Критерии | Демократическая политическая система | Авторитарная политическая система | Тоталитарная политическая система |
1. Место и роль государства | Признание народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их. Роль государства заключается в защите прав и свобод человека. Также стоит отметить, что строго ограничены законом | Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизнедеятельности общества. | Государство обладает практически абсолютную, никем и ничем не ограниченную власть над народом. Это приводит ко всеобщей, тотальной бюрократизации всех процессов и отношений в обществе и жесткой регламентации их со стороны государства, полностью разрушается гражданское общество. Происходит полное огосударствление не только политической сферы, но и социальных и экономических отношений и др. |
2. Политический режим | Демократический | Авторитарный | Тоталитарный |
3. Принцип разделения властей | Различные ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры; | Разделение властей, направленное на предотвращение необоснованной их концентрации, отсутствует. При этом, государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. | Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером |
4. Законодательство | Развитая система демократических законов. | Роль права и закона в условиях авторитарного режима становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. | Создается система законодательных актов, а также равных им по степени важности (или даже превосходящих их) подзаконных секретных директив, указов и т.п., которая отражает уже не нормы права, а политическую волю властных структур или даже отдельных вождей. Применение законов не носит универсальный характер, а власть, не связанная никакими нормами права, может применять законы по своему разумению. |
5. Политические партии | Политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции. | При авторитарном режиме может существовать многопартийная система Разрешаются только те политические объединения, которые выступают на стороне существующего режима или лояльны по отношению к нему. С другой стороны те организации, которые угрожают его власти, оказываются вне закона. Правящая партия господствует в политической сфере. Данная партия обычно сращивается с государственным аппаратом, а ее монополия на власть закрепляется законом. | Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство». |
6. Права и свободы | Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. | Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере (все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью). Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности. | Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство |
7. Значение выборов | Политические выборы — это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти. | Отсутствие принципов выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности и подконтрольности их населению. | Используют неконкурентные выборы, главной особенностью которых является наличие одного кандидата (или одного избирательного списка), выставляемого правящей группой или партией. |
8. Уровень политической культуры | Высокая степень развития политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. | Политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством, государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп (основные ценности: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство); политическое информирование общества дозировано и одноканально, монопольно регулируется властями, активно практикуется политическая цензура; политический язык стандартизирован и скуден (ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность, соотвётствующая символика маловариантна, однообразна и редко обновляемая); политическая культура общества формируется «сверху вниз» на безальтернативной основе; уровень политической культуры большей части общества невысок, политико-культурный прогресс малодинамичен | Важнейшей характеристикой тоталитарного режима является создание и насаждение особого вида тоталитарного массового сознания. В его основе лежит отождествление, типа государственной власти и общества, полное игнорирование индивидуальных прав и свобод личности и сознательное подчинение их интересам различных типов коллектива, стремление объединить все общество вокруг некой высшей идеи, представить весь народ как некое единое коллективное целое, объединенное единой волей монолитного государства во главе с мудрым вождем и непогрешимой правящей партией, которая обладает монополией на высшею истину “в последней инстанции”. |
|
|
|
II. Контрольные вопросы
1. Политическая власть является определяющим элементом политической системы, и выполняет следующие функции:
1) Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе.
2) Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями.
3) Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности.
4) Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач.
5) Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания.
6) Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.
2. В политологической литературе отражены различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде:
Авторы типологии | Критерий типологизации | Выделяемые типы политических систем |
К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин | По типу общественно-экономической формации | Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая |
Р. Даль | По степени демократичности власти, наличию механизмов разрешения противоречий | Демократическая, авторитарная, тоталитарная |
Г. Алмонд | По типу политической культуры | Англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная, индустриальная тоталитарного типа |
В.Е. Чиркин | По способам управления обществом | Административно-командная, соревновательная, социопримирительная |
В.В. Радаев, О.Н. Шкартан | По месту и роли государства в жизни общества | Этакратическая, демократическая. |
3. Причины стабильности или нестабильности политической системы:
1) Стабильность обеспечивается, благодаря согласованности, последовательности, поэтапности изменений, реалистической политической программой, способная соединять цели со средствами; что требует высокого уровня институционализации политического общества. Также не стоит забывать про экономическую стабильность, рост благосостояния, эффективность управления.
2) Политическая нестабильность возникает в следствии: неудачной внешнеэкономической политики государства (разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта); несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.