Открытия в фундаментальных и естественных наукаъ в конце 19-начале 20 в.




В конце XIX - начале XX века произошла революция в естествознании, которая оказала огромное влияние на развитие общества. В этот период были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире. Ведущую роль в науке играли страны Западной Европы, в первую очередь, Англия, Германия и Франция. В 1897 г. английский физик Дж. Томсон открыл первую элементарную частицу - электрон, входивший в состав атома. Оказалось, что атом, который раньше рассматривался как неделимая последняя мера материи, сам состоит из более мелких частиц.
Французские физики А.Беккерель, Пьер и Мария Кюри исследовали эффект радиоактивности и пришли к выводу, что некоторые элементы произвольно излучают энергию. В 1901 г. М.Планк (Германия) установил, что энергия выделяется не сплошными потоками, как думали раньше, а отдельными пучками - квантами. В 1911 г. английский физик Э.Резерфорд предложил первую планетную теорию строения атома, согласно которой атом представляет собой подобие Солнечной системы: вокруг положительного ядра движутся электроны - отрицательные частицы электричества. Нильс Бор (Дания) в 1913 г. ввел представление о скачкообразном переходе электрона с одной орбиты на другую, при этом он получает или поглощает квант энергии. Открытия Бора и Планка послужили фундаментом для развития теоретической физики.
После исследований в области квантовой физики новый феномен не укладывался в ньютоновское понимание вещества, материи. Объяснение этому явлению дал Л.Эйнштейн, который в своей теории относительности (1905) доказал, что материя, про странство и время взаимосвязаны. Ньютоновская картина мира с абсолютным пространством и абсолютным временем была окончательно отвергнута: по Эйнштейну, время при скоростях, близких к скорости света, замедлялось, а пространство могло искривиться. Работы ученого получили всемирную известность.
В 1869 г. великий русский ученый Д.И.Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Было установлено, что порядковый номер элемента в периодической системе имеет не только химический, но и физический смысл, так как он соответствует числу электронов в слоях оболочки того или иного атома. Быстрыми темпами развивались электрохимия, фотохимия, химия органических веществ естественного происхождения (биохимия) и химическая фармакология.
Развитие генетики, биологии, медицины Опираясь на достижения биологии (учение о клеточном строении организмов) и теорию чешского натуралиста Г.Менделя о факторах, влияющих на наследственность, немецкий ученый I А.Вейсман и американский ученый Т.Морган создали основы генетики - науки о передаче наследственных признаков в растительном и животном мире. Классические исследования в области физиологии сердечно - сосудистой системы, органов пищеварения осуществил русский ученый И.П.Павлов. Изучив влияние высшей нервной деятельности на ход физиологических процессов, он разработал теорию условных рефлексов. Достижения биологии дали мощный толчок развитию медицины. Продолжая исследования выдающегося французского бактериолога Л.Пастера, сотрудники Пастеровского института в Париже впервые разработали предохранительные прививки против ряда болезней: сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Немецкий микробиолог Р.Кох и его многочисленные ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита, сифилиса и создали лекарства против них. Благодаря успехам химии медицина пополнилась рядом новых препаратов. В лекарственном арсенале врачей появились широко известные ныне аспирин, пирамидон и другие средства. Врачами разных стран мира разрабатывались основы научной санитарии и гигиены, меры по профилактике и предупреждению эпидемий.
31. Развитие техники на рубеже 19-20 века. Научные достижения в различных отраслях знаний сделали возможным стремительное развитие техники, технологии производства, транспорта и связи. Ведущее место занимают машиностроение, электроэнергетика, горное дело, химическая промышленность, транспорт. Крупнейшим шагом в повышении энерговооруженности промышленного производства и транспорта стало получение электроэнергии в больших объемах при помощи динамо-машин, первые образцы которых появились еще в 70-е годы XIX века.
Настоящим переворотом в технике стало появление новых классов моторов, сконструированных немецкими изобретателями H.Ommo (1876) и Р.Дизелем (1897). Эти компактные, высокоэкономичные двигатели, работавшие на жидком топливе, вскоре на
шли себе применение в первом автомобиле Г.Даймлера и К.Бенца (1886, Германия), первом самолете братьев У. и О.Райт (1903, США) и первом
дизельном локомотиве (тепловозе) компании Клозе-Шульцер (1912, Германия).
В металлургии был открыт новый способ выплавки стали -конверторный, а также способ получения алюминия и меди методом электролиза. Был внедрен в промышленность крекинг - процесс разложения сырой нефти с целью получения легкого жидкого топлива. В Германии был разработан способ получения бензина из угля.
Большие изменения произошли в строительстве, где стали широко применяться качественные марки стали. Применение стальных и железобетонных конструкций позволяло возводить здания, мосты, виадуки, тоннели небывалых размеров. Так, в 1905 г. под Альпами был проложен Симплонский тоннель протяженностью около 20 км. Центральный пролет Квебекского моста, сооруженного в Канаде в 1917 г., достигал 550 м, а высота нью-йоркского небоскреба Вулворта, возведенного в 1913 г., составляла 242 м.
В этот период происходили кардинальные изменения в организации производства, связанные с выпуском массовой стандартизованной продукции и переходом к конвейерному производству. Сущность конвейерного производства заключалась в том, что обрабатывающие механизмы и рабочие места располагались по ходу технологического процесса, а сам процесс, расчлененный на ряд простых операций, совершался непрерывно. Впервые конвейер был применен на заводах Т. Форда в США.
Один из крупнейших автомобильных магнатов мира Генри Форд родился в семье фермеров. После окончания школы он стал учеником в автомобильном магазине и вскоре открыл собственную мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники. С 1887 по 1899 год Форд работал в компании Эдисона и закончил свою карьеру в ней главным инженером.
С 1890 г. он увлекся автомобилестроением и в свободное время построил свой первый автомобиль, который имел двухцилиндровый двигатель. В 1899 г. Форд перешел в Детройтскую автомобильную компанию. С тех пор Форд занимался только конструированием автомобилей. Но настоящий успех пришел к нему только в 1903 г., когда модель «Форд-99» с двигателем мощностью 80 лошадиных сил выиграла множество соревнований на скорость. В это время Форду исполнилось сорок лет, и он основал свою собственную компанию по производству автомобилей.
Форд поставил перед собой совершенно новую задачу - сделать первый общедоступный и массовый автомобиль. Для этого он должен быть достаточно дешевым и в то же время прочным и долговечным. Применив легкую, прочную сталь, Генри Форд стал делать дешевые машины, которые мог купить практически каждый.
Совершенствование военной техники Рост агрессивности ведущих держав, с одной стороны, и технические возможности, с другой, привели к быстрому развитию и совершенствованию военной техники. Американский инженер Х.Максим в 1883 г. изобрел станковый пулемет. Затем появились легкие пулеметы других систем. К началу Первой мировой войны было создано несколько типов автоматических винтовок. Тенденция к автоматизации наблюдалась и в артиллерии, где появились образцы полуавтоматических орудий.
Первые проекты боевой бронированной машины, названной впоследствии танком, были предложены в России (1911-1915) инженерами В.Д.Менделеевым, А.А.Пороховщиковым, А.А.Васильевым', в Великобритании -Де Молем (1912), в Австро-Венгрии - Г.Бурштыном (1913), но они не получили развития, хотя боевая машина Пороховщикова («Вездеход») была изготовлена в мае 1915 г. Англичане к осени 1916 г. создали несколько десятков танков («Марка-1») и 15 сентября первыми применили их в сражении близ р.Сомма (32 машины) во время Первой мировой войны. В ходе войны Франция производила танки «Рено», а у немцев они появились только в 1918г. Всего за время войны было выпущено в Великобритании - 2 900, Франции - 6 200, Германии - 100 танков.
Появление первых военных самолетов относится к 1909-1910 гг. В России самолеты в военных целях впервые были использованы на маневрах Петербургского, Варшавского и Киевского военных округов в 1911 г. В боевых действиях самолеты впервые применялись в ходе Балканских войн (1912-1913). К началу Первой мировой войны Россия имела 263 военных самолета (преимущественно французского производства), Франция -156, Великобритания - 30, США - 30, Германия - 232, Австро-Венгрия - 65.
В России в 1914 г. на вооружение был принят первый в мире бомбардировщик «Илья Муромец». В 1915 г. на вооружение поступили одноместные самолеты-истребители: во Франции «Ньюпорт» и «Спад», в Германии «Фоккер».
В военно-морском флоте первенство принадлежало паровым броненосным кораблям с толщиной брони до 610 мм. Одним из первых таких кораблей был русский броненосец «Петр Великий» (1877). Гонка морских вооружений привела к созданию сверхмощных броненосцев с тяжелым артиллерийским вооружением. Первый корабль такого класса был построен в Англии (1905-1906). Его назвали «Дредноут». Вскоре подобные корабли стали строить США, Россия и Германия.
Для борьбы с морским превосходством Англии германское командование начало строительство подводных лодок. В ходе войны появились новые классы кораблей: авианосцы, сторожевые корабли, торпедные катера. Первый авианосец со взлетно-посадочной палубой был переоборудован в Великобритании из недостроенного крейсера «Фьюриес» и мог принимать 4 разведывательных самолета и истребителя.
Развитие науки и техники открывало возможности прогресса, но в то же время привело к гонке вооружений, а это усиливало международную напряженность.

32. Повседневная жизнь Европы и Америки в последней трети 19- начале 20 века.

 

33. Художественная культура Запада в последней трети 19 - начале 20 века.

Период 1871 - 1917 гг.- трудная и сложная пора в художественной жизни человечества. Великие социальные сдвиги этого времени: перерастание капитализма в империалистическую стадию, усиление классовой борьбы и национально-освободительных движений, раздел мира империалистами, первые войны за передел его, русская революция 1905 г. и порожденный ею революционный подъем на Востоке и Западе, мировая война, свержение царизма и назревание социалистической революции в России - все это оказало огромное влияние на литературу и искусство всех стран и народов. Характерный уже для середины XIX в. процесс образования мировой культуры, который охватывал вначале только Европу, достиг теперь самых отдаленных уголков земного шара. В этих условиях особенно важное значение приобретает борьба двух культур: передовой, демократической культуры народных масс и упадочной, реакционной культуры господствующих классов. Этой борьбой пронизана вся история литературы и искусства данного периода. Литература Представители реализма XIX в. - Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Твен, Мопассан и другие создавали и в рассматриваемый период произведения огромной художественной силы. Их традиционный взгляд на мир - с высоты гуманистического идеала - был бессилен разрешить обострившиеся противоречия жизни, но он сохранял им перспективу, цель, которая прозревалась ими сквозь все коллизии современности и ощущалась в каждом образе как величественная задача, которую неизбежно должно будет решить человечество. Их бескомпромиссный гуманизм и последовательная постановка «проклятых вопросов» вдохновляли многих писателей и поэтов XX в. Однако, несмотря на выдающиеся достижения классиков, литература в целом испытала в эту переломную эпоху наибольшие потрясения и кризис, едва ли не самый крупный за все время ее существования. На поверхность литературного движения вышли новые направления, сразу несколько, в отличие от прошлых времен, когда борьба происходила большей частью лишь между двумя течениями художественной мысли (классицизм - реализм, реализм - романтизм и т. д.). Каждое из этих новых направлений претендовало на исключительность в выражении художественной правды и вело непримиримую войну со всеми другими. Создавалось впечатление, будто старое искусство расщепляется, как в призме, на пеструю гамму цветов. Все эти явления были связаны с общим кризисом буржуазной идеологии, который обозначился особенно ясно в начале XX в. Но художественная литература как самостоятельная форма общественного сознания отражала этот кризис глубоко специфически, в соответствии со своей внутренней природой. Подобно тому, как это имело место и раньше, подлинные художники - писатели и поэты - выступали против идеологии господствующих классов, демонстрируя свое несогласие с кругом отмирающих идей. Происходившие в литературе перемены возвещали гибель капиталистической культуры, но они отражали и настойчивую потребность выйти из возникших затруднений, преодолеть обнажившийся кризис. Эти поиски соответствовали необходимости художественного прогресса, несмотря на заблуждения, ошибки и прямое использование идеологами буржуазии отдельных писателей и направлений в целях империалистической пропаганды.

Обилие новых направлений и их борьба имели свои, внутрихудожественные причины. Изменившиеся обстоятельства требовали, чтобы литература нашла внутри себя такие качества, которые обеспечивали бы более активное вторжение в жизнь. Реализм XIX в. в этом отношении больше не удовлетворял писателей. Если Бальзак говорил, что автор обязан лишь расставить члены уравнения, а решать - дело других; если Флобер считал, что художник должен быть подобен богу, который присутствует в произведении везде, но которого непосредственно не видно; если, наконец, Чехов, этот несравненно более современный писатель, также думал, что «суд» (т. е. художник) должен только поставить вопросы, а отвечают на них пусть «присяжные»,- то для новых писателей это оказалось уже недостаточным. При всей возвышенности идеалов реализма XIX в. и при всей его беспощадной правдивости в нем чувствовался некий пробел: в его художественной системе не было места для активного и целенаправленного переустройства мира, и новые писатели вынуждены были искать поэтому иные пути. «Что делать,- писал в этой связи Александр Блок,- если рабочий и крестьянин в каждую минуту, именно сейчас, спрашивают нас как жить?» Горький, глубоко уважавший реализм Толстого и Чехова, выступил против своих учителей, требуя от литературы действенного, героического начала. Но осознать эту проблему как необходимую и важную для искусства еще не значило сразу же ее разрешить. Новые направления взялись за нее по-разному, с разных концов, и многие из них потерпели на этом пути жестокие поражения: иные решали ее с какой-нибудь одной, узкой и частной точки зрения, иные заходили в тупик. Среди художественных течений, развивавших односторонне и гипертрофированно те или иные качества реализма, наибольшее распространение получили в это время натурализм и символизм. Натурализм, возникший первоначально во Франции, исходил из той предпосылки, что, как бы прекрасен ни был художественный вымысел, трезвая правда факта (природа - «натура») выглядит более убедительной, и писатель должен прежде всего внимательно регистрировать быт, находить в нем действие точных и проверенных законов, подобно тем, что имеются в физике, химии и т. п. Натурализм претендовал, таким образом, на научную достоверность и старался придать литературе вид документально обоснованного отчета. Однако, утверждая эти принципы, он ограничивал, а то и вовсе изгонял важную сторону искусства - изображение по вероятности или необходимости, отнимая тем самым у писателей одну из богатейших возможностей для воплощения их идей, оценок и пристрастий. Кроме того, в погоне за научностью писатели-натуралисты попадали нередко под влияние модной позитивистской философии или естественнонаучных гипотез, которые составляли для науки в лучшем случае переходный этап, а в искусстве могли служить лишь источником догматических и узких представлений. Художественная ценность многих натуралистических произведений сильно страдала от желания их авторов дать чисто биологическое объяснение сложному духовному миру человека. Вследствие этого наиболее талантлива натуралисты часто обращались к другим художественным принципам. Так было, например, с Золя, который написал свои лучшие вещи преимущественно в реалистическом методе; так было и с Гауптманом, который, помимо реализма, использовал в своем творчестве приемы символистского искусства. Символизм, также возникший впервые во Франции, часто представлял собой реакцию на натуралистическое изображение жизни, и он появлялся обычно там, где натурализм обнаруживал свою несостоятельность. Но, нападая на плоское описательство, символисты предлагали взамен другую крайность - пренебрежение реальностью, устремление «вглубь», к метафизической «сущности» видимого мира, к «символам». Если реализм настаивал на более глубоком и творческом переосмысления фактов, то символисты призывали двинуться «еще дальше» - в непознаваемый и вечный абсолют. Окружающая действительность казалась им ничтожной и недостойной внимания; это был всего лишь «покров», за которым пряталась вожделенная «тайна»-единственный достойный, по мнению художника-символиста, объект. Сторонники и вожди этого направления легко поддавались религиозным и мистическим теориям. Однако художественные поиски символистов, подобно поискам «филосос камня» алхимиками, не пропали даром. Наиболее талантливым из них удалось значительно расширить сферу поэзии, продвинуть вперед поэтическую технику, вскрыть новые возможности слова и т. д. Но эти же талантливые художники признали в конце концов бесплодность теоретической концепции символизма. Они стали возвращаться к реализму (Ибсен) или по крайней мере к реальности (Метерлинк) и создавать на развалинах символизма новую литературу, отвечавшую потребностям революционной действительности XX в. (Верхарн, Брюсов, Блок).Несколько позднее других новых течений в литературе рассматриваемого периода возник - раньше всего в Италии - футуризм, или «искусство будущего» (от латинского futurus - будущий). По существу это было отрицание искусства. По представлениям футуристов, искусство как особая форма общественного сознания должно было вовсе исчезнуть и стать частью производства («изготовление красивых вещей»), быта или политики. Футуризм не оставил после себя никаких литературных ценностей. Небольшие заслуги, которые имело это направление (усиленное введение в литературу «им дустрпальных» ритмов, городской, уличной тематики, попытка эстетически освоил современную технику), целиком зачеркивались его общей антихудожественной тенденцией.На развитии футуризма и некоторых других направлений сказалось то характерное для данного периода явление, которое получило название декадентства (от французского decadence - упадок). Декадентство представляло собой результат прямого воздействия реакционных идей на наиболее слабых и неустойчивых художников. Оно не было связано с каким-нибудь одним определенным направлением, хотя самый термин «декаденты» впервые применили к себе ради сенсации ранние французские символисты. Декадентство означало неверие в силы человека и в дальнейший прогресс общества, аморализм и пессимизм, сочетавшиеся с крайним индивидуализмом и культом чистой формы. Эти черты декадентского мировосприятия использовались буржуазией для борьбы с пролетариатом и прогрессивной идеологией.В конечном счете ни натуралистическое стремление к факту, ни мистика символистов, ни последовательное «прикладничество» футуризма, ни тем более реакционные бредни декадентов не смогли придать литературе необходимую ей активность. Эту задачу оказался способным выполнить реализм, который пережил нашествия модернистских школ и вышел из периода блужданий обновленным и окрепшим.

Обновление реализма шло по двум направлениям. Первое из них было связано с дальнейшим развитием реализма XIX в. и соответственным его изменением в новых условиях. Правда, реализм начала XX в. претерпел по сравнению, с реализмом XIX в. некоторые утраты. Так, писатели нового столетия не создали таких монументальных эпических полотен, как «Война и мир» или «Человеческая комедия»; взаимосвязанный охват исторических событий и изображаемых лиц несколько сузился; возросшее искусство занимательности привело в ряде случаев (под влиянием интересов сбыта) к выделению обособленных «детективных» жанров - в этом смысле характерен путь приключенческой литературы Запада от Конан-Дойля до бездумного и бессмысленного «кровавого детектива». Однако в целом писатели-реалисты XX в. внесли существенный вклад в мировую литературу. Томас Манн, Роллан, Франс, Голсуорси, Шоу, Уэллс, Бунин и многие другие подняли реализм на новую ступень и обогатили важным нововведением свой метод. В ответ на культ иррационального и бессознательного, выдвинутый сторонниками декадентства, реалисты XX в. усиливают в своем творчестве рациональное начало, расширяют права разума в художественном изображении действительности.Для реалистов XIX в. еще существовала известная трудность при воплощении отвлеченных идей в художественные образы. Поэтому многим писателям приходилось «продолжать» не умещавшуюся в произведении мысль средствами публицистики или вовсе отказываться от абстракции. Между тем писатели XX в. находятдля абстрактной мысли органическое место внутри художественного образа, овладевают секретом превращения самых отвлеченных идей - философских, моральных, политических - в живую плоть искусства (Томас Манн, Шоу, Уэллс и др.). Таким путем они держат литературу на уровне передовой общественной мысли и сохраняют ее важную социальную роль. В то же время они раздвигают традиционные рамки психологизма, вскрывая глубокие перемены, которые происходят в сознании современного им человека. В отличие от натуралистического применения психологии они не ограничивают свой угол зрения восприятием одного человека, а создают широкую панораму столкновения различных интересов, взглядов и сил. Эти художники обращаются к опыту других искусств, например к музыке (Томас Манн, Роллан), живописи (Стивенсон, Конрад), и тем самым обогащают выразительные средства литературы. В их произведениях неизмеримо возрастает техника реализма. Художественная мысль раскрепощается, освобождается от излишней власти обстоятельств, от мелких подробностей быта и становится более компактной, целеустремленной, сжатой; заостряется форма, чище и гармоничней звучит язык. Кроме того, в реализме появляются уже такие качества, которые предваряют и в каком-то смысле параллельно развивают черты социалистического искусства. К ним относится усиление героического начала в самой атмосфере образов (Роллан), острополитическая трактовка событий, сюжета и характеров (Шоу) и т. д.Второе направление, по которому шло обновление реализма и которое постепенно завоевывало все большее признание, вытекало из растущего влияния социалистической идеологии. Противоречие между гуманистическим идеалом и необходимостью трезвого изображения действительности разрешалось писателями этого направления открытым переходом на сторону рабочего класса. Тем самым творчество их приобретало ясную цель: социализм указывал им конкретную дорогу к достижению тех высоких идеалов, к которым стремилось человечество. Отправляясь от разных позиций не без колебаний, нередко останавливаясь на полпути (как это было с Джеком Лондоном) или попадая в сети буржуазно-реформистских иллюзий (Шоу), шли художники XX столетия к признанию социалистического искусства. Первым, кто осуществил на практике его основной принцип и, как отметил В. И. Ленин, «крепко связал себя своими великими художественными произведениями с рабочим движением России и всего мира» (В. И. Ленин, Басня буржуазной печати об исключении Горького, Соч., т. 16, стр. 89.), был Максим Горький. Его роман «Мать» обозначил появление новой пролетарской литературы, нового художественного метода - социалистического реализма. Дальнейшее развитие и окончательное торжество этого метода относятся уже к последующему историческому периоду, который открылся победой Великой Октябрьской социалистической революции.

Изобразительные искусства и архитектура Кризис буржуазной культуры, ясно определившийся к концу XIX в., нашел свое отражение и в изобразительных искусствах, породив вереницу художественных явлений, отмеченных печатью упадка и вырождения. Но в то же самое время поднялась новая волна мощного реалистического искусства, нередко проникнутого открытой и острой критикой нравов и порядков собственнического буржуазного общества ж неизменно связанного с утверждением подлинно гуманистических и демократических идей. В эту напряженную борьбу полярно противоположных художественных направлений так или иначе втягивались все разноречивые и подчас путаные, быстро сменявшие друг друга, промежуточные художественные течения.Существенно изменилась в эти десятилетия роль различных национальных школ. Резко возросло значение русского искусства; впервые приобрело мировое значение реалистическое искусство Соединенных Штатов Америки, ряда художников Скандинавских стран и Центральной и Восточной Европы - Чехии, Венгрии, Румынии, Польши; возродилось с новой силой в творчестве некоторых больших мастеров искусство Голландии и Бельгии, пребывавшее в состоянии упадка и застоя еще с конца XVII в. Французское искусство продолжало оказывать огромное влияние на мировое искусство; оно было по-прежнему источником многих передовых и плодотворных идей, но вместе с тем Франция стала и центром возникновения некоторых наиболее упадочных художественных течений начала XX в.

В этот период сложилась в своих существеннейших чертах наука об искусстве- теория и история искусства. Архитектура В последней трети XIX в. разлад между новой строительной техникой и искусственными попытками поверхностной, эклектической стилизации архитектурных сооружений привели к упадку архитектуры как искусства во всех странах Европы и Америки.Как правило, новые по своей строительной технике сооружения в течение долгого времени декорировались всевозможными подделками под старые архитектурные стили, замененными на короткий срок вычурной стилизацией «модерна». Благодаря тесной, чисто коммерческой застройке городов, архитектура в значительной степени свелась к пышной и безвкусной обработке фасадов уродливых доходных домов. Новый тип чисто инженерных архитектурных конструкций нашел свое выражение в Бруклинском мосте, построенном в Нью-Йорке отцом и сыном Реблингами, и в железной башне, сооруженной инженером А. Г, Эйфелем в Париже для всемирной выставки 1889 г. На рубеже XIX и XX вв. возникли первые серьезные опыты художественного осмысления новой строительной техники. Два талантливых американских архитектора Льюис Салливан и Фрэнк Ллойд Райт сделали особенно много для подъема архитектурного творчества. Салливан, создавший первые образцы небоскребов, разрабатывал новые типы громадных общественных зданий, предназначенных для масс людей. Райт наряду с общественными сооружениями много трудился над новым типом небольшого дома, тесно связанного с природой, который получил распространение во-многих странах в XX в. Райт находил красоту и гармонию не в украшательстве, механически присоединяемом к архитектурным конструкциям, а в ритмическом соотношении архитектурных элементов и в использовании цвета и фактуры строительных материалов. Прогрессивные искания Салливана и Райта противостояли антихудожественной, стихийной, нередко бесчеловечно-деляческой застройке американских городов. На их искания опирались художники в разных странах мира, вернувшие архитектуре значение высокого искусства, в том числе первые провозвестники лучших сторон нового архитектурного стиля - французский архитектор Перре, финский архитектор Сааринен и др.

Музыка Развитие музыкального творчества имело много общего с процессами, происходившими в области литературы и изобразительных искусств. В 70-80-х годах XIX в. крупнейшие композиторы еще продолжали непосредственно и самым прямым образом отражать тенденции предшествующего периода, но затем борьба направлений обострилась, и наряду с дальнейшим развитием реалистического направления в музыкальной культуре ряда стран проявились признаки разложения и упадка, ослабления связей с передовыми общественными течениями, отхода в сторону изощренных формальных исканий.

Театр Борьба двух культур - прогрессивной и реакционной - самым непосредственным образом затронула также и театральное искусство. В рассматриваемое время были заложены основы различных художественных направлений в театре, получивших в дальнейшем отчетливое выражение.

 

34. Основные итоги развития стран Европы и Америки во второй период новой истории.

Наука вплотную приблизилась к познанию тайн строения материи. Новыми наблюдениями и выводами обогатилось эволюционное учение. Исследования ученых ряда стран дали человечеству возможность успешно бороться с эпидемическими, инфекционными болезнями, губившими миллионы людей. Многочисленные географические экспедиции привели к расширению знаний о Земле, к устранению многих «белых пятен» на карте мира; после героических попыток человек достиг Северного и Южного полюсов. Значительный шаг вперед сделали литература и искусство. Расширение рамок художественного познания мира сопровождалось и поисками новых форм для отражения сложной и противоречивой действительности. Более тесным становится культурное общение стран Европы и других континентов. Однако именно этот период всемирной истории оказался одним из наиболее тревожных и грозных для судеб человечества. В самых отвратительных формах проявились все отрицательные черты капиталистического строя: эксплуатация человека человеком, колониальный и национальный гнет, безумная роскошь ничтожной горстки богачей и возрастающая нищета народных масс, преступная погоня капиталистов за новыми источниками прибылей и ее неизбежное следствие - захватнические войны. Капитализм вступил в свою высшую и последнюю, империалистическую стадию. Процесс образования монополистического капитализма начался в 70-х годах XIX в. В относительно короткий срок, к началу XX в. явственно сложились важнейшие признаки империализма: достигшая высокой ступени концентрация производства и капитала и установление на этой основе господства монополий, слияние банковского и промышленного капитала, образование финансового капитала; усиление роли экспорта капиталов; возникновение международных монополистических союзов, делящих между собою мир; наконец, завершение территориального раздела мира крупнейшими капиталистическими державами и начало борьбы за передел его. Финансовая олигархия подчиняла себе шаг за шагом всю внутреннюю и внешнюю политику в крупнейших европейских державах и в Соединенных Штатах Америки. В. И. Ленин, которому принадлежит великая историческая заслуга научного анализа империализма, охарактеризовал его как загнивающий, умирающий капитализм и вскрыл корни его паразитизма. Этот паразитизм нашел свое выражение, в частности, в замедлении темпов экономического развития некоторых старейших капиталистических стран, в необычайном росте слоя рантье, живущих «стрижкой купонов», в тенденции монополий к задержке роста производительных сил, в усилении разрыва между возможностями науки и использованием их капитализмом, в громадном росте милитаризма. «Гигантский прогресс техники вообще, путей сообщения особенно, колоссальный рост капитала и банков сделали то, что капитализм дозрел и перезрел... Он стал реакционнейшей задержкой человеческого развития» (В. И. Ленин, Ответ на вопросы американского журналиста, Соч., т. 29, стр. 478.).

