Тема 1. Тактика проведения углубленного психологического обследования




Практикум по возрастной психологии 23.04.2020

Тема: Технология углубленного психологического обследования

Тема 1. Тактика проведения углубленного психологического обследования

Вне зависимости от возраста и особенностей ребенка, прежде чем приступить непосредственно к его обследованию, психолог должен ознакомиться с имеющимися заключениями специалистов на ребенка (педагогическим, логопедическим, ме­дицинским). Следует обратить особое внимание на описание «ведения ребенка при необходимости соблюдения режима, характеристики его работоспособности, отношения со сверстниками, педагогами, воспитателями и родителями. По возможности необходимо выяснить у педагога (воспитателя ГПД) или родителей какую-либо дополнительную информацию о семье и специфике внутрисемейных отношений.

 

Необходимо также отметить, что углубленное психологическое обследование (первичное обследование) желательно провести со всеми детьми, направляемыми в дошкольное учреждение компенсирующего типа или школу соответствующего вида. В тех случаях, когда психолог по тем или иным причинам не в состоянии провести такое обследование всех детей данного учреждения, имеет смысл ориентироваться на следующие показания:

 

• запрос педагогов или воспитателей, в том числе воспитателей ГПД;

 

• запрос родителей относительно особенностей не только обучения, но и поведения ребенка;

 

• анализ результатов наблюдения психологом, выявляющих наиболее проблемных по различным критериям детей.

 

С опорой на все имеющиеся данные (в том числе выявленные и другими специалистами) строится исходная диагностическая гипотеза психологического обследования.

 

В соответствии с этой гипотезой психолог предварительно определяет необходимый диагностический инструментарий. В дальнейшем, в зависимости от результатов выполнения тех или иных диагностических процедур, гипотеза может изменяться, точно так же будет изменяться и дальнейший выбор методик и тестов (правило Байеса). Психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество используемых психологических методик.

 

Точно так же вовсе не обязательно жестко следовать конкретному порядку предъявления тех или иных диагностических методов. Важно сохранение общей структуры обследования.

 

Необходимыми условиями для проведения психологического обследования являются:

 

• присутствие (или письменное согласие) родителей на проведение обследования;

 

• помещение, оборудованное для индивидуальной работы;

 

• ознакомление ребенка с помещением, где проводится обследование;

 

• установление достаточного контакта ребенка с психологом перед проведением обследования;

 

• адекватность поощрения и адекватность стимуляции ребенка;

 

• относительность оценочных характеристик в процессе самой работы.

В процессе обследования необходимо поддерживать положительный контакт с ребенком. В случае любого выполнения задания нужно давать подкрепления короткими фразами: «Молодец», «У тебя получается». Также допускаются подобные поощрения со стороны родителей. В случае расторможенного, гипердинамичного поведения ребенка нельзя резко и прямо одергивать его, лучше убрать со стола посторонние вещи, методики, которые в данный момент не используются, чтобы они не отвлекали ребенка, сказав при этом (в качестве дополнительной мотивации): «А этим мы займемся позже».

 

Не следует пресекать попытки обращения ребенка к взрослому. Следует помнить, что все выделяющиеся особенности внешнего вида и поведения, выполнения заданий, взаимоотношений с родителями или другими взрослыми в процессе обследования являются сами по себе диагностичными и отмечаются в протоколе обследования. Позже они должны быть проанализированы и отмечены психологом в соответствующих разделах заключения. Также диагностичным, непосредственно влияющим на результаты обследования и их анализ, является поведение родителей. Психологу необходимо критично относиться к любым заявлениям родителей, в особенности к высказываниям типа: «Это он все знает, дома все получалось, это только здесь не получается». Желательно зафиксировать все вышеуказанные особенности, учесть их при постановке психологического диагноза и для выработки рекомендаций по дальнейшему развитию ребенка и помощи ему.

 

Особенности проведения обследования детей разного возраста

 

Следует иметь в виду, что для организации продуктивной деятельности ребенка в процессе диагностики, определенным категориям детей (а таких детей, как уже отмечалось, немало в коррекционных учреждениях, даже в среднем звене школы) нужен постоянный внешний контроль и программирование деятельности со стороны специалиста.

 

В возрасте 7 лет (и старше) нормативно развивающиеся дети, как правило, принимают ситуацию экспертизы и при правильном проведении обследования не нуждаются в каких-либо дополнительных приемах работы. Как уже говорилось, дети, которых направляют в систему специального образования, часто нуждаются в использовании при обследовании дополнительных организационных приемов.

 

Ребенку, начиная с 8—9-летнего возраста, можно предложить самостоятельно выбрать стиль и меру сложности заданий (с более трудного или, наоборот, легкого задания хотел бы он начать работу, будет ли он доделывать задание до кон­ца или прервется на трудном этапе и т.п.), а также учесть его желание работать наедине со специалистом или, наоборот, в присутствии родителей.

 

Такая демонстрация доверия со стороны специалиста позволяет быстрее и надежнее сформировать те необходимые до­верительные отношения, без которых результаты выполнения тех или иных заданий (в особенности при исследовании аф­фективно-эмоциональной сферы) нельзя считать полностью достоверными и надежными. Помимо этого такой доверительный стиль отношений, лишенный неискренности, позволяет преодолеть, а часто и предупредить нарастающий негативизм «препубертата».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: