Курсовая работа
на тему:
Описание исторического интерьера:
Гатчинский дворец.
Передняя императрицы Марии Александровны.
Выполнила:
студентка группы бРАН-171
Ерина А. П.
Проверила:
Черкасова Д. С.
Воронеж 2020 г.
Архивные изображения интерьера.
Гатчинский дворец. Передняя на половине императрицы Марии Александровны.
Автор картины Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Краткая история Гатчинского дворца.
Большой Гатчинский дворец построен в 1766—1781 годах в г. Гатчине по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Григорьевича Орлова.
Расположенный на холме над Серебряным озером, дворец сочетает в себе темы средневекового замка и загородной резиденции. Расположенный на холме над Серебряным озером, дворец сочетает в себе темы средневекового за́мка и загородной резиденции. Интерьеры дворца — образец русского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи.
К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.
В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины.
После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века.
В 1926 году принадлежности дворца: мебель, бронзовые изделия и ковры были вывезены на склад Госфондимуществ для последующей распродажи.
Большой Гатчинский дворец до Великой Отечественной войны был крупнейшим из дворцов-музеев пригородов Санкт-Петербурга и нередко назывался «пригородным Эрмитажем».
Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон.
После объявления о начале войны в пригородных дворцах-музеях, в том числе и в гатчинском, начали принимать меры по эвакуации ценностей и по защите зданий от воздушных бомбардировок. 15 августа 1941 года под окнами дворца разорвалась первая авиабомба, а уже в конце месяца город оказался в пределах досягаемости немецкой артиллерии. 24 августа снарядами было повреждено Арсенальное каре, а 3 сентября во двор каре упала авиабомба, причинившая ему значительные повреждения.
Осуществить полную эвакуацию находящихся во дворце ценностей не удалось. Только четыре эшелона с самыми ценными экспонатами были отправлены в тыл, а также один эшелон был отправлен в Ленинград. Оставшееся имущество было размещено в подвалах дворца, часть крупной скульптуры была захоронена в парке, другая часть закрыта мешками с песком. Только 9 сентября оставшиеся сотрудники музея эвакуировались. В этот же день снарядом была повреждена башня Кухонного каре, другой снаряд взорвался около паркового фасада дворца.
Гатчина и дворец до января 1944 года находились в руках оккупантов. При отступлении немецкие войска сожгли и заминировали гатчинский дворец. Часть оставшихся ценностей они уничтожили, часть увезли в Германию.
Интерьеры дворца.
На примерах интерьеров Гатчинского дворца видно развитие истории архитектуры и декоративно-прикладного искусства, начиная с 60-х годов XVIII века. Классицизм второй половины XVIII века, исторические стили и эклектика середины и второй половины XIX века как законченные историко-культурные комплексы сохранялись в стенах Главного корпуса, галерей и Арсенального каре.
На первом этаже Арсенального каре, в части, обращенной к парадному плацу, было устроено десять интерьеров для Александра II и его жены. Все они выдержаны в духе так называемого второго рококо –ретроспективного стилистического направления третьей четверти XIX века, заимствованы формы, приемы и мотивы главным образом рококо середины XVIIIвека. Однако даже при прямых формах декоративных элементов XVIII века в интерьерах Гатчинского дворца, выдержанных в стиле второго рококо, видно упрощение, стремление к удешевлению стоимости материалов. Это придавало комнатам императорского семейства определенный налет усредненного буржуазного уюта, заменившего дворцовую помпезность.
Описание передней на половине Марии Александровны.
Рассматриваемое помещение выполняло функцию приемной. Стиль, присутствующий в интерьере – второе рококо. Помещение располагается в левой части первого этажа Арсенального каре Гатчинского дворца. Помещение проходное, по плану второй половины XIII века имеет два дверных проема, которые соединяют пространство комнаты со столовой Марии Александровны и Медвежьей лестницей.
План 1 этажа Гатчинского дворца
Фрагмент плана 1 этажа Арсенального каре Гатчинского дворца.
Помещение передней Марии Александровны выполняла роль приемной. Эта комната, судя по единственному изображению, резко контрастирует со всеми остальными комнатами Марии Александровны. В оформлении Приемной подчеркивалась роль императрицы – шефа Лейб-Гвардии Кирасирского Ея Величества полка, гатчинских синих кирасир. Главный акцент отделки — военная атрибутика: литавры, барабаны, статуэтки.
Детальное описание конструктивных, отделочных и предметных особенностей интерьера:
Наименование позиции | Фотографическое изображениефрагмента или предмета интерьера | Аналог | Описание |
Потолочные конструкции | Фрагмент потолочного плафона | Потолочный плафон. Гатчинский дворец, приемная Александры Федоровны. Акварель Гау. Потолочный плафон. Гатчинский дворец, ситцевая комната. Акварель Гау. Потолочный плафон. Гатчинский дворец, спальня на 3-м этаже центрального корпуса. Акварель Гау. Потолочный плафон. Гатчинский дворец, овальная комната на 3-м этаже центрального корпуса. Акварель Гау. | Плафон четырехугольной(почему четырех угольной?)формы, центральная часть оформлена фигурными композициями в виде лепных профилей. Композиция построена на выделении среднего зеркала плафона (можно ли так назвать часть с люстрой) орнаментальной лепниной вокругЛепная розетка конструктивная форма потолка какая? По бокам плафон обрамлен тянутыми лепными карнизами.Плоскость потолка разделяется профильным тянутым лепным декором и т.д. карниз это только где стена с поторлком |
Плафон потолочный | |||
Стеновые конструкции |
Материал отделки стен | Отделка стен. Гатчинский дворец, приемная Александры Федоровны. Акварель Гау. Отделка стен. Вторая запасная половина Зимнего Дворца, спальня. Акварель Гау. | Стены обиты художественными тканями. (в некоторых источниках указано, что просто окрашены (???), а в некоторых, что затянуты чинзом цветочного рисунка/ или же шелк) Чаще всего такая отделка стен используется в стиле второго рококо. так же это может быть штоф или шелк, поищи рисунок. А разное описание потому что может быть разный период | |
Дверные заполнения | Дверь двустворная, со средниковой филенкой, 1780-е годы. | Дверь двустворная, со средниковой филенкой. Декорирована фигурной (орнаментальной?) лепниной. Дверное полотно выполнено в стиле второго рококо.Аналог не тот ищи еще про рококо и филенки | |
Отделка пола в интерьере. | |||
Паркет | Паркет наборный, 1840-е. Киселев. Паркет. Гатчинский дворец, приемная Александры Федоровны. Акварель Гау. Паркет. Гатчинский дворец, Камердинерская Николая I. Акварель Гау. | Напольное покрытие представляет собой наборный паркет середины XIXвека. Напольное покрытие представляет собой английский безворсовый ковер с растительным орнаментом. | |
Осветительные приборы. | |||
Люстра | Эскиз. Люстра в стиле классицизм на шесть свечей Россия. Золотой кабинет Марии-Антуанетты. Версальский дворец. Пьер Гутьер. Франция, Париж. 1780-е гг. Бронза, литье, золочение. Люстра в стиле классицизм на шесть свечей Россия. Золотой кабинет Марии-Антуанетты. Версальский дворец. Пьер Гутьер. Франция, Париж. 1780-е гг. Бронза, литье, золочение. | 1. Люстра. 2. Стиль классицизм. 3.Материал изготовления – бронза, литье, золочение. 4. Конец XVIII века. | |
Канделябр настенный | Канделябр настенный в стиле классицизм. Середина XIXв., Россия, Санкт-Петербург. бронза, золочение. | 1.Канделябр настенный.
2.Стиль классицизм. | |
Мебель | |||
Мебель для передней Марии Александровны была сделана непосредственно для дворцов Гатчины и Павловска. Ореховая мебель в стиле второго рококобыла выполнена в мастерской А. К. Тура. Комната резко контрастирует со всеми остальными комнатами Марии Александровны. В оформлении подчеркивалась роль императрицы – шефа Лейб-Гвардии Кирасирского Ея Величества полка, гатчинских синих кирасир. Главный акцент отделки — военная атрибутика: литавры, барабаны, статуэтки. На стенах портреты родных. | |||
Обеденный стол | Стол, XIXвек, Россия, Материал - орех | 1. Обеденный стол. 2.Стиль –второе рококо. 3.Материал изготовления - полированное ореховое дерево. 4. XIX век. | |
Туалетный стол | Стол, XVIIIвек, Брешиа, Италия. Материал – орех. | 1. Туалетный стол. 2.Стиль –второе рококо. 3.Материал изготовления - полированное ореховое дерево. 4. XVIII век. | |
Стул | Стул, середина XIXв., Джон Генри Бельтер, Америка, стиль - рококо, материал – орех. | 1.Стул. 2.Стиль –рококо. 3.Материал изготовления –орех. 4.СерединаXIX века. | |
Диван | Диван, конец XVIIIвека, Россия, стиль - рококо, материал – орех. | 1.Диан. 2.Стиль –рококо. 3.Материал изготовления - полированное ореховое дерево. 4.Конец XVIII века. | |
Комод с зеркалом | Комод с зеркалом, конец XIXв., Франция, материал – орех. | 1.Комод с зеркалом. 2.Стиль рококо. 3.Материал изготовления - полированный орех. 4.КонецXIX века. | |
Пока что так и не смогла найти аналоги и что это (комод?) Консоль или вариация на тему | |||
Зеркало | Зеркало, 1890г., Швеция, материал – орех. | 1.Зеркало. 2.Стиль рококо. 3.Материал изготовления –орех. 4.1890г. | |
Текстиль. | |||
Оконный карниз | Оконный карниз, рококо, XVIIIвек, Эрмитаж, Санкт-Петербург. Оконный карниз, рококо, конец XIXвека, Россия. Материал – орех. Оконный карниз, рококо, XVIIIвек. Оконные карнизы, рококо, XVIIIвек, Франция. | 1.Резной оконный деревянный карниз.
2.Стиль – рококо. | |
Шторы | Шторы с ламбрекеном. Конец XVIII века. Шторы. Кабинет императора Александра II. Акварель Гау. | 1.Французские шторы, дополненные драпированным ламбрекеном. 2.Из легких тканей (шелк, хлопок, тафта, атлас). 3.Конец XVIIIвека. | |
Картины, предметы прикладного искусства, оружие, посуда и прочее. | |||
Военная статуэтка | Статуэтка. Офицер Лейб-Гвардии Кирасирского Ея Величества полка. 1845 г. | 1. Офицер Лейб-Гвардии Кирасирского Ея Величества полка. 2. 1845г. | |
Литавры | Кавалергардские литавры, начало XVIIIвека. | 1.Литавры. 2.Материал изготовления –медь, кожа. 3.Начало XVIII века. |