Лекция. Ошибочное формообразование слов




Продолжая разговор о типах грамматических ошибок, следует отметить, что недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны.

 

  Грамматические ошибки
№ п/п Вид ошибки Примеры
Словообразовательные    
  Нарушение норм русского литературного словообразования: Ошибочное словообразование, Искажение слов Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает.
  “Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы. Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить);
  Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную) мотовщик, рецензист, не оглядаемая.
Морфологические Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи    
  Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время
  образование формы В. п. неодушевленного существительного, как у одушевленного Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
  образование формы В. п. одушевленного существительного, как у неодушевленного Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей);
  изменение рода при образовании падежных форм: пирожок с повидлой, февральский лазурь;
  склонение несклоняемых существительных играть на пианине;
  образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот поднос чаев, небо затянулось облаком.
Ошибочное образование формы прилагательного    
  Неправильный выбор полной и краткой форм Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон
  Неправильное образование форм степеней сравнения: новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше
  Нарушение норм формообразования глагола Человек метается по комнате;
  Нарушение образования деепричастий и причастий Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам
  Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями
  Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться
  Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
Синтаксические    
  Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом, Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его; По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон; Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.
  Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона, он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем; особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе;
  Ошибки в структуре простого предложения: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
  Нарушение границы предложения Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  Неудачное употребление местоимений Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону. Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет. Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку.
  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. Обычно молодежь является носителями передовых идей. Произошло еще ряд событий. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность);
  Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые.
  Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов. Порфирий был любимцем с детства матери. Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи.
  Ошибки, связанные с употреблением частиц Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника;отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица “всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”.
  Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
  Разрушение ряда однородных членов Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.
  Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство… На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.
  Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами; причалившая лодка к берегу.
  Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего. Кусты, они покрывали берег реки.
  Пропуски необходимых слов. Владик прибил доску и побежал в волейбол.
  Ошибки в структуре сложного предложения: смешение сочинительной и подчинительной связи. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами. Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием “умный” связывалась представление о вольнодумстве.
  Отрыв придаточного от определяемого слова. Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.
  Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
  Неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего Его храбрость - постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.
  Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
 
     
     
  Выполните упражнения  
     

Отметьте случаи нарушения морфологических норм; объясните характер каждой ошибки (искажение формы, неумест­ное употребление данной формы, смешение грамматических ка­тегорий и т. п.). Исправьте, где необходимо, предложения.

1. Мы надеемся, что вы более поподробнее расскаже­те о том, что случилось вчера на стадионе. 2. Если при проведении конкурса, в котором участвовало два и бо­лее кандидатов, голоса разделились поровну, производит­ся повторное голосование. 3. В отзыве на Да­ля содержался ряд критических замечаний собственно филологического характера, сущность которых сводится к тому, что Даль «внес притязание на реформу языка в "Толковый словарь"». 4. Дело в том, обо всех троих кандидатах в печати были опубликованы ма­териалы, критически освещавшие их научную и общест­венную деятельность. 5. Крыша сарая была покрыта толью. 6. Из 57 швей пятеро перевыполнили план. 7. По­купатель попросил дать ему примерить правый туфель. 8. Наша комната низкая для такой мебели. 9. Мальчик остался круглой сиротой; недавно умерла его мать, а отец умер, когда ему было пять лет. 10. Еще больше он боялся людей, которые имели свои собственные мысли, способны к обобщениям, оперируют фактическим мате­риалом, вообще чувствуют себя по-домашнему в облас­ти общих идей.

Перепишите предложения, исправив ошибки:

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.


Более худшего примера не привести.


В те годы Россия была голодна и нища.

Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

Ветерану хотелось слов без фальша.

Автор анализирующего текста – писатель В. Тендряков.

В новостях по телевидению постоянно передается о насильстве над людьми.

Мы узнаем об ихних планах.

Был нужен человек, могущий бы помочь в этом деле.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб и эгоист.

Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь перед смертью!

Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

Недавно Эстонский сейм утвердил постановление о снесении памятника воину-освободителю.

Русский язык необъемлем.

Это был самый прекраснейший выход из ситуации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: