Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.




Психическое здоровье ребёнка и телевидение.

 

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора.

Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему все чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети»? Может быть, это надуманная проблема? Попытаемся разобраться.

Мы проанализировали (на примере Москвы), сколько времени дети проводят у экрана. Результаты были ошеломляющими. Дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 2 до 6 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18 до 22 часов. Обращает на себя внимание тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в 2 раза больше, чем их сверстники, посещающие детский сад, то есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих мам или бабушек. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам, ориентированным на взрослую аудиторию, а также к информационным программам типа «Петровка, 38», «Дорожный патруль» и т.п.

Возможно, мы услышим голоса оппонентов: «Ну и в чем проблема? Телевидение – это окно в мир! Пусть знакомятся с современной действительностью!». Отвечая на этот вопрос, зададимся целью понять, что видят дети через это окно. Мы проанализировали 100 часов программ ведущих каналов российского телевидения. Каковы же результаты? В среднем на 1 час телетрансляции приходится 4 сцены насилия и эротики. Обращает на себя внимание натуралистичность сцен (окровавленные трупы, отрубленные головы, похищения людей и т.п.).

Чем опасно такое телевидение для ребенка?

Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.

Чувства опасности, ужаса возникают у ребенка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряженный звук сердцебиения с экрана и т.п. защищаясь от неприятных эмоций, ребенок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребенок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Выдающийся русский психиатр В.Бехтерев еще в начале хх века отмечал: достаточно иногда неосторожно произнесенного при ребенке слова о совершении убийства или другом каком-либо происшествии, чтобы он тревожно спал или даже подвергся ночному кошмару.

В качестве подтверждения этих слов можно привести пример из современной жизни российских детей. После многочасовой трансляции по телевидению трагедии, которая случилась в школе Беслана, многие психологи в России отмечали массовое обращение родителей за врачебной помощью. У дошкольников и младших школьников был сформирован страх посещения образовательных учреждений и страх террористических актов. В течение нескольких дней вся страна была прикована к телевизионному экрану, но никто не позаботился оградить детей от этой страшной видеоинформации. Ни учителя в школах, ни воспитатели в детских садах, ни родители не были предупреждены о негативном влиянии такой информации на психику ребенка.

 

Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.

Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экран транслируется насилие, то через какое-то время ребенок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.

Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением.

По мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определенный, еще не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребенок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.

Возникает вопрос: многие дети смотрят телевизор, но не все из них агрессивны. В процессе одной и той же деятельности, отмечала Л.И.Божович, могут формироваться различные качества, разные психические процессы, так как ребенок усваивает из окружающей действительности лишь то, что отвечает его потребностям. Эти потребности во многом определяют семья и общение со сверстниками.

Исследования Х.Хекхаузена показали: дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, в качестве любимых передач отмечают те, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых телегероев выбирают наиболее агрессивных.

В-третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.

Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребенка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц. Ребенку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и не осознает несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребенок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.

Выдающийся русский психолог Л.С.Выготский писал: «…Ситуация будет влиять на ребенка по-разному в зависимости от того, насколько он понимает, что такое смерть, будет реагировать на это иначе, чем ребенок, который вообще не понимает, что здесь произошло…Влияние среды на развитие ребенка будет измеряться среди других прочих влияний также степенью. Понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде».

В-четвёртых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.

На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3% эфирного времени (сравним с рекламой – ей представляется 23%). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи, малыши!», однако и в ней не всегда учитываются особенности детской психики. Известно, то ребёнок лучше всего запоминает ту информацию, которая показана в начале и в конце передачи. В современном законе о рекламе разрешается включать в начало и конец детских программ рекламные видеоролики. Поэтому ребенку больше запомнится рассказ о каком-нибудь шампуне, чем содержание увиденного мультика.

Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подается в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате не происходит обсуждения сказки, у ребенка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребенка с родителями.

Этот, казалось бы, легкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

И наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.

Многие родители свидетельствуют: реклама стала удобным средством, чтобы справиться с непослушным ребенком. Некоторые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привычные кадры. Парадоксально, но это вполне устраивает взрослых.

В чем же опасность рекламы? У ребенка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т.д. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребенка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.

Отдельно рассмотрим телевидение с точки зрения демонстрации мультипликационных фильмов.

Классические российские мультипликационные фильмы, в которых задействованы выдающиеся артисты и художники, показывают в основном с 6 до 8 часов утра, когда основная масса детей еще спит. А вот зарубежные мультфильмы транслируют днем, при этом их эфирное время увеличивается почти в 2 раза.

Пример из практики. К психологу пришла мама, с ужасом констатируя, что ее сын трех лет стал кричать во сне: «Убивать, надо всех убивать! Бей! Бей!». В семье, где царят любовь и взаимопонимание, ребенок не мог услышать ничего подобного. По словам мамы, он повторяет во сне эти слова словно зомби.

Подробно разбирая ситуацию в семье и особенности общения с малышом, психолог выяснил, что молодой папа очень любит зарубежные фильмы и с удовольствием смотрит их вместе с малолетним сыном. Папа уверяет, что мальчику тоже нравятся эти фильмы: «Когда он их смотрит, то просто замирает, даже не обращает на нас внимания». Поэтому молодые родители покупают ребенку целые сборники зарубежных мультфильмов, особо не анализируя их содержание, - «они очень красочные, в них много компьютерных эффектов».

К сожалению, российский видеорынок заполнен зарубежными мультфильмами, за редким исключением не отличающимися высокой художественной ценностью и глубоким нравственным содержанием. Безусловно, есть очень хорошие фильмы, например диснеевские, но видимо, их прокат дорог, и поэтому наши дети смотрят низкопробные ленты, изобилующие сценами агрессии, обмана. Не случайно любимыми героями современных дошкольников стали Человек-паук, Терминатор, черепашки-ниндзя, Бэтмен и другие – ведь эти монстры представлены как смелые романтические герои, которым хочется подражать.

Телевидение во многом определяет и выбор игрушек. Самые популярные – те же черепашки-ниндзя, роботы и т.д. Такая тенденция опасна для детской психики. Игрушка, по мнению психологов, имеет колоссальное значение для развития детей. Кукла (герой мультфильма) выступает в качестве заместителя идеального друга ребенка, она несет в себе эталон нравственного поведения. Действуя с ней, дошкольник приобретает моральный опыт. Поэтому так важно контролировать, какими игрушками играет ребенок, и не идти у него на поводу, покупая героев низкопробных зарубежных мультфильмов.

Мы не призываем исключить телевидение из жизни дошкольников. Ведь с помощью этого окна в мир можно сформировать понятия о добре и зле, справедливости и дружбе. Мы призываем обратить внимание на те подводные камни, которые вызывают тревогу у педагогов и психологов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: