- Общая характеристика литературы во времена принципата Августа.
- Характеристика деятельности кружка Мецената.
- Творчество Публия Вергилия Марона.
- Четвертая эклога Вергилия.
- Вергилий и Гесиод: поэма Вергилия «Георгики» (традиция и новаторство).
- Поэма Вергилия «Энеида» как историко-мифологический эпос (исторические и мифологические герои, судьба рода Юлиев, судьба Рима).
- Творчество Квинта Горация Флакка.
- «Сатиры» Горация (определение жанра, тематика, идеи).
- Ода Горация «Памятник» в истории русской литературы.
- «Послание к Пизонам» («Поэтика») Горация (о поэтическом произведении, о драме, о поэте).
- Творчество Секста Проперция.
- Римская любовная элегия и Проперций.
Литература
- Вергилий. Энеида (2, 4, 6 книги).
- Вергилий. Буколики. Георгики (по хрестоматии).
- Гораций, Проперций (по хрестоматии).
- Тронский И.М. История античной литературы. Ч. II. Р. 7. Гл. 1, § 1 – 6.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики (Ранний эллинизм). М., 1979. С. 7 – 433.
- Бонди С. О Пушкине. М., 1983. С. 442 – 477.
Тема 7
Французский героический эпос. «Песнь о Роланде» (2 часа)
Студентам предлагается по литературоведческим словарям и энциклопедиям уяснить для себя понятие эпоса, его стадиальные формы. Предлагается провести сопоставление мифологического эпоса античности с героическим эпосом зрелого средневековья. В форме интерактивного опроса выясняются исторические особенности средневековой Франции времен Каролингов и эпохи крестовых походов в целом. Анализируется система образов «Песни о Роланде» как выражение основных противоречий эпохи. В заключение предлагается творческоезадание на определение специфики рассматриваемого памятника в истории литературы о войне.
|
«Песнь о Роланде» - один из блестящих образов европейского героического эпоса. Интересно исследовать этот памятник литературы XII века под углом средневекового миросозерцания, уникальной эстетической системы, созданной в ту эпоху. Так, вопрос об идейном содержании поэмы следует связать с многослойностью средневекового сознания, вбиравшего в себя в качестве компонентов народные идеалы, черты феодально-аристократического мировоззрения, христианскую идеологию, установить соотношение этих пластов в произведении. Размышления об образах «Песни» приводят к выводу о преобладании общего, типического над частным, индивидуальным. Специфические формы типизации следует объяснять с учётом средневековой концепции личности и влияния народного творчества.
План
1. Общие черты героического эпоса Зрелого Средневековья. Его отличия от более ранних форм эпоса.
2. Историческая основа “Песни о Роланде”. Время её создания. Причины отклонения от подлинных исторических событий в поэме. Идейное содержание поэмы.
3. Система образов в поэме и характеристика основных образов.
4. Эпический мир “Песни о Роланде” и способы его создания(пространство и время, гиперболизация, параллелизм,фантастика). Стилевые особенности поэмы.
5. Проблема авторства “Песни о Роланде”.
Список рекомендуемой литературы
1. Песнь о Роланде (в полном объёме)
2. Смирнов А.А. Старофранцузский эпос и “Песнь о Роланде” // Песнь о Роланде. М.,Л., 1964.
3. Мелетинский Е.М. Героический эпос// История всемирной литературы: В 9т. М.,1984. Т.2. С.516-522.
|
4. Смирнов А.А. Кто был автором “Песни о Роланде”? // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М., 1965. С.67—77.
5. Нартов К.М. Зарубежная литература в школе. М.,1976.С.26—39.
Самарин Р.М. “Песнь о Роланде” и проблема литературного анализа //Самарин Р. М. Зарубежная литература. М.,1987. С.17-34.
Тема 8
«Божественная комедия» Данте Алигьери (2 часа).
Студентам предлагается ознакомиться с первой частью «Божественной комедии»— «Ад». В ходе занятия анализируется социокультурная и геополитическая ситуация в Италии 13—14 вв. (в форме интерактивного опроса). Рассматривается проблема языка в Средние века вообще и в средневековой Италии, в частности. Анализ «Божественной комедии» проводится в форме комментированного чтения. Студентам предлагается подразделить образы дантовского Ада на «публицистические» («документальные») и мифологические, сопоставить их структурные особенности. Занятие заключает сообщение «Данте в русской культуре» с последующим обсуждением.
План
1. История создания поэмы.
2. Жанровые и композиционные особенности “Божественной комедии”.
3. Архитектоника дантовского ада. Философско-аллегорический смысл поэмы.
4. Средневековые образы и представления. Их место в художественной системе “Божественной комедии”
5. Античность в поэме.
6. Особенности дантовского реализма:
а) пристальное внимание к земной жизни;
б) реалистичность фантастики;
в) реальность, выразительность образов;
г) страстная субъективность поэта;
д) народность языка Данте.
Список рекомендуемой литературы
|
1. Данте. Божественная комедия. Часть 1. Ад/ Пер. М. Л. Лозинского
2. Голенищев-Кутузов.Н.И. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971. С.248-281, 285-313.
3. Дживелегов А.К. Данте Алигьери. М., 1946. Гл.7.
4. Данте и всемирная литература. М.,1967. С.9—15, 45—59, 85—95.
5. Елина Н.Г. Данте. М.,1965. Гл 6—7.
6. Баткин Л.М. Данте и его время. М., 1965. Гл.4.
ИНДЕКС ТЕРМИНОВ
антропоморфизм ателлана афинский театр (скена, театрон, орхестра) аэд буколики Вторая софистика гекзаметр дидактические exempla дифирамб древнегреческая лирика идиллия историография Каролингское Возрождение катарсис койне комедия контаминация крито-микенская цивилизация культ Прекрасной Дамы куртуазная литература латинская литература Средних веков мелос (сольный, хоровой) мимесис миф (фабула, сюжет) мифология неотерики ойкумена ораторская проза | паллиата перипетия принципат Августа рапсод риторика рифма рыцарский роман сатира сатировская драма смеховая культура софист трагедия трубадур фаблио философская проза философский трактат шванки элегический дистих элегия эллинизм эллинистическая культура эпиграмма эпос героический (гомеровский) эпос Западной Европы эпос дидактический эпос аллегорический эпос животный ямбография |
Вопросы для коллоквиума «Античная мифология»
- Природа и классификация греческой мифологии.
- Происхождение человека.
- Происхождение мира и богов.
- Прометей.
- Титаны.
- Олимпийские боги.
- Аполлон и Дионис.
- Деметра и Персефона.
- История человечества.
- Троянский цикл (начало войны).
- Троянский цикл (конец войны).
- Геракл.
- Подвиги Геракла.
- Орфей.
- Тезей.
- Агамемнон и Орест.
- Персей.
- Одиссей.
- Этиологические мифы в «Метаморфозах» Овидия.
- Новые боги эллинизма: Кибела, Тиха.
- Фиванский цикл мифов.
- Аргонавты.
- Мифы о возвращении с троянской войны (кроме Одиссея).
- Легенды об Энее.
- Легенды Древнего Рима.
ВОПРОСЫДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Античная комедия».
- Проблема в комедии Аристофана «Облака».
- Авторское решение проблемы в комедии «Облака».
- Основная проблема в комедии Аристофана «Лягушки».
- Решение основной проблемы в комедии Аристофана «Лягушки».
- Проблема в комедии Теренция «Братья».
- Решение основной проблемы в комедии Теренция «Братья».
- За кем отправился в комедии Аристофана «Лягушки» бог Дионис в подземное царство и почему?
- Кого вывел в конце комедии «Лягушки» бог Дионис из подземного царства и почему?
- Воплощение идей демократии в комедии Менандра «Брюзга».
- Пролог в комедии «Братья» Теренция.
- Тема комедии Плавта «Менехмы» (или «Горшок»).
- Объясните название комедии Менандра «Третейский суд».
- Объясните название комедии Аристофана «Лягушки».
- Объясните название комедии Аристофана «Облака».
- Роль хора в комедии Аристофана «Облака».
- Опишите начало комедии Менандра «Третейский суд».
- Участники агона в «Облаках» Аристофана?
- О чем спорят Правда и Кривда в «Облаках» и кто побеждает?
- Содержание парабасы в «Лягушках» Аристофана.
- Содержание парабасы в комедии Аристофана «Лягушки».
- Роль хора в «Брюзге» Менандра.
- Как Плавт нарушает театральную иллюзию?
- Образы поэтов в комедии Аристофана «Лягушки».
- Образ парасита в «Менехмах» Плавта.
- Опишите образ Диониса в комедии «Лягушки».
- Образ Габротонон в «Третейском суде».
- Образ влюбленного юноши в «Брюзге» Менандра.
- Образ Баллиона в «Псевдоле» Плавта.
- Старшие братья (имена и образы) в комедии Теренция «Братья».
- Младшие братья в комедии Теренция «Братья».
- Какой образ в комедии Плавта «Псевдол» стал вечным комедийным образом?
- Образ девушки в комедии «Брюзга» Менандра.
- В каких античных комедиях встречается маска повара»
- Исторический Сократ.
- Образ Сократа в комедии «Облака».
- Охарактеризуйте образ Псевдола у Плавта.
- Опишите портрет Псевдола.
- Образ Кнемона у Менандра.
- Маска влюбленного юноши в комедии «Псевдол» (имя и характеристика).
- В какой комедии есть образ лекаря?
- Образ интригана в «Менехмах» Плавта.
- Образ Стрепсиада в комедии Аристофана «Облака».
- Чем занимаются ученики Сократа?
- Образ старика в «Псевдоле» Плавта.
- Образ Евклиона в комедии Плавта «Горшок», можно ли его назвать вечным?
- Образ Фидиппида у Аристофана.
- Образ раба в «Лягушках» Аристофана.
- Образ Онисима в комедии «Третейский суд».
- Понятие комического.
- В какой комедии есть литературная пародия?
- Сатирический образ в комедии «Облака».
- Комический образ в комедии Аристофана «Облака».
- Пример путаницы в комедии Теренция «Братья».
- Пример комической ситуации в «Брюзге» Менандра.
- Пример буффонады в «Горшке» Плавта.
- Пример буффонады в «Лягушках» Аристофана.
- Мифологические пародийные образы в «Лягушках» Аристофана.
- Пример материализованной метафоры в «Облаках».
- Образ шута в комедии «Лягушки» Аристофана.
- В каких комедиях есть элементы фантастики?
- Пример путаницы в комедии Плавта «Горшок».