Продолжая разговор о типах грамматических ошибок, следует отметить, что недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны.
| Грамматические ошибки
№ п/п
| Вид ошибки
| Примеры
| Словообразовательные
| | |
| Нарушение норм русского литературного словообразования:
Ошибочное словообразование,
Искажение слов
| Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм
разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает.
|
| “Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы.
| Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить);
|
| Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную)
| мотовщик, рецензист, не оглядаемая.
| Морфологические
Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи
| | |
| Ошибочное образование формы существительного
| Многие чуда техники, не хватает время
|
| образование формы В. п. неодушевленного существительного, как у одушевленного
| Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
|
| образование формы В. п. одушевленного существительного, как у неодушевленного
| Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей);
|
| изменение рода при образовании падежных форм:
| пирожок с повидлой, февральский лазурь;
|
| склонение несклоняемых существительных
| играть на пианине;
|
| образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот
| поднос чаев, небо затянулось облаком.
| Ошибочное образование формы прилагательного
| | |
| Неправильный выбор полной и краткой форм
| Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон
|
| Неправильное образование форм степеней сравнения:
| новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше
|
| Нарушение норм формообразования глагола
| Человек метается по комнате;
|
| Нарушение образования деепричастий и причастий
| Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам
|
| Ошибочное образование формы числительного
| С пятистами рублями
|
| Ошибочное образование формы местоимения
| Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться
|
| Ошибочное образование формы глагола
| Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
| Синтаксические
| | |
| Нарушение согласования
| Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом,
Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его;
По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон;
Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.
|
| Нарушение управления
| Нужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона,
он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем;
особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе;
|
| Ошибки в структуре простого предложения:
нарушение связи между подлежащим и сказуемым,
| Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
|
| Нарушение границы предложения
| Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно.
|
| Неудачное употребление местоимений
| Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону.
Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет.
Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку.
|
| Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
| Большинство возражали против такой оценки его творчества.
Обычно молодежь является носителями передовых идей.
Произошло еще ряд событий.
Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность);
|
| Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
| Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые.
|
| Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры
| В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов.
Порфирий был любимцем с детства матери.
Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи.
|
| Ошибки, связанные с употреблением частиц
| Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника;отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях):
В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица “всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”.
|
| Ошибки в построении предложения с однородными членами
| Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
|
| Разрушение ряда однородных членов
| Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.
|
| Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
| Читая текст, возникает такое чувство… На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.
|
| Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
| Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами; причалившая лодка к берегу.
|
| Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего.
| Кусты, они покрывали берег реки.
|
| Пропуски необходимых слов.
| Владик прибил доску и побежал в волейбол.
|
| Ошибки в структуре сложного предложения:
смешение сочинительной и подчинительной связи.
| Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.
Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием “умный” связывалась представление о вольнодумстве.
|
| Отрыв придаточного от определяемого слова.
| Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.
|
| Смешение прямой и косвенной речи
| Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
|
| Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например:
| Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
|
| Неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего
| Его храбрость - постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.
|
| Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
| Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
| | |
| | |
| | |
| Выполните упражнения
| |
| | |
Отметьте случаи нарушения морфологических норм; объясните характер каждой ошибки (искажение формы, неуместное употребление данной формы, смешение грамматических категорий и т. п.). Исправьте, где необходимо, предложения.
1. Мы надеемся, что вы более поподробнее расскажете о том, что случилось вчера на стадионе. 2. Если при проведении конкурса, в котором участвовало два и более кандидатов, голоса разделились поровну, производится повторное голосование. 3. В отзыве на Даля содержался ряд критических замечаний собственно филологического характера, сущность которых сводится к тому, что Даль «внес притязание на реформу языка в "Толковый словарь"». 4. Дело в том, обо всех троих кандидатах в печати были опубликованы материалы, критически освещавшие их научную и общественную деятельность. 5. Крыша сарая была покрыта толью. 6. Из 57 швей пятеро перевыполнили план. 7. Покупатель попросил дать ему примерить правый туфель. 8. Наша комната низкая для такой мебели. 9. Мальчик остался круглой сиротой; недавно умерла его мать, а отец умер, когда ему было пять лет. 10. Еще больше он боялся людей, которые имели свои собственные мысли, способны к обобщениям, оперируют фактическим материалом, вообще чувствуют себя по-домашнему в области общих идей.
Перепишите предложения, исправив ошибки:
Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.
Более худшего примера не привести.
В те годы Россия была голодна и нища.
Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.
Можно рассказать о судьбе обоих сестер.
Ветерану хотелось слов без фальша.
Автор анализирующего текста – писатель В. Тендряков.
В новостях по телевидению постоянно передается о насильстве над людьми.
Мы узнаем об ихних планах.
Был нужен человек, могущий бы помочь в этом деле.
Еще Гоголь писал о великости русского народа.
Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб и эгоист.
Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь перед смертью!
Вадима преследовало раскаивание, но недолго.
Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.
Меня захватили сердцетрепещущие мысли.
Недавно Эстонский сейм утвердил постановление о снесении памятника воину-освободителю.
Русский язык необъемлем.
Это был самый прекраснейший выход из ситуации.