Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов




Предотвращение угонов

Большинство коммерческих авиалиний устанавливают в кабинах самолётов бронированные двери. В таких странах какВеликобритания, США, Канада, Франция, Австралия на некоторых рейсах присутствуют вооружённые сотрудники служб воздушной безопасности в штатском (так называемые «воздушные маршалы»), которые при необходимости могут обезвредить захватчиков.

Существуют предложения оборудовать самолёты автономной системой пилотирования и посадки, которая в случае захвата полностью отключала бы управление из кабины.[3]

Немалую роль в предотвращении угонов играют службы безопасности аэропортов. Ведётся постоянная видеозапись и проводится анализ биометрических данных пассажиров. Чтобы на борт не проносили оружие и опасные предметы (острые ножи, ножницы, пинцеты), все пассажиры проходят через металлодетекторы, а багаж проверяется нарентгеновских сканерах. В Израиле багаж проверяют в декомпрессионных барокамерах на наличие детонаторов, срабатывающих при понижении давления. Также ведутся «чёрные списки» террористов и прочих лиц, представляющих опасность для авиации

 

 

Ленинградское самолётное дело — это события, связанные с попыткой захвата пассажирского самолёта группой советских граждан 15 июня 1970 года с целью эмигрировать из СССР.

Эти события считаются важной вехой в движении советских отказников в борьбе за право на эмиграцию.

Причины

В период 1960-х — 1980-х годов эмиграция из СССР была чрезвычайно затруднена. До ратификации в 1973 году Международного пакта о гражданских и политических правах СССР вообще формально не признавал права на свободную эмиграцию и выдача разрешений на выезд зависела только от позиции властей. Массовые отказы в выездной визе стали причиной для конфликта между советским государством и желающими эмигрировать — так называемымиотказниками.[1]

Отказники считали, что государство нарушает их право на свободную эмиграцию, закреплённую во Всеобщей декларации прав человека. Такого же мнения придерживался ряд международных организаций, правительств, общественных и политических деятелей на Западе, которые критиковали за это правительство СССР.[2][3] Ряд граждан СССР, желающих выехать из страны, были готовы к радикальным мерам для реализации этого желания вопреки препятствиям и запретам

Подготовка акции

Как вспоминал руководитель ленинградской подпольной сионистской группы Гилель Бутман, в ноябре 1969 года изучавший иврит бывший пилот Марк Дымшиц предложил ему не дожидаться больше официального разрешения на выезд в Израиль, а захватить самолёт и вырваться за рубеж. Бутман увидел в этом вариант не только решения личных проблем с выездом, но и возможность привлечь международное внимание к проблеме свободной эмиграции евреев из СССР[6].

Началось обсуждение вариантов. Сначала предполагалось заранее выкупить билеты на определённый рейс, захватить авиалайнер «Ту-124» (48-52 пассажира) на маршруте «Ленинград-Мурманск» и приземлиться в Швеции или Финляндии. Объяснить еврейскую внешность большинства пассажиров предлагалось просто: люди летят на свадьбу. Отсюда появилось кодовое название — «Операция „Свадьба“» (ивр. מבצע חתונה‎). На исследование технической возможности захвата самолёта руководство организации выделило деньги, и было выполнено несколько полётов. Дымшиц у знакомого пилота осторожно выяснил вопрос о наличии оружия у экипажа. Выяснилось, что лётчики получают пистолеты, но при себе, как правило, не носят их.

В течение января-марта 1970 года Бутман подбирал «пассажиров». Самым надёжным он в общих чертах сообщал о плане захвата самолёта. Остальным говорил, что может возникнуть рискованная возможность нелегально бежать в Израиль, но шанс на благополучный исход высок. После тщательной проработки плана была назначена дата акции — 2 мая 1970 года. Но возникли сомнения: нейтрализовать требовалось экипаж из пяти человек, и не исключено — кого-то из «сторонних» пассажиров; сложно было найти требуемое количество в полсотни репатриантов[4]. Кроме того, летавший на небольших самолётах Дымшиц опасался, что может не справиться с управлением Ту-124 и отказался от этого варианта из-за технической сложности[7].

Начиная с 1966 года, в Ленинграде существовала сионистская организация. В апреле 1970 года, когда в Комитете ленинградской сионистской организации узнали об акции, планируемой Бутманом, комитетчиками был сделан запрос о мнении официальных властей Израиля. После получения отрицательного ответа план Бутмана решили отменить[8]. Но Дымшиц и Кузнецов не входили в эту организацию, и, по словам Бутмана, не являясь членами организации, они «меньше всего думали о её интересах»[9].

Появился новый план: под видом пассажиров прибыть в небольшой город Приозерск Ленинградской области, где захватить прибывший из ленинградскогоаэродрома «Смольное» самолёт Ан-2 рейса № 179 «Ленинград—Приозерск»[10]. Экипаж в составе двух человек решили отстранить от управления, связать и, сунув в рот кляпы, выгрузить из самолёта. Затем управление самолётом должен был взять М. Дымшиц. Предполагалось на малой высоте перелететь советско-финскую границу и приземлиться в городе Боден (Швеция), где сдаться властям[11]. По прилёте предполагалось устроить пресс-конференцию о положении евреев в СССР[12]. Мировое общественное мнение должно было побудить свои правительства оказать давление на СССР с целью добиться разрешения на выезд евреев в Израиль[13]. Кузнецов в показаниях на суде утверждал, что в новом варианте пресс-конференция не планировалась[14].

Всего в акции принимало участие 16 человек: Марк Дымшиц, Эдуард Кузнецов, Сильва Залмансон, Алексей Мурженко, Юрий Федоров, Анатолий Альтман, Мендель Бодня, Вульф Залмансон, Израиль Залмансон (два брата Сильвы Залмансон), Иосиф Менделевич, Борис Пэнсон, Лейб (Арье) Хнох, Мэри Менделевич (Хнох) (жена Л. Хноха, сестра И. Менделевича), Алевтина Ивановна (мать дочерей Марка Дымшица), Елизавета Дымшиц и Юлия Дымшиц (две дочери Марка Дымшица).

Четверо: Сильва Залмансон, Борис Пэнсон, Арье и Мэри Хнох должны были четырнадцатого вечером выехать из Ленинграда и прибыть на промежуточный аэродром в Приозерск. Остальные двенадцать должны были в качестве пассажиров сесть на рейс № 179 на аэродроме «Смольное».[15]

Перед выездом на аэродром организаторам акции стало известно, что КГБ знает об их планах и арестует всех до посадки в самолёт.[ источник не указан 579 дней ] Тогда Кузнецов сказал Мурженко и Федорову: «Ясно, что улететь не удастся. Вы не евреи, зачем вам подставлять себя ради еврейской проблемы эмиграции в Израиль? Мы не будем обижаться на вас, если вы сейчас не выступите с нами». Но те ответили: «Раз мы пошли с вами, — пойдём до конца». Второй организатор Марк Дымшиц не вышел вместе со всеми участниками акции на лётное поле. Анатолий Альтман вспоминает: «Вдруг замечаем — нет Марка с семьей. Ну, хороши мы будем, отправят самолет без него. С парашютом я раз прыгал, самолетом управлять пока не приходилось.»[16] Пришлось Иосифу Менделевичу возвращаться за пилотом на площадку перед лётным полем.[17]

Арест и судебный процесс[править | править исходный текст]

15 июня 1970 года на аэродроме «Смольное» у трапа самолёта и в лесу около Приозерска участники акции были арестованы. Сразу после арестов были проведены первые допросы. Анатолий Альтман писал: «Везут недалеко, в какие-то бараки, где располагают по одному в комнате. Возле каждого его „попечители“. Вижу в комнате напротив Эдика, улыбается своей невозмутимой и лукавой улыбкой, как будто как он все задумал, так и получилось, вопреки всем враждебным проискам. Потом, из протоколов, узнаю, что уже на территории аэродрома были проведены первые допросы.»[16] В тот же день 15 июня были арестованы Бутман и другие ленинградские сионисты (Бутман, «Ленинград — Иерусалим с долгой пересадкой», стр. 24 — 28).

В декабре 1970 года состоялся суд. Подсудимым были предъявлены обвинения в измене Родине (попытке побега с незаконным пересечением государственной границы), попытке хищения в особо крупных размерах (угон самолёта) и антисоветской агитации (составленный И. Менделевичем текст «обращения» с протестом против «политического антисемитизма» в СССР). В результате, организаторы М. Дымшиц и Э. Кузнецов были приговорены к смертной казни (расстрелу), И. Менделевич и Ю. Федоров получили по 15 лет заключения, А. Мурженко — 14, Хнох — 13, А. Альтман — 12, В. Залмансон — 12 (как лейтенанта Советской Армии его судил военный трибунал), С. Залмансон — 10, И. Залмансон — 8, Б. Пэнсон — 10, М. Бодня — 4[18]. В то же время, «лиц, которые хотя бы в той или иной степени содействовали преступлению, знали о его подготовке — дочерей Дымшица, их мать, а также жену Хноха, исходя из соображений гуманности, решено было не привлекать к уголовной ответственности»[19].

Алевтина Ивановна, и её дочери были отпущены домой в первые же часы после ареста фигурантов «самолётного» дела («Антиеврейские процессы» в Советском Союзе, стр. 259). 18-летнюю беременную жену Хноха Мэри держали в тюрьме полгода и выпустили только перед самым процессом, когда она была на восьмом месяце беременности (Бутман, «Время молчать и время говорить», 1984, стр.101)

Кузнецов полагал, что суд специально перенесли на декабрь, поскольку 25 ноября Сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла специальную резолюцию о борьбе с угоном самолётов, что, по мнению Кузнецова, было политическим козырем для ужесточения приговора.[20] Кроме того, 15 октября 1970 года (то есть за два месяца до начала «самолётного» процесса) отец и сын Бразинскас угнали в Турцию советский самолёт, и во время угона была убита бортпроводница Надежда Курченко.[21] В своём письме в Президиум Верховного Совета СССР один из арестованных ленинградских сионистов Гилель Шур приводит следующий факт: «Через день после появления в газетах сообщения о захвате советского самолёта и убийства бортпроводницы следователь заявил мне, что это дело рук литовских евреев, и теперь всех обвиняемых … ждёт жестокое наказание»[22].

После множества протестов во всём мире и вмешательства крупных государственных деятелей разных стран (Ричарда Никсона, Голды Меир и др.), 31 декабря 1970 г. смертный приговор Дымшицу и Кузнецову заменили 15-ю годами заключения. Незначительно снизили сроки остальным.[11]

Последующие события[править | править исходный текст]

Несколько лет спустя история с захватом самолёта получила неожиданное продолжение. 20 мая 1978 года в американском штате Нью-Джерси у тайника с секретными материалами был задержан советский разведчик Владимир Зинякин. В тот же день агенты ФБР арестовали его коллег В. Энгера и Р. Черняева, находившихся в зоне проведения этой операции. Имевший дипломатическую неприкосновенность Зинякин был отпущен. Энгер и Черняев получили по 50 лет тюрьмы. После переговоров, 27 апреля 1979 года в Нью-Йорке состоялся обмен двух советских разведчиков (Энгера и Черняева) на пятерых диссидентов (в том числе, Кузнецова и Дымшица). В США и Израиле «самолётчиков» чествовали как героев[23]. Кроме Кузнецова и Дымшица, в 1979 году были освобождены досрочно Анатолий Альтман, Вульф Залмансон, Арье Хнох, Борис Пэнсон и Гилель Бутман[24].

Иосифа Менделевича освободили лишь в 1981 году (Менделевич, "Операция «Свадьба»", стр. 480).

28 мая 1981 года президент США Рональд Рейган принял в Белом Доме Иосифа Менделевича — одного из участников операции. Это событие произошло уже после подписания США международной Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (16 декабря 1970 года)[25].

Мнения и оценки

Официальная советская точка зрения на происшедшее была следующей: «попытка разбойным путём захватить в аэропорту „Смольное“ самолёт гражданской авиации для бегства за границу»[26]. В газете «Известия» от 01.01.1971 уточнялось:

В некоторых западных кругах пытаются представить уголовное преступление некоей невинной попыткой 11 человек покинуть пределы своей страны. Но это не имеет ничего общего с фактами: от желания переселиться в другое государство до создания вооружённой банды, до тщательно разработанного плана нападения на людей с оружием, как говорят, дистанция огромного размера… Дымшица и компанию судили за те реальные деяния, которые они совершили: за приготовление к опаснейшему преступлению — к бандитскому нападению на экипаж самолёта

Оказавшись за границей, «самолётчики» утверждали, что захват и угон самолёта не являлся целью «Операции „Свадьба“»:[27]

это была акция, нацеленная на привлечение внимания Запада к запрету эмиграции из СССР. И она оказалась успешной — после международного скандала, вызванного смертным приговором Марку Дымшицу и мне, Кремль сильно попятился в вопросе о выезде из страны. Именно тогда и началась массовая эмиграция евреев и русских немцев.

— Эдуард Кузнецов

В 2007 году Эдуард Кузнецов в своём интервью заявил: «Угона не было. И намерения такого не было… Устроили показуху, переиграли КГБ.»[28]

Меир Вильнер, генеральный секретарь Коммунистической партии Израиля в своем выступлении в кнессете отметил следующее:

Все разговоры о том, что евреев судят только потому, что они евреи — клевета, и ничего больше, хотя бы потому, что среди тех, кто пытался угнать самолёт, есть и русские. Все эти разговоры о том, что евреев судят только потому, что они хотели выехать из СССР в Израиль — клевета, и ничего больше, потому что многим разрешили выехать из Советского Союза в Израиль. […] Антисоветская истерия вокруг еврейской темы всегда была и является сегодня частью глобальной холодной войны против СССР.

[29]

По мнению диссидента, академика А. Д. Сахарова,

Несомненно, весь этот план был авантюрой и нарушением закона, за которое его участники должны были понести уголовное наказание. Однако всё же их планы были не столь тяжёлым преступлением, как то, в котором арестованные были обвинены на суде. Опасность для лётчиков была минимальной, а посторонних пассажиров, жизни которых могло бы угрожать похищение, вообще не было. Захват самолёта предполагался на земле — таким образом, это не было бы воздушным пиратством. И уж, конечно, их действия не были «изменой Родине».

— А.Д. Сахаров

 

Террористический акт 11 сентября 2001 года (иногда именуемый просто 9/11)[1] — серия четырёх координированных самоубийственных террористических актов[2][3], произошедших в Соединённых Штатах Америки. Ответственность за эти атаки лежит на террористической организации «Аль-Каида»[4].

Утром того дня девятнадцать террористов, имеющих отношение к «Аль-Каиде», разделившись на четыре группы, захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера. Каждая группа имела как минимум одного члена, прошедшего начальную лётную подготовку.

Захватчики направили два из этих лайнеров в башни Всемирного торгового центра, расположенные в южной частиМанхэттена в Нью-Йорке. Рейс 11 American Airlines врезался в башню ВТЦ-1 (северную), а рейс 175 United Airlines — в башню ВТЦ-2 (южную). В результате этого обе башни обрушились, вызвав серьёзные разрушения прилегающих строений[5]. Третий самолёт (рейс 77 American Airlines) был направлен в здание Пентагона, расположенного недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвёртого авиалайнера (рейс 93 United Airlines) попытались перехватить управление самолётом у террористов[6], самолёт упал в поле около боро Шанксвилл в штате Пенсильвания.

Помимо 19 террористов, в результате атак погибли 2977 человек (см. раздел «Жертвы»), ещё 24 пропали без вести. Большинство погибших были гражданскими лицами[7].

Официальная версия случившегося подверглась критике со стороны ряда журналистов, учёных и свидетелей трагедии. Проводились независимые расследования, по некоторым из которых были сняты документальные фильмы

Операция «Изотоп» — освобождение 9 мая 1972 года израильским спецназом Сайерет Маткаль пассажирского рейса 572 Вена — Тель-Авив авиакомпании «Сабена», захваченного палестинскими террористами из организации «Чёрный сентябрь».

Захват[править | править исходный текст]

Захват самолёта был первой акцией «Чёрного сентября», направленной против Израиля (до того организация действовала в основном против иорданцев), к тому же это была первая атака в Израиле на самолет иностранной компании. В результате захват застал врасплох израильскую разведку. Операцию спланировал глава отдела операций организации Али Хасан Саламех («Красный принц»), группу возглавлял Али Таха Абу-Снейна, участвовавший до того в двух угонах самолетов. Целью был выбран неизраильский самолет, поскольку к тому времени стало известно, что на самолетах «Эль-Аля» присутствует вооружённая охрана.

8 мая 1972 года «Боинг-707» бельгийской авиакомпании «Сабена» выполнял рейс Брюссель — Вена — Тель-Авив. В Брюсселе на борт по фальшивым паспортам прошли четыре террориста, двое мужчин и две женщины. Вскоре после вылета из Вены двое боевиков прошли в туалет, где извлекли спрятанные на теле пистолеты, гранаты и пояса со взрывчаткой. Немедленно вслед за этим главарь группировки Абу Снейна ворвался с пистолетом в кабину пилота и объявил о похищении самолета. В 17:15 самолет приземлился в аэропорту Лод; на этом отрезке маршрута в самолете было около 100 пассажиров и 10 членов экипажа.

Похитители потребовали освобождения 315 палестинцев, осужденных и отбывающих заключение в Израиле. В случае невыполнения требования до 9 часов утра следующего дня террористы угрожали взорвать самолет вместе с пассажирами.

Министр обороны Израиля Моше Даян приказал начать переговоры с похитителями. Одновременно велась подготовка операции по спасению заложников. Операции было присвоено кодовое имя «Изотоп». За ночь на самолет были установлены подслушивающие устройства, для предотвращения возможности взлета были спущены колеса и слита жидкость из гидравлических систем. Бойцы «Сайерет Маткаль» отрабатывали штурм самолета на таком же Боинге 707, стоявшем в закрытом ангаре на другом конце летного поля.

Утром 9 мая угонщики потребовали еду и горючее. В ЦАХАЛ сочли это удобной возможностью для штурма. После того, как в поле зрения самолета появилась группа израильских солдат, выдаваемых за освобождённых палестинских заключенных, переговорная группа смогла убедить террористов, что самолет нуждается в техобслуживании для возможного отлета. В 16:00 группа из 16 бойцов подразделения «Сайерет Маткаль» приблизилась к самолету. Бойцы были одеты в белые комбинезоны авиатехников, их оружие было спрятано, группу сопровождал представитель Красного Креста, который не был официально извещен о предстоящем штурме. Спецназовцев возглавлял будущий премьер-министр Израиля Эхуд Барак.

В течение 90 секунд[1] спецназ тремя группами овладел самолетом, обезвредив гранаты и взрывные устройства. Во время штурма две похитительницы-женщины были захвачены, ещё два террориста были убиты. Три пассажира получили ранения в перестрелке, одно из них — смертельное. При штурме случайным выстрелом одного из спецназовцев был ранен офицер «Сайерет Маткаль», будущий премьер-министр Биньямин Нетаньяху.

Операция вошла в историю как первый успешный пример освобождения самолета, захваченного террористами.[2] Руководитель террористов Али Таха Абу-Санайна в начале штурма заперся в туалете, где и был застрелен прямо через дверь. Эта история дала повод журналистам если и не оспаривать у Путинаавторство фразы «Мочить в сортире» в пользу Эхуда Барака, то по крайней мере, утверждать, «что знаменитая фраза Президента России „мочить в сортире“ — оттуда, из сортира „Сабены“». [1]

Последствия[править | править исходный текст]

Обе захваченные террористки были осуждены на пожизненное заключение, но освобождены в рамках обмена пленными после Ливанской войны.

Три недели спустя боевиками Японской Красной Армии была устроена бойня в аэропорту Лод. В дальнейшем участвовавший в подготовке теракта НФОПзаявил, что эта акция являлась местью за смерть двух боевиков, убитых израильтянами в ходе операции «Изотоп».[3]

Спустя 4 месяца после провала угона самолета боевики «Чёрного сентября» захватили в заложники израильских спортсменов, участвовавших в

Мюнхенской Олимпиаде, убив в ходе захвата двоих из них. Основным требованием при этом выдвигалось освобождение содержавшихся в то время в израильских тюрьмах 232 членов Организации освобождения Палестины и двух немецких террористов, а также 16 заключённых в тюрьмах Западной Европы. Требования не были выполнены и на этот раз, но в результате непрофессиональных действий силовых структур ФРГ в ходе операции по освобождению все заложники погибли.

Операция «Пенициллин» (ивр. מִבְצָע יַהֲלוֹם‎ — «мивца „яхалом“», англ. Operation Diamond [1]) — операция Моссада по угону истребителя МиГ-21, являвшегося тогда новейшей и сверхсекретной моделью. Считается одной из самых успешных операций за все время существования «Моссада».

В апреле 1965 года командующий израильскими ВВС генерал Эзер Вейцман обратился к шефу «Моссада» Меиру Амиту с просьбой рассмотреть возможность угона новейшего по тем временам самолёта МиГ-21. Надвигающаяся война была «не за горами».

С 1961 года Москва начала поставлять МиГ-21 арабским странам. К 1963 году истребители этого типа входили в состав воздушных сил Сирии, Египта и Ирака. Израиль уже предпринимал неоднократные попытки обзавестись новейшей машиной, но они не привели к желаемому результату.

Аналитики в Моссаде пришли к выводу, что ставку надо сделать на летчика-немусульманина.

Первоначально предпринимались попытки завербовать египетских летчиков, но успеха они не принесли: один летчик сдал агента, другой перелетел, но на самолете МиГ-17. Вслед за тем на связь с израильским посольством в Париже через третье лицо вышел иракский еврей Иосиф Максур (по другим источникам — Иосиф Шамаш) — слуга в семье христиан-ассирийцев Редфа. Один из членов этой семьи — тридцатидвухлетний Мунир Редфа — был одним из лучших летчиков иракских ВВС и пилотировал МиГ-21. Так как в это время в Ираке начались преследования христиан, семья Редфа стремилась покинуть страну, и это послужило, видимо, основным мотивом для Мунира. Ему было предложено 500 тысяч английских фунтов (более миллиона долларов) и израильское гражданство; Редфа потребовал вывоза из Ирака всей семьи. Условие было принято. Существует романтическая версия, что решающую роль в вербовке Редфа сыграла некая прекрасная американка; однако эта версия оспаривается. Незадолго до побега Редфа выехал в Европу, и из Рима был тайно доставлен в Израиль, где с ним обговорили все детали операции. В переписке между Редфа и «Моссадом» самолет проходил под кодовым именем «пенициллин», откуда и название операции.

Проблема с вывозом всех родственников решалась параллельно: сначала в Швейцарию перебрался дядя лётчика, туда же на счёт в банке было переправлено 250 000 английских фунтов. Затем, через Тегеран перебралась в Израиль жена с двумя сыновьями пилота — отправившись в день перелёта под предлогом летней жары в горы Курдистана, они были доставлены партизанами Мустафы Барзани на контролируемую повстанцами территорию и оттуда вертолетом вывезены в Иран.

15 августа 1966 года Мунир Редфа перелетел из Ирака в Израиль на самолёте МиГ-21. За угон он получил 500 000 английских фунтов. Затем работал лётчиком в нефтяной авиакомпании, в 1969 году перебрался в одну из стран Западной Европы, где и умер в 1998 году.

Самолёт подвергся в Израиле лётным испытаниям, а затем был переправлен в Соединённые Штаты для дальнейших исследований. Впоследствии самолёт был возвращён Израилю, где он сейчас выставлен в музее ВВС Израиля (на фото выше). Знакомство с летно-тактическими характеристиками самолета оказало Израилю большую помощь в ходе Шестидневной войны.

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов

Принятa 16 декабря 1970 года

 

 

Как всегда, вначале несколько слов о профилактике. Не летайте самолетами в бизнес классе. Пассажиры бизнес класса - самая любимая террористами категория заложников. Они гораздо значимей обычных пассажиров. Туристский класс, конечно, менее удобный, но зато более безопасный.

Собираясь лететь куда нибудь, оставьте дома вашу военную, полувоенную или даже напоминающую военную форму. И уж тем более милицейскую. В форму стреляют в первую очередь. Ведь террористы не знают, что этот китель вы одолжили для форсу у дедушки - героя Хасана и Халхин Гола.

Вас благодаря вашей природной выправке могут принять за спецназовца и на всякий случай пристрелить. Ведь главная заповедь любого террориста - в первую очередь обеспечь себе безопасные тылы. Если, несмотря на мои предупреждения, вы отправились в путешествие в форме и, как назло, самолет захватили террористы, незаметно снимите китель и останьтесь в рубашке. Или попросите соседа одолжить вам его гражданский пиджачок.

! Повторю еще раз: штатский костюм в самолете предпочтительней военного.

Но тоже не всякий. Лучше небогатый, чем роскошный. Зажиточные джентльмены и дамы тоже привлекают внимание террористов. Их смерть вызовет больший резонанс, чем никому не известного дяди Васи из Отрыжкина. Смерть значимых фигур заставит власти быстрее принять требования угонщиков.

 

 

Опять таки, когда дойдет до дела, можете махнуться своим тысячедолларовым пиджачком с соседом. Или хотя бы спороть платиновые пуговицы. Женщинам имеет смысл снять и спрятать дорогие украшения. И вообще, в "полетной" одежде надо исповедовать умеренность. Поменьше кричащих маек с надписями двусмысленного толка. Женщинам не следует злоупотреблять мини юбками и глубокими декольте.

! Избегайте демонстрировать приверженность к той или иной религии. Снимите религиозные символы. Для многих террористов покарать неверных - доблесть.

Не берите с собой в самолет газеты с явно выраженной политической окраской. Террористы могут не разделять ваших политических симпатий. Не надо при посадке в самолет кричать на весь салон, что вы депутат государственной думы Буркина Фасо, только из за того, что вам досталось не то место. И уж тем более не надо, когда в салоне объявятся бандиты. Благодаря своей всеобщей известности вы можете стать первым претендентом на публичный расстрел.

Именно поэтому свои громкие удостоверения и визитные карточки лучше засуньте поглубже в карманы. А при начале захвата самолета затолкните куда нибудь под обшивку кресла. Оставьте только паспорт. И уж тем более спрячьте документы, удостоверяющие, что вы сотрудник силовых органов.

При посадке в транзитных аэропортах старайтесь выходить из самолета. Излюбленный прием террористов - захватывать воздушные суда "на подсадке". Кажется, с профилактикой все.

Теперь перейдем непосредственно к процессу захвата с последующими силовыми методами освобождения. И то и другое для пассажиров в равной степени небезопасно. В конце концов, не важно, от чьей пули придется принять смерть - захватчика или освободителя. Пуля - она и есть пуля.

Отсюда самый главный совет - никакой самодеятельности! Никаких попыток самоосвобождения, нападения на угонщиков или оказания помощи ворвавшимся в салон спецназовцам. Сидите в своем кресле и не двигайтесь. Это самое полезное, что вы можете сделать.

В истории нашего Аэрофлота есть печальный пример, когда лихой блюститель порядка, не убоявшись угроз угонщика, попытался его обезвредить, после чего тот в процессе борьбы взорвал бывшую при нем бомбу. Геройство бравого милиционера стоило жизни сотне пассажиров.

Не надо хватать преступника за руки и оружие, даже если вы мастер спорта по самбо, имеете двадцатилетний стаж службы в десантных войсках и три медали за личное мужество. Этого бандита вы, возможно, одолеете, но кто может поручиться, что вместе с ним в самолете не находится притаившийся до времени сообщник?

И где гарантия, что поверженный враг от обиды в последний момент не выдернет предохранительную чеку из находящегося при нем или даже на нем взрывного устройства? Геройство хорошо, когда вы отвечаете только за свою жизнь. А может, пассажиры против самодеятельных боксерских поединков, может, их не пугает перспектива на несколько часов слетать за границу? Вы их спросили? Тогда сидите и ждите дальнейшего развития событий. И чем более тихи вы будете, тем больше шансов у вас и у всех остаться в живых.

Беспрекословно исполняйте все приказы преступников, а потом бойцов спецподразделения, освобождающих судно. И постарайтесь при этом не демонстрировать свое отношение к пиратам и обезвреживающим их спецагентам. Злить вы их будете один, а отдуваться придется всем пассажирам.

Более того, как вам это ни было бы неприятно, попытайтесь наладить с захватчиками психологический контакт, продемонстрируйте свое к ним хорошее отношение. Только не перебарщивайте, все таки они вас угоняют, а не квартальную премию вручают. Чрезмерное назойливое приятельство может их насторожить.

Разговаривайте на отвлеченные темы, расскажите о своей жизни, предложите бутерброд, чай. Только не вздумайте лезть в карман или сумку без дозволения - это может вызвать подозрение и автоматическую защитную реакцию. Если ваши попытки контакта поддержат - у вас появляется дополнительный шанс быть убитым в последнюю очередь.

Стрелять в затылок знакомым людям труднее, чем совершенно неизвестным. При идеальном раскладе вы можете настолько расслабить преступника, что он откажется от своих намерений. Такие случаи известны.

 

 

! Если беседа не клеится, а тем более вызывает раздражение, немедленно прекратите всякие попытки разговора. Сидите молча, стараясь не встречаться взглядом с преступниками и ничем не отличаться от прочих пассажиров. По возможности не кашляйте, не чихайте, не вздыхайте, не сморкайтесь, не ходите в туалет, то есть не делайте ничего, что могло бы вывести преступников из психологического равновесия.

Помните - они ведь тоже напряжены до предела, они тоже боятся. В такой ситуации бывает достаточно любого резкого, громкого, неожиданного звука, чтобы в ответ на него прозвучал выстрел. Любое действие - поход в туалет, пересаживание с места на место, стаскивание с верхней полки багажа и т.п. - согласуйте с преступниками.

А чтобы не скучать - наблюдайте. Только скрытно, так, чтобы угонщики ничего не заметили. Вас должно интересовать очень многое: пути возможного отступления, укрытия на случай поднявшейся стрельбы; люди, вас окружающие, - могут они вам помочь или нет; преступники - их состав, вооружение, приметы, психологическое состояние, предполагаемые действия и т.п.

Вы должны быть готовы к тому, что в результате боя между преступниками и силами правопорядка возникнет пожар, а это значит, надо узнать путь кратчайшей эвакуации, защита дыхательных путей и пр. И еще вам на случай последующих допросов желательно запомнить приметы преступников и их действия.

Если преступники в ходе переговоров с властями начинают отпускать часть заложников и если вы считаете себя вправе претендовать на первоочередное спасение - попробуйте изобразить приступ болезни, который без вмешательства реанимационной бригады добром не кончится. Возможно, вам поверят. Лишние трупы, а тем более бьющиеся в конвульсиях больные преступникам ни к чему. С них довольно плановых.

Но уж коли вы вырвались, будьте готовы сверхподробно ответить на вопросы милиции и служб безопасности: сколько угонщиков, где располагаются, кто верховодит, кто исполнители, приметы (рост, цвет волос, одежда, особые отметки и т.п.), чем располагают, в каком психологическом и физическом состоянии пребывают, пьяные или нет, спокойные или взвинченные, когда спят, где находятся пассажиры, где экипаж и еще с полтысячи что? где? когда?, необходимых для организации штурма захваченного авиалайнера. Так что вы уж наблюдайте, чтобы морально оправдать свое раннее, до всех прочих пассажиров, спасение.

Если вас ударили или даже ранили, не кричите, как бы вам ни было больно. Крики и жалобы могут привлечь к вам внимание. И вам помогут… милосердным выстрелом в висок. Терпите. Забинтовывайте рану импровизированными бинтами. Накладывайте жгуты. При этом старайтесь действовать как можно более спокойно, без резких движений, вскриков и пр.

! Подчеркну еще раз: чем более вы незаметны, усреднены, тем больше у вас шансов выжить. Любое выделение из массы пассажиров (внешним видом, поведением, чрезмерной эмоциональностью и т.п.) привлекает к вам небезопасное внимание террористов!

При вооруженном захвате самолета (не важно, преступниками или освободителями) безопасней сидеть в креслах, расположенных возле иллюминаторов, чем приближенных к проходу. После первых ударов в корпус, сигнализирующих о том, что спецподразделение пошло в атаку, подрывая или выбивая запасные двери и люки, приготовьтесь к взрывам, теперь уже в салоне, слезоточивых и световых гранат. Закройте глаза, защитите дыхательные пути и глаза тканью, задержите дыхание, а после рассеивания слезоточивого газа не вздумайте тереть руками слезящиеся глаза.

! Если преступники не наблюдают за вами, попытайтесь сползти вниз, на пол, под прикрытие спинок кресел. Если "уйти" на пол невозможно - наклонитесь как можно ниже, прикроите коленями живот, локтями бока, а ладонями голову и шею.

Как бы вам ни было страшно, не поднимайтесь во время боевых действий с кресла, даже для того, чтобы крикнуть здравицу в честь ворвавшихся в салон бойцов освободителей или показать им, куда спрятались бандиты. Бойцы спецподразделений приучены стрелять на любое шевеление, а кто здесь преступник, кто мирный житель - они не знают. Поэтому любое ваше резкое действие может вызвать встречный выстрел.

Если вы услышали команду "Лечь!" - исполните ее с большим усердием. Возможно, через мгновение над креслами засвистят пули. Не пытайтесь помогать освобождающим самолет бойцам, если персонально вас об этом не попросили. Не вставайте с кресел или пола, не пытайтесь выйти из самолета до соответствующего приказа. А если такой приказ прозвучал - не мешкайте и забудьте о вещах! Потом, когда все закончится, вернетесь и найдете их.

При прыжке из самолета на землю не пытайтесь встать на ноги, не размахивайте руками, лучше поднимите их над головой, не пытайтесь достать что нибудь из карманов или сопротивляться, если с вами грубо обошлись. Скорее всего внизу работают спецподразделения, для которых любой выпавший из самолета человек - возможный преступник.

Отсюда и жестокость обхождения, выламывание рук, укладывание лицом к бетону, тычки под ребра и т.п. Не вздумайте отвечать ударом на удар - в этом соревновании вам не выиграть и полраунда!

Приземлившись, позвольте делать с вами все что угодно, а если вас не трогают, быстро отползайте в сторону, помня, что в самолете вы были не в единственном числе и следом за вами будут прыгать и другие пассажиры. Попытайтесь уйти из под удара их каблуков.

И еще, когда все закончится, постарайтесь забыть произошедшее как кошмарный сон. Беспрерывное возвращение к вопросам "что было бы, если?.." может расшатать самую здоровую психику. Вышли живым из переделки - и ладно. А если и сделали что то не то, так вы не профессионал, вам простительно.

 

 

При угоне самолета НАДО:


· беспрекословно исполнять приказы угонщиков;

· не выделяться из массы других пассажиров;

· при выстрелах и взрывах сесть на пол, закрыть голову руками;

· при применении слезоточивых веществ - закрыть глаза, защитить дыхательные пути мокрой тканью;

· исполнять приказы группы захвата при освобождении;

· после освобождения покидать самолет в указанном порядке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: