Так как продолжение существования души при разлучении ее с телом и ее бессмертие есть несомненная истина, так как сам Спаситель утвердил ее против непризнавших ее Саддукеев, то уже поэтому одному возвращению отошедших душ и явление их живущим на земле людям, по допущению или повелению Бога, вполне возможны и не представляют ничего невероятного. У Иудеев, современных Спасителю, вера в это возвращение и это явление была всеобщей верой. Иисус Христос предполагал ее уже, как несомненную, и никогда не говорил ничего такого, из чего бы можно было заключать, что он не одобрял или осуждал эту веру. Он только учил, что духи, являясь, не имеют ни плоти, ни костей, как имел их Он по своему воскресению: дух плоти и кости не имеет, как меня видите имеющим (Лук. XXIV. 37–39). Если Св. Фома усомнился в воскресении своего Учителя и в действительности Его явления, то усомнился он в этом единственно потому, что знал, что часто явления духов бывают только кажущиеся, мнимые, что часто люди, слишком занятые какими-нибудь мыслями, воображают, что видят и слышат то, чего на самом деле не бывает; и если бы Иисус Христос явился Своим ученикам не в теле, никакой другой образ явления не мог бы доказать им истинности Его воскресения; дух может являться и тогда, когда его тело находится в земле, или уже само превратилось бы в землю. Апостолы не сомневались в возможности явления духов: увидевши Спасителя, идущего к ним по водам Геннисаретского озера, они думали сначала, что видят духа (Матф. XI 16. Map. VI. 49.). Евангельский богач, находясь в адских мучениях, просит Авраама послать на землю Лазаря, чтобы тот предостерег его братьев от опасности подвергнуться тому ужасному состоянию, в каком он сам мучается (Лук. XXI 14. 15). Следовательно, он несомненно верил, что души умерших могут возвращаться в мир, являться людям и говорить с ними.
|
Во время преображения Иисуса Христа на Фаворе явились Моисей и Илья, умершие несколько столетий тому назад, и вели разговор с Христом (Лук. IX. 30). После воскресения Спасителя восстали многие, давно умершие лица и явились многим в Иерусалим (Матф. XII. 13. 14).
В Ветхом Завете царь Саул обращается к Аэндорской волшебнице и просит ее вызвать дух Самуила (I. Цар. XXVIII. 12. 13. 14); Самуил являлся и говорил с Саулом. Мы предвидим те бесчисленные возражения, которые представят против этого рассказа. Но являлся ли Самуил или нет, действительно ли вызывала его волшебница, или же его явление было только кажущееся, мнимое, во всяком случае из этого события мы можем заключать, что иудеи верили, что души умерших могут являться людям и открывать им сокровенное и будущее.
Блаженный Августин[19]писал Симплицию в ответ на его рассуждение об этом предмете: «каким образом Самуил мог быть вызван посредством волшебства, понять это также трудно, как и то, каким образом дьявол может говорить, каким образом он мог искушать святого мужа Иова, или просить позволения совершить свои казни против Апостолов, или каким образом он мог Самого Христа перенести на кровлю Храма Иерусалимского». «Надо полагать, что дух Самуила действительно был вызван и объявил Саулу имевшее с ним случиться не вследствие силы заклинания или власти дьявола, но единственно по воле и допущению Бога».
Августин прибавляет к этому: «можно даже думать, что не Самуил, а только призрак произведенный обманом и силой демона, являлся Саулу. Если же Св. Писание называет этот призрак именем Самуила, то в этом случае оно следует тому свойству обыкновенного человеческого языка, по которому часто именем действительных предметов называют то, что на самом деле есть только их образ или представление».
|
«Если же спросят, каким образом этот призрак мог открыт будущее возвестить Саулу его близкую смерть, то да позволено будет нам отвечать на это таким вопросом: каким образом дьявол мог узнать в Иисусе Христе истинного Бога, или каким способом девушка, о которой рассказывается в деяниях Апостольских, узнала в Апостолах посланников Бога?»
В заключении Св. Августин говорит, что он не понимает надлежащим образом предмета, о котором идет речь, и потому отказывается произнести решительное суждение о том, может ли дьявол посредством силы заклинания вызывать души умерших, так чтобы они являлись в телесном образе и способны были говорить и открывать сокровенное и будущее.
Первосвященник Ония, спустя несколько лет после своей смерти, являлся Иуде Маккавейскому (2. Макк. XV. 14–15) в образе мужчины с поднятыми вверх руками, молящегося за народ Божий. Вместе с ним явился Иуде так же давно уже умерший пророк Иеремия. Ония при этом сказал Иуде: вот святой мужчина, защитник и покровитель своих братьев, неусыпно ходатайствующий за народ Божий за святой город Иеpycaлим. При этих словах Иеремия обратился к Иуде и, вручая ему золотой меч, сказал: прими этот меч, как дар Божий; им ты сокрушишь врагов моего народа — Израиля.
|
Во второй книге Маккавейской (2. Макк. X. 29) рассказывается следующее: во время сражения Иуды Маккавея с Тимофеем, начальником войска Сирийского, явились вдруг пять мужчин; они были на богато-убранных лошадях, стали во главе Иудейского войска. Двое из этих мужчин неотступно сопровождали Иуду Маккавея в битве и своим оружием защищали его, а на врагов его метали стрелы и молнии и таким образом ослепляли их и устрашали.
Эти пять вооруженных всадников, которые сражались за Израильтян, были, очевидно: Маттафия, отец Иуды Маккавея (1. Макк. X. 1–2) и четыре его сына, все в это время уже умершие; ибо из семи сыновей Маттафии в то время оставались в живых только три: Иуда, Иоанафан и Симон. Можно также принять этих мужчин за Ангелов, посланных на помощь Иуде Маккавею. Достоинство книги и свидетельство целого войска ручаются за подлинность этого явления.
Из всего сказанного очевидно, во-первых, то, что Иудеи не сомневались в возможности возвращения на землю душ умерших и верили, что они действительно являются и открывают людям много такого, что превышает обыкновенный человеческий разум; во-вторых, то, что возможность и действительность этих явлений утверждается Св. Писанием. Моисей запрещает спрашивать мертвых (Второз. XVIII. 11) да не брящется в тебе (в Израиле)… вопрошая мертвых.
Души усопших, конечно, являются и могут являться на землю не по своей собственной воле, а не иначе, как только по повелению и допущению Божьему. Бог повелевает и допускает им являться только для каких-нибудь особенных достойных его целей. Если бы они могли являться по своему собственному произволу, в таком случае их явления были бы, конечно, гораздо чаще, чем как есть на самом деле; в таком случае, конечно, мало нашлось бы между ними таких, которые бы не стали являться на землю по разным личным побуждениям: из побуждения, например, родственного чувства; из-за желания свидания со своими близкими и прочее. — Такое мнение высказывает блаженный Августин, говоря о своей матери, Св. Монике[20], которая его так нежно любила.
Евангельский богач непременно бы посетил своих братьев и родственников, чтобы известить их о той несчастной участи, которая постигла его в загробной жизни. Но Бог по своему милосердию и всемогуществу позволяет являться душам усопших только очень редко. По этому ко всему тому, что говорят и пишут о явлениях усопших, нужно относиться с большей осторожностью и осмотрительностью.