VII зональная открытая олимпиада «Слушаю и творю».
Посвящается 90-летию выдающегося музыковеда и педагога, доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Ю.Н. Холопова
Общие положения
Учредители и организаторы конкурса:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«РМК им. Г. и А. Пироговых»
Региональный методический центр по образованию в области искусств
Зональное методическое объединение образовательных учреждений сферы культуры
и искусства Рязанской области № 2
МБУДО «Новомичуринская ДШИ»
При поддержке Министерства культуры и туризма Рязанской области.
Цель и задачи олимпиады
Цель олимпиады:
- повышение профессионального уровня преподавателей теоретических дисциплин, повышение
уровня музыкально-теоретической подготовки учащихся ДМШ и ДШИ.
Задачиолимпиады:
- выявление одаренных и профессионально перспективных детей;
- развитие творческого мышления, расширение кругозора учащихся;
- обмен передовым педагогическим опытом;
- повышение качества преподавания дисциплин музыкально-теоретического цикла;
- укрепление связей между образовательными организациями Рязанской области, реализующих общеобразовательные программы дополнительного образования в области искусств.
Порядок проведения олимпиады
3.1. К участию в олимпиаде приглашаются учащиеся по предмету «Сольфеджио» ДШИ и ДМШ Рязанской области.
3.2. Возрастные группы:
I группа: 3 класс (пятилетний срок обучения)
II группа: 4 класс (пятилетний срок обучения)
III группа: 5 класс (пятилетний срок обучения)
IV группа: 5 класс (восьмилетний срок обучения)
|
V группа: 6 класс (восьмилетний срок обучения)
VI группа: 7 - 8 класс
3.3. Олимпиада проходит в виде письменной работы:
1. Одноголосный диктант в соответствии с требованиями по классу:
(I группа: 20 минут, 6 проигрываний;
II -VI группы: 25 минут, 12 проигрываний).
У тех конкурсантов, кто первыми напишет диктант, учитывается количество проигрываний.
(Примерные варианты диктантов - Г. Фридкин. Музыкальные диктанты: I группа - №
228, II группа - № 294, III группа - № 396, IV группа - № 298, V группа - № 405, VI группа - №
544).
2. Письменный слуховой анализ (аккордовая цепочка) согласно программе.
Цепочка играется в ритме четыре раза (10 минут) в тональности мелодического диктанта.
Необходимо записать только обозначения аккордов.
I группа – 4 аккорда
II группа – 5 аккордов
III группа – 6 аккордов
IV группа – 5-6 аккордов
V группа – 5-6 аккордов
VI группа – 6-7 аккордов
Например:
Звучит: Записать: t64 – s6 – D2 – t6 – D43 – t53 развёр. 3. Слуховой анализ интервалов и аккордов «Отгадай и зачеркни» (10 минут). Звучит одно созвучие из каждой горизонтальной строчки таблицы (№ 1, № 2 и т.д.) два раза в гармоническом виде (звуки интервалов и аккордов берутся одновременно). Необходимо выбрать и зачеркнуть то, которое прозвучало. | |||||||
№ 1 | б.2 | м.7 | м.2 | ч.5 | ч.4 | ||
№ 2 | м3 | ув.2 | б3 | б.6 | ув.5 | ||
№ 3 | б.2 | б.7 | Д 7 | м.7 | ум.7 | ||
№ 4 | минор гарм. | мажор натур. | минор натур. | минор мелод. | мажор гарм. | ||
№ 5 | М6 | Б6 | Д43 | Б64 | Б53 | ||
№ 6 | М64 | Б64 | Д65 | Д2 | Ум.53 | ||
№ 7 | Б53 | МVII7 | Ум.53 | Ув.53 | Д7 | ||
№8 | Ум. 53 | М64 | УмVII7 | М6 | м.6 | ||
№ 9 | ув.4-м.6 | ув.4- б.6 | ум.5 – б.3 | ум.5 – м3 | Ум.53-б.3 | ||
№10 | ув.2-ч.4 | ув.5 – б.6 | ум.7 –ч.5 | ум.4 – м.3 | ум.5 – м.3 | ||
|
В VI группе – услышать и записать созвучия, один из звуков которых известен(см. Положение)
4. Творческое задание «Музыкальные загадки». Знание теории и умение применить ее на
практике (30 минут).
Программные требования
I группа: 3 класс (пятилетний срок обучения)
1. Эскизный диктант. Объем 8 тактов, в тональностях до 3-х знаков (включительно), размер
2/4, 3/4, 4/4, с использованием ритмических групп с шестнадцатыми, пунктирного ритма, синкопы; мелодических оборотов, включающих движение по звукам трезвучия с обращениями, Д7.
Дано:
Звучит:
2. Письменный слуховой анализ(трезвучия главных ступеней с обращениями, Д7).
3. Слуховой анализ «Отгадай и зачеркни».
Интервалы (от примы до октавы, тритоны), аккорды (Б.53, М.53, Ум.53, Б.6, М.6, Б.64 М.64, Д7),
звукоряды (мажор, минор натуральный, гармонический, мелодический).
4. «Музыкальная загадка».
Например: Какой ритмический рисунок (по мнению юного композитора) соответствует данным
стихотворным строчкам?
А. Где ты был, мой баран? Потерялся я в лесу! | 1) |
Б. Танцуй, танцуй под этот мотив! Прекрасен вальс и очень красив! | 2) |
В. Землю ясно солнышко припекай, припекай, Над Рязанью радуга засияй, засияй! | 3) |
Г. Зацвела сирень, черемуха в моём саду. | 4) |
Ответ:
Буква | А | Б | В | Г |
Цифра | 3,4 | - |