СОВРЕМЕННАЯ СФЕРА КУЛЬТУРЫ




 

 

 

Под менеджментом по­нимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функцио­нирование самых различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значи­мую деятельность. Менеджмент имеет ме­сто практически во всех сферах жизнедея­тельности общества (коммерческом и не­коммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активно­сти и т. д.). Технология, т. е. конкретные способы осуществления менеджмента, за­висят от социально-экономического раз­вития общества и конкретной сферы, ин­формационного обеспечения, действующе­го законодательства и целого ряда других факторов.

О культуре мы будем говорить в двух планах. Во-первых, в широком смыс­ле, как о способе бытия человека в каче­стве социального существа, как о системе внегенетического наследуемого социального опыта. В этом плане культура образует материальную и духовную среду, способствующую формированию и возвышению чело­века.

Во-вторых, в узком - «отраслевом» смысле, как о конкретной сфере жизни общества (сфера культуры), включающей сохранение и использование культурно­- исторического наследия (музейное, библиотечное и ар­хивное дело, национальные и местные традиции, празд­ники и т. д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно ху­дожественную) деятельность, исполнительство, концер­тную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, инфор­мация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.).

Деятельность в сфере культуры осуществляется орга­низациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, му­ниципальными, частными, общественными организаци­ями) и формы собственности, а также частными лицами.

В наше время культура и сфера культуры имеют от­ношение к деятельности любых организаций (не только сферы культуры) и менеджменту ими и в них. Современный менеджмент, очень тесно сотрудничает с учреж­дениями сферы культуры: широкое развитие спонсорства, благотворительности, других форм связей с общественностью неосуществимы без такого сотрудничества.

Рассмотрение ме­неджмента в сфере культуры представляет особый ин­терес.

Во-первых, потому что в его технологическом содер­жании раскрывается все богатство менеджмента вооб­ще.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная осо­бенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимуще­ственно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спон­сорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятель­ство — нарастание требований к менеджментной компе­тентности специалистов и работников социально-куль­турной сферы. Переход от сугубо административно-рас­пределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования струк­тур к финансированию программ, к конкуренции за бюд­жетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность все это радикально меняет требования к профессионализму ме­неджера в социально-культурной сфере. Теперь он дол­жен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалис­том, короче говоря — быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на преслову­тую «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот — в его рас­ширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую, так и коммерческую (платные услуги) как местного, так и международного масштаба.

Общность проблем и интересов современного бизнеса и сферы культуры обусловлены не только их технологи­ческим содержанием. Сами эти технологические особен­ности обусловлены глубоким и принципиальным обстоя­тельством.

Социально-культурная сфера не должна, да и уже не может существовать и развиваться как сфера исключи­тельно государственных интересов. Привлечение внебюд­жетных источников финансирования, все более активное сотрудничество социально-культурной сферы с финансо­вым, промышленным и торговым капиталом, обществен­ными движениями и организациями - одно из необхо­димых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, раз­вития культурной жизни.

Но и бизнес заинтересован в сотрудничестве с соци­ально-культурной сферой отнюдь не меньше, чем она в нем. Формирование и продвижение имиджа и репута­ции фирмы, спонсорство, патронаж и благотворитель­ность, работа с персоналом, расширение сотрудничества, даже рекламные кампании и акции по стимулированию продаж - все это просто неосуществимо без проведе­ния праздников, конкурсов, выставок, культурных про­грамм, т. е. без обращения к социально-культурным технологиям, а то и прямого сотрудничества с соответ­ствующими организациями и учреждениями социаль­но-культурной сферы.

Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» - предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Толь­ко общество, в котором сложились и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов - по возможности независимо от государства.

Можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного обще­ства:

(а) Прямой вклад сферы культуры в экономику:

• Сфера культуры и искусства создает конкретные ра­бочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потен­циалом, осуществляет непосредственный вклад в раз­витие экономики конкретного региона.

• Культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии раз­влечений.

(б) Прямое социальное влияние:

• Культура и искусство обеспечивают социально-зна­чимые виды деятельности, организацию отдыха, по­зитивно влияют на сознание людей, отношения меж­ду ними, способствуют духовному развитию личнос­ти и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.

• В элитарной, массовой культурах, андерграунде пред­лагается разнообразие возможных образцов и моде­лей социального поведения.

(в) Косвенное экономическое влияние:

• Культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые цен­ности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой де­ятельности.

• Такие современные технологии бизнеса и менедж­мента, как реклама, publicrelations, работа с персо­налом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, не­возможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотруд­ничества с учреждениями и организациями сферы культуры.

• Взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим ме­ханизмом и инструментом формирования гражданс­кого общества, способного к саморазвитию.

• Культура и искусство повышают ценность окружаю­щей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материаль­ной среды производства и отдыха.

(г) Косвенное социальное влияние:

• Культура и искусство обогащают социальную среду, пропитывая ее различными привлекательными собы­тиями.

• Они выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, стимулируют творче­ство, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения.

• Культура и искусство — коллективная память обще­ства, неисчерпаемый источник культурно-историчес­кого наследия и творческих идей для будущих поко­лений.

• Они улучшают и разнообразят жизнь, повышают сте­пень социализации личности, способствуя профилак­тике и сокращению девиантного и асоциального по­ведения.

• Велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.

• Возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе —с использованием со­временных технологий.

С учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать, что культура является систе­мообразующим фактором консолидации и развития об­щества в национальном и региональном масштабе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: