Сообщение темы и задач урока.




Портрет - один из древнейших жанров изобразительного искусства.

На предыдущих уроках мы научились рисовать голову человека, решать композиционные задачи в портрете. Сегодня вы познакомитесь с цветовым решением образа, научитесь передавать цветом настроение и характер героев портрета. Но сначала давайте вспомним, что мы знаем о портрете.

 

3. Актуализация знаний.

 

Человек, его внешний облик, занимаемое им положение в обществе, его занятия, его увлечения, духовный мир и психический склад – тема портретиста. Большую роль в раскрытии всех этих или нескольких перечисленных аспектов играет цвет.

Мы уже знаем, что художник использует цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определённого настроения, для поэтического воплощения замысла. Это относится и к портретному изображению людей, ведь звучание цвета раскрывает образ человека.

 

Цветовая разработка картины, где цвет служит не просто украшением или создаёт впечатление иллюзии видимой реальности, а оттачивает, уточняет композицию при помощи цветового пятна, цветового нюанса и контраста, создавая в каждой картине своё цветовое решение, свою систему, организацию цветовых отношений – колорит, раскрывая, тем самым, образ.

Этюд. В 19 веке техника живописи упростилась до того, что могла быть выполнена в один сеанс и не нести в себе ничего, кроме сиюминутного впечатления от видимой натуры.

Образ в портрете. Сочетание внешних и внутренних черт человека в едином живописном воплощении.

Автопортрет. Вид портрета, работая в котором, художники пишут самую близкую к себе модель – самих себя, изучая своё лицо, свой характер.
Контрасты – излюбленный многими мастерами прием, позволяющий автору донести идею своего произведения до зрителя. Некоторые художники, в число которых входили непревзойденные мастера Леонардо да Винчи и Рембрандт, усиливали драматизм изображенных ими сцен за счет подчеркнуто контрастного распределения света и теничиароскуро.
Прием «чиароскуро» может быть использован в любой композиции. Как правило, художник прибегает к нему ради создания драматического эффекта, всегда возникающего при резком контрасте света и тени. Термин «чиароскуро» состоит из двух латинских слов: chiara – свет, яркость и obscura – тень, тьма.

Первым мастером чиароскуро был великий Леонардо да Винчи (1452-1519). Его «Мона Лиза» отличается тонким идеальным балансом светотени. Лицо и руки на этом портрете ярко выделяются на фоне темного платья и тающих в дымке деталей заднего плана.

 

 

На многих картинах Рембрандта драматичное освещение фигуры и предметы изображены на однородном темном – чаще всего коричневом – фоне. Персонажей своих картин Рембрандт любил показывать освещенными сильным, прицельно направленным светом, порой выхватывающим из темноты самые неожиданные части лица. Так, например, на картине «Святой Матфей с ангелом» на лице ангела освещен только кончик носа. Лицо святого Матфея находится в тени и мы видим только яркие световые блики на лбу евангелиста.

 

Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками»

Художник написал портрет девочки-подростка, сидящей у стола, в комнате, залитой светом солнечного летнего дня. Но в картине есть и другой, не менее важный герой, - это свет. Свет наполняет комнату, вливаясь в окна. Его яркие блики лежат на тёмной мебели. Свет как бы перемешивает оттенки цветов, заставляет нас видеть их зависимость друг от друга… Взгляните, как написана розовая кофточка девочки. Здесь не просто розовый цвет в его чистом виде. Присмотревшись внимательно, мы увидим в нём оттенки лимонно-жёлтого, коричневатого, бело-сероватого цветов. Цветовое решение портрета В. Серова в воздухе и свете. Он стремится выразить художественными средствами своё радостно-непосредственное, отрадное восприятие жизни. Достижению этой цели подчинено всё: богатая игра разнообразных оттенков цвета, щедрый цвет, заполняющий всё пространство картины. И всё же главное внимание В. А. Серов уделил изображению девочки. Она - зрительный центр композиции, а её голова, лицо привлекают основное внимание художника.

Серов пытливо всматривался в неё, пытаясь понять,, прочувствовать причину огромного обаяния, исходящего от юной героини. Художник чутко угадывает красоту, которая вот-вот раскроется в этой девочке.

В. А. Серов создал в данной картине своеобразный символ юности, красоты.

 

Ян Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой»

 

Истории известно не одно произведение искусства, которое имеет куда большую славу, нежели его создатель. Имена забываются, но следы, оставленные великими творцами, будут жить вечно. Одна из самых спорных среди известных картин — «Девушка с жемчужной сережкой» (1665 г.) руки голландского мастера Яна Вермеера — по количеству домыслов и споров вокруг неё может сравниться разве что с «Джокондой» Леонардо да Винчи. И главный вопрос заключается в том, кто же все-таки изображен на холсте. Создатель картины, Ян Вермеер, был непревзойдённым мастером бытовой и жанровой живописи. К великому сожалению, о его жизни известно ничтожно мало. Но вклад художника в историю мирового искусства переоценить трудно. «Девушка с жемчужной сережкой» — одно из 34 сохранившихся полотен мастера — считается не только центральным произведением творчества Вермеера, но и одним из самых загадочных в истории голландской живописи. В XVII веке особенной популярностью пользовался жанр, который назывался необычный портрет. Художники вносили нечто непривычное в облик героя — в его лицо, позу или одежду. В данном случае присутствуют все три составляющие. Яркая эмоция, написанная на лице, головной убор, крупная серьга, а также живая, динамичная поза — все это создает впечатление, что девушка лишь на секунду обернулась через плечо, чтобы взглянуть на живописца. Модники того времени охотно поддержали культ экзотического убранства. Однако тюрбан на картине отличается от традиционного цветом, что также говорит о его необычности. Следующее, что бросается в глаза — сережка в ухе девушки. А точнее, непривычная форма и размер жемчуга в ней. Эксперты утверждают, что в природе камень такого размера не встречается. Но, между прочим, подобная серьга изображена ещё на восьми картинах Вермеера, среди которых «Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина с лютней» и «Госпожа и служанка с письмом». Получается, что Вермеер написал девушку в несуществующем тюрбане и с выдуманной сережкой? И кем была сама девушка? Вот мы и подошли к главной загадке портрета — личности героини. Существует ряд предположений, основанных на немногих сохранившихся сведениях о художнике. И первое из них — самое популярное — на картине изображена дочь Вермеера Мария. Однако в достоверности этого утверждения заставляет усомниться возраст девушки. На тот момент ей было всего 12 лет, а героиня портрета выглядит несколько старше. Вряд ли художник умышленно прибавил своему ребенку лет десять, ведь на картине и так присутствует изрядная доля фантазии: тюрбан, сережка… Кстати, у Марии была подруга, дочь мецената Рюйвена, покровительствовавшего Вермееру. Эта юная особа тоже могла оказаться героиней портрета. Но девочки были ровесницами, так что их шансы оказаться в роли модели примерно равны. Вторая догадка — на картине Вермеер изобразил свою жену, Катарину Болнес. Но и в этом случае возраст героини снова вызывает сомнение. Действительно, художник часто приглашал красавицу-жену стать моделью. Однако ко времени написания «Девушки в тюрбане» жена художника уже не была столь юна, как героиня портрета. И последняя версия говорит нам о том, что «Девушка с жемчужной сережкой» писалась со служанки. Эта предположение стало достаточно популярным, благодаря нашумевшему роману и фильму, снятому по его мотивам. Роман американской писательницы Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой» — вольная трактовка событий XVII века, в результате которых был написан нашумевший портрет. Вероятно, именно благодаря ей картина была достаточно успешной в прокате.

С момента написания самой значимой в голландской живописи картины прошло уже более 300 лет. Вклад Вермеера в историю культуры трудно переоценить. «Девушка с жемчужной сережкой» навсегда останется одним из самых культовых произведений голландской и мировой живописи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: