Практическая работа №2
Цель работы – научиться выявлять неисправности при проверке схемы герметичного однофазного компрессора с пускозащитным реле напряжения.
Пускозащитное реле напряжения с нормально закрытыми контактами обычно применяют в электросхеме однофазных герметичных компрессоров холодопроизводительностью 0,4 кВт и более. Для проверки схемы выполняют следующие операции:
Рисунок 1 – Электрическая схема герметичного однофазного компрессора с пускозащитным реле напряжения (с двумя клеммами)
Км – компрессор; ЗР – защитное реле перегрузки с двумя клеммами; РТ - реле температуры; ПР – пусковое реле; ПК – пусковой конденсатор; РО - рабочая обмотка встроенного электродвигателя; ПО – пусковая обмотка встроенного электродвигателя; 1-12 – клеммы
1. Проверяют поступление напряжения к агрегату. Проверку продолжают, если подается номинальное напряжение. Если напряжение не соответствует номинальному значению, то исправляют эту неполадку.
2. Отключают агрегат от сети.
3. Если используется вентиляторный электродвигатель, то отсоединяют от него один из проводов.
4. При помощи омметра проверяют цепи электросхемы.
5. Проверяют цепь между точками 1 и 2. Если цепь разомкнута, то контакты реле температуры открыты. Замыкают контакты, вращая рукоятку реле температуры. Если цепь замкнута, то проверку продолжают. Если при вращении рукоятки реле температуры цепь разомкнута, то его заменяют.
6. Проверяют цепь между точками 3 и 4. Если цепь замкнута, то продолжают проверку. Если цепь разомкнута, ждут 10 мин. и снова проверяют. Реле перегрузки может быть в расцепленном состоянии. Реле перегрузки заменяют на идентичное, если его контакты не замыкаются.
|
7. Проверяют цепь между точками 4 и 5. Если цепь замкнута, то продолжают проверку. Если цепь разомкнута, то восстанавливают поврежденный провод или затягивают клемму.
8. Проверяют цепь между точками 4 и 6. Если цепь замкнута, то продолжают проверку. Если цепь разомкнута, то восстанавливают поврежденный провод или затягивают клемму.
9. Отсоединяют провод от клеммы пусковой обмотки двигателя (точка 7). Проверяют цепь между точками 6 и 7. Сравнивают полученную величину сопротивления обмотки двигателя с данными завода-изготовителя компрессора. Если величины совпадают, то продолжают проверку. Если цепь повреждена или её сопротивление не совпадает с данными завода-изготовителя, то неисправна пусковая обмотка двигателя и компрессор заменяют.
10. Отсоединяют провод от клеммы рабочей обмотки двигателя (точка 8). Проверяют цепь между точками 6 и 8. Сравнивают величину сопротивления обмотки двигателя с данными завода-изготовителя компрессора. Если величины совпадают, то продолжают проверку. Если цепь повреждена или её сопротивление не совпадает с данными завода-изготовителя, то неисправна рабочая обмотка двигателя и компрессор заменяют.
11. Проверяют цепь между точками 5 и 9. Если цепь замкнута, то продолжают проверку. Если цепь разомкнута, то повреждена катушка пускового реле, и реле следует заменить на идентичное.
12. Проверяют цепь между точками 9 и 10. Если цепь замкнута, то продолжают проверку. Если цепь разомкнута, то повреждены контакты пускового реле, и реле следует заменить на идентичное.
|
13. Переключают омметр на шкалу R×100000. Проверяют цепь между точками 10 и 11. Если имеется отклонение стрелки омметра, то продолжают проверку. Если нет отклонения стрелки, то пусковой конденсатор неисправен и его следует заменить на аналогичный.
14. Переключают омметр на шкалу R×1. Проверяют цепь между точкой 10 и 11. Если цепь разомкнута, то продолжают проверку. Если цепь замкнута, то пусковой конденсатор неисправен и его следует заменить на аналогичный.
15. Проверяют цепь между точками 6 и 12. Если цепь разомкнута, то продолжают проверку. Если цепь замкнута, то обмотка двигателя пробита на корпус. Компрессор следует заменить.
16. Проверяют цепь между точкой 9 и проводом, который отсоединен от точки 7 (клемма пусковой обмотки). Если цепь замкнута, то провод присоединяют к клемме и продолжают проверку. Если цепь разомкнута, то восстанавливают поврежденный провод или затягивают клемму.
17. Проверяют цепь между точкой 11 и проводом, который отсоединен от точки 8 (клемма рабочей обмотки). Если цепь замкнута, то провод присоединяют к клемме и продолжают проверку. Если цепь разомкнута, то восстанавливают поврежденный провод или затягивают клемму.
18. Если при указанных проверках не обнаруживают неполадку, а компрессор работает непродолжительное время, то отсоединяют провод от точки 10. Касаются концом этого провода той же клеммы и подают ток. Когда компрессор включается, снимают провод с клеммы. Может возникнуть небольшая искра. Если компрессор продолжает работать, заменяют пусковое реле. Если компрессор не работает с отсоединенным проводом, то провод присоединяют, и продолжают проверку.
|
19. Проверяют подачу тока через провод в точке 6 (клемма нулевого провода) во время работы компрессора. Сравнивают замеренную величину тока с величиной тока при заклиненном роторе электродвигателя. Если фактическая величина тока близка с данными завода-изготовителя при заклиненном роторе, то компрессор имеет механические неполадки и его следует заменить.
Контрольные вопросы для защиты работы:
1. Какие действия необходимо выполнить в начале проверки?
2. В каком случае реле температуры считается неисправным?
3. На основании какого признака защитное реле считается неисправным?
4. В каком случае пусковая обмотка электродвигателя считается неисправной?
5. Какие необходимо выполнить действия для выявления неисправности рабочей обмотки электродвигателя?
6. На основании какого признака контакты пускового реле считаются поврежденными?
7. В каком случае обмотка двигателя считается пробитой на корпус?
8. На основании каких признаков пусковой конденсатор считается неисправным?
9. На основании какого признака катушка пускового реле считается поврежденной?
10. С какой целью омметр переключают на шкалу R×100000?
11. Что проверяют между точками 7 и 9?
12. Какие необходимо выполнить действия для выявления механических неполадок компрессора?