- материалистический механицизм – мир есть космическая.
- Главная проблема – проблема гноесеологии.
- Деизм: Бог- перводвигатель, создал мир и мир дальше развивался по своим собственным законам.
Одним из основателей философии раннего Нового времени стал Френсис Бэкон (1561-1626), английский ученый и государственный деятель. Философские работы «Новый органон», «Новая Атлантида», «О принципах и началах».
Основным предметом философского осмысления сделал научное знание, в котором видел важнейшее средство решения многих проблем, и прежде всего, развитие промышленности. «Знание – сила» - подчеркивал Бэкон и в этом тезисе выражался сам дух философии и естествознания. «Пусть никто не надеется, что он сможет управлять природой или изменять ее, пока должным образом ее поймет и не узнает…»
1. философия должна быть опытной наукой, основанной на наблюдении. Значение науки состоит в ее способности прояснять глубокие связи и силы в природе, давать рекомендации по их овладеванию. Человек должен познавать природу, что бы властвовать над ней. Знания и могущество человека совпадают – «Знание-сила».
2. Бэкон предложил свою классификацию наук, существовавших в то время. Он выделял области знаний, соответствующие важнейшим способностям человеческой души. Он выделил области знаний, соответствующие способностям человеческой души - память (история), воображение (поэзия), рассудок (философия). Философия является обобщающим познанием, т.е. в ее предмет входят Бог, природа, человек. Физика, механикаполучают знания и применяют их на практике. Антропология изучает тело и душу человека, из взаимодействие с внешним миром. Логика изучает формы мышления и их роль в получении истинного знания.
3. Разработал учение об «идолах», «призраках», которые мешают получение достоверного знания. Они показывают противоречивость, сложность, запутанность процесса познания.
- «идолы рода», они обусловлены самой природой человека. Органы чувств либо искажают, либо бессильны дать реальные сведения о мире. Разум тоже бывает с изъянами, поэтому данные органов чувств и суждения ума требуют экспериментальной проверки.
- «идолы пещеры», это особенности человеческой психологии, физио-
логии, связанные с характером, особенностями духовного мира. Особенно большое
влияние оказывают эмоции. Чувства, эмоции, симпатии или антипатии к чему-
либо, «портят» его. (Идолы Пещеры – это если человек сидит в пещере
спиной ко входу, то на противоположной стене видит искаженное изображение,
тень реального мира).
-«идолы площади», «рынка» (где много людей). Они возникают в ходе общения людей и обусловлены разницей в понятиях, «неправильных» словах. Эти идолы ведут к спорам, могут запутать и увести с правильного пути.
-«идолы театра», они связаны со слепой и фанатичной верой в авторитеты, с некритическим восприятием чужых мыслей, что бывает и в самой философии. Это тормозит или даже сковывает научное познание.
4. Для правильного познания большое значение имеет метод («путь»). Метод – это
совокупность процедур и приемов, применимых для получения достоверного знания. Метод - это архитектура науки. Бэкон считал, что в научном познании основным должен быть опытно-индуктивный метод. «От частного к общему – так должен происходить научный поиск. В ходе экспериментов происходит накопление первичного эмпирического материала, затем анализ позволяет произвести мысленное рассечение и анатомирование предметов, и затем – вывод, он может стать основой для гипотез. Индукция ведет к формулировании аксиом.
Т.о., Бэкон считается родоначальником английского философского материализма и экспериментальной науки. Он считал, «Нет ничего в разуме, чего не было бы до этого в чувствах» - так звучит основной тезис сторонников эмпиризма.
Заложенную Ф.Бэконом традицию научной методологии продолжал французский философ и ученый Рене Декарт (1596-1650). Благодаря ему во многом произошло органичное соединение философии и естествознания раннего Нового времени. Рационалисты Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Т.к. восприятия и ощущения иллюзорны и опытные данные всегда сомнительны, а в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчетливые идеи.
Рене Декарт (1596- 1650). Работы «Размышления о первой философии», «Рассуждения о методе» и др. были посвящены раскрытию предмета философии, выявлению ее взаимоотношений с естествознанием. На первом месте была проблема метода научного познания и Декарт явился основателем аналитической геометрии и математической логики. Он был убежден в необходимости математизации научного знания и возведения математики в ранг Всеобщей Математики.
1.Считал, все науки взаимосвязаны. «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика (онтология), ствол – физика, а ветви – все прочие науки, главные из них медицина, механика и этика». Набольшую социальную пользу имеют частные науки («концы ветвей»), которые постигают «великую Книгу мира». Путь движения человеческого знания – это путь от самых общих положений физики, и далее к частным наукам. Главный двигатель научного поиска является математика.
2. Для науки большое значение имеет поиск правильного метода. В отличие от Бэкона, Декарт разрабатывал дедуктивный метод. Он должен быть основан на 4 основных правилах: 1- не принимать за истинное ничего, что не очевидно, избегать поспешности, предвзятости, проявлять здоровый скепсис, сомнение; 2 - мысленно анализировать вопрос на простые элементы и затем идти к осмыслению более сложных вопросов; 3 – идеи располагать в определенной последовательности, от простого знания к более сложному; 4 – научные сведения привести в систему, что бы иметь макси максимально полное знание о предметах.
3.Важно не забывать об интеллектуальном скепсисе (методологическом сомнении). Сомнению нужно подвергать и данные органов чувств и математические положения. Сомнение – важный признак мыслящего духа. «Я мыслю, следовательно, существую» - подчеркивал Декарт.
4.Так же важное место занимает интеллектуальная интуиция. Это ясный и внимательный ум, естественный «свет разума». Благодаря интуиции и становится возможной вся логическая цепь дедукции. Она должна быть непрерывной и сопровождаться ссылками на практический опыт и эксперимент.
5.Исследовал материю и ее важнейшие свойства: протяженность тел (пространство) и их карпускулярнсть. Движение он считал неотъемлемым свойством матери.
6. Декарту принадлежит гипотеза о развитии мира во времени, т.е. эволюции. Тем самым он проводил мысль о постепенном возникновении и изменении всего сущего. Бог создал материю и сообщил ей первоначальный толчок, после чего она пришла в хаотическое движение. А дольше мир развивался по законам механики. Сотворив мир, Бог сообщил ему движение и покой, сам же явился гарантом законов природы.
7.Дуализм – признание равнозначности материального и духовного начал. И в вопросе о человеке как единстве двух начал – материального и духовного. По мнению ученого, человек – есть «машина, которая будучи создана руками Бога, несравненно лучше устроена, чем любая другая машина.
Философское учение Декарта – картезиантство. Гегель подчеркивал, что Декарт сделал предметом глубокого научного исследования человеческую мысль как таковую. Главное – культ человека как существа разумного и деятельного. «Нет ничего в разуме, кроме самого разума».