Типы и классификация музеев.




Музейное дело. Термины

Аттрактивность - это способность музейного предме­та привлекать внимание, обусловленная его внешними харак­теристиками

Дар (Дарители) - люди, которые безмозвездно отдающие предметы 50-60х годов в музей (дарители) и то, что они приносят в музей (дар)

Легенда предмета - пояснительная записка, составленная или владельцем предмета или сотрудником музея со слов владельца. Содержит сведения об истории предмета, среде его бытования, способах употребления, времени изготовления, прежней принадлежности, мемориальном значении.

Раритет - редкая, ценная вещь, диковина, которая представляют собой ценный коллекционный экземпляр.

Таксидерми́я — способ изготовления реалистичных изображений (чучел) животных, основой при котором является шкура животного. В основном таксидермия применяется для изготовления музейных экспонатов, а также для сохранения охотничьих трофеев

Атрибуция – исследовательское определение музейного предмета, включающее в себя сопоставление определяемого предмета с аналогичными. Такие исследования позволяют выявить присущие данному предмету основные признаки: материал, форму, устройство, размер, способ изготовления, стиль, время и т. д.

Витрина музейная - это элемент экспозиционного оборудования, чаще всего в виде коробки (ящика), застекленной с одной или нескольких сторон

музейная экспозиция — это целенаправленная и научно обосно­ванная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены коммента­рием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природ­ных и общественных явлений

Сохранность предмета - обязательно указывается при его поступлении в музей, что имеет важное значение для контроля за состоянием предмета. При этом фиксируются все имеющиеся дефекты: пятна, прорывы, трещины, сколы, поломки, вздутия, потёртости, отсутствие каких-либо частей или деталей предмета и тп. Указываются места особенно значительных повреждений

Экспликация —краткий текст(документ), по объёму не превышающий одной страницы, который знакомит зрителей с характером экспозиции в зале, с содержанием, иконографией, историей выставленных произведений, с биографией и творческим обликом представленного художника[1]. в худ музеях и выставках

Прием музейных предметов на временное хранение производится на основании договора музея с иными юридическими или физическими лицами и оформляется актом приема-передачи музейных предметов на временное хранение ("акт ВХ") (приложение N 25 к Единым правилам и условиям), который регистрируется в соответствующей книге регистрации (приложение N 39 к Единым правилам и условиям).

В акте ВХ предметы перечисляются один за другим по наименованию, указываются их учетные обозначения и краткие каталожные данные, подробное описание состояния сохранности.

Новодел — в широком смысле слова: современные копии старинных вещей, предметов коллекционирования.

Этикетаж – это этикетки для экспонатов (в музее, на выставке и т. п.). Учетные карточки содержат данные по

отдельному предмету и порядке его поступления в музей

РАЗДЕЛ ЭКСПОЗИЦИИ - структурное членение экспозиционной темы. В исторических музеях соответствует хронологическому периоду.

Архив музея - это подразделение му­зея, в котором хранятся документы, подготовленные в процессе деятельно­сти музея (планы, отчеты, книги отзы­вов, материалы экспедиций, выставок).

Диорама — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом. Диораму относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств. 180-270 градсов

Источник и способ поступления. Поступление предмета в музей фиксируется указанием способа его поступления в музей (экспедиции, дарение, закупка) со ссылками на музейные акты (№ акта указывается). Указывается даритель, жертвователь.

Экскурсионый маршрут - это целенаправленный коллективный осмотр музея посетителями раскрывающий содержание музейной экспозиции

Шифр музея – условное сокращение наименования музея. Шифровка поступающих в фонды школьных музеев памятников истории и культуры проводится в целях обеспечения их систематизации внутри музейного собрания.

Обычно шифры состоят из условного обозначения музея и порядкового (инвентарного) номера музейного предмета по инвентарной книге.

акт - Оформление приема и выдачи предметов производится немедленно по их поступлении или выдаче, по соответствующим актам. Акт приема и акт выдачи (Приложения N 3, 4) являются первичными юридическими документами государственного учета музейных фондов. Хранение в музеях предметов, не оформленных актами приема, категорически запрещается.

87. В актах приема или выдачи точно указывается место составления акта, год, месяц, число, от кого (в выдаче - кому), по чьему распоряжению, для какой цели и на какой срок (если предмет принят или выдан временно для выставки, экспертизы и др.) принят или передан предмет. При этом предметы точно перечисляются один за другим по наименованию, дается краткое характеризующее их описание, указываются размер, материал, техника, отмечается сохранность предмета, монтировка (например, в раме, под стеклом), прежний номер предмета (если он поступил из другого музея) - в акте приема, шифр и номер по книге поступлений, а также номер научного инвентаря при выдаче. При приеме предмета в постоянное пользование указывается также его цена, если он имеет оценку (был заказан или приобретен за плату). К акту желательно приложить сведения об истории предмета, так называемую легенду (его происхождение, движение, пребывание в коллекциях и на выставках, связи с определенными историческими событиями и лицами, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления и т.п.), а для археологических и других экспедиционных материалов - полевую или коллекционную опись или попредметный список.

Во всех случаях повреждения или серьезных заболеваний музейных предметов музей обязан немедленно составить дефектный акт, в котором точно зафиксировать степень повреждения или заболевания предмета, причину и обстоятельства повреждения (к дефектному акту прилагается фотография поврежденного предмета). Музей обязан также принять в установленном порядке меры к восстановлению и реставрации предмета и устранению причины заболеваний

Вопрос о списании музейных предметов рассматривается фондово-закупочными комиссиями музеев. Решение ФЗК оформляется соответствующим протоколом, в котором содержится аргументированное обоснование причин списания (передачи) предметов, наименования списываемых предметов с указанием необходимых каталожных данных и учетных обозначений. Кроме протокола ФЗК (или выписки из протокола) и списков

предметов, музеи оформляют всю необходимую документацию в зависимости от причин списания: - акт происшествия (кража, авария, пожар и т.д.), состав- ленный в момент обнаружения и фиксирующий обстоятельства повреждения или утраты предметов; - документы о мерах, принятых дирекцией по факту происшествия (приказ по музею, объяснительная записка, квитанция о возмещении материального ущерба); - заключение специалистов о ценности предмета и его месте в составе собрания музея (при переводе во вспомогательный фонд); - акты соответствующих служб (пожарной инспекции, технических служб и др.); - справку из органов МВД об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении следствия по делу о хищении.

Акт о пропаже Сотрудник музея, обнаруживший пропажу, немедленно должен в устной форме сообщить об этом Главному хранителю музея и руководителю службы безопасности. Руководитель службы безопасности немедленно предпринимает действия по усилению режима посещения музея, чтобы не допустить возможности незаконного выноса музейного предмета за пределы периметра музея. Главный хранитель предпринимает дополнительные поиски предмета и выясняет обстоятельства, способствовавшие необнаружению предмета. Если предмет действительно не обнаружен, то Главный хранитель направляет на имя директора докладную записку с изложением обстоятельств пропажи. Одновременно, руководитель службы безопасности по результатам собственного предварительного изучения обстоятельств направляет служебную записку на имя директора музея. Если пропажа предмета очевидна, то Директор музея направляет в органы МВД по месту нахождения музея письменное заявление о хищении музейного предмета с кратким изложением обстоятельств, способствовавших пропаже, с приложением краткого описания музейного предмета и фотографий. В течении трех дней комиссия изучает обстоятельства, принимает письменные объяснения сотрудников музея, причастных к возможной пропаже и предпринимает меры к розыску предмета внутри музея (на экспозиции, на научном изучении, на реставрации, и т. п.).

Основная работа главного хранителямузея - это работа с фондами, ответственность за хорошую судьбу и состояние всех фондов. Он принимает все поступающие в музей предметы и составляет соответствующие акты их приема. Затем этот предмет или документ вносится в инвентарную книгу, где им дается инвентарный номер, на основании которого предмет можно зарегистрировать в базе данных. После того как это процедура будет совершена, главный хранитель музея направляет предмет в соответствующий фонд

ВЕРНИСАЖ — торжественное открытие выставки в присутствии специально приглашенных лиц (государственных и общественных деятелей, художников, ученых и т.п.)

Музейный макеты способствуют визуальному восприятию музейной экспозиции и формирут образ исторического события, позволяют сформировать акцент на определенных деталях. Макеты в музеях нужны для того чтобы запечатлеть даты, места, облик сооружений или местности в ту или иную эпоху.

ценность предмета - - культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление

подиум - элемент экспозиционного оборудования, Причем, учитывая ценность и иные особенности конкретного экспоната, его могут поместить на открытый или застекленный подиум. Обычно подиумы с закрытым доступом используют для экспозиции ценных исторических находок, нуждающихся в особой защите.

Защита экспонатов - Сохранение музейных ценностей становится делом не отдельно взятого музея, а делом государственной важности. Сложность заключается в том, что существующие системы безопасности не отвечают специфике музеев. Несомненно, отдельно взятая система из множества представленных на Российском рынке систем безопасности не сможет закрыть все потребности и слабые места при построении комплексной системы защиты музейных ценностей.

Реэкспозиция – Изменение, обновление экспозиции, выставки, музея и т.п.

Р. музея квартиры Пушкина. Готовить реэкспозицию

Шедевр - исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы и т. п.

Биогруппа (биологическая группа) представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира.

Инвентарный номер — номер, присваиваемый каждому инвентарному объекту для ведения аналитического учета и организации контроля за использованием основных фондов внутри организации.

Муляж - Слепок или модель предмета в натуральную величину.

Экскурсия - Коллективная поездка куда-н., посещение чего-н. с образовательной или увеселительной целью

Консервация – сохранение предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов.

Вы́ставка — публичное представление достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни.

Научно-вспомогательные материалы - часть фондов музея, состоящая из предметов, не являющихся первоисточниками знаний о природе и обществе. К Н.в.м. относятся воспроизведения музейного предмета (объекта), диаграммы, карты, схемы, планы, таблицы, графики, приобретаются или создаются для повышения информационного потенциала собрания музейного и объединяются в фонд научно-вспомогательных материалов.

Технология изготовления - технология- это особая наука приготовления пищи при которой нельзя изменить индигриенты, их колическтво и время и способ приготовления.

Экспонат — предмет, выставляемый для всеобщего обозрения в музее или на выставке.

Единица учета - Единица измерения количества зарегистрированных документов в архивной службе

Клеймо — графическое изображение, наносимое на вещь, животное или товар с целью идентификации с владельцем, производителем.

Международный день музеев — ежегодный праздник, отмечаемый 18 мая. Международный день музеев празднуется во всём мире с 1977 года, когда 11 генеральная конференция ICOM, проходила в Москве и Ленинграде.

Мемориал - скульптурно-архитектурное сооружение, воздвигнутое для увековечения памяти о ком-либо или о чём-либо

Изобразительные источники - Изобразительные источники в отличие от других видов источников содержат информацию, закодированную в определенных зрительных образах. Она является так же сложной, как и любая другая ключевая информация (может быть открытой, закрытой, скрытой и т.д.).

Закупка - это процесс приобретения товаров, работ и услуг, состоящий из выявления потребности в товаре, работе или услуге, поиска и выбора поставщика, заключения и исполнения договора о поставке товара (выполнения работ, оказания услуг).

Типы и классификация музеев.

Исследовательские музеи (академические музеи) чаще всего создаются при научных учреждениях. Такой музей нуждается, прежде всего, в коллекциях, которые служат базой для организации научных исследований. Такой музей может вовсе не иметь экспозиционно-выставочных площадей, не организовывать экспозиций, не проводить выставок. Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной функции. Как правило, они создаются при школах, вузах и др. учебных заведениях

Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов, социальных групп и т.д. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем (через экспозиции, организацию доступа исследователям к коллекциям музея, проведение рекреационной работы и т.п.). Деятельность просветительского музея, как правило, связана с выполнением всего многообразия социальных функций современного музея. Именно эти музеи относятся к музеям в полной мере публичным (общедоступным).

1. Исторические музеи:

а) общеисторические (вся история человечества);

б) национальной истории (история отдельных стран);

в) региональной истории (история отдельных регионов);

г) истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма и т.п.);

д) узкоспециализированные (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т.д.).

2. Музеи отдельных отраслей культуры (в узком смысле слова):

а) художественные музеи;

б) литературные музеи;

в) музыкальные музеи;

г) театральные музеи;

д) музеи физкультуры и спорта.

3. Педагогические музеи.

4. Естественнонаучные музеи.

5. Промышленные музеи:

а) музеи торговли, промышленности и ремесел;

б) музеи техники (музеи отдельных отраслей);

в) музеи отдельных предприятий.

6. Сельскохозяйственные музеи.

7. Комплексные.

Исторические музеи. Коллекции таких музеев документируют историю человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня, могут включать материал по истории человечества в целом, ориентироваться только на национальную историю, могут быть и узкоспециализированными: археологическими, этнографическими, нумизматическими и т.п.

Художественные музеи. Хранят коллекции, документирующие историю развития изобразительного искусства и призванные удовлетворять эстетические потребности человека.

Литературные музеи – документируют историю литературы. Как и художественные, могут заниматься историей мировой литературы, какой-либо национальной литературы, творчеством отдельных направлений, течений, групп и писателей.

Музыкальные музеи – документируют историю музыкальной культуры. Профильная группа объединяет музеи музыкальной культуры и истории музыки (мировой и отдельных национальных музыкальных культур (классика и фольклор), иногда и отдельных музыкальных направлений и школ), мемориальные музеи выдающихся музыкантов, композиторов и т.п.

Театральные музеи – документируют историю театра и театрального искусства. Различают театральные музеи, посвященные истории театра и театрального искусства мирового, отдельной страны, отдельного течения, направления, школы, отдельного театра, и мемориальные музеи выдающихся театральных деятелей.

Естественнонаучные музеи – документируют процессы, происходящие в природе, в том числе в ходе взаимодействия человека и общества с окружающей средой. Ранее в эту группу включали музеи техники, промышленные, сельскохозяйственные музеи, которые сейчас выделяют в отдельные профильные группы. Выделяют комплексные музеи, ведущие коллекционирование сразу по нескольким естественнонаучным направлениям; и музеи, имеющие коллекции в рамках отдельной дисциплины: ботанические, зоологические, палеонтологические, геологические, минералогические, почвоведческие, антропологические, медицинские и т.д.

Педагогические музеи – документируют историю и современное состояние народного образования, педагогической науки. К данной профильной группе относят и мемориальные музеи выдающихся педагогов.

Музеи техники – документируют историю развития техники и технологий.

Промышленные музеи – документируют историю развития и современное состояние отраслей производства (ремесленного, кустарного, мануфактурного и фабрично-заводского), отдельных предприятий.

Сельскохозяйственные музеи – собрания таких музеев документируют и отражают историю и современное состояние сельскохозяйственного производства, его отдельных отраслей, историю сельского быта.

Комплексные музеи – музеи, собрания которых документируют социально значимые феномены, относящиеся к разным профильным дисциплинам. В их коллекциях представлены источники всех видов по различным отраслям знания. Деятельность музея может быть представлена комплексом как гуманитарных и естественнонаучных (как в краеведческих музеях), так и только гуманитарных (историко-художественные, литературно-художественные и др. музеи), или только естественнонаучных дисциплин (музеи науки и техники, политехнические музеи и т.п.).

 

 

Книга поступлений: и инвентарная:

Книга отзывов:

Клад - зарытые в земле или спрятанные иным способом деньги или ценные предметы, владелец которых неизвестен и не может быть найден,

Копия - Точный список, точное воспроизведение, повторение чего-н.

"К. с рукописи"

 

Памятник - объект, поддерживающий воспоминания о чём-либо.

Реставрация - комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства.

Реституция (от лат.restitutio – восстановление), в международном праве вид материальной ответственности государства-агрессора по устранению или уменьшению материального ущерба, причиненного государству, подвергшемуся агрессии, путем возврата незаконно захваченного и вывезенного воюющим государством имущества с территории противника, а также с территорий колоний.

Международный совет музеев (ИКОМ) (International Council of Museums (ICOM) был создан в 1946 году. Сегодня это всемирная организация, представляющая музеи и музейных профессионалов, деятельность которой направлена на охрану и популяризацию природного и культурного наследия – прошлого и будущего, материального и нематериального.

ИКОМ насчитывает более 40,000 членов в 141 стране мира.
Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) является членом Международного совета музеев с 1957 года (тогда Советский комитет). В 1992 году Советский комитет был преобразован в Российский. Сегодня он объединяет более 500 коллективных и индивидуальных членов. В состав ИКОМ входит 15 присоединенных международных ассоциаций.

Реплика - это точное воспроизведение, например картины, так как она была выполнена оригинальным художником или копией или репродукцией, особенно в масштабе меньше оригинала.

PR музея

Планирование и проведение PR-кампании музея

Планирование и проведение PR-кампании должно вестись на стратегической основе. PR-деятельность на­правлена на достижение определенных целей, она ско­ординирована с другими функциональными направле­ниями. До начала ведения постоянной или периодичес­кой PR-работы необходима оценка среды и целей дея­тельности организации.

Пример стратегического подхода к составлению пла­на PR приведен ниже [3].

Среда.

Музей входит в число наиболее известных в городе учреждений культуры, однако уступает в популярности ведущему культурному комплексу N, предлагающему инновационные программы и имеющему широкую аудиторию.

Миссия/цель.

Музей стремится стать первым на рынке идей, пред­лагая свои проекты. Срок достижения - 18 месяцев.

Цели PR.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: