Совместное предпринимательство




Совместное предпринимательство означает целый комплекс форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или не­скольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства, торговле, в научно-технической, инвестиционной и сер­висной областях.

Общим признаком конкретных форм совместного предпринимательства является необходимость согласовать экономические интересы всех участников такого рода связей, так как в основе партнерства лежит конфликтная ситуация нестыковки их позиций (по кадровой, производ­ственной и торговой политике, способам управления, оплате труда и т.п.), и обеспечивать движение товаров (услуг) от производителей к потребителям.

В основе совместного предпринимательства лежит объединение усилий, финансовых средств, материальных ресурсов и участие в прибыли, в риске и т.п.

Совместное предпринимательство осуществляется в следующих формах:

• консорциум;

• акционерное общество;

• международные экономические организации;

• свободные экономические зоны;

• совместные (российско-иностранные) предприятия.

Консорциум (лат. consortium - соучастие, сотоварищество) - это временное добровольное объединение для решения конкретных задач (например, реализация крупных целевых программ и проектов). Выполнив поставленную задачу, консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения.

Участники консорциума сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и могут принимать участие в деятельности других консорци­умов, ассоциаций, совместных предприятий. Консорциум пользуется и распоряжается имуществом, которым его наделяют учредители, средствами, выделенными на осуществление соответствующей целевой про­граммы или поступающими из других источников.

Консорциум, как правило, осуществляет свою деятельность на бесприбыльной основе. Юридическим лицом консорциум не является.

Организация консорциума оформляется соглашением. Действия всех участников консорциума координирует лидер консорциумов, получив­ший за это отчисления от других участников. Лидер представляет интересы консорциума, но действует в пределах полномочии, полученных от других членов. Каждый участник консорциума готовит предложения на свою долю поставок, из которых затем комплектуется общее предложение.

Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.

Международные экономические организации - это межправительственные и межгосударственные экономические организации, международные хозяйственные организации и объединения. Они создаются на основе договоров и соглашений между их учредителями.

Основной функцией межгосударственной экономической организа­ции является координация действий стран - партнеров по сотрудниче­ству в производственной, научной и других сферах деятельности.

Основной функцией международной хозяйственной организации является совместная хозяйственная и координационная деятельность в научно-производственной сфере.

Свободные экономические зоны имеют разные модификации и будут рассмотрены позже.

Совместное предприятие - это предприятие, созданное совместно разными странами, в том числе с участием российского и иностранного капитала.

В современной практике мирового хозяйствования понятие "совместное предприятие" трактуется довольно широко, объединяя в себе как соглашения между фирмами, включающие требования об участии в акционерном капитале совместного предприятия, так и соглашения, не включающие таких требований.

Поэтому в мировую практику были введены понятия:

• акционерное совместное предприятие;

• контрактное (договорное) совместное предприятие.

Акционерное совместное предприятие создается двумя и более участниками в форме акционерного общества, в котором каждый партнер владеет определенной долей акционерного капитала.

Контрактное совместное предприятие не предполагает создание новой фирмы для осуществления совместной деятельности. В его рамках все отношения между сторонами-участниками регулируются путем договоров.

Рассматривая совместные предприятия, важно учитывать положение потенциальных партнеров. Например, фирма, которая стремится получить источник финансирования, является в основном малым предприятием. Она вступает в партнерские отношения с крупной фирмой, которая имеет большие финансовые и операционные возможности. Операционные возможности для малого партнера, стремящегося расширить объем своей деятельности, иногда более важны, чем деньги.

Крупная фирма-партнер, участвуя в совместном предпринимательстве, заинтересована не столько в деньгах, сколько в каком-то конкретном товаре, производимом партнером, в сегменте рынка и т.п. Поэтому она вкладывает свой капитал не в рядовой пакет акций, а в совместное предпринимательство.

Создание нового действующего предприятия (фирмы) для осуществления определенной производственной деятельности является основной отличительной чертой совместного предпринимательства, рассматриваемого как партнерство, в котором каждый партнер активно участвует в процессе выработки решений этого предприятия.

Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН выделяются следующие основные обязанности совместного предприятия:

® наличие соглашения между участниками об общих долгосрочных целях предпринимательской деятельности;

© объединение участниками для достижения этих долгосрочных целей активов в форме денежных средств, основных фондов, опыта уп­равления, права на интеллектуальную собственность и прочих средств;

® рассмотрение и оценка объединенных активов как капиталовло­жений участников;

© создание самостоятельных органов управления, чья деятельность направлена исключительно на осуществление этих совместных целей;

© участие сторон в прибылях от достижения согласованных целей и разделение связанных с этим рисков, определяемых процентом учас­тия каждого партнера в совместных капиталовложениях.

Мотивы объединения усилий участников создания совместного пред­приятия могут быть различными, но в их основе практически лежит одна из четырех стратегий, обусловивших возникновение совместного предпринимательства:

• стратегия на повышение эффективности производства;

• стратегия на расширение операций;

• стратегия на уменьшение риска в производстве новых видов про­дукции;

• стратегия на развитие за счет привлечения инвестиций, техноло­гий и квалификации для подъема отстающих отраслей или сфер дея­тельности (табл. 9.1).

В соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в нашей стране предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприя­тии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприя­тия полностью.

Приобретение иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, а так­же приобретение такого предприятия полностью осуществляется в по­рядке, предусмотренном законодательством, действующим на терри­тории России.

При создании предприятий с иностранными инвестициями, связан­ных с проведением крупномасштабного строительства или реконструк­цией, предварительно проводится соответствующая экспертиза.

В необходимых случаях создание предприятий с иностран­ными инвестициями требует получения соответствующего заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведения экологической эк­спертизы. Создание и ликвидация коммерческой организации с иност­ранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, ко­торые предусмотрены Гражданским кодексом РФ и другими федераль­ными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены феде­ральными законами.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в со­ответствующий орган следующих документов:

устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительского договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ);

выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден ино­странный инвестор, или иного документа, подтверждающего юриди­ческий статус иностранного инвестора;

документа о платежеспособности иностранного инвестора, выдан­ного обслуживающим его банком;

квитанции об уплате регистрационного сбора.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конститу­ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован инос­транным инвестором в судебном порядке.

Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуще­ствления на территории РФ деятельности, которую осуществляет за пределами РФ головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица - головной организации.

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидаци­ей филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ.

Федеральный орган исполнительной власти (статья 24 Закона РФ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ) осуществляет аккредитацию филиала ино­странного юридического лица.

Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нрав­ственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспе­чения обороны страны и безопасности государства.

К положению о филиале иностранного юридического лица предъяв­ляются следующие требования:

головная организация представляет в федеральный орган исполни­тельной власти положение о филиале иностранного юридического лица и другие документы, перечень и требования к содержанию которых ут­верждаются Правительством РФ;

в положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, орга­низационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории РФ и юридический адрес его головной органи­зации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управ­ления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на террито­рии РФ и не противоречащие законодательству РФ;

оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранно­го юридического лица производится головной организацией на основе внутренних или мировых цен. Оценка вложения капитала осуществля­ется в валюте РФ. Величина стоимостной оценки вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица должна быть указана в положении о филиале иностранного юридического лица;

филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня его ак­кредитации.

Филиал иностранного юридического лица прекращает предприни­мательскую деятельность на территории РФ со дня лишения его аккре­дитации.

Учредительные документы предприятий с иностранными инвести­циями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав участников, размер и порядок формирования уставного капита­ла, размер долей участников, структуру, состав и компетенцию орга­нов управления, порядок принятия решений, перечень вопросов, тре­бующих единогласия, порядок ликвидации предприятия. Кроме того, в учредительные документы могут быть включены и другие положе­ния, не противоречащие действующему на территории России законо­дательству и отражающие особенности деятельности предприятия.

Вклады в уставный капитал предприятия с иностранными инвести­циями оцениваются по согласованию между его участниками на основе цен мирового рынка. При отсутствии таких цен стоимость вкладов оп­ределяется по договоренности участников. Оценка может осуществлять-

ся как в рублях, так и в валюте. Создание совместного предприятия тре­бует технико-экономического обоснования'.

Регистрацию совместных предприятий с крупной долей иностран­ного капитала осуществляет Государственная регистрационная палата при Минэкономразвития РФ, которая была создана 6 июня 1994 г. на базе подразделений Российского агентства международного сотрудни­чества и развития (РАМСиР).

Функциями палаты являются:

• регистрация коммерческих организаций, объем иностранных ин­вестиций в уставном капитале которых превышает 100 тыс. руб. (деноминированных), а также всех предприятий с иностранными инве­стициями топливно-энергетического комплекса независимо от степени иностранного участия;

• аккредитация представительств иностранных компаний на терри­тории Российской Федерации;

• регистрация российских инвестиций за рубежом;

• регистрация лицензирования лизинговой деятельности;

• ведение сводного государственного реестра по всем этим направ­лениям (в него включаются в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями, зарегистрированные в региональных ре­гистрирующих органах, и представительства иностранных фирм, ак­кредитованные в других организациях).

Государственная регистрационная палата представляет собой еди­ный орган, способный координировать учет и регистрацию инвести­ций в России, будь то создание совместных предприятий или покупка долей, паев и акций, заключение договора лизинга или аккредитация представительств инофирм, а также регистрацию российских инвести­ций за рубежом.

Это есть сводный государственный реестр. В уникальном архиве Государственной регистрационной палаты собрана информация о 25 тыс. зарегистрированных в России предприятий с иностранными инвести­циями, 4 тыс. аккредитованных на территории России представительств инофирм, о 200 компаниях, получивших лицензии на лизинговую дея­тельность (выдача лицензий началась с сентября прошлого года). С июня 1997 г. в Государственной регистрационной палате открылся компьютерный центр, где эта информация стала доступной всем заин­тересованным пользователям, как госорганам, так и коммерсантам.

Пример технико-экономического обоснования создания совместного предприятия см.: Балабанов И.Т. Новые формы организации предприятий. - Лениздат, 1991. -С. 80-88.

Государственная регистрационная палата при Министерстве эконо­мики РФ в чем-то аналогична знаменитому английскому Дому компа­ний, существующему при министерстве торговли и промышленности Великобритании. В том, чтобы Минэкономразвития РФ располагало оперативной и достоверной информацией, есть логика. Кроме того, Го­сударственная регистрационная палата, так же как и Дом компаний, имеет в различных регионах страны свои отделения, что особенно важ­но для введения единых требований к процессу регистрации.

Регистрацию предприятий с небольшой долей иностранного капи­тала осуществляют региональные органы юстиции.

Государственная регистрация предприятий с иностранными инвести­циями осуществляется при наличии следующих документов:

® для совместных предприятий:

а) письменного заявления учредителей с просьбой произвести реги­страцию создаваемого предприятия;

б) нотариально заверенных копий учредительных документов в двух экземплярах;

в) заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных за­коном случаях;

г) для российских юридических лиц нотариально заверенной копии решения собственника имущества о создании предприятия или копии решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверен­ных копий учредительных документов для каждого участвующего в создании совместного предприятия российского юридического лица;

д) документа о платежеспособности иностранного инвестора, вы­данного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);

е) выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахож­дения, гражданства или постоянного местожительства (с заверенным переводом на русский язык);

© для предприятий, полностью принадлежащих иностранным ин­весторам:

а) письменного заявления на регистрацию от иностранного инвестора;

б) нотариально заверенной копии учредительных документов (в двух экземплярах);

в) документа о платежеспособности иностранного инвестора, вы­данного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);

г) выписки из торгового реестра страны происхождения для иност­ранного инвестора (с заверенным переводом на русский язык);

д) заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных за­коном случаях;

© для филиалов предприятий с иностранными инвестициями и фи­лиалов иностранных юридических лиц:

а) заявления, подписанного руководителем предприятия, создающе­го филиал, с просьбой произвести его регистрацию;

б) нотариально заверенной копии выписки из решения компетент­ного органа управления предприятием о создании филиала;

в) нотариально заверенной копии положения о филиале (в двух эк­земплярах);

г) нотариально заверенных копий учредительных документов пред­приятия, создающего филиал;

д) для иностранного юридического лица - выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказатель­ства его юридического статуса в соответствии е законодательством стра­ны его местонахождения (с заверенным переводом на русский язык);

е) заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных за­коном случаях.

Государственной регистрации подлежат также все дополнения и из­менения в учредительных документах уже зарегистрированных пред­приятий с иностранными инвестициями и филиалов, сведения об их ликвидации. Приказом ЦБ РФ от 7 июля 1997 г. № 482 было утвержде­но Положение о регистрационном порядке оплаты иностранным инве­стором участия в уставном (складочном) капитале организаций-рези­дентов Российской Федерации.

Нотариально заверенная копия решения компетентного органа пред­приятия о внесении изменений или дополнений в учредительные доку­менты представляется предприятием с иностранными инвестициями в регистрирующий орган не позднее чем через 30 дней после их приня­тия. Указанные изменения и дополнения в учредительных документах вступают в силу только после их регистрации.

Предприятие с иностранными инвестициями может быть малым предприятием и пользоваться соответствующими льготами. Однако при этом надо учитывать требования Закона о малом предпринимательстве, запрещающего иностранному учредителю малого предприятия с иностранными инвестициями иметь больше 25% уставного капитала. В основном его преимущества ограничиваются особенностями формиро­вания уставного капитала.

Иностранный инвестор может ввозить оборудование и имущество в счет своего вклада в течение года со дня образования предприятия без уплаты таможенных пошлин и НДС. Нотариально заверенный спи­сок этого оборудования и имущества должен прилагаться к учредитель­ному договору.

В России существует также более простая форма регистрации инос­транных юридических лиц в качестве налогоплательщиков, которую называют регистрацией инвестора. При регистрации инвестора откры­вается только один рублевый счет типа "И". Зато объем и периодич­ность отчетности резко уменьшаются. Ведь инвестор не занимается ак­тивной хозяйственной деятельностью и потому лишь в конце года дол­жен отчитываться по своей прибыли. Остальные налоги, кроме налога на имущество, отсутствуют.

Прибыль в совместном предприятии движется следующим образом (рис. 9.1). _______________________




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: