Разве вы никогда не встречали коллег, которые очень хотят использовать любой шанс для того, чтобы сделать карьеру? Но есть еще один способ избавиться от конкурентов. Чем небрежнее вы выполняете свою работу на предприятии, тем сложнее приходится тем, кто с вами работает. А ведь никто даже не сможет доказать, кто из коллег виноват в том, что работа была сделана плохо или неточно. Но мы должны вас предостеречь: чем лучше ваш конкурент ознакомлен с результатами начального периода работы, тем больше у вас шансов проиграть эту битву!
Если на предприятии есть разрешение курить в любом месте, то курите там, где это больше всего может помешать вашим конкурентам работать.
Иногда можно использовать свой актерский дар: говорите с вашими конкурентами на каком‑нибудь диалекте так, чтобы они понимали не все из того, что вы им говорите. Но и здесь надо быть осторожным, так как можно заработать прозвище!
Передвигайте комнатные цветы, письменные принадлежности и т. п. тех ваших коллег, кого вы считаете своими конкурентами. Для этого нужно заранее знать, чего они не любят. Но делать это нужно так, чтобы вас ни в коем случае не заподозрили. Запахи также могут раздражать – воспользуйтесь этим. И на вопрос, почему в комнате стоит такой запах, вы всегда будете знать ответ…
Конфликты в общении
Не зная, «что, собственно говоря, здесь происходит», и не принимая открыто участие в конфликтах на предприятии, можно постараться нанести своему сопернику большую травму, если вы работаете на крупном предприятии или в промышленном концерне. И для этого вовсе не обязательно изобретать что‑то экстраординарное. Достаточно поддерживать связь с теми людьми, которые обладают информацией, и вашему сопернику можно будет устроить «холодный душ». Так как «знание – сила», особенно в профессиональной сфере.
|
Если кому‑то удастся отключить кого‑то от информации, то у него соответственно появится возможность влиять на профессиональную жизнь данного коллеги, а следовательно, и на развитие его карьеры. Итак, моббинг, возникающий на почве борьбы за информацию, может принимать различные виды и применяться в любом месте.
• Сроки важных совещаний и переговоров нельзя узнать, смотря телевизор. Для этого есть телефон, но ведь и он может подвести. Ваша жертва не должна получать информацию вовремя.
• В особенности в индустриальной сфере есть давно известный трюк: не сообщать определенным коллегам об изменениях в производственном процессе. Пусть они окажутся в глупом положении…
• Простейший метод подставить конкуренту подножку – это сделать так, чтобы просто исчезли письма с важнейшими документами или сообщениями. Конкурент пропустит сроки или не будут приняты соответствующие меры.
• Я знаю одного служащего, который в течение многих лет ходил со своими коллегами в одну и ту же столовую. Как‑то раз он специально изменил свой обычный маршрут и объяснил это тем, что якобы не хотел проходить мимо комнаты своего начальника, так как перед этим они немного поспорили. У него для этого были свои основания: в коридоре, недалеко от кабинета шефа, на одном из стендов всегда вывешивались списки освобождающихся вакансий внутри предприятия. И он хотел помешать тому, чтобы его сосед по комнате увидел новое, довольно заманчивое предложение об освободившемся месте «руководителя отдела связи». Он сам давно мечтал об этом месте. Его долгая дорога увенчалась успехом, он получил работу, о которой мечтал. Вот вам и путь в столовую…
|
• Если вы спланировали важное перемещение в вашем отделе, то поговорите прежде всего с теми коллегами, которые получат от этого пользу. Других же можно сразу поставить перед свершившимся фактом. И не надо затевать никому не нужных дискуссий по этому поводу. К тому же, быстро все сделав, вы выиграете время.
• Достаточно часто применяется еще один метод – это кардинальное изменение в организации труда или в рабочем процессе, который также хорошо действует для того, чтобы нанести конкурентам урон, и обычно открыто применяется на практике. Например, его можно провести тогда, когда один из коллег уехал в продолжительный отпуск. Когда он вернется, то на его месте уже будет сидеть другой. Отдохнувший коллега будет поставлен перед свершившимся фактом и просто не сможет с ходу войти в установленный порядок производства, так как он тоже будет изменен.
• Если один из коллег заметит, что против него «кто‑то что‑то имеет», то следует его обязательно успокоить: «Ну что вы, мы бы обязательно вам сообщили. Продолжайте спокойно трудиться». Всегда знайте, что в такой ситуации время работает на вас и против вашего конкурента.
• Всегда «тонко» работают те начальники, которые из иерархических соображений или «исключительно в интересах производства» хранят в тайне от своего начальника некую важную информацию. Только обладая холодным рассудком, можно начинать выступать против начальника другого отдела, даже если у вас и есть информация, которая может ему навредить.
|
• С другой стороны, обладая информацией, всегда можно использовать ее с умом: если вы, например, случайно узнали о каких то недостатках в работе отдела, в котором вам самому очень бы хотелось стать начальником, то «абсолютно случайно» упомяните о них вскользь на следующем совещании, или во время общего собрания, или там, где вы часто видите своего начальника. Это не должно произвести большого впечатления, но заставит задуматься о том, что начальник того отдела работает плохо, если подобная информация доступна всем. И тогда уже будьте внимательны…
• У вас должна быть очень хорошая память, вы должны помнить о самых, казалось бы, незначительных случаях: кто где ест, кто о чем говорит и т. д. Без подобных знаний вы не сможете сплести ни одной интриги. Но иногда нужно вовремя забыть об этом, например в ситуации, подобной следующей.
На совещании директора большой парфюмерной фабрики спросили, имеет ли он что‑нибудь против того, чтобы фрау Мауер назначить руководителем нового отдела. Принимая участие в совещании вместе с директором, вы могли бы поделиться с ним имеющейся у вас информацией, так как у вас наверняка что‑то есть против обсуждаемой кандидатуры, но в данной ситуации лучше всего промолчать и выглядеть «хорошим другом», так как фрау Мауер, возможно, хорошо знает кого‑то из ваших коллег и может намеренно сказать ему, что вы недовольны его поведением или его отношением к вам либо, просто услышав что‑то против своей кандидатуры, может устроить скандал. Нет, не все то, что вы знаете про кого‑то из ваших коллег, надо говорить сразу. Может быть, стоит немного повременить… Ведь знание – сила!
Немного криминала
Одной из самых действенных на сегодняшний день форм моббинга являются сексуальные домогательства или сексуальные обвинения. Они могут не только привести к увольнению, но часто их следствием являются тяжелые заболевания и даже самоубийства. И многие честолюбцы и карьеристы с успехом используют этот метод для того, чтобы лишить места своих конкурентов. Там, где сегодня есть эта сексуальная интрига, она обычно развивается в нескольких направлениях: или между гомосексуалами в мужской компании либо в мужском отделе, или между начальником цеха либо отдела и молодой студенткой, которая обязана отработать в его подразделении производственную практику. Почти всегда такая практика моббинга присутствует там, где есть женщина‑начальник и почти все ее подчиненные – мужчины. Последний пример как будто бы взят из театральной пьесы Дэвида Мамета, в которой студентка рушит карьеру своего преподавателя, обвинив его в попытке изнасилования. И в голливудском фильме «Разочарование» Барри Левинсона красивая, честолюбивая начальница (Деми Муур) обвиняет бедного, мелкого служащего (Майкл Дуглас) в попытке сексуального насилия.
Такую красивую интригу «на гладком паркете» инсценировала одна из служащих – секретарша восточногерманской фирмы в 1994 г. Назовем ее «X». Имея доступ к документам, только она одна знала о том, что к ее суперпунктуальному шефу сегодня ровно в три часа должна будет прийти комиссия для проверки. Она также знала и то, что ее коллега и подруга могла бы получить место этого начальника, которого все на предприятии звали «чистюлей». Но это могло бы произойти только в том случае, если бы его уволили. Ровно в 14.45 она принесла господину Чистюле чашечку кофе и была немного любезнее, чем раньше. Верхние пуговицы на кофточке были расстегнуты немного смелее, чем обычно, тесно облегающая юбка больше, чем обычно, открывала ее стройные ноги. Ровно в три часа ее рука потянулась, чтобы поправить ему галстук, она слегка улыбнулась и потянулась к его уху, чтобы тихо сказать ему что‑то на ухо. Вошедший в этот столь пикантный момент директор увидел эту недвусмысленную картину и подумал про себя: «Почему этот мерзавец так поступает со своей секретаршей? И она, бедная, наверняка должна молча страдать. Нет, так дальше продолжаться не может. Я не хочу, чтобы на моем предприятии были какие‑то трудности».
И господин Чистюля нашел свою фамилию в списке уволенных при первом же сокращении. А подруга секретарши получила ту должность, о которой так долго мечтала. Теперь вы смогли убедиться, что сексуальный моббинг – вещь очень интересная и действенная. И конечно, если бы не случай, то обычное давление на господина Чистюлю могло и не принести результатов.
Против личности
Многие коллеги часто размениваются по мелочам. Такие высказывания, как: «Не могли бы вы писать немного аккуратнее, а то я из‑за вашего почерка ничего не понимаю» или «Пожалуйста, больше любви к работе, а не к тому, чем нужно заниматься дома», почти каждого могут вывести из себя. А иногда не только просто вывести, но и враждебно настроить.
Сильные ругательные выражения, двусмысленные намеки или прямые упреки, касающиеся частной жизни коллег на предприятии, являются одним из излюбленных средств, при помощи которых можно лишить конкурента способности бороться за занимаемое им место.
Психотеррор
Это средство часто применяется в борьбе двух конкурентов за одно место. Вот вам пример: крупная немецкая автомобильная фирма попросила свой бразильский филиал подготовить статью для одного из специальных отраслевых журналов. «Господин директор Бразил», который очень хотел вернуться обратно на родину и одновременно попасть в совет директоров, красочно описал новую, довольно успешную систему работы на предприятии. При этом он знал, что у ответственного за немецкий филиал господина Кауфмана были свои проблемы и что он уже во второй раз пытался занять место в совете директоров. К тому же его популярность среди сотрудников за последний год возросла, а вот успехи в работе фирмы оставляли желать лучшего. После того, как статья увидела свет, господин Кауфман решил, что это прямой выпад в его сторону, позвонил ответственному за выпуск ежемесячного журнала и попросил его оставить ему место для ответной статьи.
В ней он ополчился против своего обидчика – директора Бразила, опубликовав известные ему данные о работе отечественного предприятия, которые явились необходимыми предпосылками для успешной работы всех филиалов. И, не называя прямо своего конкурента, закончил статью в журнале следующими словами: «В некоторых странах, к сожалению, несмотря на хорошо поставленную систему внутри фирмы, никак не могут добиться успешной работы». Это попало в точку! Получив свежий только что отпечатанный номер журнала со своей статьей, господин Кауфман послал свою секретаршу на почту и велел ей разослать эту статью всем представителям фирмы за рубежом. Через восемь дней он был уже в совете…
Подобные психологические приемы особенно популярны среди менеджеров, потому что могут быть употребимы в любой ситуации, на многое начальство просто закрывает глаза, потому что как бы не к чему здесь и придраться. Особенно хорошо они используются для борьбы с конкурентами во время интервью. Даже такие люди, как Борис Беккер и Михаель Штих, используют их в своей борьбе. Борьба одного человека против другого крутится вокруг получения кругленькой суммы в несколько миллионов марок. Поэтому арсенал психологического оружия включает в себя многие средства, применяющиеся как на поле, так и на пресс‑конференциях: от прямого игнорирования и игры на нервах до бранных окриков.
Как – то раз Штих во время турнира на вопрос репортера о его взаимоотношениях с Беккером ответил: «А я его вообще здесь не видел». Он попал в цель. На следующий день Борис прочитал газету и был страшно зол на своего соперника. Так зол, что проиграл следующую игру.
Потом когда в своем интервью Борис сказал, что его столь высокооплачиваемый договор с одним из клубов подходит к концу, Штих, который по праву занимает одно из ведущих мест в мировой десятке лучших теннисистов, в следующем интервью заявил, что его контракты все подписаны и продлены. Михаель всегда знает, когда лучше всего начать нападать. Он всегда, когда играет на турнире, держит наготове тщательно продуманные варианты игры, его уши всегда слышат, он всегда отмечает про себя что за, а что против него.
Анализируя результаты турниров 1994–1995 гг., даже дилетант может заметить такую закономерность: если Штих играет лучше и упорнее, то Беккер начинает проигрывать, или наоборот. Чтобы дать себе возможность играть друг против друга, они постоянно должны не только держать друг друга в поле зрения, но – и давать друг другу возможность иногда побеждать. Это же правило, распространяется и на играющих на крупных предприятиях или фирмах: если в одном отделе вся власть перешла в руки «X», то во главе другого отдела наверняка появится «Y».
Смерть репутации
Много сил приложили на рубеже 1994–1995 гг. немецкие христианские демократы в Берлине для того, чтобы нанести ущерб репутации одного их своих коллег, председателю весьма могущественной берлинской фракции Эрхарду Дипгену. Для того чтобы сделать это успешнее, в ход была пущена даже бульварная пресса, которая с большим удовольствием опубликовала закулисные слухи. К тому же было сказано, что может быть опубликовано множество фотографий бургомистра вместе с дамами вполне определенной профессии, которые постоянно его сопровождают. Подобные фотографии делались приватно и не должны были вообще никогда увидеть свет. К тому же сам Дипген долгое время недоумевал и говорил о них: «Разве они такие уж откровенные?»
Никто не задавал в статье лишних вопросов. Там было только сказано, что негативы находятся у одной персоны. Подобная игра на нервах всегда чревата тем, что такая тайна становится началом конца карьеры. Двери банков и промышленных кругов закрываются. К тому же все конкуренты моментально бросаются на поиски таких фотографий, предполагая, что когда они их достанут, то получат в руки непобедимое оружие. А ведь все дело в том, что с помощью средств массовой информации травить своего конкурента можно гораздо дешевле, чем гоняться за негативами, возможно, несуществующих фотографий.
Клевета
Это одно из самых действенных средств борьбы с конкурентами. Достаточно иногда просто сказать шефу: «Собственно говоря, я не могу вам это рассказывать, так как очень хорошо к вам отношусь и в вашем присутствии мне трудно говорить такое…». И конечно же, любой начальник будет не очень рад, если услышит, что коллега «X» считает его «некомпетентным», «бездельником», «болтуном» или просто «нулем».
Многие из коллег допускают ошибки. А ведь это тоже прекрасный способ поставить их на место: «Шеф, компьютер опять вывели из строя. Интересно, Майер уже закончил свои компьютерные курсы? Он вчера был здесь».
Некоторые «любимые» коллеги стараются работать сверхурочно для того, чтобы, как им кажется, скорее и успешнее сделать карьеру. И тогда появляется возможность немного «исправить» работу одного из коллег, который по каким‑то причинам работает дома (внести некоторые ошибки в текст на компьютере, испортить чертеж и т. п.).
И напоследок
Ложь и обман, трюки и тактика, конечно, не могут постоянно применяться, если вы мечтаете сделать хорошую карьеру. А главное, если вы рассчитываете свою жизнь вперед, то должны обязательно задуматься над тем, что, поступая таким образом, наживаете себе врагов и они могут вам потом отомстить. Если вы работаете начальником достаточно крупного отдела, то часто плохая обстановка на работе, к созданию которой вы тоже приложили свои усилия, может сказаться и на вас.
А из всего вышесказанного я предлагаю вам сделать для себя следующие выводы:
1. Всегда просчитывайте, как долго уже длятся ваши нападки на кого‑то из коллег. Ведь может наступить время, когда этот человек поймет, кто интригует против него, и тогда он может стать опасным. Поэтому всегда будьте внимательны к тому, как вы себя ведете и не перегнули ли вы палку слишком сильно.
2. Всегда внимательно относитесь к тому, что происходят в вашей команде. Нет ничего хуже, если разборки начнутся в вашей собственной команде. Или там появится кто‑то, кто хочет занять ваше место. Всегда помните о том, что ваша популярность в команде – залог успеха в борьбе за хорошую карьеру.
Какими мы себя, видим
Тот, кто действительно это должен знать, скажет: «Где это видано, что деньги и формальности могут лишить человека моральных соображений? Мы интересуемся прежде всего имиджем, а не содержанием. Если кто‑то так выглядит, что это производит на нас впечатление, то это гораздо важнее того, о чем он при этом думает!»
Ну, что же, мистер Редфорд был прав. В 1995 г. он был избран читательницами международного женского журнала «самым красивым мужчиной мира» и назван голливудской звездой. Его фильм «Билл Мак Кей – кандидат» показывает, как, соблюдая все правила нашей жизни, можно прийти к успеху. И в его целлулоидном хите «Быстрое шоу» он, полный драматизма, представляет, как можно упрочить и умножить власть, используя манипуляции, интриги, показные эффекты и ложь. Роберт Редфорд мог бы спокойно отнестись ко многому критически, у него прекрасный имидж одного из самых популярных шоуменов. Его знаменитая игра и имидж помогли ему достичь мировой известности, богатства и стать влиятельным человеком.
Не каждый молодой менеджер может сделать блестящую карьеру и использовать каждый подходящий для этого шанс, как это сделал Роберт Редфорд. Не каждый предприниматель имеет столько амбиций и возможность их осуществить на деле. И конечно, не каждому выпадает такая удача, как работа в Голливуде, где делают звезд. Поэтому не будем долго говорить о том, как хороши шоу нашего героя, а обратим лучше внимание на то, как выглядит этот человек, как он говорит, как вообще следует вести себя на приемах и конференциях или во время доклада супербосса. Это одно из слагаемых успеха.
«Собственный имидж», характеристика, как это называется в необходимом наборе документов каждого из нас, если нам приходится искать новую работу, выражается не только в датах жизни и ее событиях, но и в том, как и что мы говорим, оказавшись в первый раз на приеме у начальника или на конференции во время доклада.
Одна из пословиц, аналог которой есть практически в любом языке, гласит: «Дорога в ад вымощена благими намерениями». Менеджмент собственной жизни и планирование собственной карьеры могут также спокойно превратиться в ад, если не знать, что есть выход абсолютно из любой ситуации. Я мог бы привести здесь из ряда вон выходящие примеры, которые были бы полезны для вашей профессиональной и частной жизни и карьеры, но ведь главное не в них, а в вашей уверенности, что даже самые незначительные характерные особенности поведения вы впитали в себя уже с молоком матери и теперь их следует только немного подкорректировать.
Представленные ниже 25 советов, аргументов и объяснений должны помочь вам научиться вести себя так, как подобает уважающему себя и уважаемому своими подчиненными шефу. Научиться правильно говорить и вести себя так, как должен вести себя чиновник, если он надеется сделать на своем поприще блестящую карьеру. Но, с другой стороны, вы должны, руководствуясь ими, научиться понимать язык символов и жестов своих начальников. Тем более, что абсолютно все начальники, перед тем как занять свое кресло, постигают эту же науку жестов и символов.
В любом случае я хотел бы избежать того, чтобы ваша профессиональная карьера строилась так, как это было сделано у героев телевизионного сериала «Закон Мэрфи» и подчинялась единственно логике, которой следовали герои этого сериала и согласно которой «получается только то, чему суждено быть». Если вы решите следовать такой логике, то, как Мэрфи, не добьетесь вообще никакого успеха.
1. Тот, кто мечтает подняться из низов на самые верхние этажи общества, независимо от того, идет ли речь об экономике или политике, тот должен прежде всего изучить, люди каких типов имеют больше шансов пробраться наверх и не только пробраться, но и остаться там. Кельнский институт социальных исследований при Кельнском университете под руководством профессора Эрвина Шойха провел в 1995 г. социологическое исследование. Анализ анкетирования управленческой элиты 500 крупных немецких предприятий показал, что около 96 процентов боссов среднего и высшего ранга мужского пола, их средний возраст – около 55 лет, в большинстве своем они имеют или экономическое, или юридическое, или инженерное образование. В среднем их карьера заняла 18 лет. Почти все из них имеют семью и более чем треть имеет трех или более детей. «Жена и дети являются стабилизирующим элементом», – как было замечено одним их опрашиваемых.
2. Профессор Шойх на основании проведенного им анкетирования характеризует среднестатистического менеджера следующим образом: «Он осторожно идет на персональный риск, работает чаще незаметно и так, чтобы это не очень бросалось в глаза. Он не может долгое время работать один без команды, поэтому чаще этот человек – хороший управленец. Своим профессиональным успехом он обязан прежде всего своему старанию, прилежанию, аккуратности и дисциплине. Часто он бывает «сухарем». В команде за ним всегда остается последнее слово, но скажет он его не раньше, чем посоветуется с теми, кто стоит выше него».
3. Тот, кто в первый раз в своей жизни посещает офис среднего предприятия и находится под впечатлением дубовых кресел, обтянутых кожей, или офис в стиле «гельзенкирхенского барокко» с толстыми коврами на стенах, напоминающих грюндерские времена, тот вовсе не должен сразу же предполагать, что его встретят с распростертыми объятиями, потому что шеф – веселый добрый толстяк. Для этого человека широкие взгляды абсолютно не свойственны.
4. По мнению удачливых менеджеров, на первом месте должны стоять не политические или какие‑либо другие убеждения, а прежде всего те черты характера, при помощи которых достигается производственный успех. А если это уже удалось, то прикладываются немалые усилия, чтобы его укрепить и удержать!
5. У этого типа людей, сделавших самих себя, всегда очень осторожное отношение к деньгам. Лучше он будет писать карандашом, чем купит себе дорогую авторучку, если старую он недавно потерял.
6. Ирония и шутки считаются потерянным временем, ненужной забавой. И чем выше стоит человек на ступеньках иерархической лестницы, тем суше он сам и его отношение к подобным проявлениям юмора. Если вы уже достигли определенных вершин в своей карьере и у вас достаточное количество починенных, то не стоит подшучивать без особой надобности над своими подчиненными, так как они могут настроиться против вас: не стоит разрушать своими руками свою команду. Но и не надо острить по поводу тех, кто стоит выше вас: ваш начальник может решить, что вы – несерьезный и нереспектабельный человек.
7. «Не имеет смысла выбивать дверь, если ее можно открыть», – гласит американская народная мудрость. Не следует никого оскорблять, ругать или на кого‑то кричать, даже если очень хочется это сделать. Не говорите о ваших коллегах плохо и не стоит никого яростно критиковать. Вполне возможно, что тот коллега, которого вы так раскритиковали, может быть любимчиком самого директора.
8. Первое испытание начинается уже тогда, когда юный карьерист переступает в первый раз порог предприятия, на котором он собирается делать карьеру: хорошее начало – всегда путь к успеху. Начальник, отвечающий за подбор персонала в больших концернах, на предприятиях или фабриках, всегда предложит новичку, кандидату на вакантную должность, пройти тест. Например, «Дойче Банк» за каждого успешно прошедшего аттестацию кандидата, который хочет продолжить свое образование для того, чтобы его знания и опыт в первую очередь были необходимы банку, выкладывает до 100 000 немецких марок. Интересно, что подобный тест включает в себя проверку «широты и способности анализировать материал, оценку риторических способностей претендента, контактность и мобильность, способность к концентрации и самодисциплине», а также непосредственное знание предмета.
Ясно, что вы, придя на собеседование, не будете изображать из себя слепца. Для того чтобы хорошо подготовиться к такому психологическому тесту, сейчас достаточно прочитать несколько книг на эту тему, так как эта область знаний стала в последние годы очень популярна. Я же от себя хочу заметить следующее: в Институте социологических исследований Бохумского университета была проведена научная работа, по результатам которой был сделан следующий вывод: результаты подобного теста могут определить не только способности человека как таковые, но и показать, насколько велики его шансы на хорошую карьеру. Из 400 победителей анкетирования между 1971 и 1980 гг. (причем тогда все они были еще абитуриентами) уже к 1994 г. 54 процента сделали успешную карьеру и стали директорами или членами совета директоров. Конечно, если вы только что закончили институт и проходите собеседование по приему на работу, то просто обязаны владеть теми знаниями, которыми владеют начальники, отвечающие за подбор кадров. Не стоит, идя на собеседование, действовать в соответствии с поговоркой: «Или пан, или пропал». Но если вы решили успешно пройти собеседование, то должны точно себе представлять, какую работу хотите получить и способны ли выполнять ее так, чтобы потом не потерять место.
9. Просьба помочь снять квартиру или подобные этой могут не понравиться. Это может создать впечатление, что вы совершенно беспомощны, а на работе любят сильных.
Только тогда вы можете думать, что все уже о'кей, если стоите уже достаточно высоко. Да и то, остерегитесь! Иногда лучше быть внизу, чем быть обожженным солнечными лучами. Или вы думаете, что, стоя наверху, вы не сможете получить уведомление об увольнении? Что вам больше нравится? Ведь если вы не являетесь директором данного предприятия или фирмы, то напротив вашей фамилии всегда может появиться подобная запись.
10. «Время – деньги» – этот лозунг как раз подходит к тому образу жизни, который вы должны выбрать, если решили сделать карьеру, так как планирование карьеры состоит не только из вложенных с вашей стороны усилий и энергии, но также и вашего времени – встречи с нужными людьми, маленькие праздники, многочасовые подготовки к совещаниям или написание речей для выступлений на фирме или предприятии. И всегда для этого просто необходимо иметь много времени, а его‑то как раз и не хватает. Я посоветую вам завести специальное расписание нужных дел. На листе бумаги напишите, когда, где, с кем вы должны встретиться в ближайшую неделю, с кем должны пойти поужинать, что и когда сделать и т. д. Потом напротив каждого пункта проставьте обозначения важности этих контактов для вас: чем менее важен контакт, тем меньше его временная квота! Записывайте также, какие выступления и когда вы должны сделать, и отмечайте те, которые уже прошли, проставляйте оценку их качества, с вашей точки зрения. Если речь получилась хорошей, то используйте ее части несколько раз. Надо только немного изменять некоторые обороты.
11. «Время – деньги»… используйте время ожидания в приемной вашего начальника для того, чтобы оценить его поведение и продумать собственную манеру. Если шеф заставляет себя ждать, то это может означать следующее:
• у него плохие манеры,
• вы хотите поговорить с ним насчет повышения заработной платы, и он это уже понял,
• он хочет показать вам, «кто в доме хозяин».
Если вы во время ожидания приема сидите в комнате вместе с секретаршей, то советуем вам понаблюдать за ее поведением, ее манерами. Если прошло уже больше 15 минут с тех пор, как доложили о вашем приходе, то просто возвратитесь к себе в отдел, объяснив это тем, что у вас много работы, которая не терпит отлагательства, но при этом попросите секретаршу объяснить начальнику, что вы отправились работать. Таким образом вы дадите ему понять, что стремитесь работать, а не тратить время попусту. На больших фирмах это очень ценится.
12. Заставьте также вашего начальника подождать часок‑другой перед тем, как сдать какой‑либо отчет или проект (но при этом, конечно, работа должна быть сделана «на отлично»). Это покажет ему, что:
• вы действительно хотите как можно лучше сделать проект,
• не все зависит от его мнения,
• вы хотите информировать также и других специалистов в этой области, чтобы в решающий момент они могли бы высказать свое положительное мнение о вашей работе. Если все выскажутся в вашу пользу, а не в пользу вашего шефа, то вы сами решите, как поступить.
13. Следите также за тем, не получил ли коллега одного с вами ранга большую служебную машину, новый удобный кабинет или путевку в санаторий с уже оплаченными билетами первого класса, так как ничто не задевает больнее, чем материальные успехи сослуживцев одного с вами уровня! Правильная самооценка является хорошим фундаментом для самосознания, иначе вы долго будете страдать по поводу того, что вам пришлось лететь не тем классом, который могут позволить себе ваши коллеги. Позаботьтесь о чувстве собственного достоинства: вы вырастете в собственных глазах, когда увидите обстановку первого класса.
14. То, как вы сидите, показывает тем, кто за вами наблюдает, насколько вы уверены в себе и какой властью обладаете. Если вы без тени сомнения спокойно занимаете в конференц‑зале место во главе стола, то или являетесь руководителем, или имеете все основания отводить себе руководящую роль. Это показывает многим, как к вам надо относиться. Проблема возникает тогда, когда совещание или переговоры проходят за круглым столом. Это сразу перечеркивает всю иерархическую субординацию. И тогда роль играют другие признаки, по которым можно обнаружить самого главного из сидящих за столом: чем меньше гора деловых бумаг перед сидящим, тем больше у него власти и авторитета.
15. Анализируйте собственное поведение в целях изучения своего характера, но при этом не забудьте проанализировать поведение вашего начальника. Это особенно важно при первом посещении:
• огромный, бросающийся в глаза своими размерами письменный стол: перед вами очень организованный человек, обладающий высокой степенью самоконтроля;
• из кабинета виден проход в маленькую комнату с диваном, душем, туалетом: даже если он и не принимает здесь душ, все равно перед вами человек с творческими наклонностями;
• винтовая лестница на второй этаж, три больших окна, много света, на полу и подоконнике стоят экзотические комнатные растения: этот человек всегда следит за тем, какое впечатление он производит, ему небезразличен его имидж;
• кожаная мебель с бронзовыми набалдашниками, сияющие хромированные лампы, плюшевой гарнитур, медные барельефы на стенах: этот тип шефа не может в силу каких‑то причин развернуться дома и поэтому «отводит душу» на работе в своем офисе, он очень хочет быть любимым начальником, казаться или быть терпимым, чувствительным и доступным;
• картины с изображением сцен в гольф‑клубе или яхт‑клубе на стенах: этот человек любит путешествовать, у него много связей и достаточно средств для удовлетворения своих прихотей;
• стул у стола немного поднят, с откидной спинкой, так же устроены и кресла для посетителей: этот человек страдает не от своей полноты, а от недостатка, как ему кажется, собственного величия.
С другой стороны, вы сами на месте начальника постоянно проверяете, насколько далеко и широко распространяется ваша власть, и для этого наверняка будете использовать всевозможные символы власти, которые, как вам кажется, подкрепляют концепцию о ваших возможностях. И к тому же, как это часто бывает, оказывают достаточно сильное влияние на вашего партнера по переговорам, действуют на его отношение к вам!
16. Бумага, на которой печатаются письма вашего шефа, или бумага для писем и конверты, которыми вы сами пользуетесь, если вы – директор какого‑либо предприятия или фирмы, может сказать о многом. Чем важнее человек, послание которого вы получили, тем меньше украшений на бумаге. По бумаге для писем можно определить престижность фирмы, которая вам это письмо прислала: чем больше пространства и пустого места (для подписи или для чего‑либо в этом роде, для ваших замечаний, например), тем выше статус фирмы.
17. Иногда бывает так, что перед важным совещанием или важной встречей на лбу выступают капельки пота, в душе поселяется страх, а речь начинает звучать как‑то неестественно, как будто вас запрограммировали. Все ясно, все признаки и симптомы налицо. Страх перед конфликтами в общении, боязнь выступать перед большим количеством народа, давление со стороны других людей. Отныне не должно быть никаких проблем. Давайте заменим негативное мышление на позитивное. Многие знаменитые психологи и психотерапевты нашего времени подчеркивают, что самосознание, харизма и способность воодушевлять и увлекать – это не только и не столько дар божий, сколько натренированное поведение.
Поэтому эту технику можно назвать «якорь». Вы можете попробовать тренироваться один, но лучше всего это делать в какой‑нибудь дружеской компании, где никто никого не стесняется и не боится. Например, выражение лица человека, сосредоточенного на каких‑то мыслях, вовсе не говорит, что он (допустим, ваш начальник, если он постоянно с таким лицом) – «злая собака». Вполне возможно, что этот человек честолюбив и имеет большие планы на будущее, которые очень хочет претворить в жизнь. Такая ситуация, проигранная в компании, поможет вам не пугаться людей с таким выражением лица, а видеть за этим нечто другое. И всегда прибегайте вновь и вновь к испытанному средству: взгляните по‑новому на поведение, язык, привычки вашего начальника, повторите их сами, «поиграйте» в вашего шефа. Через некоторое время в вашей голове появятся более позитивные мысли по отношению к нему, наконец вы перестанете чувствовать себя скованно в его присутствии, не будете больше испытывать страх в разговоре с ним. Вскоре ваше постоянное напряжение в его присутствии сменится спокойным отношением к нему, что не пройдет для него незамеченным. А это уже шанс вырасти!
18. Если во время вашего выступления на конференции, каких‑нибудь обсуждений, дискуссий кто‑то вдруг встает из‑за стола, будь этот человек на уровне председателя правления или более низкого уровня, это вовсе не обязательно должно означать, что вас не уважают, что этот человек решил, будто вы уже не сможете сказать по этой теме ничего дельного. Не стоит вследствие этого моментально падать духом.
Тема, обсуждение которой шло так бурно до этого инцидента, для вас вовсе не закончена, но, вполне возможно, будет вскоре обсуждаться по‑другому. При этом важен только тот факт, что такое поведение может означать и отказ от дальнейшего обсуждения темы. Примером тому может служить поведение бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева, когда он на заседании ООН в Нью‑Йорке стучал по трибуне своим ботинком.