Михаил Никулин
Средства благодати
Что понимается под понятиями «Спасение» и «средства Спасения» (ср. Аугсбургское Исповедание, артикулы 5 и 7)
Спасение – одна из важнейших тем Христианской веры. Однако несмотря на то, что теме Спасения уделяется большое внимание в Лютеранских исповедальных документах, находящихся в Книге Согласия, в этих текстах нет четкого, краткого и однозначного определения этого термина. Причиной этого по всей видимости является то, что во время написания Книги Согласия термин «Спасения» был общепонятен, и по этому вопросу не возникало богословских споров. В одной из наиболее фундаментальных книг по Лютеранской догматике, доступных русскоязычному читателю, – Христианской догматике Д. Т. Мюллера есть фраза, которую можно было бы считать определением Спасения: «спасение это Божий дар, принимаемый грешником посредством веры во Христа Иисуса»[1].
Богослов Уурас Саарниваара в своём труде «Лютер открывает Евангелие» пишет о том, что «как Августин, так и Лютер учили тому, что спасение состоит из двух даров Божьих, прощения и обновления»[2].
Исходя из этого, а также из того, в каком смысле упоминается слово «Спасение» в Книге Согласия и другой лютеранской литературе, можно сказать, что спасение – это главный смысл и цель жизни христианина, заключающийся в избавлении от греха и его последствий, – Божьего гнева и смерти[3], в примирении с Богом[4] и обретении праведности, даруемый Богом даром по вере ради смерти и воскресения Иисуса Христа, и приводящий к изменению жизни человека и обретению вечной жизни.
Основными средствами спасения, иначе говоря, средствами благодати, посредством которых человеку даётся и укрепляется спасительная вера в прощение грехов ради Иисуса Христа, являются Слово (то есть проповедь Евангелия) и Таинства. Об этом ясно говорится в символических лютеранских документах: «Для того чтобы мы могли обрести эту веру, было учреждено служение учения Евангелия и отправления Таинств. Ибо Слово и Таинства являются орудиями, посредством которых дается Святой Дух, Который порождает веру там и тогда, где и когда это угодно Богу, в тех, кто слышит Евангелие, то есть, что Бог не за наши собственные заслуги, но ради Христа оправдывает тех, кто верует, что они приняты в благодать ради Христа»[5].
Именно в Слове и Таинствах авторы Книги Согласия видят суть Христианской Церкви: «Церковь — это собрание святых, в котором верно преподается Евангелие и правильно отправляются Таинства»[6].
К чему в человеке Слово Божье приводит как Закон, а к чему — как Евангелие?
Закон должен приводить человека к пониманию того, что с Божьей точки зрения является добром, а что злом, к видению своего греха и покаянию. Евангелие – к спасительной вере в прощение грехов и к примирению с Богом ради Иисуса Христа. Обычно различают три функции Закона – Первую, или гражданскую, направленную на сохранение порядка в обществе; Вторую, или обвинительную, которая является “детоводителем ко Христу”, обличая человеческий грех; Третью, или дидактическую, исправляющую жизнь христианина.
Сколько таинств начисляют Римско-католическая и Православные Церкви и какие?
Католическая Церковь исчисляет семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Елеопомазание больных, Священство, Брак[7]. Это число было окончательно определено на Латеранском соборе в 1215 году. При этом по учению Католической Церкви крещение и покаяние называются «таинствами мертвых», так как они сообщают освещающую благодать лишенным её, – они дают сверхприродную жизнь душам духовно мертвым вследствие первородного или смертоносного греха. Также три Таинства, – крещение, миропомазание и священство по учению Католической Церкви налагают на душу особую постоянную печать или отличительный признак[8].
Православная Церковь знает те же самые семь Таинств[9].
Какие таинства знают Лютеранские Церкви?
Лютеранские конфессиональные документы называют Таинством совершаемые по заповеди Божьей обряды, к которым также было присовокуплено обетование о благодати [10], относя к таковым Крещение, Святое Причастие и Отпущение грехов, которое является Таинством покаяния[11]. Однако, например, в кратком предисловии к Большому Катехизису говорится о двух Таинствах – Крещении и Причастии[12]. При этом Апология АИ говорит о том, что рукоположение также можно называть Таинством[13].
К чему эти таинства приводят в человеке?
К тому, что в человеке укрепляется спасительная вера в прощение грехов ради Иисуса Христа.
[1] Д. Т. Мюллер Христианская догматика. Учебник по догматическому богословию для пасторов, учителей и мирян. Фонд "Лютеранское наследие", 2016. С. 21.
[2] Уурас Саарниваара Лютер открывает Евангелие. Новый взгляд на путь Лютера из средневекового католицизма в евангелическую веру.. Фонд "Лютеранское наследие", С. 10.
[3] См. например: Книга Согласия, БК, II:27.
[4] См. например: Книга Согласия, АИ, XX:15.
[5] Книга Согласия, АИ, V:1-3.
[6] Книга Согласия, АИ, VII:1.
[7] Катехизис Католической Церкви. Компендиум. Культурный центр «Духовная библиотека», 2007. С. 87.
[8] С. Тышкевич Католический Катехизис. Харбин: 1935. С. 148.
[9] Святитель Филарет митрополит Московский и Коломенский Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Христианской Церкви. Москва: Сибирская благозвонница, 2013. С. 76.
[10] Книга Согласия, ААИ XIII(VII):3.
[11] Книга Согласия, ААИ XIII(VII):4.
[12] Книга Согласия, БК, Краткое предисловие, 20.
[13] ААИ XIII(VII):12.