Одну из основных особенностей эпохи империализма составило крайнее обострение неравномерности экономического развития. До 70-х годов XIX в. мировая промышленная гегемония принадлежала еще Англии. К концу столетия, в 90-х годах, первое место в мировом промышленном производстве заняли Соединенные Штаты; настойчиво оттесняли Англию также «новые» империалистические государства - Германия и Япония. Такое резкое усиление неравномерности экономического развития вело к дальнейшему углублению империалистических противоречий. Борьба за колонии, за сферы влияния в Китае, Иране, Малой Азии, Северной Африке, на Балканах и т. д.- за передел мира в соответствии с изменившимся соотношением сил - составила главное содержание внешней политики империалистических держав.

Империалисты лихорадочно соревновались в гонке вооружений. Росли армии и военно-морские флоты, изобретались новые виды оружия. Много сил и материальных ценностей было затрачено на подготовку средств разрушения и истребления людей.Непосредственными плодами этой политики явились империалистические войны и конфликты: испано-американская и англо-бурская войны на рубеже XIX и XX веков, вооруженная интервенция в Китае в 1900-1901 гг., русско-японская война 1904-1905 гг., боснийский и марокканские кризисы, едва не вызвавшие мировой пожар, итало-турецкая война 1911-1912 гг., интервенции против революционных движений в Иране, Мексике и т. д., балканские войны 1912-1913 гг. и ряд других острых столкновений. Локализовать их становилось все труднее. В первом десятилетии XX в. определился главный межимпериалистический антагонизм - англо-германский, н окончательно оформились две противостоящие друг другу агрессивные коалиции европейских держав. Мировая война могла вспыхнуть по любому, даже самому незначительному поводу.

Господство монополистического капитала вело к усилению реакционности буржуазии и ее партий, к реакции «по всей линии» (См. В. И. Ленин, Империализм, как высшая стадия капитализма, Соч., т. 22, стр. 273.). Влияние старых либерально-буржуазных партий падало, разница между ними и реакционно-консервативными партиями стиралась; все чаще возникали блоки всех буржуазных партий по коренным вопросам внутренней и внешней политики.

В политике империалистической буржуазии большое место заняло разжигание шовинизма и национальных распрей («джингоизм» в Англии, «дело Дрейфуса» во Франции, законы против иммиграции в Соединенных Штатах, воинственная пропаганда «пангерманизма» и т. п.). Буржуазия открыто разорвала с материалистическими традициями и свободомыслием XVIII-XIX вв. В буржуазной философии на первый план выдвигаются идеалистические школы и направления. Апология капитализма- в политической экономии, отрицание закономерностей общественного развития в социологии, «декадентство» - в литературе и искусстве свидетельствовали о нарастающем кризисе буржуазной идеологии.

Одна из важнейших черт периода 1871-1917 гг.-быстрый рост пролетариата. Его революционная борьба становится главным, определяющим фактором всемирно-исторического развития.

В последней трети XIX в. марксизм завоевал гегемонию в международном рабочем движении. Учитывая опыт Парижской коммуны, Маркс и Энгельс развили далее учение о диктатуре пролетариата, о роли политической партии рабочего класса, обогатили сокровищницу научного коммунизма новыми гениальными произведениями. Повсеместно возникали социал-демократические, рабочие партии. На этой основе в 1889 г. возродился Интернационал, вдохновителем которого до последних дней своей жизни был Энгельс. В 70-90-х годах XIX в. всемирно-освободительная борьба пролетариата проходила этап подготовки и собирания сил. Центр европейского революционного движения после поражения Парижской коммуны переместился из Франции в Германию, где рабочий класс создал наиболее крупную и влиятельную социал-демократическую партию. Растущая сила пролетариата, его организаций вынуждала буржуазию проводить некоторые социальные и политические реформы. Но ни в Германии, ни в других странах тогда еще не было непосредственн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: