Описание передней на половине Марии Александровны.




Курсовая работа

на тему:

Описание исторического интерьера:

Гатчинский дворец.

Передняя императрицы Марии Александровны.

 

 

Выполнила:

студентка группы бРАН-171

Ерина А. П.

Проверила:

Черкасова Д. С.

 

 

Воронеж 2020 г.

Архивные изображения интерьера.

Гатчинский дворец. Передняя на половине императрицы Марии Александровны.

Автор картины Гау Эдуард Петрович (1807-1887).

Краткая история Гатчинского дворца.

 

Большой Гатчинский дворец построен в 1766—1781 годах в г. Гатчине по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Григорьевича Орлова.

Расположенный на холме над Серебряным озером, дворец сочетает в себе темы средневекового замка и загородной резиденции. Расположенный на холме над Серебряным озером, дворец сочетает в себе темы средневекового за́мка и загородной резиденции. Интерьеры дворца — образец русского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи.

К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины.

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века.

В 1926 году принадлежности дворца: мебель, бронзовые изделия и ковры были вывезены на склад Госфондимуществ для последующей распродажи.

Большой Гатчинский дворец до Великой Отечественной войны был крупнейшим из дворцов-музеев пригородов Санкт-Петербурга и нередко назывался «пригородным Эрмитажем».

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон.

После объявления о начале войны в пригородных дворцах-музеях, в том числе и в гатчинском, начали принимать меры по эвакуации ценностей и по защите зданий от воздушных бомбардировок. 15 августа 1941 года под окнами дворца разорвалась первая авиабомба, а уже в конце месяца город оказался в пределах досягаемости немецкой артиллерии. 24 августа снарядами было повреждено Арсенальное каре, а 3 сентября во двор каре упала авиабомба, причинившая ему значительные повреждения.

Осуществить полную эвакуацию находящихся во дворце ценностей не удалось. Только четыре эшелона с самыми ценными экспонатами были отправлены в тыл, а также один эшелон был отправлен в Ленинград. Оставшееся имущество было размещено в подвалах дворца, часть крупной скульптуры была захоронена в парке, другая часть закрыта мешками с песком. Только 9 сентября оставшиеся сотрудники музея эвакуировались. В этот же день снарядом была повреждена башня Кухонного каре, другой снаряд взорвался около паркового фасада дворца.

Гатчина и дворец до января 1944 года находились в руках оккупантов. При отступлении немецкие войска сожгли и заминировали гатчинский дворец. Часть оставшихся ценностей они уничтожили, часть увезли в Германию.

 

Интерьеры дворца.

 

На примерах интерьеров Гатчинского дворца видно развитие истории архитектуры и декоративно-прикладного искусства, начиная с 60-х годов XVIII века. Классицизм второй половины XVIII века, исторические стили и эклектика середины и второй половины XIX века как законченные историко-культурные комплексы сохранялись в стенах Главного корпуса, галерей и Арсенального каре.

На первом этаже Арсенального каре, в части, обращенной к парадному плацу, было устроено десять интерьеров для Александра II и его жены. Все они выдержаны в духе так называемого второго рококо –ретроспективного стилистического направления третьей четверти XIX века, заимствованы формы, приемы и мотивы главным образом рококо середины XVIIIвека. Однако даже при прямых формах декоративных элементов XVIII века в интерьерах Гатчинского дворца, выдержанных в стиле второго рококо, видно упрощение, стремление к удешевлению стоимости материалов. Это придавало комнатам императорского семейства определенный налет усредненного буржуазного уюта, заменившего дворцовую помпезность.

 

Описание передней на половине Марии Александровны.

Рассматриваемое помещение выполняло функцию приемной. Стиль, присутствующий в интерьере – второе рококо. Помещение располагается в левой части первого этажа Арсенального каре Гатчинского дворца. Помещение проходное, по плану второй половины XIII века имеет два дверных проема, которые соединяют пространство комнаты со столовой Марии Александровны и Медвежьей лестницей.

План 1 этажа Гатчинского дворца

Фрагмент плана 1 этажа Арсенального каре Гатчинского дворца.

Помещение передней Марии Александровны выполняла роль приемной. Эта комната, судя по единственному изображению, резко контрастирует со всеми остальными комнатами Марии Александровны. В оформлении Приемной подчеркивалась роль императрицы – шефа Лейб-Гвардии Кирасирского Ея Величества полка, гатчинских синих кирасир. Главный акцент отделки — военная атрибутика: литавры, барабаны, статуэтки.

 

 


Детальное описание конструктивных, отделочных и предметных особенностей интерьера:

Наименование позиции Фотографическое изображениефрагмента или предмета интерьера Аналог Описание
Потолочные конструкции Фрагмент потолочного плафона Потолочный плафон. Гатчинский дворец, приемная Александры Федоровны. Акварель Гау. Потолочный плафон. Гатчинский дворец, ситцевая комната. Акварель Гау. Потолочный плафон. Гатчинский дворец, спальня на 3-м этаже центрального корпуса. Акварель Гау. Потолочный плафон. Гатчинский дворец, овальная комната на 3-м этаже центрального корпуса. Акварель Гау. Плафон четырехугольной(почему четырех угольной?)формы, центральная часть оформлена фигурными композициями в виде лепных профилей. Композиция построена на выделении среднего зеркала плафона (можно ли так назвать часть с люстрой) орнаментальной лепниной вокругЛепная розетка конструктивная форма потолка какая? По бокам плафон обрамлен тянутыми лепными карнизами.Плоскость потолка разделяется профильным тянутым лепным декором и т.д. карниз это только где стена с поторлком
Плафон потолочный
Стеновые конструкции
Материал отделки стен Отделка стен. Гатчинский дворец, приемная Александры Федоровны. Акварель Гау. Отделка стен. Вторая запасная половина Зимнего Дворца, спальня. Акварель Гау. Стены обиты художественными тканями. (в некоторых источниках указано, что просто окрашены (???), а в некоторых, что затянуты чинзом цветочного рисунка/ или же шелк) Чаще всего такая отделка стен используется в стиле второго рококо. так же это может быть штоф или шелк, поищи рисунок. А разное описание потому что может быть разный период  
Дверные заполнения Дверь двустворная, со средниковой филенкой, 1780-е годы. Дверь двустворная, со средниковой филенкой. Декорирована фигурной (орнаментальной?) лепниной. Дверное полотно выполнено в стиле второго рококо.Аналог не тот ищи еще про рококо и филенки
Отделка пола в интерьере.
Паркет Паркет наборный, 1840-е. Киселев. Паркет. Гатчинский дворец, приемная Александры Федоровны. Акварель Гау. Паркет. Гатчинский дворец, Камердинерская Николая I. Акварель Гау. Напольное покрытие представляет собой наборный паркет середины XIXвека. Напольное покрытие представляет собой английский безворсовый ковер с растительным орнаментом.
Осветительные приборы.
Люстра Эскиз. Люстра в стиле классицизм на шесть свечей Россия. Золотой кабинет Марии-Антуанетты. Версальский дворец. Пьер Гутьер. Франция, Париж. 1780-е гг. Бронза, литье, золочение. Люстра в стиле классицизм на шесть свечей Россия. Золотой кабинет Марии-Антуанетты. Версальский дворец. Пьер Гутьер. Франция, Париж. 1780-е гг. Бронза, литье, золочение. 1. Люстра. 2. Стиль классицизм. 3.Материал изготовления – бронза, литье, золочение. 4. Конец XVIII века.
Канделябр настенный Канделябр настенный в стиле классицизм. Середина XIXв., Россия, Санкт-Петербург. бронза, золочение.   1.Канделябр настенный. 2.Стиль классицизм. 3.Материал изготовления - бронза, золочение. 4.XIX век.
Мебель
Мебель для передней Марии Александровны была сделана непосредственно для дворцов Гатчины и Павловска. Ореховая мебель в стиле второго рококобыла выполнена в мастерской А. К. Тура. Комната резко контрастирует со всеми остальными комнатами Марии Александровны. В оформлении подчеркивалась роль императрицы – шефа Лейб-Гвардии Кирасирского Ея Величества полка, гатчинских синих кирасир. Главный акцент отделки — военная атрибутика: литавры, барабаны, статуэтки. На стенах портреты родных.
Обеденный стол Стол, XIXвек, Россия, Материал - орех   1. Обеденный стол. 2.Стиль –второе рококо. 3.Материал изготовления - полированное ореховое дерево. 4. XIX век.  
Туалетный стол Стол, XVIIIвек, Брешиа, Италия. Материал – орех. 1. Туалетный стол. 2.Стиль –второе рококо. 3.Материал изготовления - полированное ореховое дерево. 4. XVIII век.  
Стул Стул, середина XIXв., Джон Генри Бельтер, Америка, стиль - рококо, материал – орех.   1.Стул. 2.Стиль –рококо. 3.Материал изготовления –орех. 4.СерединаXIX века.  
Диван Диван, конец XVIIIвека, Россия, стиль - рококо, материал – орех. 1.Диан. 2.Стиль –рококо. 3.Материал изготовления - полированное ореховое дерево. 4.Конец XVIII века.  
Комод с зеркалом Комод с зеркалом, конец XIXв., Франция, материал – орех.     1.Комод с зеркалом. 2.Стиль рококо. 3.Материал изготовления - полированный орех. 4.КонецXIX века.  
    Пока что так и не смогла найти аналоги и что это (комод?) Консоль или вариация на тему
Зеркало Зеркало, 1890г., Швеция, материал – орех.   1.Зеркало. 2.Стиль рококо. 3.Материал изготовления –орех. 4.1890г.  
Текстиль.
Оконный карниз Оконный карниз, рококо, XVIIIвек, Эрмитаж, Санкт-Петербург.   Оконный карниз, рококо, конец XIXвека, Россия. Материал – орех.   Оконный карниз, рококо, XVIIIвек.   Оконные карнизы, рококо, XVIIIвек, Франция.     1.Резной оконный деревянный карниз. 2.Стиль – рококо. 3.XVIII век.  
Шторы Шторы с ламбрекеном. Конец XVIII века. Шторы. Кабинет императора Александра II. Акварель Гау.   1.Французские шторы, дополненные драпированным ламбрекеном. 2.Из легких тканей (шелк, хлопок, тафта, атлас). 3.Конец XVIIIвека.
Картины, предметы прикладного искусства, оружие, посуда и прочее.
Военная статуэтка Статуэтка. Офицер Лейб-Гвардии Кирасирского Ея Величества полка. 1845 г. 1. Офицер Лейб-Гвардии Кирасирского Ея Величества полка. 2. 1845г.  
Литавры Кавалергардские литавры, начало XVIIIвека.   1.Литавры. 2.Материал изготовления –медь, кожа. 3.Начало XVIII века.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: