Особенности системы ролей беременной женщины, ожидающей первого ребенка
Василенко Т. Д., Ившина М. Е. (Курск)
Василенко Татьяна Дмитриевна
– член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;
– декан факультетов клинической психологии и социальной работы Курского государственного медицинского университета, доцент, кандидат психологических наук.
E-mail: tvasilenko@yandex.ru
Ившина Марина Евгеньевна
– очный аспирант кафедры общей и клинической психологии.
E-mail: marina-ivshina@yandex.ru
Аннотация. Исследования в области материнства подчеркивают, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: как обеспечение условий для развития ребенка и как изменения личностной сферы. Мы предполагаем, что группе женщин следует уделять внимание, так как изменения в этот период могли повлечь за собой изменение не только в эмоциональной и смысловой сфере, но и в структуре самих социальных ролей. Мы считаем актуальным выявление структуры социальных ролей женщины во время беременности.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, смысловая сфера, индивидуальные особенности социальных ролей женщины.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Проблема материнства в клинической психологии.
Проблеме материнства посвящено множество теоретических и прикладных исследований (Филиппова Г.Г., Брутман В.И., Хамитова И.Ю., Мещерякова С.Ю., Минюрова С.А., Абрамченко В.В., Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А., Погудина Е.В., Братусь И.В., Васильева О.С., Могилевская Е.В., Копыл О.А., Кочанова Л.В., Хамитова И.В., Русалов В.М.). В этих исследованиях используются такие понятия, как «материнская роль», «принятие роли», «материнское ролевое поведение», однако они не дают полного представления о ролевой динамике женщины в ее взаимодействии с окружением, о влиянии на них ситуационных переменных в период беременности и после рождения ребенка. Мы считаем актуальным выявление закономерностей динамики системы ролей будущей матери через смысловые, эмоциональные и ценностные компоненты идентичности.
|
В.И. Брутман понимает материнство, как «процесс выстраивания смысловых границ между матерью и ребёнком. Основным новообразованием материнства является изменение смысловой сферы женщины, изменение структуры социальных ролей, которая определяет переживание материнства, как динамического процесса, реализующегося в системе материнско-детского взаимодействия. Мы рассматриваем тип переживания беременности, как критерий принятия роли матери. Ожидание и рождение ребёнка является для женщины не просто новой социальной ситуацией, требующей реализации специфических поведенческих актов, но и запускает процесс переживания», который требует переструктурирования социальных ролей [7]. Г.Г. Филиппова рассматривает смысловое переживание материнства, как психологическое новообразование в сфере самосознания женщины, принявшей на себя эту роль. С ее точки зрения, по мере формирования образа ребёнка в самосознании происходят изменения не только в эмоциональной сфере, физиологической, смысловой, но и в социальной сфере [19].
Э. Бибринг полагает, что беременность можно рассматривать, как стадию развития новой социальной роли, роли матери. Мы придерживаемся этой точки зрения и точки зрения тех исследователей, которые считают, что беременность, роды и материнство – это определенные этапы формирования зрелой женской идентичности и успешного освоения новой материнской роли. По нашему мнению, эти этапы связаны между собой. Как полно женщина проживет и переживает предыдущий этап, зависит успешность прохождения следующего.
|
Личность человека является носителем определенных всеобщих качеств и типологических особенностей, а это означает, что конкретную личность также можно соотнести с некоторой общностью или причислить к определенной общей категории. (Сарджвеладзе Н.И., 1989 г.)
Сарджвеладзе Н.И. говорит, что сущность личности заключается "в совокупности всех общественных отношений". Социальная обусловленность личности заключается именно в том, что модус ее существования – это модус связи, соотношение с социумом в широком смысле.
С.Л. Рубинштейн рассматривал личность в свете социальной обусловленности ее природы. Это выражается в том, что личность человека выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. Человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум отношения ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Таким образом, можно выделить два аспекта отношений, которые рассматриваются С.Л. Рубинштейном в связи с определением сущности личности: первое это то, что личность является единицей и реальным носителем общественных отношений, а второе то, что личность не только сознательно отражает мир, но и определенным образом к нему относится. Человек, с одной стороны, может быть включен в производственно-экономические, профессиональные, семейные, формально-межличностные и неформально-межличностные отношения и иметь в системе этих отношений определенный статус. С другой стороны, человек может иметь познавательные, эмоционально-оценочные, действенные отношения к вещам, другим людям и самому себе (Сарджвеладзе Н.И. 1989 г).
|
Ожидание и рождение ребёнка является для женщины не просто новой социальной ситуацией, требующей реализации специфических поведенческих актов, но и запускает процесс переживания, динамики социальных ролей в её жизненном пространстве. Возникновение нового жизненного отношения (с образом будущего ребёнка) ведет к усложнению взаимосвязи женщины с окружающими людьми, что расширяет круг её взаимодействий с миром и способствует возникновению новых отношений с окружающими, развитие новых социальных ролей.
Брутман В.И., Филиппова Г.Г. выделяют этапы развития материнства от планирования до реализации, а также этапы беременности и рассматривают её связь с развитием личности (Филиппова Г.Г., 2002 г). Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в процессе которых происходит естественная адаптация женщины к материнской роли. А.И. Захаров выделяет семь сенситивных периодов в развитии «материнского инстинкта», придавая большое значение отношению девочки с родителями, игровому поведению, стадиям половой идентичности. В исследовании Г.Г. Филипповой материнство рассматривается как потребностно-мотивационная сфера принятия ребенка, дается описание её составляющих и филогенетических и онтогенетических этапов развития.
Одним из важнейших этапов становления материнства является период беременности. Его содержание определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли, перестроение социальных ролей и формирование раннего контакта, привязанности к ребенку, установление контакта с ним. По характеру преобладающего переживания многие исследователи делят период беременности на три этапа: принятия женщиной решения о сохранении или прерывании беременности, начало движения плода, подготовка к родам и появлению ребенка в доме (Хамитова И.В., 2002 г).
В принятии роли матери первостепенную роль играет не само по себе состояние беременности, не те изменения, которые происходят с женщиной. А тот смысл, то значение, которые они представляют для беременной женщины, то значение, которое имеет для женщины роль матери (Филиппова Г.Г., 2002 г). Переживание беременности мы рассматриваем с точки зрения принятия или непринятия социальной роли матери.
Г.Г. Филиппова описывает шесть вариантов типов переживания беременности: адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий (Филиппова Г.Г., 2002 г).
Каждый из типов переживания беременности мы также связываем с наличием или отсутствием противоречий и кризисов в освоении новой роли матери, выполнении и фиксации роли матери, перестроение социальных ролей. Результаты исследований свидетельствуют о преемственности переживания беременности и материнского отношения к ребёнку. [7]
Мы используем выделенные Г.Г. Филипповой варианты типов переживания беременности. Адекватный тип переживания беременности, сложившийся к её концу, устойчиво взаимосвязан с ценностью ребёнка и с адекватностью материнского отношения к нему, присвоения социальной роли матери как значимой и ценной. Эмоционально-отстранённый тип переживания беременности устойчиво сочетается с низкой ценностью ребёнка и эмоционально-отстранённым, регулирующим стилем материнского отношения. Тревожно-амбивалентный тип переживания беременности взаимосвязан с пониженной или неадекватно завышенной ценностью ребёнка. При этом женщины с адекватным типом переживания беременности наиболее подвержены динамике в процессе беременности, динамике перестроения социальных ролей. Игнорирующий тип переживания беременности соответствует непринятию социальной роли матери, изменений в системе социальных ролей не происходит (Земзюлина И.Н., 2009 г).
Динамика социальных ролей у женщин возможна только в период переосмысления, расширение смысловых связей и наполненности смысловых процессов. Уникальная личностная композиция эмоционального и смыслового, ценностного компонентов принятия роли матери определяет тип переживания беременности (адекватный, тревожный или игнорирующий).
Наиболее значимым является третий триместр беременности, который характеризуется ожиданием родов ребёнка, готовностью стать матерью.