Виды социального конфликта, его функции




Классификация конфликтов необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.

По поводу классификации видов социального конфликта нет единой точки зрения среди исследователей. Следует сказать, что классификация разбивает всё множество конфликтов на классы по какому - то определённому признаку - основанию классификации. Такими основаниями могут являться: состав участников конфликта, его содержание, причины, его длительность, формы его протекания, способы разрешения и др.

По характеру возникновения выделяют 4 типа конфликтных ситуаций и 4 типа инцидентов:

1) Объективно - целенаправленные;

2) Объективно - нецеленаправленные;

3) Субъективно - целенаправленные;

4) Субъективно - нецеленаправленные.

Если рассматривать приведённые выше параметры конфликтных ситуаций и инцидентов, то можно сказать, что в итоге получаются различные по характеру конфликты. Окончание самого конфликта тесно связан с особенностями его возникновения. Субъективно возникшие конфликты могут закончится как субъективно, по инициативе одного из оппонентов, так и объективно, в результате изменения конфликтной ситуации.

Конфликты, которые происходят в процессе трудовой деятельности человека, называются деловыми. Важной закономерностью такого конфликта является то, что в дальнейшем они такой конфликт перерастает в личностно - эмоциональные конфликты. Личностно - эмоциональные конфликты основываются на внутренних психологических причинных.

Если рассматривать конфликты по степени их проявления, то можно выделить: скрытый и открытый, случайный (стихийно возникающие) и хронологический (сознательно провоцируемые). Хронологические конфликты очень влияют на производительность труда, так же приводят к снижению качества продукции.

Скрытый конфликт затрагивает обычно двух людей, которые некоторое время пытаются не показывать вида, что они конфликтуют. Но как только у одного из них не выдерживают нервы, конфликт перерастает в открытый.

Различают две формы проявления производственных конфликтов:

1)горизонтальные - между членами коллектива.

2)вертикальные - между руководителем и подчинёнными.

Производственно - деловой конфликт является проблемной ситуацией, который возникает на производстве во время производственных отношений.

Межличностный конфликт - это конфликтная ситуация, в которой люди либо преследуют несовместимые цели, либо же придерживаются несовместимых норм и ценностей, при этом пытаясь реализовать их во взаимоотношении между друг другом, либо одновременно в острой конкуренции стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута только одной из конфликтующих групп или сторон.

Одним из видов межличностных конфликтов является межгрупповой конфликт. Это конфликт, в котором в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующими друг другу.

Особую разновидность представляют такие виды конфликтов как:

1) Ролевой конфликт - это ситуация, в которой от человека требуется исполнение двух или более несовместимых ролей, типов поведения.

2) Моно- и поликаузальные конфликты. Такие конфликты имеют в основе одну или много причин.

Следует отметить, что межличностные и производственные конфликты имеют несколько причин, в которых прослеживается даже причинная иерархия.

Внутриличностные конфликты возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у одного и того же человека. В основе таких конфликтов лежит негативное психологическое состояние личности, какие-либо его внутренние переживания, обиды и разочарования.

Если обратиться к психологу К. Левину, то у него можно увидеть следующую классификацию внутриличностных конфликтов:

1) «Приближение - приближение» - это ситуация, в которой требуется сделать выбор одного из двух привлекательных решений.

2) «Приближение- удаление» - ситуация, в которой выбор связан с присутствием в объекте равных положительных и отрицательных сторон.

3) «Удаление -удаление» - отрицательные субъективные установки.

К конфликтам можно отнестись как к неотделимому моменту социального бытия. То есть конфликты могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную).

Возможность конфликта выполнять конструктивную роль связывается с тем, что конфликт может:

- определять выход из сложных ситуаций;

- приводить к разрешению проблем;

- усиливать групповую сплоченность;

- приводить к заключению союзов с другими группами;

- приводить группу к пониманию интересов ее членов.

Для отдельного человека позитивные последствия конфликта могут состоять в том, что будет снята внутренняя напряженность, забыты обиды. Если думать о других людях более позитивно и реалистично, будет гораздо легче избегать конфликтов и налаживать продуктивные личные и профессиональные отношения.

Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с враждебностью, спорами, агрессией, враждебностью. К деструктивным функциям социальных конфликтов можно отнести:

- усиливают ожесточение;

- ведут к разрушениям и кровопролитию;

- ведут к внутригрупповому напряжению;

- разрушают нормальные каналы кооперации;

- отвлекают внимание членов группы от насущных проблем.

Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Поскольку интересы и точки зрения внутри группы время от времени изменяются, необходимы новые лидеры, новая политика, новые внутригрупповые нормы. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации. Если в группе проявляется несправедливость, ущемляются права личности, нарушаются общепринятые нормы, то часто только конфликт приводит к достижению равновесия и снятию напряженности в группе. Так, общество вступает в конфликтные ситуации с преступными группами или индивидами с отклоняющимся поведением, и это всеми признается справедливым.

Таким образом можно сделать вывод о том, что конфликты разнообразны как по совей природе, так и по своим характеристикам, но конфликт в большинстве случаев является столкновением интересов человека как части общества, следовательно, в самом широком смысле любой конфликт мы можем назвать социальным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: