Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе




Тема: «Космос»

Вид: Развитие речи

Цель: Закрепить знание детей о космосе, космонавтов; формировать и совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи:

Образовательная:

- учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;

- упражнять в составлении предложений из набора слов.

Развивающая:

- закреплять умение детей отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.

Речевая:

- развивать словарь по данной теме.

- обогащать словарный запас: комета, звездопад, скафандр, космодром, невесомость.

Воспитательная:

- создавать хорошее настроение, воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, умение слушать воспитателя, желание и умение работать в коллективе.

Предварительная работа: Педагогу совместно с логопедом подготовить весь необходимый материал для занятия.

Материалы и оборудование: Портрет Ю. А. Гагарина; космическая карта; ракета; изображения космических объектов: Луна, Солнце, чёрная дыра, комета, луноход, спутник, звездопад; мяч; картинка с изображением книги «Азбука», разрезанная на четыре части; изображения скафандра; раскраски.

Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативная, познавательно – речевая, физического развития.

Ход НОД:

Этапы деятельности Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Методические приёмы Результат
Эмоциональный настрой Создание атмосферы психо-логической безо-пасности: эмоцио-нальная поддерж-ка ребёнка, уста-новление зритель-ного, слухового контакта. Приветствие. Педагог задаёт детям вопрос: - Ребята, какое у вас сегодня настроение? Детям предлагается взяться за руки: - Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза и улыбнёмся. Так мы с вами переда-дим частичку своего настроения другому: «Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепче за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.» Педагог предлагает детям присесть на ковёр, так чтобы всем было удобно и комфортно. Участие в приветствии. Дети отвечают на заданный вопрос педагога: «Настроение - хорошее, радостное, веселое» Дети, стоя на ковре, берутся за руки и образуют круг. Затем глядя в глаза друг другу улыбаются. После дети усажи-ваются на ковёр в удобной позе. Психологическая гимнастика Психологическая готовность
Мотивационно- побудительный Организация направленного внимания. Педагог: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришёл не обычный гость. Педагог показывает небольшой макет российского космонавта. - Кто мне скажет кто это? - Давайте с ним поздороваемся! - А хотите узнать, почему сегодня к нам пришёл именно этот гость? Дети рассматривают гостя и отвечают на поставленный вопрос педагога: «Это космо-навт». Все вместе здороваются с гостем: «Здравствуйте». Дети заинтересованно отвечают: «Да мы хотим знать почему» Сюрпризный момент. Формальная готов-ность к предстоящей деятельности  
Актуализация Актуализация имеющихся зна-ний и представле-ний по теме космос Педагог: - Ребята, наш гость интересуется знаете ли вы какой праздник отмечала вся страна 12 апреля? - Правильно! Поэтому к нам сегодня в гости пришёл космонавт. Наш гость хотел бы поделиться с вами своими знаниями о космосе - А почему день Космонавтики отмечается именно 12 апреля? - 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос. С тех пор каждый год 12 апреля страна отмечает День космонавтики. Дети отвечают на вопросы педагога, высказывают своё мнение, основываясь на имею-щиеся представления, на уви-денное, вспоминают ранее усвоенное. Рассматривают портрет Юрия Гагарина. Рассказ воспитателя Воспроизведение ин-формации, необхо-димой для успешно-го усвоения нового.
Организационно - поисковый Создание ситуа-ции, в которой возникает необхо-димость в получе-нии новых навы-ков умений. Педагог: - Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка - грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? - Чтобы мы смогли найти эту книгу, космические пираты приго-товили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам картинки, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку. До Луны не может птица Долететь и прилуниться. Но зато умеет это Делать быстрая (ракета) - Правильно, ребята, мы полетим на ракете. - Самолёты взлетают с аэродрома, а кто мне скажет, где стартуют космические ракеты или корабли? Космодром. - Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки. Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы педагога, отгадывают загадки. Создание проблемной ситуации. Загадки. Осознание и приня-тие поставленных задач.  
Динамическая пауза Подготовка арти-куляционного ап-парата на даль-нейшую речевую работу Проводит артикуляционную гимнастику: Чу - чу - чу, в космос полететь хочу. Им - им - им, на ракете полетим. Ды - ды - ды, долетим мы до звезды. Ой - ой - ой, затем вернёмся мы домой. Выполняют артикуляционную гимнастику по показу педагога, проговаривая слоги и слова. Артикуляционная гимнастика. Подготовка артикуляционного аппарата
Практическая работа Овладеть навыка-ми образовывать имена прилага-тельные от имен существительных. Педагог: - Нам надо занять свои места на ракете, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос «что?» слова, отвечающие на вопрос «какой?» Например: что? – весна, какой? – весенний. Педагог бросая мяч ребёнку называет слово, отвечающее на вопрос «что?» - Молодцы, все справились с заданием, за это грамотейцы прислали нам первую картинку. Заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо его расшифровать: Космонавта – это кто? (космонавт) Корабля – это что? (корабль) Звездав – это что? (звезда) Планетав – это что? (планета) Лунав – это что? (луна) - Молодцы! За это задание грамотейцы прислали нам вторую картинку. Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Что мы с вами наденим когда полетим в космос? Костюм космонавта называется скафандр. На голову надеваем шлем, на ноги – специальную обувь (педагог показывает картинки) Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться. (Звук запуска ракеты) Педагог: - Мы находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово? Это состояние когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле, словно рыбки в аквариуме. Нет ни верха, ни низа. Пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. Ребёнок бросая обратно мяч педагогу называет от этого слова образованное слово, отвечающее на вопрос «какой?» Дети учатся образовывать имена прилагательные от имен существительных. Дети называют правильно существительные из зашифрованных слов. Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы педагога, отгадывают загадки. Рассматриваю костюм космонавта на картинке. Д/и с мячом «Что-какой?» Поощрение. Положительная оценка. Задачи на реше-ние проблемной ситуации. Разъяснения педа-гога. Объяснения но-вых слов по теме космос. Овладение навыков и умений при обучении образовывать имена прилагательные от имен существительных. Овладение понимания новых слов по теме космос.
Динамическая пауза Смена виды деятельности, предупреждение утомляемости. Педагог: - Мы летчиками смелыми Быстрее стать хотим. В ракетах настоящих Мы в космос полетим. Над нами звезды светлые Зажгутся в вышине. Российский флаг поднимем На Марсе и Луне. Дети изображают разные позы в состоянии невесомости. Физминутка «Невесомость» Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Практическая работа (продолжение) Овладеть умением составлять предложения из набора слов. Педагог: - На нашем пути планета «Предложения», жители этой планеты слова, которые составляют предложения. Космические пираты напугали всех жителей, и они разбежались, давайте поможем им вернуться в предложения: 1. Корабль, на, летит, космический, луна. 2. Мы, на, Земля, планета, живём. 3.Небе, на, звёзды, яркие - Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам третью картинку. - А мы отправляемся дальше. На нашем пути отгадайте что: Знают взрослые и дети, Что не солнце ночью светит. Круглолица и бледна, Среди звёзд всегда одна. (Луна) Игра «Что справа, что слева» - По обе стороны космического корабля размещены фотографии планет и космических объектов. Дети назовите их. - Мы только, что благополучно пролетели мимо чёрной дыры и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания косми-ческих пиратов и от грамотейцев получили последнюю четвёртую картинку. Давайте соберём все картинки и посмотрим, какую же книгу украли космические пираты. (Это «Азбука») - Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возь-митесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова: Из полёта возвратились И на Землю приземлились. Дети учатся составлять предло-жения из набора слов: 1.Космический корабль летит на луну. 2.Мы живём на планете Земля. 3.На небе яркие звёзды. Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы педагога, отгадывают загадки. Участвуют в д/игре, проговаривают слова: Луна, Солнце, чёрная дыра, комета, луноход, спутник, звездопад. Собирают картинку из карточек, полученных в виде поощрения за выполненные задания. Хором отвечают, что книга, которые украли пираты, это азбука. Д/и «Составь предложение» Д/и «Что слева, что справа» Поощрение. Положительная оценка.   Овладение навыков и умений при обу-чении составления предложений из набора слов, умение слушать взрослого и выполнять его инст-рукции. Овладение понимания новых слов по теме космос.
Рефлексивно-корригирующий Формирование элементарных навыков самокон-троля. Корректирование при необходимос-ти результатов в соответствии с поставленными задачами. Педагог: - Вот мы и вернулись домой. - Чем мы занимались сегодня на занятии? - Какое задание понравилось больше всего? Почему? - Какое задание показалось трудным? Почему? - Что бы вы пожелали нашему гостю? При ответе детей педагог поправ-ляет в случаи не соответствии ответа ребёнка с поставленным вопросом. Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы педагога. Выполняют самопроверку (воз-можно с помощью педагога). Высказываются по поводу по-лученной информации, качества выполнения поставленных зада-ний, своего эмоционального состояния. Вопрос - ответ Сформированность элементарных навы-ков самоконтроля.
Заключительный Формирование умений слушать взрослого. Сформировать положительные эмоции от образо-вательной дея-тельности - За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам свои фотографии - раскраски. В раскрасках картинки по нашей сегодняшней теме космос: здесь и планеты, и кометы, и звёзды, солнце, луна. Я уверена, что вам будет интересно их и раскрашивать и рассматривать. На этом наше занятие окончено, попрощаемся с нашем гостем - космонавтом. Занятие закончено! Рассматривают раскраски – подарки. Прощаются с гостем – космонавтом. Поощрение в виде подарков-раскрасок. Умение слушать взрослого. Положительные эмоции от собствен-ной деятельности.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: