Лекция 11. Сохранение и укрепление здоровья — важная забота
Безопасность жизнедеятельности помогает человеку создать условия для нормальной, полноценной, интересной и приносящей пользу обществу жизни и деятельности. Всего этого можно достичь только тогда, когда человек внимательно относится к своему здоровью, однако для этого тоже нужны знания, причем знания специальные. Любой культурный человек должен иметь представление об элементарных медицинских понятиях, правилах безопасного (с медицинской точки зрения) поведения в повседневной жизни, правилах гигиены, рационального питания, да и о многом другом. Что позволит сберечь его здоровье.
Многие люди считают, что здоровье гражданина — дело сугубо личное. Но это не так.
В качестве эпиграфа к лекции можно вспомнить слова Конфуция, китайского мудреца, жившего в V веке до нашей эры: «Человек заболевает по многим причинам: некоторые заболевают от простуды, некоторые от усталости и горя. Если из ста ворот закрыть лишь одни, то разве можно на этом основании считать, что грабитель не сможет пробраться в дом?»
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) написано: «Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В понятии здоровья имеются три равноценные составляющие:
- Физическое здоровье — здоровье тела. Оно складывается из двигательной активности человека, рационального питания, личной гигиены, безопасного поведения, оптимального сочетания труда и отдыха, отказа от вредных привычек.
- Душевное здоровье — здоровье разума. Оно определяется системой мышления человека, развитием внимания и памяти, волевых качеств, степенью эмоциональной устойчивости, отношением к окружающему миру: к людям, знаниям, вещам и себе.
|
- Социальное здоровье — определяется моральными принципами: сознательное отношение к труду, овладение сокровищами мировой культуры, уровня воспитания и образования.
Основные показатели здоровья:
- отсутствие болезни;
- нормальная работа организма;
- равновесие организма в системе «природа — человек» (нормальные показатели работы организма — температура тела, формула крови, кровяное давление, пульс и т.д.);
- полное физическое, умственное, психическое и социальное благополучие;
- способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды;
- способность полноценно участвовать в жизни общества;
- стремление к творчеству.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии душевных (психических) и физических сил организма. Гармония психофизических сил укрепляет здоровье, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».
Функции здоровья — внешнее проявление свойств организма в системе природы и системе общества. Ученые обычно выделяют четыре основные функции здоровья:
- биологическую, которая проявляется в способности производить на свет полноценное потомство;
- физиологическую, проявляющуюся в нормальном функционировании организма;
- психофизиологическую, проявляющуюся в нормальной работе организма как системы в природной и общественной среде;
|
- социальную, которая проявляется в способности человека выполнять свои обязанности перед обществом, включиться в общественную жизнь, т.е. социально быть адаптированным.
Человек может быть физически и психически здоров, но он может пренебрегать устоявшимися нормами морали: совесть, сопереживание, честность, порядочность, чувство долга, уважение к окружающим. Всякое проявление неуважения, духовного и физического насилия, экстремизма является нравственным уродством, а следовательно, свидетельствует о нравственном нездоровье человека.
Можно говорить о здоровье индивидуальном и общественном. Индивидуальное здоровье человека зависит от того образа жизни, который он ведет. Общественное здоровье — результат сложения состояния здоровья всех членов общества, оно зависит от политических, социально-экономических, природных и экологических факторов. В настоящее время экологические факторы, по мнению большинства ученых, играют решающую роль в состоянии общественного здоровья.
Человек, загрязняя и изменяя окружающую среду, «рубит сук, на котором сидит». Изменения состава и свойств отдельных компонентов окружающей природной среды (атмосферный воздух, вода, почва, уровень радиации в местах проживания людей, уровень шума и другие) и в конечном счете загрязнению среды и необратимым процессам, автоматически приводят к физиологическим изменениям человека, изменениям демографического и социального поведения.
Ученые различают следующие виды загрязнения окружающей среды: химическое, физическое, биологическое, информационное.
|
- Химические загрязнители (ксенобиотики), попадая в окружающую среду в больших количествах, могут воздействовать на генетический аппарат живых организмов, вызывать их гибель и тем самым нарушать сложившееся равновесие в природе. Основные, самые массовые химические загрязнители поступают в окружающую среду с отходами промышленности, в результате работы транспорта и бытовыми отходами. Среди них существуют вещества, которые не воспринимаются большинством людей и являются фактором экологического риска. Причиной химического отравления могут стать лекарства (при превышении дозировки или с истекшим сроком хранения), бытовая химия (при неправильном их использовании), пищевые добавки.
- К физическим загрязнителям относятся: ионизирующее и электромагнитное излучение, тепловое загрязнение, шум. В природе громкие звуки являются сигналами тревоги. Восприняв их, организм животного и в том числе человека приходит в состояние повышенной возбудимости. (Уровень естественного шумового фона составляет 20—30 децибел.) Любой звук достаточной длительности и интенсивности приводит к снижению слуховой чувствительности. По медицинской статистике у 20% молодежи из-за частого прослушивания громкой музыки слух притуплён (как у престарелых людей). Постоянное шумовое воздействие на организм вызывает расстройство нервной системы, депрессию и другие расстройства организма.
Ионизирующее излучение — той же природы, что и при ядерном взрыве. Источником его может послужить ядерная реакция, в том числе и управляемая, радиоактивные вещества и материалы, в том числе искусственного происхождения, наше светило. В настоящее время активизировались и природные и искусственные источники ионизирующего излучения. Говоря об искусственных источниках, следует упомянуть резкий рост числа государств, обладающих ядерным оружием. Мы с вами об этом говорили при изучении второй темы. Там же мы упоминали и так называемую «грязную бомбу» — контейнер с радиоактивными материалами, например, отработанным ядерным топливом, которое может быть использовано террористами в качестве «начинки» для бомбы. Если применить ее в городских условиях, то последствия могут быть просто катастрофическими.
Растет и ядерная энергетика. Франция, например, 80% своей электроэнергии получает за счет АЭС. Общий мировой процент электроэнергии, выработанной на таких электростанциях, сейчас превысил 30%. Аварии, подобные Чернобыльской, более не случались, но абсолютную гарантию безопасности АЭС никто дать не может.
Электромагнитное излучение (ЭМИ) целиком и полностью имеет искусственную природу, за исключением крохотной части, приходящей из космоса. Космическое электромагнитное излучение очень слабое и для человека не представляет серьезной опасности. Искусственное же — совершенно иное дело. Оно не только опасно, в некоторых случаях оно приводит к очень серьезным патологиям, а иногда — к смерти. В то же время количество приборов, использующих ЭМИ, растет. Это телевизоры, компьютеры, мобильные телефоны, печи СВЧ — все это облучает нас каждый миг. Ослабить влияние ЭМИ на наш организм может только строгое соблюдение правил пользования приборами, использующими электромагнитное излучение.
Тепловое загрязнение вам знакомо. Оно меняет климат не только в пределах города, но и планеты в целом
- Биологическое загрязнение. Его носители — разнообразные микроорганизмы. Микробы и вирусы — носители чужеродной генетической информации вторгаются во внутреннюю среду организма человека. Чтобы оградить ее, организм должен отражать их атаки. Под такой способностью организма понимают иммунитет.
Виды загрязнителей окружающей среды:
- Химическое - ксенобиотики — это активные химические вещества, используемые человеком в промышленности, транспорте, в быту.
- Физическое - ионизирующее и электромагнитное излучение, тепловое загрязнение, шум.
- Биологическое - микробы и вирусы — носители чужеродной генетической информации.
- Социальное - перенаселенность городов, участившийся за последний век в несколько раз ритм жизни, а что самое страшное — растущие преступность, наркомания, алкоголизм и иные пороки.
Иммунитет защищает человека не только от инфекций. Иногда организм начинает бороться на первый взгляд с «безобидными» компонентами окружающей среды: ферментами некоторых продуктов питания, мельчайшими клещами, обитающими на коже, слущивающимся эпителием домашних животных, пыльцой растений. Отсутствие защиты вызывают определенную реакцию — аллергию. Иммунитет может воспринимать клетки собственного организма как опасные. До тех пор, пока иммунная система способна распознавать и обезвреживать такие клетки, человек защищен от рака.
Кроме перечисленных видов загрязнения, имеющих естественную природу и связанных (прямо или косвенно) с природными процессами, огромное влияние на здоровье человека оказывают различные виды «социального загрязнения» — большое скопление людей — перенаселенность городов, повышенный ритм жизни, постоянные стрессы, наркомания, алкоголизм и т.д. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровье бывает индивидуальное и общественное.
Состояние здоровья не исключает наличия в организме ещё не проявившейся болезни, т.е. нарушения работы организма как системы.
Загрязняя окружающую среду, человек ухудшает свое здоровье.
Невозможность противостояния организма различным видам загрязнения возникает при нарушении механизма защиты организма.
Вопросы для закрепления знаний:
— Назовите определение здоровья по уставу Всемирной организации здравоохранения. Какие составляющие включает в себя здоровье? Назовите основные функции здоровья.
–– Что такое индивидуальное здоровье и от чего оно зависит? Что такое общественное здоровье и какие факторы на него влияют?
–– Назовите основные виды загрязнения окружающей среды. Кратко охарактеризуйте химическое загрязнение. Кратко охарактеризуйте физическое загрязнение. Кратко охарактеризуйте биологическое загрязнение.
–– Что такое иммунитет? Какие виды «социального загрязнения» общества вам известны? Кратко охарактеризуйте их.