 2,5 минуте (начинает зевать, отвлекаться на разговоры, интерес к заданию падает).

Эмоционально-личностные особенности. В момент обследования ведет себя спокойно. Эмоциональные реакции адекватны. Эмоциональной включенности в происходящее не наблюдается. Мотивация избегания неудач. Уточнял, на оценку ли выполняются задания и не контрольная я ли это. При просьбе выполнить задания правой рукой, предупреждает, что он – левша, у него не получится. При пересказе так же предупреждает, что все дословно не перескажет.

Рекомендации психолога:

Коррекционно-развивающая работа, основанная на нейропсихологичеком подходе (методика замещающего онтогенеза) – развитие межполушарного взаимодействия, работа по развитию пространственных представлений, произвольного внимания, мыслительных процессов, функций контроля.

При организации учебной деятельности - индивидуальный подход. Необходимо учитывать: низкий темп деятельности, умственной работоспособности, несформированность функций контроля. Для успешного выполнений учебных задач необходима смена видов деятельности при утомлении, организация внешнего контроля деятельности со стороны учителя. Рабочее место должно находиться в поле зрения педагога. Опора на слуховое восприятие, слухоречевую и зрительную память.

Создание ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности.

Соблюдение распорядка дня, режима «труда и отдыха».

Обеспечение неврологического здоровья.

 

 

Дата обследования

 

 

Психолог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: