Научно-методические основы летнего отдыха школьников




 

За многие десятилетия в нашей стране и за ее пре­ делами накопился самый разнообразный и несхожий опыт организации летнего отдыха детей. Обратим вни­мание на две тенденции, на два почти противополож­ных подхода в современной организации отдыха детей: назовем их условно «потребительский» и «созидательный» подходы.

В первом случае взрослые считают своим долгом со­здать внешние условия для детского досуга: игровые комнаты, спортивные площадки, целые детские городки с бассейнами и соляриями, автодромами и компьютер­ными видеотеками, то есть маленькие Диснейленды, попав в которые, ребенок сам определяет, что ему де­лать, во что играть, как развлекаться и отдыхать. У него есть своя комната, в которой он живет, он знает время завтрака, обеда и ужина и сам строит распорядок своего дня при минимальном вмешательстве взрослых. В та­ ком детском оздоровительном центре взрослые уважи­тельно относятся к свободе выбора ребенка, к самостоя­тельности его решений и поступков. Вожатый предлага­ет ребенку выбрать подходящую ему форму досуга, но не настаивает; советует, но не заставляет. Ребенку разре­шается почти все, что не вредит детскому здоровью.

Второй подход предполагает не потребление создан­ных чужими руками удовольствий, а пробуждение стрем­ления к собственной разнообразной творческой деятель­ности при обеспечении, минимально необходимых вне­шних условий: игровые площадки, спортивные соору­жения и инвентарь, веранды и беседки, скромные доми­ки, палатки, походная, кухня, импровизированная сце­на на лесной поляне и т.п. При таком подходе ребенок сам создает радость игры и общения. Интересная жизнь возникает изнутри, из переживания удовольствия от совместной работы, из осознания своих творческих возможностей. Роль взрослого (вожатого) при таком подхо­де иная: он не просто советует — он вдохновляет, он не только предлагает — он помогает в рождении и осущест­влении замыслов.

Не будем спорить, какой из подходов более целесооб­разен и педагогически эффективен, интересен, и востре­бован ребенком. Скорее всего, истина в том, что ребенку нужно и то и другое, и дело в том, как взрослые совме­щают эти два подхода. И еще одно важное замечание. В новой модели воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря (первый или второй подход он осуществляет) главным становится ребенок. Он — субъект собственной жизни и творит ее, постепенно постигая ценность своей индивидуальности в контексте социаль­но-преобразующей деятельности.

Часто летний отдых школьников связан с их пребы­ванием в лагере. Модели детских лагерей различны. Рас­ смотрим наиболее распространенные.

1. Международные и Всероссийские детские центры: МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Океан», ДЦ «Лазурный» (Нижний Новгород) и др. В детском центре может быть представлено одновременно несколько об­щественных объединений или детских организаций. От­ ряды работают по программе своего объединения или организации, например, скауты, казаки, русичи, «зеле­ные», пионеры (детские организации), или отряды-объе­динения: краеведческий, спортивный, творческий и др.

2. Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) или детский санаторно-оздоровительный лагерь (ДСОЛ), который в первую очередь ориентирован на отдых и укреп­ление здоровья детей. Программа жизнедеятельности смены включает игры, конкурсы, спортивные меропри­ятия, встречи с интересными людьми и много-много других форм отдыха, движения, активности. Это ла­герь, в котором могут быть организованы санаторные смены со специальной программой оздоровления детей- инвалидов, детей-сирот, детей с девиантным поведени­ем и др. Лагерь на одну смену или на одно лето может стать Городом, Республикой, Страной, Муравейником, Ульем и пр. В рамках смены могут создаваться отряды разного профиля, - работающие по индивидуальным про­ граммам: спортивные, туристические, краеведческие, технического, художественного; прикладного творчества, экологические и др. Самое главное здесь — игра, романтика, выбор дела по душе, возможность самореа­лизоваться, занятость и участие каждого.

3. Профильный лагерь (со специальным отбором или без специального отбора детей): спортивно-оздоровитель­ный, экологический, туристско-краеведческий (археологический), гражданско-патриотический (юных пожар­ников, пограничников, моряков, летчиков), образовательный (лингвистический, математический и др.), ла­герь актива, творческий лагерь (смены кавээнщиков, театралов, модельеров, музыкантов и др.), полевой, палаточный и др. Под сменой профильного лагеря пони­ мается форма образовательной и оздоровительной дея­тельности с творчески одаренными или социально ак­тивными детьми, проводимая как смена юных техни­ков, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, мате­матиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодеж­ных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п. Если в лагерь дети приехали без специального отбора, за одну смену, конечно, они не станут туристами, спортсмена­ ми, экологами и пр. Но у них есть, хорошая возможность приобщиться к чему-то новому, интересному, по­ пробовать себя в новом качестве.

4. Лагерь труда и отдыха как форма практического приобретения школьниками трудовых навыков, вовле­чения их в общественно полезную деятельность, сочета­ющую формирование у детей навыков здорового образа жизни в период каникул.

5. Лагерь с дневным пребыванием (школьный, дворовый).

6. Семейный лагерь (для детей и родителей).

7. Малозатратные формы организованного отдыха детей и подростков: палаточные, самодеятельные, передвиж­ные лагеря, тематические экспедиции и походы и др.

Детские оздоровительно-образовательные лагеря (госу­дарственные и частные) являются юридическими лицами й осуществляют свою деятельность согласно Закону Российской Федерации «Об организации детского отдыха». Основная цель их создания — обеспечение прав граждан Российской Федерации на полноценный развивающий отдых детей и подростков в соответствии с их потребнос­тями, интересами семьи, общества и государства.

Летний отдых — это неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребенка, один из способов непосред­ственного, естественного освоения ребенком жизни. В соответствии с этим; не совсем правильно рассматривать летний лагерь как временное местонахождение ребенка, где он занимательно проводит свое свободное время и при­ обретает те или иные знания и навыки. Летний лагерь надо рассматривать как своеобразное бытие ребенка, по­могающее ему раскрыть свои потенциальные, скрытые духовные и физические возможности, а также реализо­вать ранее проявившиеся, развитые способности,

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возрас­та, пола и уровня развития, с другой — пространством для оздоровления, развития художественного, техничес­кого, социального творчества ребенка.

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.

Детские оздоровительные лагеря характеризуют пред­метно-практическая деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, вы­ строить отношения между детьми, детьми и взрослыми.

В качестве принципов работы детского оздоровитель­ного лагеря выступают: массовость и общедоступность мероприятий по интересам; развитие творчества и само­ деятельности; социально значимая направленность дея­тельности; единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми; учет половозрастных и индивидуаль­ных особенностей детей; взаимосвязь с семьёй и социальной средой.

В содержательной стороне летнего отдыха школь­ников принято выделять две основные составляющие: оздоровление и развитие.

В педагогическом плане, организуя оздоровительную - работу, необходимо исходить из определения здоровья как «состояния полного физического, духовного и социально­го благополучия, а не только отсутствие болезней и физи­ческих дефектов» (устав Всемирной Организации Здраво­ охранения). Следовательно, и задачи оздоровительной кам­пании должны быть не только и не столько медицинские, сколько психолого-педагогические, направленные на оздо­ровление души и тела, интеллектуальное оздоровление.

Под оздоровлением ребенка понимается: оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансирован­ное питание, рациональный суточный распорядок, со­ответствие окружающей среды экологическим норма­тивам, соблюдение гигиенических норм и правил, правильный здоровый образ жизни (в том числе антиалкогольный и антинаркотический), а также духовно-нрав­ственное оздоровление путем создания благоприятного климата в детском коллективе, организации творческой деятельности, способствующей духовному, интеллектуальному и физическому развитию.

При оптимальной организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря создаются уникальные возможности для социализации и развития ребенка. Это­му способствуют:

1) круглосуточное нахождение ребенка в лагере, ко­торое создает единое информационное, воспитательное пространство, позволяющее выстроить единую систему требований в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями;

2) имеется возможность организации разнообразных видов деятельности: спортивной, игровой, творческой, коммуникативной, познавательной и др.;

3) нетрадиционный характер взаимодействия детей и взрослых (вожатых) по содержанию и по форме, способ­ствует проявлению у детей инициативы и социальной активности;

4) ситуация свободы выбора занятий по душе и про­фессиональная позиция вожатого (воспитателя) позво­ляют ребенку максимально проявить себя разносторон­не и творчески.

Воспитательная ценность учреждений системы летнего отдыха состоит в том, что они создают условия для педа­гогически целесообразного, эмоционально привлекатель­ного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации,, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Цель воспитательной деятельности в детском оздоро­вительном лагере — формирование у ребенка ценност­ного отношения к окружающему миру, которое выраба­тывается в ходе взаимодействия с педагогом (вожатым) как представителем мира взрослых.

Любое учреждение, работающее в системе детского отдыха, определяет основные задачи своей деятельности в соответствии с ведущими направлениями. Именно они определяют основные функции и задачи, которые реша­ет детский оздоровительный лагерь как элемент воспитательной системы.

1. Разрядка и восстановление. В условиях пребыва­ния в детском оздоровительном лагере ребенок попадает в новое качественное состояние, позволяющее сбросить груз школьных и иных накопившихся за год проблем. Это отдых, дающий возможность восстановления физи­ческих и психических сил.

2. Развлечения и хобби. Возможность заняться лю­бимым делом, поиграть, повеселиться — необходимая составляющая отдыха в детском оздоровительном лаге­ ре. От того, как реализуется данная потребность, во мно­гом зависит душевный комфорт, настроение ребенка, его готовность к более значимой деятельности.

3. Саморазвитие и самореализация — факторы, во многом определяющие содержание деятельности детско­го оздоровительного лагеря. Каникулярная пора наибо­лее благоприятна для развития самых разнообразных творческих и физических сил юной личности. Наиболее эффективное использование этого периода — одна из основных задач.

4. Профессионально-образовательная компенсация. Получение новых знаний, не укладывающихся в рамки школьных программ, выработка умений и навыков в избранном виде деятельности.

5. Социализация. Усвоение и активное воспроизве­дение социального опыта в процессе общения и деятель­ности в новом временном, отличающемся от школьного, коллективе — немаловажный фактор для развития и становления личности ребенка.

К сожалению, массовая практика дает немало приме­ ров, свидетельствующих о низком уровне организации летнего отдыха школьников, что снижает эффективность системы отдыха и оздоровления. Основными недостат­ками следует признать:

• отсутствие сбалансированности различных видов и направлений воспитательных воздействий, как по содер­жанию, так и по времени;

• недостаточное использование окружающей среды и природы;

• несоблюдение принципа единства оздоровления и воспитания;

• во многих случаях игнорирование и, как следствие, неудовлетворение разумных возрастных потребностей и социальных ожиданий ребенка, связанных с поездкой в лагерь;

• и, наконец, механический перенос многих школь­ных форм работы в жизнедеятельность лагеря.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: