Технологическая карта по русскому языку
УЧИТЕЛЬ: Подлевских Т.
ПРЕДМЕТ: Литература
КЛАСС: 6
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:
ТЕМА: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)
ЦЕЛЬ: обобщение и систематизация знаний в рамках темы «Уроки французского» В.Г. Распутина.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Уроки французского» В.Г. Распутина в форме творческой мастерской по созданию книги;
Развивающие: создать условия для развития навыка работы с лингвистическими словарями, публицистической статьей и художественным текстом;
помочь в формировании способности комплексного применения знаний и способов деятельности на практике;
способствовать развитию ассоциативного мышления, монологической и диалогической речи учащихся;
Воспитывающие: закрепление нравственных понятий, которым необходимо следовать в собственной жизни;
попытаться раскрыть содержание понятия «духовные ценности».
ТИП УРОКА: комбинированный.
ВИД УРОКА: урок-практикум
ТЕХНОЛОГИЯ: творческая мастерская, проектное, коллективно-ориентированное обучение.
ФОРМЫРАБОТЫУЧАЩИХСЯ: индивидуальная, фронтальная, групповая.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУРОКА:
- Регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им, адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.
- Коммуникативные УУД: участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции, владение монологической и диалогической формами речи; учитывать разные мнения; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; уметь задавать вопросы; вступать в диалог.
|
- Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2013.
ОБОРУДОВАНИЕ: текст В.Г.Распутина «Уроки французского», интерактивная доска, обычная доска, ноутбук.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока, время этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и компетентности |
Организационный момент. | Приветствие обучающихся, настраивание их на позитивную работу. Проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя, погружение в рабочую атмосферу, самоконтроль настроения. | Личностные УУД:формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. |
Мотивационно-ориентировочный этап | Дорогие ребята, сегодня на уроке мы будем говорить с вами о таком важном проявлении человеческих отношений, как забота людей друг о друге, его по-другому можно назвать искренним стремлением к осуществлению блага. Давайте обратимся к эпиграфу урока. Мы не зря выбрали эпиграфом слова академика Д.С.Лихачева. Он является автором книги «Письма о добром и прекрасном». Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов. Этот умнейший человек всем нам дает советы, которые касаются всех сторон нашей жизни. | Ученик читает эпиграф к уроку: Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Д.С.Лихачев. | - Регулятивные:ориентироваться в своей системе знаний. - Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строить небольшие монологические высказывания, формулировать и аргументировать своё мнение в коммуникации. - Познавательные: умение анализировать, развивать внимательность и усидчивость, строить логическую цепь рассуждений. |
Оперативно-исполнительный этап | Сегодня у нас особый урок, так как работает творческая мастерская. С её работой познакомит наш главный мастер. Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»? На основе сделанных записей расскажите, как вы понимаете значение слова «доброта»? Статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты». Обращаемся к этой статье. Выделяем из статьи законы доброты Распутина. Какова основная идея этой статьи? Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина в повести «Уроки французского». «Уроки французского» - это уроки доброты. Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой) – так задан нравственный ориентир в творчестве этого писателя. Рассмотрите рисунки. Выберите из вариантов обложки тот, который мы поместим в нашей книге, а остальные будут представлены в разделе иллюстраций. Работы иллюстраторов представляет один из авторов. Выскажите свое мнение о работе отдела оформителей и иллюстраторов. Настоящая доброта бескорыстна. Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения В.Г. Распутина «Уроки французского». | Ученик (главный мастер) знакомит остальных с работой мастерской: В нашей мастерской 3 отдела. Каждый из нас проводил исследование в выбранной области. Мы проделали большую исследовательскую работу… Многие работали в библиотеках. Оформители трудились над элементами книги, художники рисовали иллюстрации. А сегодня мы собираем результаты нашего труда воедино. Мы думаем, что в конце урока у нас получится книга, которую мы назвали «Книга о доброте». Мы её передадим в кабинет русской литературы. А теперь слово передаем лингвистическому отделу. Лингвистический отдел: -Доброта -Щедрость -Бескорыстие -Отзывчивость -Расположение к людям. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Словарь Ожегова) Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе. (раздаются листы с этой статьей). «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.» «На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать),а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.» «И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия» - Только следуя законам доброты, можно победить зло. Художественный отдел: Оформители знакомят со своими вариантами обложки, форзацев, шмуцтитулом. Учащиеся остальных групп участвуют в обсуждении. Понравившиеся работы авторы помещают в книгу. Иллюстраторы комментируют свои работы. Литературоведческий отдел: Творческие работы учащихся по рассказу В.Г.Распутина: - стихотворения, сочинения (Каждый ученик представляет свою работу, а остальные выбирают для книги понравившиеся работы). | - Регулятивные:ориентироваться в своей системе знаний. - Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строить небольшие монологические высказывания, формулировать и аргументировать своё мнение в коммуникации. - Познавательные: умение анализировать, развивать внимательность и усидчивость, строить логическую цепь рассуждений. |
Рефлексивно-оценочный этап Подведение итогов урока. Рефлексия. | Ребята, оцените работу каждого отдела и свои отзывы прикрепите к таблице. | Коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Подчеркивание положительных моментов, выявление причин имеющихся недостатков. Ученики вручают получившуюся книгу учителю, читают аннотацию. | Регулятивные:уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; контроль и оценка процесса результатов деятельности. - Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли с полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения. - Познавательные: уметь проводить обобщение; рефлексия способов и условий действия. |
|
|