Сфера переживаний и мотивации.




Карта особенностей основных сфер психической деятельности

В ходе проведенных обследований можно сделать следующие выводы:

1. Вегето-инстинктивные, психосоматические, резидуально-органические признаки состояния и расстройства.

На первый план выходят невыраженные, выраженные (подчеркнуть и дополнить) расстройства ритма сна и бодрствования, избирательность пищевого поведения..............

2. Особенности мимики (подчеркнуть и дополнить). Выражение лица: живое, заинтересованное, дурашливое, высокомерное, злое, надменное, обиженное, грустное, подавленное, с избеганием зри­тельного контакта, ребенок часто опускает голову, холодноватое, отчуж­денное, невыразительное, застывающий взгляд, амимичное, маскообраз­ное, заторможенное, с гримасами, с навязчивыми движениями

Основные сферы психической деятельности.

Сфера переживаний и мотивации.

На первый план выходят невыраженные, выраженные (подчеркнуть) рас­стройства поведения и эмоций, такие как: негативизм, демонстратив-ность, дурашливость, агрессивность, конфликтность, нерешительность, пониженный фон настроения, страхи, тревожность, обидчивость, плакси­вость, вспыльчивость, скованность, эгоистичность, эмоциональная отго­роженность, псевдоглухота, застреваемость, пресыщаемость..........

3.2. Когнитивная (умственная) сфера. На первый план выходят невы­раженные, выраженные (подчеркнуть) расстройства: избегание умствен­ных усилий, дефицит внимания; сниженная умственная работоспособ­ность; не понимание простых, сложных словесных инструкций; действия по сложному, простому наглядному образцу..............

3.3. Психомоторная сфера. На первый план выходят невыраженные, выраженные (подчеркнуть) расстройства, такие как гиперактивность, нарушения тонуса мышц, многоречивость, заторможенность

4. Нарушения активности (подчеркнуть и дополнить): для ребенка ха­рактерна нормальная, неустойчивая, сниженная, чрезмерно повышенная умственная активность; избегание (умственных) усилий; нормальная, неустойчивая, сниженная, чрезмерно повышенная (под­черкнуть) физическая работоспособность..............

5. Расстройства поведения и эмоций образуют у ребенка синдром-структуру (подчеркнуть и дополнить): 5.1. Оппозиционно-вызывающее поведение проявляется в ситуаци-

онно-личностных реакциях негативизма и демонстративности, конфликт-ности, вспыльчивости, агрессивности..............

5.2. Гиперактивное поведение включает в себя двигательную, речевую расторможенность, импульсивность, дефицит внимания...........

5.3. Тормозимый тип нарушенного поведения проявляется в ситуаци­онно-личностных реакциях заторможенности, нерешительности.........

5.4. Тревожные расстройства и страхи. У ребенка наблюдаются кон­кретные страхи, тревожность, скованность..............

5.5. Расстройство типа «зависимая личность». Преобладает нереши­тельность, податливость желаниям других людей. Присоединяется: тор-мозимость, обидчивость..............

5.6. Аутистический тип нарушенного поведения. Выраженность эмо­циональной отгороженности и псевдоглухоты, негативизма выше, чемд-ругих нарушений. Характерно присоединение дополнительных симпто­мов: тревоги, эгоцентричности и эгоизма..............

5.7. Эмоционально неустойчивое расстройство личности проявляет­ся в обидчивости, конфликтное™..............

К основному расстройству присоединяются: агрессивность, дурашли­вость, речевая расторможенность, страхи, тревога (подчеркнуть и до­полнить)..............

5.8. Застревающее, ригидное расстройство личности. Включает в себя застреваемость, негативизм, тревожность как склонность к сомнениями осторожности, чрезмерную добросовестность, педантичность, навязчи­вость в действиях..............

5.9. Депрессивное расстройство. Пониженное, подавленное настрое­ние; утрата интересов; сниженная способность получать удовольствие; безрадостность; сниженная физическая работоспособность К основному расстройству присоединяются: нерешительность; обидчи­вость; слезливость; неуверенность в себе; заниженная самооценка; на­рушения сна; сниженный аппетит..............

6. Количественно-временные признаки расстройства. Длительность основного (ных) расстройств(а) (5.1. - 5.9)........................

Состояние продолжается от 30 мин до 1.5 часа, 2-3 месяца, более 6 меся­цев, наблюдается иногда, часто, почти всегда, непрерывно (подчеркнуть). Чередуется с другими состояниями и расстройствами................

.......................... длительностью от 1-2-10-15-30......минут, иногда, часто, периодически, приступообразно, почти всегда....

7. Помощь в преодолении состояний (подчеркнуть и дополнить).

Ре­бенку необходима помощь в преодолении состояний упрямства, оппози­ционного, вызывающего, агрессивного поведения, эмоциональной неус­тойчивости, обидчивости, дурашливости, пониженного настроения, за­висимого, нерешительного поведения, тревожности и страхов, застревае-мости, заторможенности.............

Помощь взрослого необходима иногда, часто, непрерывно (подчеркнуть и дополнить) в виде стимуляции гуманных чувств, ориентации на со­стояние другого, переключения на иное состояние, стимуляции поло­жительных эмоций и чувства юмора, телесного контакта, осознания осо­бенного или нарушенного поведения ребенком.

8. Осознанность и критичность к особенному или нарушенному по­ведению у ребенка (подчеркнуть и дополнить). Ребенок испытывает чувство неловкости, вины, соглашается, что «поступил плохо», но про­должает себя вести также, критика снижена иногда, часто, почти всегда

9.. Особенности речевого поведения. Ребенок использует, не ис­пользует (подчеркнуть) речь как средство общения, установления контакта с другими, аргументации, рассуждения..............

В речи использует: нечленораздельные звуки, слова «не хочу - не буду», «отстань», «не знаю»............. отказывается отвечать на вопро­сы, повторяет слова и фразы, переспрашивает, говорит громко, быстро, тихо, медленно, невыразительно............................

10. Особенности реагирования, реактивность и импульсивность (под­черкнуть и дополнить). Для ребенка характерны реакции: на ограниче­ние, на необходимость согласования совместных действий с другими детьми; порицание, отрицательное, положительное подкрепление, но­визну; на присутствие других, стимуляцию положительных эмоций, мо­тивацию соревнования-соперничества, телесный контакт.

Реакции адекватны, неадекватны, парадоксальны раздражителю (подч-ть) Раздражители провоцируют у ребенка расстройства поведения, эмоций:

11. Направленность переноса, генерализации, отреагирования состоя­ния. Ребенок переносит состояние: на (через) предметное окружение, на взрослых, сверстников, животных, на себя...........

Ребенок: обвиняет в своих неудачах в других; считает себя добрым, а всех плохими; в состоянии раздражения портит имущество.............

12. Трудности социализации поведения и состояний.

Ребенок не подчиняет поведение нормам взаимоотношений с детьми и взрослыми, не выполняет требования, не соблюдает обязанности, не «держит слово»,проявляет безответственность (подчеркнуть и дополнить)

13. Признак социальной опасности, нежелательности состояния, на­рушенного поведения.

Для окружающих социально опасны и нежелательны следующие со­стояния ребенка (подчеркнуть и дополнить): агрессивность, протест, расторможенность, заторможенность, бездеятельность, тревожность, страх, эмоциональная отгороженность, обидчивость, конфликтность, застреваемость, эгоизм....................

Ребенок мешает организации занятий с другими детьми; ребенка нельзя оставлять одного; выводит из себя взрослых, других детей; оскорбляет других словами; бросается предметами; может разбить окно; портит иму­щество; становится объектом насмешек; теряет уважение сверстников; замыкается в себе; приучается манипулировать для получения выгоды, садится на шею взрослым..............

14. Тенденция к манипулированию. Ребенок использует............

состояние для получения: манипулятивной выгоды; того, что хочет; избегания ответственности............................

Для этого ребенок (подчеркнуть): плачем добивается своего; реакциями упрямства, отказа заставляет взрослого уступать, сдаваться под давлени­ем эгоистических требований; проявляет дурашливость для избегания ответственности; делает вид, что не понимает задание, что обижен; запу­гивает, обвиняет близких; ставит условия взрослым; говорит неправду..

15. Проявления и влияние состояния, нарушенного поведения и эмо­ций на успешность деятельности (подчеркнуть и дополнить) Расстройства дезорганизующие деятельность ребенка: агрессивность, про­тест, расторможенность, заторможенность, тревожность, страхи, эмо­циональная отгороженность, обидчивость, застреваемость, пресыщаемость, истощаемость............................

Расстройства дезорганизуют деятельность ребенка (подчеркнуть и до­полнить): учебную, общения, свободную, предметно-практическую, са­мообслуживания............

Расстройства: снижают желание действовать; способность к планирова­нию; целенаправленность, вариативность, совместность, согласован­ность действий; самоконтроль эффективности действий; переживание успешности действий и результатов............................

У ребенка:

обидчивость снижает настойчивость действий;

негативизм, эмоциональная отгороженность, дурашливость нарушают согласованность действий, эмоциональное принятие цели задания и дей­ствий, ответственность за результаты действий;

застреваемость, заторможенность, нерешительность снижают вариатив­ность действий;

вспыльчивость, гиперактивность снижают способность планирования и контроля учебных действий...........................

 

В результате наблюдения и обследования учащегося в течение учебного года отмечены следующие выраженные ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмо­ций.

АГРЕССИВНОСТЬ.

В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.

Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок тол­кает сверстника; походя, ударяет встречных; кусается; плюется.

Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит (слышит) взрослый.

Вербальная: ругается; говорит обидные, нецензурные слова.

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.

Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя: кусает себя; щипает себя; просит себя стукнуть еще раз.

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ.

В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово

НЕГАТИВИЗМ.

В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру.

Как отказы: отказывается даже от интересной для всех и себя деятель­ности. Вербальный: говорит слова «не хочу», «не буду», «нет».

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ.

В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии; падения с криками, ударами об пол в ответ на требования взрослого.

Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих

ОБИДЧИВОСТЬ (эмоциональная неустойчивость).

В мимике: недовольное выражение лица; часто плачет.

Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре, другой деятельности.

Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания, повы­шенный тон голоса

КОНФЛИКТНОСТЬ.

Чувствительность к провокации: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других.

Как эгоцентризм и недостаточность ориентации на состояние: не учитывает желаний и интересов сверстников; не учитывает замыслы, намерения других детей в совместной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками.

Как трудность переключения: не уступает игрушек

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТГОРОЖЕННОСТЬ.
Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уе­диниться.

Как эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помеще­ние и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружаю­щих.

Особенности речевого поведения: не использует речь как средство об­щения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, требование, хотя слышит и понимает содержание; не реагирует на переход с обычной речи на шепот­ную.

Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собе­седнику;

Особенности социальных эмоций: воспринимает людей как неодушев­ленные предметы; не ориентируется на эмоциональное состояние других людей

ДУРАШЛИВОСТЬ.

В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движе­ниях.

Как реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала и порицание не оказывают значительного изменения в поведе­нии ребенка.

Как нарушение социальных норм и ограничений: веселым поведением, глупыми шутками выводит окружающих из себя

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ.

В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх; проявляет застенчивость, стесняется новых людей.

Проявления в речи: использует слова: «не знаю», «может быть», «труд­но сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.

В физических действиях: боится спрыгнуть с возвышения в ситуации неопределенности.

И реакция на новизну: ребенок проявляет тормозные реакции; поведе­ние в новой ситуации менее вариативное, чем в привычной.

В деятельности: затрудняется в принятии решения в условиях выбо­ра, дефицита времени

СТРАХИ.

Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра

Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному;

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение; спрыгнуть с возвышения;

ТРЕВОГА.

В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит.

Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремится быть поближе к взрослому

СКОВАННОСТЬ.

В речи: запинается в речи.

В движениях: двигательно скован; неловок в новой ситуации

 

ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ.

В познавательной активности: ничем не интересуется; не знает чем себя занять.

В зрительном восприятии; бездеятельно смотрит по сторонам. В речи: говорит слишком тихо.

Время реакции: темп действий (движений) замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает

ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ.

Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты, все вни­мание окружающих для него.

Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям. В речи: использует местоимение «я»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: