«Почему ребенку нужна игра?»
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку?
Игра – потребность детского организма. Игра представляет значительную часть жизни ребенка. Через игру он получает опыт. В игре ребенок обогащается и постепенно учится видеть все многообразие окружающего его мира.
В игре ребёнок развивается, приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать.
Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, осваивает опыт человеческой деятельности.
Роль игры, к сожалению, недооценивается многими родителями. Их беспокоит, что на игры у детей уходит много времени. Ребенок во время игры может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Пусть лучше слушает сказки, занимается или играет в развивающие компьютерные игры.
Нужно понимать, что такая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка.
Настоящие детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, города из конструктора по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры.
Игровая деятельность проходит длинный путь развития.
Ранний возраст (от 0 до 3лет)
Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, в ходе овладения предметными действиями. Ребенок, манипулируя с игрушками, сам или с помощью взрослого обнаруживает некоторые ее свойства (мячик подпрыгивает, катится, он упругий и гладкий). Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушками, связанные с их физическими свойствами (вкладывают один предмет в другой, катают, двигают, стучат, ударяют одним о другой, чтобы услышать звук, и прочее). Мотив такой предметно-игровой деятельности заключается в получении результата игрового действия: мячик можно оттолкнуть или приблизить к себе.
Затем у ребенка возрастает потребность в совместной со взрослым деятельности. Малыш наблюдая мир взрослых, выделяет их действия. Приобретенный опыт переносит на действия с игрушками. Ложкой кормит и кукол, и мишек, и машину, и лошадку. Предмет приобретает разные несвойственные ему функции. Начало игры – игровое отношение к предметам.
Дошкольный возраст (от 3 до 7лет)
В возрасте 3 лет появляется сюжетно-отобразительная игра. Деятельность ребенка в репликах, в действиях. Ребенок при этом один играет с различными игрушками. Игрушки представляют собой доктора и больных, у них появляются дети и родители, хотя дети еще не выделяют отношения между ними. Но в подобной игре игрушки уже начинают изображать особенности реального человеческого поведения.
Позже появляется самая сложная форма игры – сюжетно-ролевая. Её сложность в том, что в ней принимают участие несколько детей, причем каждый исполняет свою роль. Взаимоотношения между играющими могут происходить как в реальном, так в сюжетном, воображаемом плане. Я – врач, а ты – больной. Но ты тоже хочешь поиграть с фонендоскопом, и мы меняемся ролями: ты – врач, я – больной.
В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно.
Развитие познавательной сферы. | В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игрыпроисходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. |
Физическое развитие. | В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма. |
Развитие речи и коммуникативных навыков. | В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила. |
Развитие эмоциональной сферы. | В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры«прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации. |
Игра - вид детской деятельности, которая используются взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников.
Все психологи единодушно утверждают: без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является ведущей деятельностью.
Таким образом, игра является для ребенка отражением жизни и ведущим видом деятельности. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Все психологические новообразования ребенка берут начало в игре. В процессе игры ребенок развивается физически, психически и личностно.
Источник:
1. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-znachenie-igry-v-zhizni-rebenka.html
2. Игра дошкольника. [Текст] / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под. ред С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.