Тембровое оформление лейтмотивов




Тетралогия «Кольцо нибелунга»

Главным делом своей жизни Вагнер справедливо считал создание тетралогии «Кольцо нибелунга». Действительно, и мировоззрение композитора, и принципы его реформы получили здесь свое законченное воплощение.

Это не только самое гигантское по масштабу творение Вагнера, но и самое грандиозное произведение во всей истории музыкального театра. Тетралогия представляет собой вселенское действо, мистерию.

Сюжет

Как и в других своих сочинениях, в тетралогии композитор синтезировал несколько мифологических источников. Самый древний – скандинавский цикл героических сказаний «Старшая Эдда» (IX–XI вв), где повествуется о богах древних германцев, о возникновении и гибели мира, о подвигах героев (в первую очередь, о Сигурде–Зигфриде). Отд. сюжетные мотивы и немецкие варианты имен Вагнер взял из «Песни о нибелунгах» (XIII в) – немецкого варианта сказания о Зигфриде.

Именно «лучезарный» Зигфрид, самый любимый народом образ сказания, вошедший во многие немецкие «народные книги», в первую очередь привлек внимание Вагнера. Композитор модернизировал его. Он подчеркивал в Зигфриде героическое начало и называл его «страстно ожидаемым человеком будущего», «социалистом–искупителем».

Но «Кольцо» не осталось драмой Зигфрида: первоначально задуманный в виде одной драмы, прославляющей свободное человечество («Смерть Зигфрида»), замысел Вагнера все более разрастался. При этом Зигфрид уступил первое место богу Вотану. Тип Вотана есть выражение идеала, диаметрально противоположного Зигфриду. Правитель мира, воплощение безграничной власти, он охвачен сомнениями, поступает вопреки собственным желанием (обрекает на смерть сына, расстается с любимой дочерью Брунгильдой). При этом Вагнер очертил оба действующих лица с явной симпатией, одинаково увлеченный и лучезарным героем, и страдающим, покорным судьбе богом.

Идеи

Классическая для мифа антитеза «добро-зло» расширяется до космического обобщения.

· Добро – гармония природы, ее естественное, постоянное состояние, ее воплощение – Зигфрид.

· Зло – это и Альберих, похитивший золотой клад, и кольцо, скованное из золота и пущенное в мир.

Невозможно в одной формуле выразить «общую идею» «Кольца нибелунга». В этом грандиозном произведении Вагнер говорит о судьбе всего мира. Здесь есть всё.

1 – обличение жажды власти и богатства. В статье «Познай самого себя» Вагнер раскрыл символику тетралогии. Он пишет об Альберихе как образе «страшного владыки мира – капиталиста». Он подчеркивает, что сковать кольцо власти может лишь тот, кто откажется от любви. Такое под силу лишь уродливому и отвергнутому Альбериху. Власть и любовь – понятия несовместимые.

2 – осуждение власти обычаев, всевозможных договоров и законов. Вагнер становится на сторону Зигмунда и Зиглинды, их кровосмесительной любви, против богини «обычая» и законных браков Фрики. Царство закона – Вальгалла – рушится в пламени.

3 – христианская идея искупления через любовь. Именно любовь вступает в борьбу с подавляющей силой эгоизма. Она воплощает высшую красоту человеческих отношений. Зигмунд жертвует жизнью, защищая любовь; Зиглинда, умирая, дает жизнь лучезарному Зигфриду; Зигфрид гибнет в результате невольного предательства любви. В развязке тетралогии Брунгильда совершает дело освобождения всего мира от царства зла. Так идея спасения и искупления приобретает в тетралогии поистине космические масштабы.

Жанр

Каждая из музыкальных драм, составляющих тетралогию, обладает своими жанровыми признаками.

«Золото Рейна» - сказочно-эпическая, действуют только мифологические персонажи

«Валькирия» – психологическая драма, начинает героико-трагическую эпопею, действуют и боги, и люди

«Зигфрид» – героическая драма, посвящена Зигфриду

«Закат богов» – трагедия, соединяются все – боги, люди, русалки, валькирии и т.д.

 

Оркестр

Высшего развития в тетралогии достигает вагнеровский оркестр. Его состав огромен (преимущественно четверной). Особенно грандиозна медная группа. Она состоит из 8 валторн, из них 4 могут быть заменены вагнеровскими тубами(с валторновыми мундштуками). Помимо этого – 3 трубы и басовая труба, 4 тромбона (3 теноровых и 1 басовый), контрабасовая туба), огромное количество арф (6). Расширен и состав ударных – литавры, тарелки, большой и малый барабаны, колокольчики, 18 наковален разной величины (для 3 картины «Золота Рейна»). Сценический ансамбль из 18 специально настроенных наковален Вагнер использует в сцене спуска Вотана в Нибельхайм в финале второй картины «Золота Рейна»; звуки ударов молота о наковальню так же используются в сцене ковки меча в третьей картине первого акта «Зигфрида».

 

Система лейтмотивов

Через все части тетралогии проходит развитие разветвленной системы лейтмотивов.

Лейтмотивами наделены:

· действующие лица,

· их чувства, страсти,

· философские понятия (проклятие, судьба, смерть),

· стихии природы (воды Рейна, огонь, гроза, радуга, лес, птичка),

· предметы (золото, кольцо, меч, шлем, копье, замок Валгалла и т.д.).

 

Принципы формирования лейтмотивной системы:

· увеличение количества тем по мере развития событий, введения новых персонажей, расширения сферы действия

· прорастание одного лейтмотива в другой с приобретением иного смысла

· модификация уже сложившихся тем в зависимости от ситуации

· лейтмотивы вовлекаются в процесс мощного разработочного развития (соединяются по горизонтали, вертикали, рождаются новые тематические варианты)

Группы лейтмотивов:

1. темы природы – используются простейшие мелодические формулы (трезвучные, фанфарные, гаммообразные диатонические обороты):

· лейтмотив Рейна

· лейтмотив бога грозы Доннера

· лейтмотив радуги

 

· лейтмотив бури

2. лейтмотивы блестящих, сверкающих предметов, выкованных из натурального природного материала – близки темам природы:

· лейтмотив золота

· лейтмотив меча Вотана

· лейтмотив копья Вотана

3. лейтмотивы героической сферы:

· лейтмотив героического рода Вельзунгов


· лейтмотив рога Зигфрида

· лейтмотив Зигфрида-героя

· лейтмотив Валькирий

4. темы, характеризующие человеческие чувства и страсти – певучесть, пластичность, выразительные хроматические интонации, «лирические» сексты и септимы, опевания:

· лейтмотив сострадания Зиглинды

· лейтмотив любви Зигмунда и Зиглинды

 

· лейтмотив оправдания Брунгильды

· лейтмотив страдания рода Вельзунгов

· лейтмотив любви Зигфрида и Брунгильды

 

Лейтмотив бога огня Логе включает и трезвучную аккордовую основу, и хроматический поток из коротких звеньев секвенций (огоньки пламени)

 

5. лейтмотивы обобщающего значения:

1) темы могущества и власти

· лейтмотив замка Валгаллы

 

· лейтмотив кольца

Эти темы имеют сходные очертания – замкнутость овала, при контрасте таких признаков как устойчивость и консонантность (Валгалла) и неустойчивость и диссонантность (кольцо)

 

2) темы судьбоносного значения:

· лейтмотив отречения от любви

· лейтмотив проклятия Альберихом кольца (обращенный вариант темы кольца)

· лейтмотив судьбы (мотив вопроса)

· лейтмотив смерти

· лейтмотив сна

· лейтмотив зачарованного сна


Тембровое оформление лейтмотивов

  • квартет туб в теме Валгаллы воплощает величие божественной власти
  • труба в теме меча

валторна и труба в теме золота – блеск и сияние металла

  • виолончель в теме любви Зигмунда и Зиглинды

скрипки в теме оправдания Брунгильды – напряженные лирические состояния

 

Картины природы – тесно связаны с чувствами и поступками героев:

  • воды Рейна – создают поэтическую атмосферу всей тетралогии
  • лес – связан с образом Зигфрида
  • гроза – картина бегства Зигфрида от погони, передает бурю чувств в его душе
  • весенняя ночь – оттеняет любовную сцену Зигмунда и Зиглинды

 

Строение тетралогии

Основа – непрерывно развивающиеся, перетекающие друг в друга сцены, которые включают монологи, сцены-рассказы, диалоги. Отступления всегда оправданы:

  • терцет дочерей Рейна
  • октет Валькирий
  • свадебный хор

 

Золото Рейна

Вступление – праматерия, первозданный хаос, 8 валторн обрисовывают звуки трезвучия ми-бемоль мажор, которое длится 136 тактов.

лейтмотив Рейна

 

1 сцена – впервые обозначается антитеза добра и зла, основной конфликт

  • лейтмотив русалок – пентатоника, песенная природа, ясность, безмятежность

терцет русалок – развивает песенную сферу

  • лейтмотив сияния золота – гармонический оборот из малого септаккорда с разрешением в Т (лейтгармония всей тетралогии)
  • лейтмотив кольца
  • лейтмотив отречения от любви

Эпизод похищения золота Альберихом – смена колорита, мрак. Es – c, лейтмотив кольца

 

2 сцена??? – лейтмотив Валгаллы

 

Валькирия

Вступление – картина природы, но она коренным образом отличается от первой: d-moll – зло пущено в мир. Картина грозы:

· грохот литавр – гром

· диссонирующие созвучия – молнии

· глиссандо – порывы ветра

Лейтмотивы:

· лейтмотив бури – восходящая гамма, удар, возвращение к исходному звуку

· лейтмотив бога грома Доннера

Пример развития вагнеровской лейтмотивной техники:

тема бури → тема усталого Зигмунда → тема сострадания Зиглинды → соединяясь, темы Зигмунда и Зиглинды приводят к теме любви → тема страдания Вельзунгов → контрапункт темы Вельзунгов и темы сострадания → тема любви → фанфара Хундинга.

2 действие – окончена история Зигмунда-героя и его любви с Зиглиндой, Зигмунд убит, но род Вельзунгов не угас.

 

3 действие – картина бури (вторая в опере), на этот раз на небесах. Симметричные структуры характерны для драматургии Вагнера: аналогично соотношение крайних действий в «Лоэнгрине», «Тристане».

«Полет валькирий» - симфоническая картина. Валькирии одновременно воплощают и героическую сферу, и стихию природы.

2 лейтмотива:

· фанфарный в оркестре

· мотив клича валькирий, хохот по тонам ув53 в голосах и оркестре

 

Сцена Вотана и Брунгильды – симметрична началу оперы (сцена Зигмунда и Зиглинды), рагическая кульминация – расставание великого бога с любимой дочерью.

2 раздела:

Первый раздел:

1) диалог Втотана и Брунгильды – очень насыщен, у Брунгильды множество серьезных объяснений своего ослушания, поэтому необычайно богато лейтмотивное развитие:

· лейтмотив копья

· лейтмотив меча

· лейтмотив валькирий

· лейтмотив трагического рода Вельзунгов

· лейтмотив любви Зигмунда и Зиглинды

· лейтмотив леса

· лейтмотив сна

· лейтмотив Зигфрида-героя (впервые в опере)

· лейтмотив отречения от любви

· лейтмотив судьбы

· лейтмотив смерти

· лейтмотив оправдания Брунгильды

2) монолог Вотана – первое ариозо прощания

3) оркестровая кульминация

 

Второй раздел:

1) прощание Вотана с Брунгильдой и погружение в волшебный сон

· лейтмотив сна

· лейтмотив зачарованного сна

· лейтмотив отречения от любви

· лейтмотив судьбы

· лейтмотив смерти

 

2) сцена «Заклинания огня»

· лейтмотив огня

· лейтмотив сна

· лейтмотив Зигфрида-героя (соединяется с темой огня)

· лейтмотив судьбы

 

Зигфрид

Зигфрид – новый герой, воплощение всего светлого и гармоничного.

 

1) Эпизод ковки меча – в оркестр включены удары большого молота

2) Сражение и победа над драконом Фафниром

3) Восхождение Зигфрида на скалу – симфоническая картина

4) Любовная сцена Зигфрида и Брунгильды

 

· лейтмотив зова птички

· лейтмотив сна

 

Гибель богов

Контраст с предыдущей частью (счастье – безысходность)

Пролог – тематическая арка к началу тетралогии: диалог трех норн, прядущих нить судьбы, противоположен по характеру терцету дочерей Рейна (особенно контрастно тональное соотношение Es – es) – нить судьбы рвется, конец приближается.

 

Содержание оперы – цепь обманов и лжи.

 

Происходит трансформация мотивов:

· лейтмотив копья Вотана включается в тематизм Хагена

· лейтмотив Зигфрида сближается с мотивом проклятья кольца

 

Реальные ситуации (свадебное шествие, охота) позволяют Вагнеру ввести жанровые средства – марш, фанфары, хор)

 

Реминисценции из предыдущих частей (особенно в последнем действии):

1) рассказ Зигфрида – воспоминание о всей своей жизни

 

2) траурное шествие (Траурный марш на смерть Зигфрида) – обобщает весь важнейший тематизм. Сложная трехчастная форма с трио (c – C – c) – аналогия с Бетховеном

Исключительно лейтмотивы.

 

Вступление

· лейтмотив смерти, судьбы, страдания рода Вельзунгов

Раздел

· лейтмотив героического рода Вельзунгов в сочетании с темой смерти (ГП)

· лейтмотив сострадания Зиглинды и лейтмотив любви (ПП)

Средний раздел

· лейтмотив страдания рода Вельзунгов, сострадания Зиглинды, смерти, меча Зигфрида.

Тема смерти трансформируется в героическую (Зигфрид остается героем)

Реприза

· лейтмотив Зигфрида-героя (ГП)

· лейтмотив рога

· лейтмотив любви Зигфрида и Брунгильды (ПП)

· лейтмотив кольца

 

3) монолог Брунгильды – лейтмотив искупления любовью из Валькирии

4) симфоническая кода – лейтмотив огня, зачарованного сна, проклятия, дочерей Рейна, Зигфрида, искупления, Валгаллы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: