III. Анализ рассказа «Чистый понедельник» (12 мая 1944).




МОУ

ЛИЦЕЙ № 5

Им. Ю. А. Гагарина

Центрального района

Г. Волгограда

 
 


Урок-практикум

В 11 классе

Учитель литературы

Тропкина Лариса

Александровна


Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию.

Вл. Ходасевич

Урок – практикум

Предварительное задание.

 

Задание для всего класса.

1. О чём рассказ? Определите тему произведения. Проведите социологический опрос: «О чём рассказ «Чистый понедельник» (опростите не менее 5 человек).

2. Каковы временные рамки повествования (доказательства в тексте)? Есть ли указания на дату повествования?

3. Выписать предложения, где встречаются слова «темнота», «свет» и синонимичные им.

4. Выписать встречающиеся литературные имена, какова их роль в тексте?

5. Выписать эпитеты, метафоры. Какова их роль?

6. Найти в тексте портреты героев.

7. Дайте сравнительную характеристику героям.

8. Какие религиозные праздники описаны в рассказе?

9. Составьте меню героев (пристрастия в еде героев)

10 Мальчикам: составить программу экскурсии с Москвой от имени героя.

11. Девочкам: составить программу экскурсии с Москвой от имени героини.

12. Символично ли название рассказа?

 

Индивидуальное задание.

Подготовить рассказ о Прощёном воскресенье, Чистом понедельнике.

 

Психологический тест, проведенный на предыдущем уроке.

Ученикам предлагается представить себе, что они покупают дом или квартиру. А затем учитель просит выбрать место, где будет дом или квартира. И вид из трёх окон. Что бы хотелось видеть в окна?

Тест обрабатывает психолог. На уроке результаты теста используются на этапе рассмотрения вопроса «Почему героиня выбрала квартиру напротив Храм Христа Спасителя и Вид на Москву

Оборудование урока.

 

Мультимедийный проектор

Компьютер

Текст рассказа

Цели Задачи
1. Выявление особенностей понимания любви Буниным, раскрытия темы России, художественной манеры писателя 1. Раскрыть особенность понимания любви Буниным через сопоставительную характеристику героев (портрет, увлечения, отношение друг к другу, понимание смысла жизни). 2. Выявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси. 3. Провести анализ «филологии» Бунина: художественных средств (метафор, эпитетов, оксюморонов и др.) и литературных приёмов.
2. Активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа. 1.Закрепить навыки анализа текста: - определение темы; - формулирование главной мысли; - определение художественных средств и их роли в тексте; - сопоставление (определение предмета сопоставления, сходств и различий и т.д.) - обобщение, формулирование выводов; - выявление причинно-следственных связей. 2. Продолжить работу по обогащению и усложнению словарного запаса языка обучающихся в процессе анализа текста. 3. Включить в процесс урока задания на развитие воображения и фантазии.
3. Создание условий для формирования чувства гордости и ответственности за Родину, культуры взаимоотношений между людьми, культуры речи. 1. Сопоставить свои чувства к России с чувствами Бунина. 2. Сформулировать правила общения между мужчиной и женщиной. 3. Сделать выводы о языке художественной литературы как источнике эстетического наслаждения и способа совершенствовать свою речь.

ПЛАН УРОКА.

ž Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.

ž Беседа об этапах творчества И. Бунина, определение места рассказа в творчестве писателя (закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках)

ž Определение целей и задач урока, постановка проблемы.

ž Анализ рассказа «Чистый понедельник»

ž Подведение итогов урока: выводы, рефлексия.

 

Ход урока.

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.

II. Беседа о послеоктябрьском творчестве И.А. Бунина. Определение места рассказа в творчестве писателя.

- Как принял И. А. Бунин революцию?

- Отношение к России И.А. Бунина.

- Темы и мотивы «окаянного» периода

- «Нобелевский» период творчества.

Материал для беседы.

Ужасное настоящее превращается в томительно влекущее прошлое («Что пройдёт, то будет мило»).

Важнейшим этапом на пути этого превращения стали для Бунина «Окаянные дни». Художественно-публицистическая цель «Окаянных дней»: схлестнуть, столкнуть благолепную форму «прежнего» и бесформенность «нынешнего», противопоставить одно другому. Поскольку Бунин воспринимал красоту мира как личное достояние, постольку и революционное надругательство над нею расценивал как личную обиду. Отсюда – оскорблённая интонация. Отсюда – аристократически – презрительный взгляд на бунтующее «быдло»… (к этому произведению мы обратимся в связи с изучением «Несвоевременных мыслей» М. Горького).

В 1921 году выходит сборник «Господин из Сан-Франциско». Рассказ, давший название книге, - о бессмысленности «материального» человеческого существования, о жизни человека как неуклонного пути в смерть. Новым же символом красоты становится для него пустынная колючка – роза Иерихона (одноимённый рассказ 1920-х г.г), ибо «он, этот волчец», чудесен: «унесенный странником за тысячи вёрст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мёртвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире места смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то!»

Но слишком настойчиво звучит это восклицание: «нет в мире смерти», чтобы не почувствовать в нём глубочайшего сомнения, от которого писатель словно пытается заговорить себя, как от наваждения. На самом деле тема смертности красоты приобретает для него всё большее значение (роман «Жизнь Арсеньева»)

О смерти автор рассуждает постоянно. Недаром Бунин в эти год так внимательно читает французского писателя – экзистенциалиста Франсуа Мориака; следы этого чтения заметны и в книге о Толстом (1937), где духовные и творческие метания яснополянского старца объяснены одним: стремлением одолеть, победить смерть.

Кроме «окаянного периода» был и «нобелевский».

9 ноября 1933 г. последний из русских классиков дореволюционной школы, автор романа «Жизнь Арсеньева» стал Нобелевским лауреатом «за правдивый артистичный талант, с которым воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».

«Чем настойчивее История вовлекала его в общеевропейский круговорот, тем более подчёркнуто культивировал он в себе русского писателя, признанного кристаллизовать главные сюжеты родной литературы, спрятать в своего рода стилистическую теплицу классическое русское слово. А затем как бы зайти на прощание в «особняк» отечественной культуры, поклониться родной обители, уйти и погасить за собою свет.

Свет и был погашен …»

А.Н. Архангельский.

В эмигрантском периоде бунинского творчества действительно уже нет света. Так, например, среди многих прочих название вершинной книги Бунина имеет такой смысл: «Тёмные аллеи» – без света!

Во внезапно затемнённом здании предметы меняют облик, контуры их расплываются, мерцает лунный сумрак, но если хорошо приглядеться, без труда узнаешь знакомые очертания.

Попробуем «вглядеться в очертания» лучшего, по заявлению самого писателя, рассказа «Чистый понедельник», вошедшего в сборник «Тёмные аллеи».

III. Анализ рассказа «Чистый понедельник» (12 мая 1944).

1. Слово учителя. Если «тёмные аллеи» – лучшая книга, по мнению Бунина, то «Чистый понедельник» – лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию.

 

Обращение к теме урока.

3. Формулирование целей урока (реализация домашнего задания (п.1).

- О чём рассказ? Что отвечали ваши респонденты?

Ответы учеников (зачитывают ответы респондентов):

«Рассказ о двух людях, которые не могли быть вместе», «Рассказ о любви», «Рассказ о несостоявшейся любви», «Рассказ о молодых, красивых людях, но с разными ценностями», «Рассказ о любви и духовном преображении» и т.д. Таким образом, респонденты определили тему рассказа – любовь.

- Сформулируйте тему рассказа. Только ли о любви?

Ответ учеников: о любви и о России.

- Как раскрываются эти темы? При помощи каких средств и приёмов? На эти вопросы мы должны с вами ответить. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

Ответ учеников: выявление особенностей раскрытия Буниным темы любви, России, творческой манеры писателей.

- Можно цель сформулировать словами Вл. Ходасевича (обращение к эпиграфу).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: