МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В ХИРУРГИИ. ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НИХ




 

Термин "деонтология" введен в обиход в начале 19 столе­тия английским философом И.Бентамом, как обозначение науки о профессиональном поведении человека (deon - по гречески означает долг человека). С понятием деонтологии неразрывно связано понятие этики. А.А.Гольбах определял этику, как науку об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. По мне­нию А. Швейцера, «Этика - это безгранично расширенная ответствен­ность по отношению ко всему живущему». При этом «поступок, на­правленный на спасение жизни человека, считается проявлением наи­высшей этичности» (П. Малек).

Следует отметить, что все аспекты взаимоотношений в медицинском коллективе, включая межпрофессиональные, а также отношения врача и больного в своей основе должны базироваться на знаниях ме­дицинской деонтологии и этики.

В отечественную медицинскую литературу термин "деонтология" введен известным хирургом Н.Н.Петровым. Он вкладывал в него сле­дующий смысл: "Под медицинской, в том числе и хирургической, де­онтологией в условиях нашей советской медицины мы должны разу­меть учение о принципах поведения медицинского персонала не для достижения индивидуального благополучия и общепризнаваемой поч­тенности отдельных врачей и их сотрудников, но для максимального повышения суммы полезности хирургического лечения и максималь­ного устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы" (J 956).

Смысл медицинской этики в литературе употребляется в 2-х значениях:

1) оно отождествляется с понятием профессиональной медицин­ской морали, представляющей собой совокупность нравственных норм и оценок, а также моральные отношения, регулирующих прежде всего клиническую практику;

2) во - втором значении медицинская этика представляет собой на­учную и учебную дисциплину, объектом изучения которой является профессиональная медицинская мораль.

В медицине специфика моральных отношений определяется тем, что при исполнении своих профессиональных обязанностей медицин­ские работники имеют дело со здоровым и болезнями, болью и страда­ниями человека и должны всегда и прежде всего действовать в интере­сах больного, а порой и общества.

Но если медицинская этика не несет в себе специфики, обуслов­ленной той или иной врачебной специальностью (не существует от­дельной этики для терапевта и отдельно для хирурга или гинеколога и т.д.), то деонтология обрела профессиональные особенности, обуслов­ленные ее более прикладными чертами. Об этом свидетельствует тот факт, что медико -деонтологические проблемы рассматриваются чаще всего во взаимосвязи с той или иной медицинской профессией; таким образом различны деонтологии хирурга, педиатра, онколога и т.д. Деонтология является как бы разделом этики, и хотя понятия эти не тождественны, их следует рассматривать в диалектической взаимосвязи.

Основной задачей всякой медицинской деонтологии является по­стоянное напоминание медицинским работникам о том, что медицина должна служить пользе больных людей, а не больные люди пользе медицины. Каждое врачебное действие по отношению к больному должно руководиться, безусловно, в первую очередь интересами боль­ного.

Историческая справка. Учитывая значимость профессии врача, к нему издавна в обществе предъявлялись самые высокие морально-этические требования. Об этике и должном поведении врача написано бесчисленное количество научных трактатов, размыш­лений, публицистических статей. С незапамятных времен врачебная деятельность высоко чтилась, ибо в основе ее находилось стремление избавить ближнего от страданий, помочь при недугах и ранениях и при возможности - продлить жизнь. Наиболее древним источником, в ко­тором сформулированы требования к врачу и его права, считалось от­носящееся к 18 в. до нашей эры "Законы Хаммурапи", принятые в Ва­вилонии. Большой интерес для суждения о мед. этике в историческом плане представляют древнейшие памятники индийской литературы -свод законов Ману (1000-500 лет до нашей эры) и "Аюрведа" (Наука о жизни). Существует три редакции этой медицинской энциклопедии древности (4-3 век до нашей эры), наиболее полную создал врач Суш-рута. В одной из книг "Аюрведа" говорится о том, каким должен быть врач, как следует ему себя вести, как и что говорить больному. Уже в указанных источниках отмечено, что общечеловеческие принципы, присущие врачебной профессии, вытекают из ее изначальной гуман­ности, естественного стремления обличить страдания и помочь любо­му больному человеку.

Неоценимую роль в создании этических норм сыграл выдающий­ся древнегреческий врач Гиппократ. Ему принадлежат максимы "Где есть любовь к людям, там и любовь к врачебному искусству", "Не вредить". Гиппократ является создателем пережившей века клятвы, нося­щей его имя.

Этические принципы, сформулированные Гиппократом, получи­ли дальнейшее развитие в работах выдающихся врачей Асклепиида, Цельса, Галена, Авиценны и др. Именно Авиценне приписывают изре­чение: "Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудро­стью змеи и сердцем льва".

Необходимо отметить, что на протяжении многих лет и по настоящее время ориентиром во врачебной деятельности медицинских работников служат Клятва Гиппократа и Клятва врача России. В них изложены основополагающие принципы профессиональной деятель­ности, этических и деонтологических взаимоотношений. За последнее десятилетие принят ряд деклараций, кодексов и правил, которые призваны определять этические нормы поведения врачей. Во многих странах существуют национальные медицинские кодексы. Часть документов носит международный характер. К ним следует от­нести "Женевскую декларацию"(1948), Международный кодекс меди­цинской этики, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН (1982) и др. На последний акт наиболее часто ссылаются исследователи проблем медицинской этики в странах запада. В нем обращается внимание на вопросы оплаты медицинской помощи, на недопустимость перемани­вания пациентов, саморекламы и т. д, что довольно ярко иллюстрирует ряд нравственных сторон врачебной деятельности в условиях частной (капиталистической) медицины, ее несоответствие разрабатываемым и рекламируемым моральным принципам, расхождение между в общем-то правильными этическими установками и социальной действитель­ностью.

Научно-технической революцией, возросшими успехами медицины порожден ряд новых нравственных проблем. Возникли этические вопросы, связанные с медицинской генетикой, регуляцией рождаемо­сти, клонированием и др. В связи с увеличением числа лиц, имеющих доступ к информации о больном (врачей различных специальностей, регистраторов, статистиков, членов профсоюзного комитета и др.) проблема сохранения врачебной тайны вышла за рамки чисто врачеб­ной проблемы. Успех трансплантологии и связанные с этим возросшие возможности продления жизни, а также функционирование органов при отсутствии сознания, привели к необходимости закрепления юри­дических и этических сторон этих проблем в виде специальных меж­дународных актов, а в ряде стран - в законодательном порядке.

Еще на заре развития трансплантологии пересадка роговицы глаз от умерших или отдельных органов, переливание крови были регламентированы постановлением Совета Народных Комиссаров СССР (1937). В последующем Министерством здравоохранения СССР был издан ряд специальных документов. Аналогичные акты приняты при­мерно 30 государствами (США, Канада и др.). В настоящее время еди­ное определение понятия смерти во всех странах отсутствует. Наиболее общепринятые критерии содержит "Сиднейская декларация" (1969 г). Этот вопрос имеет большое этическое значение как при решении вопросов трансплантации, так и эвтаназии (добровольном и сознательном пре­рывании жизни). За последние годы рекомендации многих зарубежных авторов сводятся к тому, чтобы предоставить больным безнадежными заболеваниями право принимать решение о прекращении лечения. Од­нако, лицом, осуществляющим ее является врач, что создает тяжелую нравственную коллизию, в основе которой - обязанность врача бороть­ся за сохранение и продление человеческой жизни. Международных документов по этому вопросу пока нет. Тем не менее, следует отме­тить, что в 2001 году впервые в Голландии принят закон об эвтаназии, при положительном решении консилиума, состоящего из не менее 2-х врачей.

Во врачебной этике, наравне с меняющимися нормами и требова­ниями эпохи и конкретных социально-этических условий, существуют непреходящие принципы, обусловленные спецификой медицинской профессии. "Спешите делать добро" - такова короткая надпись, высе­ченная на могиле московского врача Ф.П. Гааза. Из числа отдельных отраслей медицинской науки в особом деонтологическом подходе ну­ждается хирургия. Работа хирурга является очень своеобразной и за­ключается в том, что он постоянно сталкивается с необходимостью решать (и порой в считанные минуты) сложнейшие проблемы, за кото­рыми стоят жизнь и здоровье пациента. Так, Р. Лериш, описывая дея­тельность хирурга и последовательность выполнения взятых им на себя ответственных решений, подчеркивал: "Кто не может принять решения в одну минуту, не должен быть хирургом, так же как человек неуверенный в себе, скрупулезно сомневающийся перед каждым хи­рургическим вмешательством..." Указаное выдвигает ряд жестких тре­бований к врачам, выбравших профессию хирурга.

По мнению Н.Н.Петрова, как профессионал хирург должен всегда стремиться к художественности в своей работе, что включает обосно­ванную ясность диагноза и показаний к производству операции, отсут­ствие грубости, четкость и нежность в обращении с тканями. Хирург обязан тщательно готовиться к каждой операции, чаще просматривать анатомические атласы, перечитывать руководства. Идеал, к которому нужно всемерно стремиться, но который нелегко достижим, Н.И. Пирогов видел в следующем:

1) уверенность в распознавании болезни;

2) искусство выбрать благоприятное время для операции, пред­принять ее не слишком рано и не слишком поздно, оказать бла­гоприятное психологическое воздействие на больного, укрепить его надежду, устранить страх и сомнение;

3) не только сделать операцию искусно, но также предотвратить возможные осложнения;

4) провести последующее лечение с полной осмотрительностью и знанием дела.

Взаимоотношение с больным является сложным комплексом, из которого нельзя выделить что-либо единственно важ­ное. Возьмем, например, проблему боли, ее ожидание больным и страх перед операцией. Т. Бильрот считал: "Врача любят, хирурга боятся, ибо первый своими рецептами приносит облегчение страданий, второй же, наоборот, сам собою приносит боль". Предотвращение боли - важ­ный момент работы всех хирургических отделений. Так, даже слиш­ком усердная пальпация, неумная и ненужная, допустим при тромбоф­лебите может вызвать негативную реакцию пациента. Хирург всегда может и должен бороться со страхом больного, его боязнью операции. В беседах с пациентом, которому предстоит операция, хирург должен не только знакомить его (в общих чертах) с характером намечаемого вмешательства, касаться при этом в определенной сдержанно-тактической форме риска операции, на фоне внушения надежды на положительный исход. Следует обращать внимание на то, что совре­менное обезболивание устраняет болевые ощущения и помогает орга­низму хорошо перенести саму операцию.

В настоящее время взаимоотношения врача и больного в большей степени определяют успех медицинской помощи, однако строится они должны на иной основе: в современной медицине врач и больной со­трудничают, делятся сомнениями и должны сообщать друг другу пол­ную правду. Это три обязательные компонента современного меди­цинского подхода.

Доверие к врачу, - как и прежде обязательный компонент ле­чебно-диагностического процесса. Но доверие, основанное на слепой вере, следует отличать от доверия заслуженного. Взаимоотношение врача и больного - не просто обмен сведениями - это часть лечения. Давно известно, что врачи могут воздействовать на болезнь без всяких лекарств: примером может служить эффект плацебо (плацебо - это биологически инертное вещество, которое врач дает больному в качестве биологически активного). В клинических испытаниях совершенно однозначно продемонстрирован эффективность такого "лечения". В свое время обязательной предпосылкой возникновения эффекта пла­цебо считалась слепая вера в чудесную силу лекарств. Однако, сотруд­ничество между врачом и больным порождают эффект плацебо без всякого плацебо. Будучи научно обоснованным, эффект плацебо до­полняет медицину как науку и оправдывает взгляд на нее как на ис­кусство.

При всем разнообразии подходов сотрудничество врача и больно­го состоит из 4-х главных компонентов: поддержки, понимания, ува­жения, сочувствия.

Поддержка - одно из важнейших условий установления правильных взаимоотношений врача и больного. Поддержка означает, что врач стремится быть полезным больному, но совсем не означает, что врач должен взять на себя всю ответственность за состояние здо­ровья и настроения больного. Здесь должны помочь другие звенья сис­темы здравоохранения, семья, друзья больного, однако главные ресур­сы, вероятно, скрыты в самом больном. Их использование станет воз­можным, если больной осознает, что врач намерен помогать, а не за­ставлять. Таким образом, составная часть оказываемой врачом под­держки - это активизация роли больного в лечебном процессе. Это справедливо и в случае хирургического вмешательства, когда врач как будто полностью контролирует ситуацию. "Хирург - лишь инструмент, который больной берет в руки, чтобы исцелить себя". Добровольное ограничение приема наркотических анальгетиков, активное передви­жение несмотря на боль, энергичное участие в лечении - все это требу­ет от больного четкой установки на выздоровление. Согласие больного ни активное участие в лечебном процессе обычно предвещает благо­приятный исход.

Когда врач проявляет понимание, больной уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач выражает это словами и невербаль­ными средствами: взглядом, кивком головы. Тон и интонация речи хирурга способны демонстрировать как внимание и понимание, так и отстраненность и отсутствие интереса. Указанное следует учитывать в общении с больными.

Уважение подразумевает признание ценности больного как индивида и важности его забот. Речь идет не только о согласии вы-с путать человека - главное показать, что его слова произвели на вас впечатление: необходимо признать значимость происходящих с боль­ным событий. Часто все, что требуется, - активно проявить заинтересованность. Важны простейшие вещи типа быстрого запоминания имени и фамилии больного. Невербальное общение врача и больного может как подкрепить, так и разрушить доверие.

Сочувствие - ключ к установлению сотрудничества между врачом и больным. Нужно уметь поставить себя на место больного, взглянуть на мир его глазами. Сочувствуя, мы испытываем чувства другого человека. Сочувствие начинается с самого факта нашего при­сутствия, часто молчаливого, с ожидания когда больной заговорит. Сочувствие можно выразить как физически (например, положив руку на плечо), так и эмоционально. Взаимодействие между врачом и боль­ным в ходе оказания медицинской помощи является одним из главных компонентов успеха: "Самое популярное лекарство - сам врач".

Важный аспект взаимоотношений врача и больного - как узнавать и говорить правду. Медицина - это область, где позволено обсуждать самые интимные секреты больных. Врач вправе ожидать честного ответа на вопросы, которые не задает боль­ному родная мать. Помочь больному сказать о себе правду могут толь­ко доверительные взаимоотношения между врачом и больным. Боль­ные тоже вправе ожидать от врача правды. Времена, когда врачи мог­ли скрывать диагноз, давно миновали. Врач, до сих пор пытающийся это сделать, вскоре узнает, что больному уже все известно, что его са­мым неуклюжим образом проинформировала медсестра или лаборант­ка. Говорить правду не означает сразу излагать все, что известно. Со­общают только сведения, которые, по мнению врача, важны для боль­ного, а также то, о чем он, судя по заданным вопросам, хочет знать.

Говорить правду не значит также обсуждать проблемы больного со всеми его друзьями или членами семья, даже если сам он против этого не возражает. В случае серьезно больного человека, за которого волнуется многочисленные родственники, возможности интерпрета­ции разными людьми одних и тех же слов врача безграничны. Наи­лучший выход из такой ситуации - этот поддерживать контакт с кем-то одним из родственников, кому поручит семья.

Врачи не перестают обсуждать вопрос о том, как сообщить боль­ному правду. Тонкий способ скрыть правду - форма, в которой пре­подносится диагноз. Врач, сообщая больному необходимую правду, должен внушить ему и надежду. Помогать больному, смотреть правде в глаза, не теряя надежды на лучшее, является одной из самых труд­ных и важных задач.

Никогда нельзя говорить, что вы больше ничего не можете сде­лать, даже если единственное оставшееся у вас средство - быть рядом и помогать больному надеяться. Плохие новости сообщать трудно.

Главное здесь определить, какую часть правды сказать за одно посе­щение. Как правило, реакции и вопросы больных дают понять, сколько они хотят услышать. Есть ряд приемов по поводу того, как сообщать

плохие новости:

1. Уделите больному достаточно времени: ничто так не рас­страивает и не подавляет как обсуждение плохих новостей наспех, когда нет времени задать вопросы, высказать опасе­ния и построить ближайшие планы.

2. Проводите беседу в неформальной, спокойной обстановке. По желанию больного могут присутствовать ближайшие родственники.

3. Имейте наготове рекомендации по лечению и сообщайте их параллельно с плохими новостями. Завершите свой рассказ описанием предстоящих лечебных процедур - это не вызовет отчаяния, но внушит надежду.

4. Убеждайте больного в своем постоянном участии и готовно­сти всегда быть с ним рядом.

Взаимоотношения врача и больного остаются основой медицин­ской практики. Врачи и больные должны стремиться к сотрудничест­ву, делиться своими сомнениями и говорить друг другу правду. По-настоящему хороший результат в медицине дает сочетание довери­тельных человеческих отношений с чудесами научно-технического прогресса. А для этого технически оснащенный врач должен не только уметь, но и любить разговаривать с больными.

Взаимоотношения медицинских работник о в являются важным деонтологическим аспектом при выполнении профессиональных обязанностей в коллективе.

Еще в далекие времена великий Гиппократ наставлял своих коллег: "Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного, и не видя ясно по причине своей неопытности, не просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь".

В знаменитой "Молитве Моисея Маймонида" - известного врача, жившего в Испании в X веке, есть такие строки: "Боже! Наполни мою душу добротой и спокойствием, если старшие коллеги, гордые своим ночрастом, захотят сместить меня или будут относиться ко мне с пре­зрением или высокомерно поучать меня. Пусть даже это пойдет мне на пользу, ибо они знают много такого, что мне неизвестно".

Каждый выпускник российских медицинских факультетов давал такую клятву "... Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам -врачам и не оскорблять их личности... В важных случаях обещаю при­бегать к советам врачей, более сведущих и опытных..."

Аналогичные клятвы и присяги, как наиболее распространенные формы моральных обязательств, можно отыскать в истории медицины любой страны. Очевидно, вопрос о взаимоотношениях врачей был все­гда столь важен, что решать его пытались с помощью божьей и с при­влечением авторитетнейших врачей всех времен и народов. Яркие кар­тины взаимоотношений между врачами можно найти в русской лите­ратуре: у Толстого, Чехова, Флобера и др. Фундаментальный принцип медицинской этики коллегиальных отношений - уважение к человече­ской личности.

"Если врачи претендуют на большее уважение со стороны публи­ки, то они обязаны и сами проявлять его друг к другу, т.к. вряд ли можно уважать общественный класс, отдельные члены которого отно­сятся друг к другу без достаточного уважения" (А.Молль).

Сложность положения хирурга требует, что всегда, когда того требуют обстоятельства, хирург обязан призвать на помощь своих учителей и коллег, не проявлять беспочвенную самонадеянность и самоуверенность, ибо она может роковым образом отразиться на судь­бе больного. Конечно, хирург всегда, должен быть уверен, что его старший коллега в нужную минуту придет ему на помощь советом, участием в осмотре больного или операции, сделает это доброжела­тельно и без упреков и унижения достоинства того, кто к нему обра­тился.

Врачебные ошибки. Под врачебной ошибкой принято понимать добросовестное заблуждение врача, или, другими словами, ошибки при добросовестном исполнении своих обязанностей. Дея­тельность врача, особенно хирурга, очень сложна. Неотъемлемая со­ставляющая часть ее ошибки. К хирургическим ошибкам относят­ся все действия врача, которые невольно нанесли или могли нанести ущерб больному (Н.И.Краковский, Ю.Я.Грицман, 1967). Здесь нужно подчеркнуть слово "невольно", т.к. всякое отклонение в сторону сознательного нарушения интересов больного переходит из группы ошибок в число случаев прямого нарушения долга и преступлений.

Врачебные ошибки можно классифицировать следующим спосо­бом:

1) диагностические;

2) лечебно-тактические;

3) деонтологические;

4) организационные;

5) технические, в том числе неосторожные действия врача;

6) неправильное или небрежное заполнение медицинской документации;

7) разглашение врачебной тайны.

Часть этих ошибок относят к ошибкам по недомыслию. Их совершают, применяя наши знания на практике.

Возможны ошибки по неведению, которые в противополож­ность ошибкам по недомыслию, подразумевают, что врач не обладал запасом теоретических сведений и практических навыков, достаточ­ных для принятия правильного решения, либо совершил неверное тех­ническое действие (лечебно-технические, организационные, а также Ошибки в оформлении медицинской документации).

И ошибки по неведению, и ошибки по недомыслию можно пре­дотвратить. Именно по этому их и называют ошибками. Анализируя причины нежелательных результатов и делая вывод о том, что нужно было действовать иначе, мы тем самым признаемся в совершенной ошибке. С другой стороны, нежелательный результат возможен и при правильном, с точки зрения современной медицинской науки, лечении. Нес наши решения основаны на вероятностном подходе. Даже очень высокая вероятность правоты подразумевает низкую, но не нулевую вероятность ошибки.

Плохие исходы порою неизбежны. Они порождаются самими принципами диагностики и лечения. В медицине не бывает стопро­центных гарантий успеха - только высокая или низкая вероятность. плохой исход можно отличить от ошибки, спросив себя: "

Располагая всей доступной информацией, стал бы я действовать иначе?" Если ответ гласит: "Нет, делал бы тоже самое," - значит речь идет не об ошибке, а о плохом исходе.

Столкнувшись с врачебной ошибкой, нужно четко отличать ошибки по недомыслию от ошибок по неведению. Причинами ошибок по неведению являются:

• неумение учиться;

• неспособность поддерживать форму;

• незнание пределов своих возможностей.

Умение учиться и поддерживать форму - это постоянная работа над собой и развитие способностей к размышлению. Осознавать пре­делы своих возможностей - это знать, когда обратиться за помощью к коллеге, постоянно совершенствоваться и не браться за решение непо­сильных задач.

Когда ошибка совершена надо знать как себя вести. Исследователи, наблюдавшие за поведением начинающих врачей, выделяют 3 возможных деструктивных подхода к ошибкам - отрицание, оправдание отстранение.

Отрицание - это отрицание возможности предупреждена совершенной ошибки, относя ее, таким образом, к плохим исходам Отрицание по сути своей неконструктивно, поскольку лишает воз­можности анализировать причины своих неудач и учиться на собст­венном опыте.

Оправдание - то есть перекладывание ответственности за свои ошибки на других - руководителя, больного и т.д.

Отстранение - отстраняясь от совершенной ошибки, врач оправдывает ее, относя к неизбежным плохим исходам: "Не ошибается тот, кто ничего не делает", "Здесь медицина бессильна" и др.

Бывают и ситуации, противоположные отстранению. Оглядыва­ясь назад, врач может видеть свои ошибки там, где их не было. Такого рода "ретроспекция" - это, возможно, самый мощный диагностический инструмент медицины. Однако, наше видение прошлого не свободно от искажений, а это влияет на оценку собственных действий и дейст­вий окружающих. "Как же я не заметил? Почему я не спросил? " - ответы на эти вопросы кажутся очевидными, только когда все закончилось. Важно избегать обеих крайностей - как отстранения, так и самобиче­вания. Перечисленные реакции по-человечески понятны, но они ли­шают врача способности учиться на собственном отрицательном опы­те и адекватно воспринимать неудачи.

Правильный подход к анализу совершенной ошибки включает 3 обязательных этапа:

• признание ошибки;

• исправление того, что может быть исправлено;

• разрешение ситуации: извинение за то, что можно простить и стремление не повторять ошибку.

Если мы признали свою ошибку, постарались ее исправить и све­сти к минимуму ее последствие, проанализировали причины и сделали выводы на будущее - можно надеяться, что по крайней мере в нашем собственном сознании проблема разрешена. Работая над своими ошибками, врач заслуживает сочувствие окружающих и свободу от обвинений.

Плохие исходы - неотъемлемая часть врачебной работы, но мож­но свести к минимуму врачебные ошибки, обусловленные нашим не­ведением и недомыслием. Мы никогда не достигнем совершенства, но всегда должны к нему стремиться. И тогда у нас будет полное право посмотреть в глаза больному и его близким и сказать, что мы сделали все что могли.

Кроме врачебных ошибок существуют профессио­нальные правонарушения. В их основе лежит недобро­совестность. Анализ этих правонарушений показывает, что большин­ство их связано с низким моральным обликом медицинского персонала, с грубым нарушением правил медицинской этики и деонтологии. К таким нарушениям согласно УК РСФСР относятся неоказание помо­щи больному; незаконное производство аборта; халатное отноше­ние к своим обязанностям; незаконное врачевание; нарушение са­нитарно-гигиеническ льнодействующих ядовитых и наркотических средств; хищение или вымогательство наркотиче­ских или психотропных средств; причинение смерти по неосто­рожности; заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией; Оставление в опасности; сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей; надруга­тельство над телами умерших или Местами их захоронений. Среди всех преступных действий медицинских работников халатность и небрежность при оказании медицинской помощи юристы рассматривают как преступление по неосторожности, а остальные относят к умышленным профессиональным преступлениям.

Следует отметить, что в настоящее время все большую актуаль­ность принимает ответственность по статьям Гражданского кодекса «О нарушении прав потребителя», что чревато не только моральными, Но и существенными материальными потерями для медицинских со­трудников и учреждений. При этом нередко контроль за качеством осуществления медицинской помощи выполняют не только надзирательные и руководящие вышестоящие медицинские организации, но и независимые эксперты или представители страховых компаний.

С 1.01.97 введен в действие новый уголовный кодекс РФ, приня­тый Государственной Думой и одобренный Советом Федераций. Не­которые положения из него приведены в данной лекции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: