ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ)




 

Период эволюции, название Временной отрезок для Европы Особенности этапа для Европы Временной отрезок для России Особенности этапа для России Сходства, различия и своеобразие периодов России и Европы
Первый период:от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. Отрезок европейской истории с VIIIв. До н.э. по XIIв. н.э.можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками. Западноевропейская цивилизация прошла путь от отторжения и агрессии по отношению к инвалидам до прецедентов осознания властью (монархом) необходимости помощи им, организации учреждений презрения. Началом этого периода принято считать время принятия законов Ликурга, дающих право на уничтожение неполноценных людей (считалось, что такие люди не имеют гражданского права). Изменения в существовавшем положении вещей пришли с появлением христианства, призывающем общество к милосердию и состраданию. При монастырях стали появляться приюты и больницы, но общество было еще не готово к принятию новых идей, противоречащих многовековым традициям, поэтому изменение существующего положения вещей происходило медленно и трудно. Только в XIIв. в Западной Европе призрение стало не только прерогативой церкви, но и вошло в сферы интересов государства. Первый период формирования рефлексии государства и общества лиц с выраженными отклонениями в развитии в нашей стране начинается в X в., а заканчивается только в начале XVIIIв.Его нижней границей условно можно считать время христианизации Руси и возникновения первых монастырских приютов. Верхней границей можно считать указы Петра I, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704); повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715). Славяне-язычники не проявляли агрессии или выраженной неприязни по отношению к лицам с отклонениями в развитии, более того – относились к ним терпимо, сострадательно. Кевские князья, отличаясь личным милосердием к сиротам и нищим, познакомившись с опытом Византии, легко переняли его и возложили функцию призрения на церковь, передан ей одновременно часть своих доходов на нужды благотворительности; Законоуважение Киевской Руси определило круг лиц, нуждающихся в общественном призрении, а также ответственных за его обеспечение и источники финансирования; - в XIв. в Киево-Печерском монастыре складывается первый опыт церковного призрения убогих. - Киевская Русь в X-XI вв., приняв православие в процессе христианизации славянских княжеств, копирует византийскую систему монастырской благотворительности, Русь становится на путь создания светской системы призрения в силу европеизации страны, предпринятой Петром I.   В отличие от Европы, где монастырские приюты появились в IV-VII вв., эта форма призрения возникает на Руси значительно позже (X-XI вв.) и должна быть оценена как привнесенная. - Если в Западной Европе первый факт заботы монарха об инвалидах приходится на XII в., то в России аналогичный прецедент возникает только в начале XVIII столетия и по сути представляет собой фрагмент государственных реформ, направленных на внедрение западноевропейского устройства общества; - В России, как и на Западе, период завершается осознанием государством (в лице монарха) необходимости призрения лиц с выраженными отклонениями в развитии, но происходит это под влиянием западного опыта и в существенно иных социокультурных условиях.
Второй период:от сознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. Период с XIIпо XVIIIв. Западноевропейские государства прошли путь от инициатив отдельных монархов и городских властей в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, где могли иногда получать помощь интересующие нас люди, до создания системы светских (частных и государственных) приютов и домов призрения. Отношение к инвалидам, в том числе и детям-инвалидам, по сравнению с предшествующими веками, безусловно, менялось к лучшему, но происходило это медленно и трудно. Некоторые лица с отклонениями в развитии добиваются «гражданской реабилитации» - о них не только продолжают заботиться, но и некоторых даже пытаются учить. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» (ст. 1 декларации прав человека и гражданина) – под этим лозунгом Западная Европа войдет в третий период эволюции. Реформация изменила взгляд на милосердие. В протестантских странах возникает и крепнет светская благотворительность, патронируемая государством. Первые попытки индивидуального обучения глухих детей инициировались родителями, желающими юридически подтвердить их дееспособность. Другой заинтересованной стороной оказались священники-филантропы. Второй период, протекавший в Европе 600 лет, в России начался на 5 веков позже, составил одно столетие, а завершился в те же сроки, что и на Западе, прецедентами открытия первых специальных школ для глухих и слепых детей (начало XIXв.) Первое специальное учебно-воспитательное учреждение в России (опытное училище для 12 глухонемых) было открыто 14 октября 1806 г. в г. Павловске по указанию императрицы Марии Федоровны французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в страну Александром I. Первая школа для слепых учреждена по инициативе Александра I в 1807 г. В. Гаюи. Открытие специальных школ в России произошло под влиянием знакомства монарха с западноевропейским опытом и было обусловлено стремлением перенести его на отечественную почву силами приглашенных учителей. Минуя этап накопления опыта индивидуального обучения, Россия в готовом виде заимствует западную модель организации специального обучения – специальную школу. Кроме того, в сложившихся социокультурных условиях российские семьи, даже принадлежащие привилегированным сословиям, не обнаруживают потребности в организации обучения своих детей-инвалидов. Еще не осознана роль образования в жизни человека. В отличие от Западной Европы в России не сложились все необходимые социокультурные предпосылки для осознания возможности и целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями, но при этом была заимствована модель организации их обучения и создан прецедент открытия в столице специальных школ. Принципиальные различия в условиях и побудительных мотивах организации специальных учреждений в Западной Европе и России приведут на следующем историческом этапе к существенно различным результатам. - прецедент открытия специальных школ в столице возникает в принципиально иных социокультурных условиях и объясняется исключительно желанием императора перенять либеральные новинки Запада. - в Европе появление государственных специальных школ можно считать суммирующим результатом политических и экономических реформ, секуляризации общественной жизни, законотворчества в области гражданских и имущественных прав, развития науки (философии, медицины, педагогики), открытия университетов.
Третий период:от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования. Третий период эволюции отношения государства и общества к лицам с умственными и физическим недостатками охватывает на Западе временной отрезок с конца XVIII до начала XX в. Началом периода можно считать открытие первых учебных заведений для глухих и для слепых, завершением – дату принятия в каждой конкретной стране закона об обязательном начальном образовании и последующих актов, распространяющих действие основного закона на детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями. В масштабе Западной Европы это произошло в начале XX столетия. Третий период эволюции характеризуется кардинальным изменением отношения к аномальным детям, что обусловлено становлением и утверждением нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц с выраженными отклонениями в развитии, а также введением всеобщего обязательного начального обучения. В анализируемый период впервые законодательно изменен статус инвалидов: большинство европейских стран признает их право на образование, создание параллельной образовательной системы – системы специального обучения, включающей на данном историческом рубеже три типа спецшкол: для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Третий период эволюции отношения закономерно соотносится с этапом становления систем специального образования. В России начало третьего периода эволюции пришлось на начало XIXв. Начало периода знаменуется открытием первых школ для глухонемых (1806) и слепых (1807). Концом третьего периода в России можно считать 1926-1927 гг.– время законодательного оформления системы специального образования для трех категорий аномальных детей: глухих, слепых, умственно отсталых. В России, как и в Европе, развиваются три основных направления помощи детям с отклонениями в развитии: христианско-благотворительное (организационные формы – приют, богадельня, дом призрения), лечебно-педагогическое (специальное отделение при больнице, школа-санаторий) и педагогическое (школа, детский сад, колония). Массовое открытие учреждений для глухонемых на исконно русских территориях произошло во второй половине XIX в., что закономерно и обусловлено прежде всего: -отменой крепостного права (1861); -учреждением земства, которому вменялось управление местным здравоохранением и народным образованием, а также принятием нового устава начальных школ, разрешившего открытие школ по инициативе местных властей и общин (1864); - реформой городского самоуправления, позволявшие городским думам самостоятельно открывать лечебные и образовательные учреждения (1870); -экономическим подъемом и развитием благотворительности, в том числе созданием Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Под влиянием тех же факторов в России появляются учебные заведения для слепых. В отличие от Западной Европы российский проект Закона о всеобщем обязательном начальном образовании (1908), на реализацию которого отводилось 10 лет, остался мечтой. Царское правительство успело исполнить закон. Принципиально важно, что не предполагалось распространить его действие на детей с отклонениями в развитии, а соответственно не была предусмотрена разработка необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование специального образования как системы. Финансирование специальных учреждений не было заложено в государственный бюджет. В Западной Европе оформление системы специального образования происходило в контексте развития гражданских прав и свобод человека и их закрепления в конституциях, законодательных актах о специальном образовании, опережающих общественных инициатив и финансовой поддержки системы со стороны благотворительных движений, т.е. в условиях определенного взаимодействия государства, общества, церкви и заинтересованных групп населения.
Четвертый период:от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования. С начала XXстолетия до 70-х гг. Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых детей до осознания необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии. Это время совершенствования и дифференциации национальных систем образования по вертикали и горизонтали, становление новых типов специальных школ и новых типов специального обучения, появления в дополнение к школам дошкольных и послешкольных образовательных учреждений и увеличения видов учебных заведений. В Европе усиливаются интеграционные процессы: в 1957 г. западные страны договариваются о создании ЕЭС и начиная с этого момента все чаще обнаруживают единство взглядов на проблемы развития науки, культуры и образования. В западноевропейских станах совершенствуются механизмы выявления, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии, комплектования специальных образовательных учреждений. Существенно меняется и уточняется классификация, выявляются новые категории детей, нуждающихся в специальном образовании. Четвертый период эволюции отношения в нашей стране закономерно соотносится со 2м этапом развития национальна системы специального образования. 2й этап развития отечественной системы специального образования (пришедшийся на советский период истории) отличается о аналогичного в Западной Европе целым рядом особенностей, проявляющихся в виде парадоксов и противоречий. Советское государство, с первых лет своего существования объявившее заботу о дефективных детях приоритетной, взявшей курс на всеобщее начальное образование, в то же время долго не заботилось о расширении сети специальных учреждений, более того, сдерживало его. Принципиальным отличием специального образования в СССР является его цензовый характер. В СССР этот этап характеризуется развитием классификации детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, совершенствованием горизонтальной и вертикальной структур, дифференциацией системы специального образования. Создаются дошкольные, постшкольные специальные образовательные учреждения. Открываются специальные группы для лиц с нарушениями слуха в техникумах и ВУЗах. Начиная с 50-х гг. система дифференцируется, объединяя уже 5 видов специальных школ (для глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых), с конца 70-х – начала 80-х гг. в массовых школах начинают открываться специальные классы для детей с ЗПР. В отличие от западноевропейских советская система специального образования была полностью закрытой от СМИ, ее развитие происходило вне диалога с обществом и заинтересованными родителями. Допустимо констатировать наличие не только общих с другими странами закономерностей, но и уникальных особенностей развития отечественно системы специального образования как на этапе становления, так и на этапе ее развития и дифференциации. Отсутствие в СССР закона, гарантирующего право на специальное образование всем категориям нуждающихся детей: не укомплектованность специальных образовательных учреждений кадрами специалистов-дефектологов; далеко не полный охват специальным образованием нуждающихся в нем детей; крайне неравномерное распределение по территории страны специальных образовательных учреждений, дефектологических кадров, центров их подготовки; отставание уровня дифференциации государственной системы подготовки дефектологических кадров от уровня дифференциации.  
Пятый период: от равных прав к равным возможностям; от «институционализации» к интеграции Начало 70-х гг. Формируется новое понимание мира как сообщества, включающего различные микросоциумы, от равноправного взаимодействия которых зависит прогресс человечества. Началом пятого периода считается время принятия деклараций ООН «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов» и последовавших за ними национальных антидискриминационных законов об инвалидах и специальном образовании. Например, в Швеции – Закон о помощи умственно отсталым, Закон об учебном плане основной школы (1980); в Нидерландах – Временный закон по специальному образованию и среднему специальному образованию (1985). Ведущей тенденцией развития системы образования детей с особыми потребностями, начиная с 70-х гг., становится «включение в общий поток» или интеграция. На шкале периодизации эволюции отношения Россия находится в 90-е гг.на фазе перехода от четвертого к пятому периоду. Современный пятый период эволюции отношения общества и государства к лицам с особыми потребностями начался менее 3-х десятилетий назад и является незавершенным. В России названный переход не был подготовлен, как в Западной Европе, всем ходом предшествующего эволюционного развитии общества. В нашей стране аналогичный переход носит скачкообразный характер, что обусловлено кардинальным переустройством государства и его принципиально новыми ценностными ориентациями, заявленными в 1991г. Специфичность и сложность современного периода в развитии системы и состоит в том, что с 1991 г. по настоящее время одновременно в рамках одной и той же системы специального образования действуют разнонаправленные тенденции и подходы. Рассматриваемый нами пятый период эволюции – период с открытыми датами, и сегодня трудно предсказать, как и когда он будет завершен, что придет на смену современному пониманию проблем людей с особыми потребностями. Также не завершен и 3й этап в развитии систем специального образования, с начала которого прошло чуть более 2-х десятилетий. Лишь обозначены новые подходы и системы. Увидеть, по какому пути пойдет специальное образование – продолжит ли дифференциацию и совершенствование структуры параллельной образовательной системы, встанет ли на путь полной интеграции, гарантирует ли детям и родителям право выбора различных педагогических систем – можно будет только в XXI в.    
Инклюзивное образование Саламанская декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями Принята путем аккламации, в Саламанке, Испания, 10 июня 1994 г Более трехсот участников, представляющих 92 правительства и 25 международных организаций, собрались в Саламанке, Испания, с 1 по 10 июня 1994 г. в целях содействия достижению целей образования для всех и рассмотрения тех изменений, которые необходимо осуществить в области основных направлений политики, требуемых для поощрения подхода, заключающегося в инклюзивном образовании. В пункте 2: •каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний, • каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности, • необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей, • лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей, • обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и в конечном счете рентабельность системы образования. Все это указывает на дальнейшее развитие инклюзивного образования. Закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подписан президентом РФ 29.12.2012 и вступил в силу с 01.09.2013 г Впервые за много лет в Законе прописан особый правовой статус обучающегося с ОВЗ, как лица имеющего подтвержденные ПМПК недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образованию без создания специальных условий. Особое внимание отводится понятию «качество образования», под которым понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающаяся степень их соответствия федеральным стандартам, ФГТ и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Ст. 42 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Практика свидетельствует, что включение детей-инвалидов в общие образовательные школы, как зарубежом, так и в России, становится катализатором преобразований, которые ведут к улучшению условий обучения всех детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: