Ольга Юрьевна Гигина
Веблен Торстейн
Гуру менеджемента –
текст предоставлен правообладателем www.iprmedia.ru https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=173842
«Самые богатые люди современности»:
Аннотация
Статья из цикла «Гуру менеджмента», посвященного теоретикам и практикам менеджмента, в котором отражается всемирная история возникновения и развития науки управления.
Многие из тех, о ком рассказывают данные статьи, сами или вместе со своими коллегами стояли у истоков науки управления, другие развивали идеи своих В предшественников не только как экономику управления предприятием, но и как психологию управления человеческими ресурсами. В любом случае без работ этих ученых невозможно представить современный менеджмент.
В статьях акцентируется внимание на основных достижениях «Гуру менеджмента», с описанием наиболее значимых моментов и возможного применения его на современном этапе. В каждой статье содержится их биографическая справка.
Ольга Юрьевна Гигина
Веблен Торстейн (Veblen, Thorstein Bunde)
Американский экономист, социолог и публицист
Веблен – основоположник институционализма, одного из направлений современной науки политической экономии. Сторонник социального дарвинизма, подразумевающего развитие и смену формаций человеческого общества согласно законам естественного отбора. Особую роль в развитии общества отводил технической интеллигенции. Идеи Веблена стали основой различных теорий технократии (власть технической интеллигенции).
Взгляды Веблена сформировались под влиянием трудов Дарвина, Маркса, У.Самнера, Дж. Кларка, Дж. Ст. Милля, И.Канта.
На русский язык переведена наиболее масштабная работа Т.Веблена «Теория праздного класса» (1984 г.).
|
Историзм в подходе Веблена
Во всех своих работах Веблен указывал, что в экономической науке обязателен исторический подход. Он считал, что экономическая наука должна быть исследованием реальной истории цивилизации. Для этого необходимо изучать экономические и общественные институты, их зарождение и изменение на протяжении всего их существования и до настоящего времени.
Такой исторический подход Веблен реализует в своих работах, где уделяет много внимания истории развития человеческого общества. Подобный подход обеспечивает последовательный анализ всех произошедших изменений.
В прошлом Веблен стремился найти истоки зарождения основных общественных институтов и противоречий в обществе настоящего времени.
В «Теории праздного класса» и других работах Веблен делит историю человеческой культуры на четыре периода или стадии: 1) миролюбивая доисторическая, 2) хищническая, 3) квазимиролюбивая стадия (стадия соперничества в денежной сфере), 4) миролюбивая экономическая стадия.
Вторую и третью стадии Веблен объединял в эпоху варварства. Такое дробление на периоды во многом схоже с периодизацией, изложенной в известном труде Л. Моргана «Древнее общество».
На ранней стадии социального развития, когда общество ведет мирный и оседлый образ жизни, экономическое соперничество между членами одной группы происходит в сфере трудовой деятельности.
Затем происходит переход от миролюбивой стадии к стадии хищничества. В это время– добыча и трофеи начинают восприниматься как доказательство превосходство их обладателя над остальными членами общества. В обществе начинается конкурентная борьба, начинают высоко цениться результаты этой борьбы. Почетным становится получение материальных предметов путем захвата, агрессии. Все же, что получено с помощью производительного труда, считается недостойным.
|
Образовавшиеся различия между «доблестной» деятельностью (приобретением посредством захвата) и производственной занятостью вызывают зависть одних членов общества по отношению к другим. Труд получает пренебрежительное отношение, производственная деятельность начинает восприниматься как обременительное и недостойное занятие, которым вынуждены заниматься низшие слои общества.
В эпоху варварства, по мнению Веблена, закладывались основы социального поведения и обычаев, из которых возник стяжательский тип экономического поведения представителей праздного класса.
Таким образом, Веблен противопоставляет два типа общественного устройства и два исторически противоположных типа экономического поведения: производительный (характерный для низших классов) и стяжательный, праздный (характерный для высших классов).