Пояснительная записка к программе смены




«Детская эвристическая экспедиция “Мир семи “Я”»

Эвристическая экспедиция - это комплексная развивающая программа самопознания, творческой самореализации, психолого-педагогической реабилитации подростков.

В качестве отдаленного результата программы рассматривается реализация участниками экспедиции индивидуальных проектов развития личности.

Более конкретным педагогическим результатом реализации программы являются три группы показателей:

1. Оздоровление и развитие личности школьника

улучшение физического состояния школьника

• повышение уровня самооценки личности

• расширение представлений школьников в различных областях знаний

• формирование разнообразного опыта творческой деятельности, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, эмоционального и коммуникативного опыта.

2. Расширение информационно-методической базы воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного лагеря

• издание сборника методических материалов по итогам смены

• тематический выпуск лагерной малотиражки по итогам смены

• обеспечение информационно-методического обмена между педагогами в процессе реализации программы смены, деятельности творческих объединений педагогов как элемента системы повышения педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности.

3. Развитие деятельности детских общественных организаций в России за счет обеспечения обмена информацией между участниками смены - представителями детских объединений из разных регионов России, распространения информации о проведенной смене для детских организаций.

Концептуальную основу программы составляют положения личностно ориентированной педагогики, представления о том, что:

– развитие личности – непрерывный процесс, что обуславливает особую значимость реализации воспитательных программ в каникулярное время;

– воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря обусловлен интеграцией процессов воспитания и жизнедеятельности ребенка, «погружением» его в педагогически организованное и новое для ребенка социоприродное пространство;

– эффективность краткосрочной воспитательной программы в условиях детского лагеря связана с высокой динамикой воспитательного процесса, обуславливающей интенсивность накопления ребенком разностороннего личного опыта;

– ребенок – микрокосм, несущий в себе огромный природный потенциал, открытие и реализация которого возможны лишь в свободной разнообразной творческой деятельности, в процессе активного взаимодействия с окружающей природной и социальной средой;

– личность – целостное образование, а потому эффективность развития обусловлена комплексным характером воздействия на все ее сферы: интеллектуальную, эмоционально-чувственную, деятельностную;

– оптимальным условием развития личности является гармонизация внутреннего мира ребенка и его взаимоотношений с природой и социумом, создающее для ребенка ситуацию успеха, благополучия, психологического комфорта;

– акцентуация личности на самореализации, подкрепленная творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задает позитивные тенденции в развитии личности, формирует готовность ребенка к самостоятельному выбору в пользу личностного роста;

– интенсивность педагогизации образа жизни школьников позволяет прогнозировать не только отдаленные педагогические результаты, но и мощный импульс в личностном развитии на ближайший временной отрезок

Цель программы - дать мощный импульс развитию личности в ситуации успеха, переоценки своих возможностей, ориентации па личностный рост.

Задачи:

¨ акцентирование личности на общечеловеческих ценностях, обретении гармонии своего внутреннего мира и во взаимодействии с окружающими, включая природу и социум, ровесников и взрослых, представителей различных этнических и национальных групп;

¨ программирование интенсивного развития личности на ближайший временной период на основе сделанных в ходе экспедиций открытий, достижений, нового представления о своих возможностях и конкретно обозначившихся ориентиров личностного роста;

¨ преодоление психологических установок, препятствующих развитию личности в процессе разнообразной творческой деятельности и разновозрастного общения;

¨ формирование готовности школьников к самостоятельному выбору как элемента их социальной адаптации и экологической культуры;

¨ создание прецедента к коренному пересмотру личностной позиции, ориентиров и самооценки в целях повышения потребности в самореализации, развитии, становления активной жизненной позиции;

¨ создание для каждого подростка ситуации успеха как стартовой площадки нового витка личностного роста.

Основной содержательной идеей программы «Мир семи “Я”» является раскрытие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости через открытие ребенком “Миров” - “Души”, “Открытий и творчества”. Живой природы”, “Знаний и умений”, “Спорта и здоровья”, “Городов, народов, и времен”, “Фортуны и труда”.

В программе “Семи “Я” слово “МИР” многозначно:

- Мир - это согласие, сотрудничество, сотворчество, сочувствие;

- Мир - это все, что внутри и вне нас;

- Мир - каждого человека - это разнообразие его собственных “Я”, взаимодействующих со множеством “Я” окружающих людей;

Поэтому миротворческая миссия участников экспедиции заключается и постижении гармонии бытия: от согласия во внутреннем мире, гармонии души и тела до гармонии межличностных отношений и постижения интернационально–демократических идей.

Открытие миров предполагается в процессе выполнения ребенком семи творческих конкурсных программ, прохождение которых станет своеобразным восхождением по ступеням роста к «Площади звезд».

Реализация программы предполагает 3 этана:

1 этап ( 10 - 13 августа) соответствует организационному периоду смены и выполняет следующие задачи:

- адаптация ребенка к социально-бытовым условиям лагеря, природно-климатическим условиям;

- диагностика интересов, целей, способностей и возможностей детей;

- включение ребенка в программу смены и представление пространств для его самореализации и развития;

- открытие “Мира каждой души”

- создание благоприятной психологической атмосферы во временном детском коллективе.

2 этап (14 - 28 августа) соответствует основному периоду смены и выполняет следующие задачи:

- самоопределение ребенка в путях реализации своих интересов, способностей, достижения целей;

- познание и открытие ребенком Миров “Открытий и творчества”, “Живой природы”, “Знаний и умений”, “Спорта и здоровья”, “Городов, народов, и времен”, “Фортуны и труда”, через организацию конкурсных программ разной направленности;

- помощь ребенку в преодолении трудностей, мешающих ему достичь позитивных результатов в различных видах деятельности посредством организации процесса сотрудничества взрослого и ребенка;

Зэтап (29 - 31 августа)соответствует итоговому периоду смены и выполняет следующие задачи:

- актуализация для ребенка перспектив собственного развития, исходя из его возможностей и способностей, через организацию совместного анализа;

- работа на последействие.

Механизмы реализации.

Основным средством реализации программы “Семи “Я”” является организация взаимопроникающих, взаимодополняющих пространств.

Отряд - временное объединение детей, создаваемое по месту проживания, по возрастному принципу, в целях:

- обеспечения безопасности жизни и здоровья;

- организации жизнедеятельности на бытовом уровне;

- совместного анализа происходящего;

Центр - объединение нескольких отрядов, создаваемое по территориальному принципу, с целью:

- расширения для ребенка пространства совместной деятельности на уровне “ребенок -ребенок”, “ребенок - взрослый”;

- реализации ребенком поставленных целей и демонстрации возможностей и способностей через участие его в делах различной направленности.

Мастерская - это разовое временное объединение детей по познавательным интересам, создаваемое с целью получения ребенком новых знаний, умений, навыков, расширения его кругозора, удовлетворения его познавательных потребностей.

Школа Здоровья - временное объединение детей, создающее условия для реализации детьми потребности в двигательной активности, включающую в себя систему из пяти видов спортивных занятий.

В рамках программы будут работать:

- проектная лаборатория (разработка и реализация детьми авторских проектов),

- пресс – центр, организующий информационное обеспечение деятельности участников смены;

- координировать деятельность участников программы будет Совет экспедиции.

Наградой, стимулирующей активное участие детей и педагогов в данной программе, будет служить открытие имени на «Площади звезд». Главным критерием награждения будет являться активность участника смены (ребенка или взрослого), направленная на познание окружающего мира и самого себя. При этом возможны следующие позиции участников:

• активный участник,

• организатор,

• создатель (игры, проекта и т.д.).

 

Результаты реализации педагогической программы будут отслеживаться:

• на уровне отрядов (проведение вечерних огоньков анализа дня);

• на уровне центра, лагеря (работа детских аналитических групп);

• на уровне педагогического коллектива (собеседования по индивидуальным программам, консультации, работа с педагогической документацией, проведение педагогических совещаний и планерок по итогам реализации отдельных этапов программы, по итогам проведения общелагерных и центровых дел, по итогам реализации программы в целом).

Календарный план смены “Мир семи “Я”.

10-13 августа Открытие мира каждой души: (Кто Я? Кто ТЫ? Кто МЫ?)

- первичное анкетирование,

- диагностика,

- игры на знакомство, адаптационные игры,

- огоньки знакомств

- открытие центра “Мир семи “Я”,

- линейка открытия смены.

14-15 августа Открытие мира “Спорта и здоровья”:

- запуск листов Здоровья,

- тематические огоньки о здоровом образе жизни,

- открытие “Школы здоровья” (5 занятий),

- “Спортинейджер” (23 августа).

16-18 августа Открытие мира “Живой природы”:

- тематические экскурсии в природу “Орленка”,

- экологическая акция “Голубая планета”,

- эколого-туристическая тропа,

- проблемный стол “А что впереди...?”.

19-20 августа Открытие мира “Открытий и творчества”:

- конкурсные дни “Звездный поход”.

21-22 августа Открытие мира “Знаний и умений”:

- клубные занятия “В мире интересного”,

- интеллектуальная игра “По странам и континентам”.

25-26 августа Открытие мира “Городов, народов и времен”:

- дипломатические встречи между отрядами,

- апробационные игры в отрядах,

- сюжетно-ролевая игра Конгресс “Мир XXI века”.

 

2 7-28 августа Открытие мира фортуны и труда:

- подготовка к экономической игре в отрядах,

- экономическая игра “Фортуна”,

- “Аукцион достижений”.

 

29-31 августа Площадь звезд, подведение итогов смены, линейка закрытия

Приведем еще один небольшой фрагмент из опыта разработки и реализации программ воспитания в условиях лагеря. Это две заметки из газеты, созданной по итогам смены ее участниками. А смена проводилась в МДЦ «Артек» по программе «Маленький принц Земли». Поскольку с текстом программы мы предметно работали в первой главе, то комментарии, как говорится, излишни. О механизмах реализации дополним: моделью реализации программы была длительная игра «Янтарная галактика» (смена проводилась в детском лагере «Янтарный»), где каждый отряд был особой «планетой». «Вертикальные блоки» реализовывались последовательно, а горизонталь была всего лишь одна: территория лагеря.

 

«…Вот и подходит к концу двенадцатая смена “Артека” в лагере “Янтарный” под названием экологической программы “Маленький Принц Земли”. Смена заканчивается, но многое остается. Ведь каждый из нас унесет в своем сердце частичку “Артека”: память о прожитых здесь днях, товарищах, вожатых, интересных мероприятиях, встречах с интересными людьми. А самым замечательным, было то, что почти все игры и мероприятия этой смены были в той или иной степени посвящены проблемам экологии. Ведь сейчас это самые острые проблемы не только нашей страны, но и всей планеты. Если мы не будем сберегать то прекрасное, что у нас осталось, то как же мы, сегодняшнее поколение, сможем смотреть в глаза нашим будущим детям и внукам? Что сохраним мы для них? А что останется потомкам? Теперь уже всем становится ясно, что если не принять срочных мер, то нашу планету ожидает гибель. Именно поэтому двенадцатая смена “Артека” была посвящена проблемам экологии, и ребята приехали сюда не только отдохнуть, но и принять участие в решении таких важных проблем, а может быть и внести свой вклад. Ведь наша смена проходила под названием “Маленький Принц Земли”. Каждый из ее участников почувствовал себя этим Маленьким Принцем, который больше всего на свете любил Прекрасный цветок и свою Планету, и ухаживал за ней, как только было в его силах: каждое утро пропалывал сорняки, прочищал вулканы, оберегал свою розочку. Все его старания были направлены на то, чтобы сохранить эту маленькую Планету, его небольшой мирок, за который он чувствовал себя ответственным.

Каждый из нас в ходе смены стал “Маленьким Принцем” своей Планеты, чувствовал ответственность за нее и помог понять это другим людям. Ведь только это и может спасти Землю.

“Красота спасет мир”. А что есть красота? Не та ли кристально чистая росинка поутру на чуть раскрывшемся бутоне цветка, не тот ли ручеек, весело журчащий в такт музыке души, не тот ли жаворонок, парящий в далекой небесной синеве?..

Да, это и есть то прекрасное, что должен сохранить человек. И это, и многое другое. Но ведь нужно действовать! Наши ребята именно это и собираются делать: кто-то станет организатором нового экологического общества, кто-то займется проблемой сохранения лесов, и многое другое. Но не нужно забывать, что экология - это не только проблемы сохранения природы, не только чистота дорожек в парке, но и красота души. Ведь каков сам человек, таковы и его мысли, взгляды на жизнь, а значит, и отношение к ней, ко всему окружающему. Будем же прекрасны, и будет таким наш мир, который мы должны сохранить для следующих поколений!

Каждый из нас смог что-то лучше понять для себя, многое осознать, а может, и изменить свои взгляды на окружающий мир, людей, природу, смог осознать свою истинную роль в большой жизни, внести в нее свой вклад, научиться видеть прекрасное и помочь в этом другим людям».

Участница профильной смены

по программе “Маленький Принц Земли”

в МДЦ “Артек” Светлана Ш. 14 лет.

Из дневника смены

 

10 октября.

“Это был день, когда зарождалась наша Янтарная галактика. Одна за другой появлялись в ней новые планеты. На каждой - свои жители, свои хозяева. Они знакомились друг с другом, выясняли, по каким законам будет жить планета, и тут же издали первый номер своей газеты”.

 

11 октября.

“Оказывается, каждая планета, если хорошо присмотреться, - это целое созвездие! И сегодня мы стали первооткрывателями целых звездных миров. Здорово открывать самую настоящую звезду во вчера еще не знакомом мальчишке или девчонке... и даже в себе самом!”

 

12 октября.

“Поднят артековский флаг. Открыта смена. Счастливого вам полета, планеты “Янтарной”!..

 

13 октября.

“Два важных события произошли сегодня. Первое – это “встреча инопланетян” на планете под названием “Артек”. Удивительная планета! И знакомство с ней было просто захватывающим! Парки, море, Аю-Даг, пальмы, белки, кактусы по пояс... И еще - множество легенд, интереснейших событий из истории “Артека”.

А вечером Янтарная галактика пришла в движение. Состоялась презентация программы “Маленький Принц Земли” и представление планет. Оказывается, мы все немного похожи на Маленького Принца из сказки Экзюпери - хотя бы тем, что у нас тоже есть своя планета Земля”.

 

14 октября.

“Никитский ботанический сад. Фантастический лес! Волшебная земля! Чудо-остров! Уходишь с ощущением, что это был сказочный сон”.

 

15 октября.

“Здравствуй, мой каменный мишка (Аю-Даг – Медведь-гора! Вот мы и познакомились поближе. Сегодняшнее восхождение на Аю-Даг - хорошая закалка для каждого и отряда в целом...”

 

16 и 17 октября.

“Как в окошечке калейдоскопа: бассейн, открытие Спартакиады, Вечера легенд (мы тоже придумали легенду о своей “планете”), знакомство и первые уроки в артековской школе, первые занятия в кружках, первые консультации по индивидуальным проектам, встречи с руководителем программы “Маленький Принц Земли”, подготовка к музыкальному конкурсу...”

 

18 октября.

“Событие дня - музыкальный конкурс “Звездная страна”. Начался он необычно. Контора Городского Шума объявила, что они отныне будут абсолютными хозяевами города. Но против них выступили Музыкальные Инструменты. Они учили людей петь общую песню. Когда до победы оставалось совсем немного, они предложили всем отрядам доказать, что мы умеем петь общую песню. Здорово! Правда, хотелось петь. Даже неважно, кто лучше. Хотелось петь вместе...

Некоторые из звучавших песен были мне незнакомы. Например, “Совсем не обязательно”; “Наполним небо добротой”; “Будьте добры”. Это песни об экологии души. О том, что души загрязняет зло, а очищаются они добром...”

 

25 октября.

“Сегодня КТЭМ, то есть комбинированный туристско-экологический маршрут. Довольно длинный, но интересный. Особенно “переправа”, где на “тарзанке” летишь через приличных размеров лужу. Кое-кто зачерпнул кроссовками воду и был снят с маршрута. На станции “Тайнопись природы” мы очень досадно проиграли: никто не узнал семена ноготков, о водорослях вообще нафантазировали неизвестно чего. Только огрызки от шишек, оставленные белками, сразу узнали: классные такие! Их можно увидеть на территории лагеря...”

 

26 октября.

“Празднуем победу на брейн-ринге! Вопрос, который принес нам победу, должен войти в историю! Звучал он так: “Неосторожный аист может стать добычей хищного зверя. Сам же он не прочь позавтракать неосторожной лягушкой. Какая известная детская песенка может продолжить эту экологическую цепочку?” А в песенке поется: “Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко... И съела кузнеца”.

 

28 октября.

“Прошла защита индивидуальных проектов. Их оказалось так много, что слушать продолжат завтра. Очень разные: у кого разработан плакат, у кого - стихи, комиксы. Очень серьезными были те, что включали в себя целые технологии, смету расходов...”

 

30 октября.

“Последние дни смены. Лирическое настроение еще больше овладело всеми после посвящения в Маленькие Принцы Земли. Было странное ощущение, будто в эту минуту безмолвия здесь, под кипарисами, возле моря, при свечах, у костра, Земля действительно слышит тебя. То ли слышит, то ли читает твои мысли. Мне подумалось о том, что первое, что я точно смогу выполнить, - это не причинять никому и ничему зла. Ну а вообще... я, возможно, тоже сделаю свой проект...

Остается два дня. Если кто-то собирается писать экологическую сказку (а были такие проекты), то пусть он напишет ее об этой смене как продолжение сказки Антуана де Сент Экзюпери…”

В заключение предлагаем программу, которую можно рассмотреть как «тройную матрешку» (хотя она не ограничена тремя компонентами): в длительной тематической программе (первый компонент) – три под­про­грам­мы (второй компонент), а одна из подпрограмм содержит краткосрочную про­грамму экологически ориентированной туристско-крае­вед­ческой деятель­нос­ти детей.

Это созданная автором настоящего пособия программа развития экологической культуры младших школьников «В добрый путь!».

Не останавливась на ее актуальности, целях и задачах (надеемся, что на примере предыдущих программ для читателей они уже очевидны), предлагаем познакомиться с ее содержанием, логикой развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: