ГДЕ И КОГДА БЫЛ ОСНОВАН ПЕРВЫЙ В МИРЕ УНИВЕРСИТЕТ?
· Главная
·
· О стране
·
· История
·
· Византия
·
· Где и когда был основан первый в мире университет?
СЛОЖНО СУДИТЬ О ЗНАЧИМОСТИ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ПЕРВЕНСТВО СОЗДАНИЯ ПЕРВОГО В МИРЕ УНИВЕРСИТЕТА.
Тем не менее, научные и исторические споры об этом ведутся, и Греция, будучи известной колыбелью европейской цивилизации, выступает здесь правомерным и непременным участником. А размышления историка Яниса Тиктопулоса по этому вопросу помогут нашим читателям рассудить об уместности претензий на университетское первородство.
Историк Янис Тиктопулос
О МИХАИЛЕ III. КТО В ОТВЕТЕ ЗА УПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРИЕЙ?
В 866 г. на престоле в Константинополе восседал император Михаил III (годы правления 842–867), принадлежавший к Аморийской династии. Это был на удивление удачливый человек: и во внутренней политике, и в экономике, и особенно в делах религиозных (что для православной Византии было весьма важно). И хотя в шибких стратегических дарованиях этот император замечен не был, именно при нем произошел так называемый Annus Mirabilis (в переводе с латинского означает «год чудес»), когда грекам в течение одного — 863 г. — удалось чуть ли не полностью восстановить военное могущество эпохи Юстиниана! Несмотря на все успехи, достигнутые при нем, Михаил III не пользовался ни малейшим уважением в Василевуссе (столице, то бишь Константинополе. — Прим. автора). Не шибко его почитали и в провинциях.
Монета с Михаилом ΙΙΙ
«Нельзя сказать, что Михаил III совершенно не обладал никакими достоинствами: к началу своего третьего десятка он уже был закаленным бойцом, его физические качества и удаль, проявляемая на поле боя, никогда не ставились под сомнение», — пишет в своей интереснейшей монографии Джон Норвич (Джон Норвич. «История Византии». М., «Москва», 2010, с. 212). Вот чего не было у сего василевса вообще, так это силы воли. Михаил III всегда готов был переложить ответственность за управление своей великой империей на кого бы то ни было. Михаил, видимо, не в силах был остановить свою моральную деградацию, которая к концу жизни привела его к почти полному распаду личности. (Ну, в конце концов, ведь недаром Михаил III, человек, при коем Византия добилась немалых и несомненных успехов, проходит по разделу медиевистики, как Михаил Пьяница).
|
Впрочем, Михаил был везуч: всегда находились люди значимые, люди выдающиеся, дабы взвалить на себя ответственность за империю и править ею от имени василевса. Сначала это был мудрый до изощренности евнух Феоктист, затем его сменил Варда, брат матери Михаила III (то бишь его родной дядя), блестящий полководец и «гроза мусульман». Варда был фигурой замечательной: помимо того, что он с неослабевающей энергией бил сарацин (арабов), Варда занимался и делами церковными. И здесь он оказался первопроходцем!
Скажем, многие василевсы стремились к идеальному сосуществованию с римской курией (ярчайший пример — Юстиниан). Другие желали как раз напротив — каким-нибудь образом отделить Константинополь от влияния пап. Но никому и в голову не приходило попытаться поставить римского понтифика под греческий контроль. Варде пришло! И потому он, как и евнух Феоктист (его предшественник), начал всемерно поощрять ученость, желая противостоять учености латинской. Впрочем, здесь, разумеется, необходимо обратиться к вопросу о старом университете Константинополя.
|
ПРОБЛЕМА ПРИОРИТЕТА
В 848 г. благодаря усилиям и вкладу двух греческих умниц — Феоктиста и Варды — блестящая константинопольская высшая школа, основанная чуть не за полтысячелетия до того, обрела статус полноценного университета, первого университета в Европе! А значит, и в мире! И вот здесь, уважаемый читатель, стоит сказать об основании сего университета: для греков, как, надо признать, и для русских, приоритет Византии в вопросе о первом университете не подвергается никакому сомнению. Крупнейшие медиевисты, тот же Сказкин, Корсунский, Предтеченский, постоянно тонировали, что Константинополь как минимум на полтысячелетия превзошел все североитальянские и прочие моравско-чешские ухищрения в сем вопросе.
Университет в Александрии
Впрочем, каждый будет толковать о своем. Так, мусульмане будут утверждать, что первым является университет в Фесе, в Марокко, именуемый аль-Карауни. Он основан в 859 г. Классный, действительно, университет, известно, что там мусульмане изучали Аристотеля.
Университет в Фесе
Старейшим итальянским университетом полагается Болонья, с начала всего лишь XI в. начавшая плотно разрабатывать гуманитарную проблематику. По сути, Болонский университет, полагаемый в сегодняшнем европоцентричном мире Alma Mater вообще всего и вся, то бишь прародительницей чуть ли не всех университетов, был изначально лишь юридической школой. Да-да, юридической школой, разрабатывающей, да и адаптирующей, нормы классического римского права к реалиям Средневековья. И лишь после 1453 г., когда Константинополь пал под ударами полчищ Мехмета II Фатиха, «свет знаний ромеев устремился на Апеннины». Вот за счет этих — полученных от греков — знаний Болонский университет и смог претендовать в дальнейшем на звание маяка западной культуры.
|
А ведь даже в самой Италии Болонский университет был не первым. Еще в IX в. был открыт блестящий университет в Салерно, просуществовавший, кстати, до 1861 г. Ну, да примеры с Болоньей и даже с Фесом достаточно банальны. Есть куда похлеще.
Вот, к примеру, армяне согласны с тем, что первый университет был открыт в Византии. Более того, они подчеркивают, что открыт он был при императоре Феодосии II (годы правления 408–450). Кто бы спорил?! Однако, по мнению армянских историков, университет этот открыла не красавица Евдокия, жена Феодосия II (см. о ней ниже), а великий армянский просветитель, переводчик Библии Месроп Маштоц. И не в 425 г., а в 420–422 гг. И не в Константинополе, а в каком-то городке в так называемой Западной Армении. Возможно, оно так и было, но санкция-то была получена от Феодосия II!
Феодосий II
ЯМНИЯ. СПАСЕНИЕ ЕВРЕЙСКОЙ ДУХОВНОСТИ
Наконец, самая яркая история с претензиями на приоритет, что до первого в мире университета, связана с евреями. Евреи (отдадим им должное) как-то долго о сем помалкивали, не желая вступать в сомнительной ценности забег на бесконечную дистанцию, выясняя, чей университет древнее. Однако объективная реальность диктует нам свои законы...
Евреи, полностью доминируя сегодня в мировой науке (возьмите в руки список Нобелевских лауреатов за последние лет пятьдесят), естественно, не могли не предъявить свои притязания на университетское первородство. (Эту точку зрения, кстати, полностью разделяет великий Ноам Чомски, стопроцентный ашкеназский еврей, корнями из черты оседлости.) И вновь всплыла тема Ямнии.
Ямния (см. Иосиф Флавий «Иудейская война», или одноименную трилогию Лиона Фейхтвангера) — крошечный городишко в Иудее. Но когда Флавий Веспасиан, отец Божественного Тита, прикрыл деятельность Второго Иерусалимского храма, Ямния нежданно вышла на первый план. Дело в том, что Иерусалимский храм не токмо отправлял функции сакральные; жречество сего храма было элитой иудейской теологической мысли. Прекращение работы храма означало оскудение этой мысли, а в дальнейшем — по выражению великого еврейского историка Семена Дубнова — и «одичание» еврейства.
Допустить этого было никак нельзя, и иудейское жречество вышло на ренегата Иосифа Флавия, который был своим человеком в дому у Веспасиана. Веспасиан дал санкцию, и университет в Ямнии (правильней на арамейском — Явнό, I в. по Рождестве Христове) начал вновь работать. И спас тем самым еврейскую духовность!
Вот только полагать Ямнию университетом трудно: профессора и студенты ее занимались исключительно изучением Торы — и изучением комментариев к Торе. А это всё же скорее теологическая школа, а не университет...
Совсем иначе был задуман великой Евдокией в 425 г. константинопольский Πανδιδακτήριον (Пандидактирион).