За многие десятилетия в нашей стране и за ее пре делами накопился самый разнообразный и несхожий опыт организации летнего отдыха детей. Обратим внимание на две тенденции, на два почти противоположных подхода в современной организации отдыха детей: назовем их условно «потребительский» и «созидательный» подходы.
В первом случае взрослые считают своим долгом создать внешние условия для детского досуга: игровые комнаты, спортивные площадки, целые детские городки с бассейнами и соляриями, автодромами и компьютерными видеотеками, то есть маленькие Диснейленды, попав в которые, ребенок сам определяет, что ему делать, во что играть, как развлекаться и отдыхать. У него есть своя комната, в которой он живет, он знает время завтрака, обеда и ужина и сам строит распорядок своего дня при минимальном вмешательстве взрослых. В та ком детском оздоровительном центре взрослые уважительно относятся к свободе выбора ребенка, к самостоятельности его решений и поступков. Вожатый предлагает ребенку выбрать подходящую ему форму досуга, но не настаивает; советует, но не заставляет. Ребенку разрешается почти все, что не вредит детскому здоровью.
Второй подход предполагает не потребление созданных чужими руками удовольствий, а пробуждение стремления к собственной разнообразной творческой деятельности при обеспечении, минимально необходимых внешних условий: игровые площадки, спортивные сооружения и инвентарь, веранды и беседки, скромные домики, палатки, походная, кухня, импровизированная сцена на лесной поляне и т.п. При таком подходе ребенок сам создает радость игры и общения. Интересная жизнь возникает изнутри, из переживания удовольствия от совместной работы, из осознания своих творческих возможностей. Роль взрослого (вожатого) при таком подходе иная: он не просто советует — он вдохновляет, он не только предлагает — он помогает в рождении и осуществлении замыслов.
Не будем спорить, какой из подходов более целесообразен и педагогически эффективен, интересен, и востребован ребенком. Скорее всего, истина в том, что ребенку нужно и то и другое, и дело в том, как взрослые совмещают эти два подхода. И еще одно важное замечание. В новой модели воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря (первый или второй подход он осуществляет) главным становится ребенок. Он — субъект собственной жизни и творит ее, постепенно постигая ценность своей индивидуальности в контексте социально-преобразующей деятельности.
Часто летний отдых школьников связан с их пребыванием в лагере. Модели детских лагерей различны. Рас смотрим наиболее распространенные.
1. Международные и Всероссийские детские центры: МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Океан», ДЦ «Лазурный» (Нижний Новгород) и др. В детском центре может быть представлено одновременно несколько общественных объединений или детских организаций. От ряды работают по программе своего объединения или организации, например, скауты, казаки, русичи, «зеленые», пионеры (детские организации), или отряды-объединения: краеведческий, спортивный, творческий и др.
2. Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) или детский санаторно-оздоровительный лагерь (ДСОЛ), который в первую очередь ориентирован на отдых и укрепление здоровья детей. Программа жизнедеятельности смены включает игры, конкурсы, спортивные мероприятия, встречи с интересными людьми и много-много других форм отдыха, движения, активности. Это лагерь, в котором могут быть организованы санаторные смены со специальной программой оздоровления детей- инвалидов, детей-сирот, детей с девиантным поведением и др. Лагерь на одну смену или на одно лето может стать Городом, Республикой, Страной, Муравейником, Ульем и пр. В рамках смены могут создаваться отряды разного профиля, - работающие по индивидуальным про граммам: спортивные, туристические, краеведческие, технического, художественного; прикладного творчества, экологические и др. Самое главное здесь — игра, романтика, выбор дела по душе, возможность самореализоваться, занятость и участие каждого.
3. Профильный лагерь (со специальным отбором или без специального отбора детей): спортивно-оздоровительный, экологический, туристско-краеведческий (археологический), гражданско-патриотический (юных пожарников, пограничников, моряков, летчиков), образовательный (лингвистический, математический и др.), лагерь актива, творческий лагерь (смены кавээнщиков, театралов, модельеров, музыкантов и др.), полевой, палаточный и др. Под сменой профильного лагеря пони мается форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п. Если в лагерь дети приехали без специального отбора, за одну смену, конечно, они не станут туристами, спортсмена ми, экологами и пр. Но у них есть, хорошая возможность приобщиться к чему-то новому, интересному, по пробовать себя в новом качестве.
4. Лагерь труда и отдыха как форма практического приобретения школьниками трудовых навыков, вовлечения их в общественно полезную деятельность, сочетающую формирование у детей навыков здорового образа жизни в период каникул.
5. Лагерь с дневным пребыванием (школьный, дворовый).
6. Семейный лагерь (для детей и родителей).
7. Малозатратные формы организованного отдыха детей и подростков: палаточные, самодеятельные, передвижные лагеря, тематические экспедиции и походы и др.
Детские оздоровительно-образовательные лагеря (государственные и частные) являются юридическими лицами й осуществляют свою деятельность согласно Закону Российской Федерации «Об организации детского отдыха». Основная цель их создания — обеспечение прав граждан Российской Федерации на полноценный развивающий отдых детей и подростков в соответствии с их потребностями, интересами семьи, общества и государства.
Летний отдых — это неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребенка, один из способов непосредственного, естественного освоения ребенком жизни. В соответствии с этим; не совсем правильно рассматривать летний лагерь как временное местонахождение ребенка, где он занимательно проводит свое свободное время и при обретает те или иные знания и навыки. Летний лагерь надо рассматривать как своеобразное бытие ребенка, помогающее ему раскрыть свои потенциальные, скрытые духовные и физические возможности, а также реализовать ранее проявившиеся, развитые способности,
Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой — пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.
Детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическая деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, вы строить отношения между детьми, детьми и взрослыми.
В качестве принципов работы детского оздоровительного лагеря выступают: массовость и общедоступность мероприятий по интересам; развитие творчества и само деятельности; социально значимая направленность деятельности; единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми; учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей; взаимосвязь с семьёй и социальной средой.
В содержательной стороне летнего отдыха школьников принято выделять две основные составляющие: оздоровление и развитие.
В педагогическом плане, организуя оздоровительную - работу, необходимо исходить из определения здоровья как «состояния полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (устав Всемирной Организации Здраво охранения). Следовательно, и задачи оздоровительной кампании должны быть не только и не столько медицинские, сколько психолого-педагогические, направленные на оздоровление души и тела, интеллектуальное оздоровление.
Под оздоровлением ребенка понимается: оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный распорядок, соответствие окружающей среды экологическим нормативам, соблюдение гигиенических норм и правил, правильный здоровый образ жизни (в том числе антиалкогольный и антинаркотический), а также духовно-нравственное оздоровление путем создания благоприятного климата в детском коллективе, организации творческой деятельности, способствующей духовному, интеллектуальному и физическому развитию.
При оптимальной организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря создаются уникальные возможности для социализации и развития ребенка. Этому способствуют:
1) круглосуточное нахождение ребенка в лагере, которое создает единое информационное, воспитательное пространство, позволяющее выстроить единую систему требований в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями;
2) имеется возможность организации разнообразных видов деятельности: спортивной, игровой, творческой, коммуникативной, познавательной и др.;
3) нетрадиционный характер взаимодействия детей и взрослых (вожатых) по содержанию и по форме, способствует проявлению у детей инициативы и социальной активности;
4) ситуация свободы выбора занятий по душе и профессиональная позиция вожатого (воспитателя) позволяют ребенку максимально проявить себя разносторонне и творчески.
Воспитательная ценность учреждений системы летнего отдыха состоит в том, что они создают условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации,, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Цель воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере — формирование у ребенка ценностного отношения к окружающему миру, которое вырабатывается в ходе взаимодействия с педагогом (вожатым) как представителем мира взрослых.
Любое учреждение, работающее в системе детского отдыха, определяет основные задачи своей деятельности в соответствии с ведущими направлениями. Именно они определяют основные функции и задачи, которые решает детский оздоровительный лагерь как элемент воспитательной системы.
1. Разрядка и восстановление. В условиях пребывания в детском оздоровительном лагере ребенок попадает в новое качественное состояние, позволяющее сбросить груз школьных и иных накопившихся за год проблем. Это отдых, дающий возможность восстановления физических и психических сил.
2. Развлечения и хобби. Возможность заняться любимым делом, поиграть, повеселиться — необходимая составляющая отдыха в детском оздоровительном лаге ре. От того, как реализуется данная потребность, во многом зависит душевный комфорт, настроение ребенка, его готовность к более значимой деятельности.
3. Саморазвитие и самореализация — факторы, во многом определяющие содержание деятельности детского оздоровительного лагеря. Каникулярная пора наиболее благоприятна для развития самых разнообразных творческих и физических сил юной личности. Наиболее эффективное использование этого периода — одна из основных задач.
4. Профессионально-образовательная компенсация. Получение новых знаний, не укладывающихся в рамки школьных программ, выработка умений и навыков в избранном виде деятельности.
5. Социализация. Усвоение и активное воспроизведение социального опыта в процессе общения и деятельности в новом временном, отличающемся от школьного, коллективе — немаловажный фактор для развития и становления личности ребенка.
К сожалению, массовая практика дает немало приме ров, свидетельствующих о низком уровне организации летнего отдыха школьников, что снижает эффективность системы отдыха и оздоровления. Основными недостатками следует признать:
• отсутствие сбалансированности различных видов и направлений воспитательных воздействий, как по содержанию, так и по времени;
• недостаточное использование окружающей среды и природы;
• несоблюдение принципа единства оздоровления и воспитания;
• во многих случаях игнорирование и, как следствие, неудовлетворение разумных возрастных потребностей и социальных ожиданий ребенка, связанных с поездкой в лагерь;
• и, наконец, механический перенос многих школьных форм работы в жизнедеятельность лагеря.