Карта особенностей основных сфер психической деятельности
В ходе проведенных обследований можно сделать следующие выводы:
1. Вегето-инстинктивные, психосоматические, резидуально-органические признаки состояния и расстройства.
На первый план выходят невыраженные, выраженные (подчеркнуть и дополнить) расстройства ритма сна и бодрствования, избирательность пищевого поведения..............
2. Особенности мимики (подчеркнуть и дополнить). Выражение лица: живое, заинтересованное, дурашливое, высокомерное, злое, надменное, обиженное, грустное, подавленное, с избеганием зрительного контакта, ребенок часто опускает голову, холодноватое, отчужденное, невыразительное, застывающий взгляд, амимичное, маскообразное, заторможенное, с гримасами, с навязчивыми движениями
Основные сферы психической деятельности.
Сфера переживаний и мотивации.
На первый план выходят невыраженные, выраженные (подчеркнуть) расстройства поведения и эмоций, такие как: негативизм, демонстратив-ность, дурашливость, агрессивность, конфликтность, нерешительность, пониженный фон настроения, страхи, тревожность, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, скованность, эгоистичность, эмоциональная отгороженность, псевдоглухота, застреваемость, пресыщаемость..........
3.2. Когнитивная (умственная) сфера. На первый план выходят невыраженные, выраженные (подчеркнуть) расстройства: избегание умственных усилий, дефицит внимания; сниженная умственная работоспособность; не понимание простых, сложных словесных инструкций; действия по сложному, простому наглядному образцу..............
3.3. Психомоторная сфера. На первый план выходят невыраженные, выраженные (подчеркнуть) расстройства, такие как гиперактивность, нарушения тонуса мышц, многоречивость, заторможенность
|
4. Нарушения активности (подчеркнуть и дополнить): для ребенка характерна нормальная, неустойчивая, сниженная, чрезмерно повышенная умственная активность; избегание (умственных) усилий; нормальная, неустойчивая, сниженная, чрезмерно повышенная (подчеркнуть) физическая работоспособность..............
5. Расстройства поведения и эмоций образуют у ребенка синдром-структуру (подчеркнуть и дополнить): 5.1. Оппозиционно-вызывающее поведение проявляется в ситуаци-
онно-личностных реакциях негативизма и демонстративности, конфликт-ности, вспыльчивости, агрессивности..............
5.2. Гиперактивное поведение включает в себя двигательную, речевую расторможенность, импульсивность, дефицит внимания...........
5.3. Тормозимый тип нарушенного поведения проявляется в ситуационно-личностных реакциях заторможенности, нерешительности.........
5.4. Тревожные расстройства и страхи. У ребенка наблюдаются конкретные страхи, тревожность, скованность..............
5.5. Расстройство типа «зависимая личность». Преобладает нерешительность, податливость желаниям других людей. Присоединяется: тор-мозимость, обидчивость..............
5.6. Аутистический тип нарушенного поведения. Выраженность эмоциональной отгороженности и псевдоглухоты, негативизма выше, чемд-ругих нарушений. Характерно присоединение дополнительных симптомов: тревоги, эгоцентричности и эгоизма..............
5.7. Эмоционально неустойчивое расстройство личности проявляется в обидчивости, конфликтное™..............
|
К основному расстройству присоединяются: агрессивность, дурашливость, речевая расторможенность, страхи, тревога (подчеркнуть и дополнить)..............
5.8. Застревающее, ригидное расстройство личности. Включает в себя застреваемость, негативизм, тревожность как склонность к сомнениями осторожности, чрезмерную добросовестность, педантичность, навязчивость в действиях..............
5.9. Депрессивное расстройство. Пониженное, подавленное настроение; утрата интересов; сниженная способность получать удовольствие; безрадостность; сниженная физическая работоспособность К основному расстройству присоединяются: нерешительность; обидчивость; слезливость; неуверенность в себе; заниженная самооценка; нарушения сна; сниженный аппетит..............
6. Количественно-временные признаки расстройства. Длительность основного (ных) расстройств(а) (5.1. - 5.9)........................
Состояние продолжается от 30 мин до 1.5 часа, 2-3 месяца, более 6 месяцев, наблюдается иногда, часто, почти всегда, непрерывно (подчеркнуть). Чередуется с другими состояниями и расстройствами................
.......................... длительностью от 1-2-10-15-30......минут, иногда, часто, периодически, приступообразно, почти всегда....
7. Помощь в преодолении состояний (подчеркнуть и дополнить).
Ребенку необходима помощь в преодолении состояний упрямства, оппозиционного, вызывающего, агрессивного поведения, эмоциональной неустойчивости, обидчивости, дурашливости, пониженного настроения, зависимого, нерешительного поведения, тревожности и страхов, застревае-мости, заторможенности.............
|
Помощь взрослого необходима иногда, часто, непрерывно (подчеркнуть и дополнить) в виде стимуляции гуманных чувств, ориентации на состояние другого, переключения на иное состояние, стимуляции положительных эмоций и чувства юмора, телесного контакта, осознания особенного или нарушенного поведения ребенком.
8. Осознанность и критичность к особенному или нарушенному поведению у ребенка (подчеркнуть и дополнить). Ребенок испытывает чувство неловкости, вины, соглашается, что «поступил плохо», но продолжает себя вести также, критика снижена иногда, часто, почти всегда
9.. Особенности речевого поведения. Ребенок использует, не использует (подчеркнуть) речь как средство общения, установления контакта с другими, аргументации, рассуждения..............
В речи использует: нечленораздельные звуки, слова «не хочу - не буду», «отстань», «не знаю»............. отказывается отвечать на вопросы, повторяет слова и фразы, переспрашивает, говорит громко, быстро, тихо, медленно, невыразительно............................
10. Особенности реагирования, реактивность и импульсивность (подчеркнуть и дополнить). Для ребенка характерны реакции: на ограничение, на необходимость согласования совместных действий с другими детьми; порицание, отрицательное, положительное подкрепление, новизну; на присутствие других, стимуляцию положительных эмоций, мотивацию соревнования-соперничества, телесный контакт.
Реакции адекватны, неадекватны, парадоксальны раздражителю (подч-ть) Раздражители провоцируют у ребенка расстройства поведения, эмоций:
11. Направленность переноса, генерализации, отреагирования состояния. Ребенок переносит состояние: на (через) предметное окружение, на взрослых, сверстников, животных, на себя...........
Ребенок: обвиняет в своих неудачах в других; считает себя добрым, а всех плохими; в состоянии раздражения портит имущество.............
12. Трудности социализации поведения и состояний.
Ребенок не подчиняет поведение нормам взаимоотношений с детьми и взрослыми, не выполняет требования, не соблюдает обязанности, не «держит слово»,проявляет безответственность (подчеркнуть и дополнить)
13. Признак социальной опасности, нежелательности состояния, нарушенного поведения.
Для окружающих социально опасны и нежелательны следующие состояния ребенка (подчеркнуть и дополнить): агрессивность, протест, расторможенность, заторможенность, бездеятельность, тревожность, страх, эмоциональная отгороженность, обидчивость, конфликтность, застреваемость, эгоизм....................
Ребенок мешает организации занятий с другими детьми; ребенка нельзя оставлять одного; выводит из себя взрослых, других детей; оскорбляет других словами; бросается предметами; может разбить окно; портит имущество; становится объектом насмешек; теряет уважение сверстников; замыкается в себе; приучается манипулировать для получения выгоды, садится на шею взрослым..............
14. Тенденция к манипулированию. Ребенок использует............
состояние для получения: манипулятивной выгоды; того, что хочет; избегания ответственности............................
Для этого ребенок (подчеркнуть): плачем добивается своего; реакциями упрямства, отказа заставляет взрослого уступать, сдаваться под давлением эгоистических требований; проявляет дурашливость для избегания ответственности; делает вид, что не понимает задание, что обижен; запугивает, обвиняет близких; ставит условия взрослым; говорит неправду..
15. Проявления и влияние состояния, нарушенного поведения и эмоций на успешность деятельности (подчеркнуть и дополнить) Расстройства дезорганизующие деятельность ребенка: агрессивность, протест, расторможенность, заторможенность, тревожность, страхи, эмоциональная отгороженность, обидчивость, застреваемость, пресыщаемость, истощаемость............................
Расстройства дезорганизуют деятельность ребенка (подчеркнуть и дополнить): учебную, общения, свободную, предметно-практическую, самообслуживания............
Расстройства: снижают желание действовать; способность к планированию; целенаправленность, вариативность, совместность, согласованность действий; самоконтроль эффективности действий; переживание успешности действий и результатов............................
У ребенка:
обидчивость снижает настойчивость действий;
негативизм, эмоциональная отгороженность, дурашливость нарушают согласованность действий, эмоциональное принятие цели задания и действий, ответственность за результаты действий;
застреваемость, заторможенность, нерешительность снижают вариативность действий;
вспыльчивость, гиперактивность снижают способность планирования и контроля учебных действий...........................
В результате наблюдения и обследования учащегося в течение учебного года отмечены следующие выраженные ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций.
АГРЕССИВНОСТЬ.
В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.
Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника; походя, ударяет встречных; кусается; плюется.
Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит (слышит) взрослый.
Вербальная: ругается; говорит обидные, нецензурные слова.
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.
Направленная на себя: кусает себя; щипает себя; просит себя стукнуть еще раз.
ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ.
В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово
НЕГАТИВИЗМ.
В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру.
Как отказы: отказывается даже от интересной для всех и себя деятельности. Вербальный: говорит слова «не хочу», «не буду», «нет».
ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ.
В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии; падения с криками, ударами об пол в ответ на требования взрослого.
Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих
ОБИДЧИВОСТЬ (эмоциональная неустойчивость).
В мимике: недовольное выражение лица; часто плачет.
Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре, другой деятельности.
Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания, повышенный тон голоса
КОНФЛИКТНОСТЬ.
Чувствительность к провокации: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других.
Как эгоцентризм и недостаточность ориентации на состояние: не учитывает желаний и интересов сверстников; не учитывает замыслы, намерения других детей в совместной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками.
Как трудность переключения: не уступает игрушек
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТГОРОЖЕННОСТЬ.
Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться.
Как эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.
Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, требование, хотя слышит и понимает содержание; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.
Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику;
Особенности социальных эмоций: воспринимает людей как неодушевленные предметы; не ориентируется на эмоциональное состояние других людей
ДУРАШЛИВОСТЬ.
В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях.
Как реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала и порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка.
Как нарушение социальных норм и ограничений: веселым поведением, глупыми шутками выводит окружающих из себя
НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ.
В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх; проявляет застенчивость, стесняется новых людей.
Проявления в речи: использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
В физических действиях: боится спрыгнуть с возвышения в ситуации неопределенности.
И реакция на новизну: ребенок проявляет тормозные реакции; поведение в новой ситуации менее вариативное, чем в привычной.
В деятельности: затрудняется в принятии решения в условиях выбора, дефицита времени
СТРАХИ.
Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра
Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному;
Реакция на новизну: боится входить в новое помещение; спрыгнуть с возвышения;
ТРЕВОГА.
В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.
В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.
В движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит.
Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремится быть поближе к взрослому
СКОВАННОСТЬ.
В речи: запинается в речи.
В движениях: двигательно скован; неловок в новой ситуации
ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ.
В познавательной активности: ничем не интересуется; не знает чем себя занять.
В зрительном восприятии; бездеятельно смотрит по сторонам. В речи: говорит слишком тихо.
Время реакции: темп действий (движений) замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает
ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ.
Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты, все внимание окружающих для него.
Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям. В речи: использует местоимение «я»