1. Название: «Тест руки Вагнера (Hand Test)»
2. Автор: Впервые он был опубликован в 1962 году. Идея создания теста принадлежит Э. Вагнеру, система подсчета очков и коэффициенты разработаны 3. Пиотровским и Б. Бриклин. В нашей стране тест адаптирован Т. Н. Курбатовой.
3. Контингент испытуемых: Методика может использоваться как для обследования взрослых, так и детей.
4. Предмет диагностики: Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности.
5. Операциональный статус: проективный тест
6. Сопряженные практические задачи: индивидуальное консультирование, психологические исследования
7. Компетентность исполнителя: диплом психолога.
8. Надежность и валидность: Э. Вагнер сделал вывод о высокой валидности и ретестовой надежности: 0,82-0,85.
9. Комплектность и состав методики:
а) Стимульный материал: Стимульный материал – стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении. При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке. Держать рисунок-карточку можно в любом положении. Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком *4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного. Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п. Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.
|
б) Обработка результатов: При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 9 категорий.
Агрессивность (агр). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).
Коммуникация (ком). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).
Зависимость (зав). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции "снизу", успех которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).
|
Демонстративность (дем). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).
Активность (акт). Эта категория включает ответы, отражающие тенденции к действию, ответы, в которых рука воспринимается как совершающая какое-либо активное действие (берет что-либо, поднимает руку, хватает и т.д.)
Пассивность (пас). Эта категория включает ответы, отражающие тенденции к бездействию или пассивному действию, не требующие присутствия другого лица, а также безличные ситуации, в которых рука не изменяет физическое положение или пассивно подчиняется силе тяжести (лежит, отдыхает, устала и т.д.)
Тревожность (тр). Эта категория отражает неуверенность и ожидание возможной агрессии со стороны внешнего мира. Также она включает ответы ограждающего, ритуального характера. Ответы по этой категории передают ощущение напряжения и отсутствия уюта, дискомфортность ребенка («прячет; прикрывает; хотел ударить, но испугался и передумал» и т.п.). Также к данной категории относят ответы ребенка, касающиеся изменений позы руки в качестве реакции на внешнюю ситуацию.
Директивность (дир). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется как ведущая, управляющая или иным образом оказывающая влияние (например, проповедь, чтение лекций, обучение, дача указаний, показывает направление движения, запрещает, дирижирует).
Физическая дефицитарность (ущербность) (деф). Эти ответы отражают чувство физической дефицитарности, неадекватности. Эта категория включает руки, которые представляются как деформированные, поврежденные, ущербные. У детей к данной категории возможно отнесение ответов типа «некрасивая рука», «неправильная».
|
1. Подсчитывается общее количество ответов, данных ребенком, которое принимается за 100%
2. Осуществляется формализация ответов ребенка через отнесение каждого ответа к одной из 9 оценочных категорий. Формализация производится с помощью анализа и соответственно категоризации ответов, полученных также при помощи уточняющих вопросов (ситуаций). Категории ответов записываются в графе «Категория ответа». В таблице протокола регистрируется количество ответов по каждой категории.
3. Подсчитывается процент ответов каждой по категории по отношению к общему количеству ответов.
4. Определяются коэффициенты по предлагаемым формулам
На основании интерпретации ответов ребенка и полученных числовых значений характеристик-коэффициентов определяются основные тенденции эмоционально-личностного развития ребенка.
10. Литература: 1. Психодиагностика личности: пособие для студентов вызов / М.А. Пономарёва, Т.И. Юхновец / под общ. ред. М.А. Пономаревой. – Минск: Тесей, 2008. – 312 с.