МОУ
ЛИЦЕЙ № 5
Им. Ю. А. Гагарина
Центрального района
Г. Волгограда
![]() |
Урок-практикум
В 11 классе
Учитель литературы
Тропкина Лариса
Александровна
Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию.
Вл. Ходасевич
Урок – практикум
Предварительное задание.
Задание для всего класса.
1. О чём рассказ? Определите тему произведения. Проведите социологический опрос: «О чём рассказ «Чистый понедельник» (опростите не менее 5 человек).
2. Каковы временные рамки повествования (доказательства в тексте)? Есть ли указания на дату повествования?
3. Выписать предложения, где встречаются слова «темнота», «свет» и синонимичные им.
4. Выписать встречающиеся литературные имена, какова их роль в тексте?
5. Выписать эпитеты, метафоры. Какова их роль?
6. Найти в тексте портреты героев.
7. Дайте сравнительную характеристику героям.
8. Какие религиозные праздники описаны в рассказе?
9. Составьте меню героев (пристрастия в еде героев)
10 Мальчикам: составить программу экскурсии с Москвой от имени героя.
11. Девочкам: составить программу экскурсии с Москвой от имени героини.
12. Символично ли название рассказа?
Индивидуальное задание.
Подготовить рассказ о Прощёном воскресенье, Чистом понедельнике.
Психологический тест, проведенный на предыдущем уроке.
Ученикам предлагается представить себе, что они покупают дом или квартиру. А затем учитель просит выбрать место, где будет дом или квартира. И вид из трёх окон. Что бы хотелось видеть в окна?
Тест обрабатывает психолог. На уроке результаты теста используются на этапе рассмотрения вопроса «Почему героиня выбрала квартиру напротив Храм Христа Спасителя и Вид на Москву
Оборудование урока.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Текст рассказа
Цели | Задачи |
1. Выявление особенностей понимания любви Буниным, раскрытия темы России, художественной манеры писателя | 1. Раскрыть особенность понимания любви Буниным через сопоставительную характеристику героев (портрет, увлечения, отношение друг к другу, понимание смысла жизни). 2. Выявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси. 3. Провести анализ «филологии» Бунина: художественных средств (метафор, эпитетов, оксюморонов и др.) и литературных приёмов. |
2. Активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа. | 1.Закрепить навыки анализа текста: - определение темы; - формулирование главной мысли; - определение художественных средств и их роли в тексте; - сопоставление (определение предмета сопоставления, сходств и различий и т.д.) - обобщение, формулирование выводов; - выявление причинно-следственных связей. 2. Продолжить работу по обогащению и усложнению словарного запаса языка обучающихся в процессе анализа текста. 3. Включить в процесс урока задания на развитие воображения и фантазии. |
3. Создание условий для формирования чувства гордости и ответственности за Родину, культуры взаимоотношений между людьми, культуры речи. | 1. Сопоставить свои чувства к России с чувствами Бунина. 2. Сформулировать правила общения между мужчиной и женщиной. 3. Сделать выводы о языке художественной литературы как источнике эстетического наслаждения и способа совершенствовать свою речь. |
ПЛАН УРОКА.
ž Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.
ž Беседа об этапах творчества И. Бунина, определение места рассказа в творчестве писателя (закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках)
ž Определение целей и задач урока, постановка проблемы.
ž Анализ рассказа «Чистый понедельник»
ž Подведение итогов урока: выводы, рефлексия.
Ход урока.
I. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.
II. Беседа о послеоктябрьском творчестве И.А. Бунина. Определение места рассказа в творчестве писателя.
- Как принял И. А. Бунин революцию?
- Отношение к России И.А. Бунина.
- Темы и мотивы «окаянного» периода
- «Нобелевский» период творчества.
Материал для беседы.
Ужасное настоящее превращается в томительно влекущее прошлое («Что пройдёт, то будет мило»).
Важнейшим этапом на пути этого превращения стали для Бунина «Окаянные дни». Художественно-публицистическая цель «Окаянных дней»: схлестнуть, столкнуть благолепную форму «прежнего» и бесформенность «нынешнего», противопоставить одно другому. Поскольку Бунин воспринимал красоту мира как личное достояние, постольку и революционное надругательство над нею расценивал как личную обиду. Отсюда – оскорблённая интонация. Отсюда – аристократически – презрительный взгляд на бунтующее «быдло»… (к этому произведению мы обратимся в связи с изучением «Несвоевременных мыслей» М. Горького).
В 1921 году выходит сборник «Господин из Сан-Франциско». Рассказ, давший название книге, - о бессмысленности «материального» человеческого существования, о жизни человека как неуклонного пути в смерть. Новым же символом красоты становится для него пустынная колючка – роза Иерихона (одноимённый рассказ 1920-х г.г), ибо «он, этот волчец», чудесен: «унесенный странником за тысячи вёрст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мёртвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире места смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то!»
Но слишком настойчиво звучит это восклицание: «нет в мире смерти», чтобы не почувствовать в нём глубочайшего сомнения, от которого писатель словно пытается заговорить себя, как от наваждения. На самом деле тема смертности красоты приобретает для него всё большее значение (роман «Жизнь Арсеньева»)
О смерти автор рассуждает постоянно. Недаром Бунин в эти год так внимательно читает французского писателя – экзистенциалиста Франсуа Мориака; следы этого чтения заметны и в книге о Толстом (1937), где духовные и творческие метания яснополянского старца объяснены одним: стремлением одолеть, победить смерть.
Кроме «окаянного периода» был и «нобелевский».
9 ноября 1933 г. последний из русских классиков дореволюционной школы, автор романа «Жизнь Арсеньева» стал Нобелевским лауреатом «за правдивый артистичный талант, с которым воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».
«Чем настойчивее История вовлекала его в общеевропейский круговорот, тем более подчёркнуто культивировал он в себе русского писателя, признанного кристаллизовать главные сюжеты родной литературы, спрятать в своего рода стилистическую теплицу классическое русское слово. А затем как бы зайти на прощание в «особняк» отечественной культуры, поклониться родной обители, уйти и погасить за собою свет.
Свет и был погашен …»
А.Н. Архангельский.
В эмигрантском периоде бунинского творчества действительно уже нет света. Так, например, среди многих прочих название вершинной книги Бунина имеет такой смысл: «Тёмные аллеи» – без света!
Во внезапно затемнённом здании предметы меняют облик, контуры их расплываются, мерцает лунный сумрак, но если хорошо приглядеться, без труда узнаешь знакомые очертания.
Попробуем «вглядеться в очертания» лучшего, по заявлению самого писателя, рассказа «Чистый понедельник», вошедшего в сборник «Тёмные аллеи».
III. Анализ рассказа «Чистый понедельник» (12 мая 1944).
1. Слово учителя. Если «тёмные аллеи» – лучшая книга, по мнению Бунина, то «Чистый понедельник» – лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию.
Обращение к теме урока.
3. Формулирование целей урока (реализация домашнего задания (п.1).
- О чём рассказ? Что отвечали ваши респонденты?
Ответы учеников (зачитывают ответы респондентов):
«Рассказ о двух людях, которые не могли быть вместе», «Рассказ о любви», «Рассказ о несостоявшейся любви», «Рассказ о молодых, красивых людях, но с разными ценностями», «Рассказ о любви и духовном преображении» и т.д. Таким образом, респонденты определили тему рассказа – любовь.
- Сформулируйте тему рассказа. Только ли о любви?
Ответ учеников: о любви и о России.
- Как раскрываются эти темы? При помощи каких средств и приёмов? На эти вопросы мы должны с вами ответить. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
Ответ учеников: выявление особенностей раскрытия Буниным темы любви, России, творческой манеры писателей.
- Можно цель сформулировать словами Вл. Ходасевича (обращение к эпиграфу).