Практическая работа №1
Цель работы – научиться выявлять обрыв обмоток, обнаруживать межвитковое замыкание и замыкание на корпус компрессора, а также определять пусковую и рабочую обмотки и нулевой провод.
Неисправности в электрической схеме компрессора связаны с нарушениями в электродвигателе и могут быть следствием обрыва обмотки, межвиткового замыкания или замыкания обмотки на корпус. Проверку электродвигателя осуществляют омметром или микроомметром.
Выход из строя электродвигателя компрессора происходит в результате нарушения качества изоляции провода обмотки. Витки обмотки замыкаются либо между собой, либо происходит замыкание на корпус. В результате электродвигатель перегревается и перегорает. Для проверки отсоединяют подводящие провода от электродвигателя и определяют обрыв в обмотки омметром. Омметр устанавливают на нуль и поочередно проверяют цепи между клеммами. При обрыве в обмотке омметр показывает сопротивление «бесконечность».
Рисунок 1 – Определение обрыва в обмотке электродвигателя герметичного компрессора
1 – электродвигатель; 2,4,6 – клеммы обмоток электродвигателя; 3 – обмотка, имеющая обрыв; 5 – целая обмотка; 7 – омметр; 8 – компрессор. Омметр показывает «бесконечность».
При ухудшении качества изоляции проводов обмотки может происходить замыкание витков между собой. Электродвигатель продолжает работать, но потребляет больший ток, что приводит к перегреву корпуса. Обнаружение короткозамкнутой обмотки производят омметром на электродвигателе компрессора с отсоединенными проводами. С помощью омметра проверяют цепи между клеммами, а также между клеммами и корпусом. В короткозамкнутой обмотке сопротивление меньше стандартной величины. Если обмотка не замыкает на корпус, то показания омметра между корпусом и клеммами обмоток будут соответствовать «бесконечности».
|
Рисунок 2 – Проверка короткозамкнутой обмотки электродвигателя герметичного компрессора:
1 –электродвигатель; 2,4,6 – клеммы обмоток электродвигателя; 3 – целая обмотка; 5 – короткозамкнутая обмотка; 7 – омметр 8 – компрессор.
При нарушении изоляции обмотки может происходить её замыкание на корпус. Электродвигатель выходит из строя, предохранители перегорают, отключается автоматический выключатель. Обнаружение пробоя обмотки на корпус производят омметром. Отсоединяют все провода от клемм электродвигателя и последовательно проверяют цепь между корпусом и каждой клеммой. В случае пробоя омметр покажет наличие сопротивления в цепи.
Рисунок 3 – Определение замыкания обмотки электродвигателя герметичного компрессора на корпус
1 –электродвигатель; 2,4,6 – клеммы обмоток электродвигателя; 3 – целая обмотка; 5 – обмотка, замкнутая на корпус; 7 – омметр 8 – компрессор. Омметр показывает сопротивление между обмоткой и корпусом.
Определение обмоток и нулевого провода производят омметром. Для этого отсоединяют все провода от компрессора и замеряют сопротивление каждой пары клемм. Минимальное сопротивление соответствует паре «рабочая обмотка – нулевой провод», среднее сопротивление будет соответствовать паре «Пусковая обмотка – нулевой провод», максимальное сопротивление - паре «рабочая обмотка – пусковая обмотка».
|
Рисунок 4 – Проверка сопротивления обмотки электродвигателя компрессора:
1,2,4 – клеммы электродвигателя; 3 – компрессор; 5 – омметр. Омметр показывает сопротивление менее нормального.
По окончании определения провода подсоединяют к компрессору.
Контрольные вопросы для защиты работы:
1. Какие возможны неисправности в электрической схеме компрессора?
2. Какие приборы используются для выявления нарушений в работе электродвигателя?
3. Что будет показывать прибор в случае обрыва обмотки?
4. Какие действия необходимо выполнить для определения короткозамкнутой обмотки?
5. Что показывает прибор в случае пробоя обмотки на корпус?
6. Как определяют обмотки и нулевой провод у электродвигателя компрессора?