I. Сравните политические системы по следующим критериям.




 

Критерии Демократическая политическая система Авторитарная политическая система Тоталитарная политическая система
1. Место и роль государства Признание народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их. Роль государства заключается в защите прав и свобод человека. Также стоит отметить, что строго ограничены законом Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизнедеятельности общества. Государство обладает практически абсолютную, никем и ничем не ограниченную власть над народом. Это приводит ко всеобщей, тотальной бюрократизации всех процессов и отношений в обществе и жесткой регламентации их со стороны государства, полностью разрушается гражданское общество. Происходит полное огосударствление не только политической сферы, но и социальных и экономических отношений и др.
2. Политический режим Демократический Авторитарный Тоталитарный
3. Принцип разделения властей Различные ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры; Разделение властей, направленное на предотвращение необоснованной их концентрации, отсутствует. При этом, государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером
4. Законодательство Развитая система демократических законов. Роль права и закона в условиях авторитарного режима становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. Создается система законодательных актов, а также равных им по степени важности (или даже превосходящих их) подзаконных секретных директив, указов и т.п., которая отражает уже не нормы права, а политическую волю властных структур или даже отдельных вождей. Применение законов не носит универсальный характер, а власть, не связанная никакими нормами права, может применять законы по своему разумению.    
5. Политические партии Политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции. При авторитарном режиме может существовать многопартийная система Разрешаются только те политические объединения, которые выступают на стороне существующего режима или лояльны по отношению к нему. С другой стороны те организации, которые угрожают его власти, оказываются вне закона. Правящая партия господствует в политической сфере. Данная партия обычно сращивается с государственным аппаратом, а ее монополия на власть закрепляется законом. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство».
6. Права и свободы Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере (все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью). Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности. Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство
7. Значение выборов Политические выборы — это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти. Отсутствие принципов выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности и подконтрольности их населению. Используют неконкурентные выборы, главной особенностью которых является наличие одного кандидата (или одного избирательного списка), выставляемого правящей группой или партией.
8. Уровень политической культуры Высокая степень развития политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством, государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп (основные ценности: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство); политическое информирование общества дозировано и одноканально, монопольно регулируется властями, активно практикуется политическая цензура; политический язык стандартизирован и скуден (ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность, соотвётствующая символика маловариантна, однообразна и редко обновляемая); политическая культура общества формируется «сверху вниз» на безальтернативной основе; уровень политической культуры большей части общества невысок, политико-культурный прогресс малодинамичен Важнейшей характеристикой тоталитарного режима является создание и насаждение особого вида тоталитарного массового сознания. В его основе лежит отождествление, типа государственной власти и общества, полное игнорирование индивидуальных прав и свобод личности и сознательное подчинение их интересам различных типов коллектива, стремление объединить все общество вокруг некой высшей идеи, представить весь народ как некое единое коллективное целое, объединенное единой волей монолитного государства во главе с мудрым вождем и непогрешимой правящей партией, которая обладает монополией на высшею истину “в последней инстанции”.  

 

II. Контрольные вопросы

 

1. Политическая власть является определяющим элементом политической системы, и выполняет следующие функции:

1) Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе.

2) Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями.

3) Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности.

4) Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач.

5) Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания.

6) Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

 

 

2. В политологической литературе отражены различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде:

Авторы типологии Критерий типологизации Выделяемые типы политических систем
К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин По типу общественно-экономической формации Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая
Р. Даль По степени демократичности власти, наличию механизмов разрешения противоречий Демократическая, авторитарная, тоталитарная
Г. Алмонд По типу политической культуры Англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная, индустриальная   тоталитарного типа
В.Е. Чиркин По способам управления обществом Административно-командная, соревновательная, социопримирительная
В.В. Радаев, О.Н. Шкартан По месту и роли государства в жизни общества Этакратическая, демократическая.

 

3. Причины стабильности или нестабильности политической системы:

1) Стабильность обеспечивается, благодаря согласованности, последовательности, поэтапности изменений, реалистической политической программой, способная соединять цели со средствами; что требует высокого уровня институционализации политического общества. Также не стоит забывать про экономическую стабильность, рост благосостояния, эффективность управления.

 

2) Политическая нестабильность возникает в следствии: неудачной внешнеэкономической политики государства (разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта); несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: