Признаки школьного стресса




Признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах:
• В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;
• Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;
• Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
• Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.
• Тревожности и непоседливости.
• Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;
• Упрямства;
• Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;
• Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;
• Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;
• Повышенной тревожности;
Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Влияние стресса на здоровье

Влияние стресса на здоровье очень пагубно. Если мы не будем знать как справиться со стрессом, то опасность возникновения тяжелых болезней велика. Нам нужно научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации. Если мы долго сдерживаем свои эмоции, подвергаясь стрессу, то они имеют свойство накапливаться и затем происходит взрыв, как бы на ровном месте.

На стресс реагируют все системы организма человека: нервная, пищеварительная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, эндокринная, репродуктивная и другие.

Напряжение психики при стрессе, которое сохраняется длительно, нарушает иммунную систему. Под влиянием стресса возникают:

  • состояние угнетенности и волнения или перемены в настроении
  • чувство внезапной усталости;
  • потеря аппетита или внезапная тяга к определенной пище;
  • резкое снижение веса;
  • различные высыпания, покраснения, шелушения.

Внезапный стресс может привести:

  • к сердечному приступу, панической атаке
  • к повышению уровня глюкозы и адреналина, а значит и артериальное давление становится высоким
  • возникает отказ от еды или, наоборот, приступы обжорства
  • при сильном волнении мы чувствуем, что в животе «летают бабочки»
  • некоторые в это время подвержены тошноте и даже внезапной рвоте
  • иногда, во время стресса возникает диарея
  • часто стресс вызывает спазмы не только сосудов, но и мышц, нарушается двигательная функция[4]

Глава II.

Организация и проведение исследования стрессоустойчивости

У обучающихся подросткового возраста

Исследование состояло из трёх основных этапов:

ü подготовительный (разработка анкеты);

ü основной (проведение анкетирования);

ü завершающий (обработка и анализ данных, формирование выво­дов и рекомендаций)

Результаты исследования и их интерпретация

Результаты анкетирования представлены в таблице.

Всего в исследовании участвовало 20 обучающихся

Таблица 1

Уровень стрессоустойчивости Количество обучающихся
высокий 8 чел. – 40%
выше среднего 11 чел. – 55%
средний 1 чел.- 5%
низкий  

Вывод: В результате исследования стрессоустойчивости обучающихся по методике Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова были получены следующие результаты стрессоустойчивости подростков: у подростков преобладает выше среднего и средний уровень стрессоустойчивости (60% респондентов). Высокий уровень стрессоустойчивости имеют 40% из числа опрошенных обучающихся. Следует отметить, что низкий уровень стрессоустойчивости не выявлен.

Таким образом, стрессоустойчивость обучающихся характеризуется преобладанием среднего уровня, подростки не всегда правильно ведут себя в стрессовой ситуации. Иногда могут сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда подростки «заводятся» из-за пустяка, раздражаются, вступают в конфликтные ситуации. Следовательно, необходима организация психолого-педагогического сопровождения повышения стрессоустойчивости подростков, с целью формирования психологической устойчивости к ситуациям, требующим мобилизации ресурсов личности, направленная на:

ü развитие умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

ü развитие личностной рефлексии - развитие умения сделать выбор, принять ответственность за свой выбор и личностного роста.

ü развитие эффективных навыков взаимодействия с окружающими

 

Заключение

 

В целом стресс - это обычная действительность нашей жизни. Жизнь без стресса невозможна. У современного школьника в качестве стрессоров выступает стремление к успеху, отношения с учителями, оценка, успешное написание контрольной работы, теста, сдача экзаменов.

Стресс не имеет однозначного влияния на организм человека, здесь можно выделить как отрицательные, так и положительные моменты. Слабые воздействия экстремальных факторов не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Организму вреден не сам по себе стресс, а его чрезмерная интенсивность.

Среди обучающихся реакция на стресс неодинакова, так как все подростки разные и индивидуально реагируют на стрессовые воздействия. Выявление факторов стресса у обучающихся в каждом из индивидуальных случаев поможет учителю, родителю и самому учащемуся в преодолении стресса и профилактике стрессовых ситуаций.

Имея сведения о признаках стресса, способа выхода из него, человеку легче научиться управлять собой в сложных ситуациях. Я разработала памятку по преодолению стресса[5], решила опубликовать рекомендации в буклет и провести при помощи педагога-психолога классный час по данной тематике.

 

Список литературы и интернет-ресурсов

1. Абабков В.А., Перре М., Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПБ: Речь, 2004, 166 с.

2. Абабков В.А., Веревочкин С.В. Биологические и психологические детерминанты реагирования на ситуации социального стресса. Вестник Южно-Уральского университета, серия: психология, выпуск №3, т.6, 2013, 95с.

3. Завязкин О.В. Как избежать стресса / О.В. Завязкин. - М.: Сталкер, 2000. - 320 с.

4. Селье Г. Стрессология / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1995. - 245 с.

5. Селье Г. Стресс: тихий убийца / Г. Селье. - ГЕО, 2003. - N5. - 364 с.

6. otherreferats.allbest.ru/psychology/00466914_1.html

7. okeydoc.ru/stress-vidy-prichiny-simptomy-i-lechenie/

8. maminmayak.ru/shkolnyiy-stress-kak-pomoch-re

Приложение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: