Темы практических занятий (2 семестр)




Актюбинский региональный государственный университет

Им. К. Жубанова

Институт Педагогики

Кафедра « Социальной педагогики и начального обучения »

 

Силлабус

 

Дисциплина «Русский язык » (6 кредита)

Специальность: 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения»

5В012300 «Социальная педагогика и самопознание»

5В010100 «Дошкольное обучение и воспитание»

5В010300 «Педагогика и психология»

5В010500 «Дефектология»

Курс 1

Преподаватель Кубиева В.А.

 

Учебный год

Актюбинский региональный государственный университет

Им. К. Жубанова

Силлабус

Дисциплина «Русский язык » (6 кредита)

Место и время проведения занятий Место и время проведения СРСП Преподаватель Ф.И.О Конт.тел. email
Согласно расписанию По графику Кубиева В.А. Kubieva.70 @ Mail.ru
       

ОПИСАНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Курс русского языка как дисциплина общеобразовательного цикла рассчитан на студентов казахских отделений университетов (бакалавриат).

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиям к кредитной технологии и содержит общие рекомендации, реализация которых необходима в лингвистическом образовании учащихся любой специальности в рамках государственной программы «Триединство языков», в условиях, когда иностранные языки приобретают статус действенного инструмента формирования интеллектуального потенциала общества.

Универсальным научно-теоретическим базисом формирования является впервые разработанная в отечественной методической науке «Когнитивно-лингвокультурологическая методология и теория иноязычно и полиязычного образования » (С.С. Кунанбаева).

Когнитивно-лингвокультурологическая методология как универсальная концептуальная основа современной теории иноязычного и полиязычного образования обеспечивает инновационный подход к моделированию языкового образовательного процесса, к созданию отечественных международно-адаптивных моделей языкового образования в условиях триязычия уровням достижения конечного результата обученности и существенно меняет практику организации образовательного процесса.

За исходный уровень владения русским языком принимаются конечные требования к содержанию основного общеобразовательного уровня подготовки школьников, соответствующего уровням А1(5-7-кл.), А2(8-10-кл.), и В1 (выпускниками школ). Это знание системы русского языка и особенностей реализации языковых единиц в различных ситуациях межкультурной коммуникации сформированными умениями представлять родную страну и культуру, а также культуру страны изучаемого языка в условиях межкультурного общения.

Для русского языка как второго языка максимально достижимым результатом в условиях основной средней школы является уровень В1. Высшим достижимым результатом является уровень С2, характерный для послевузовского образования.

Содержание программы определяется коммуникативным потребностями студентов в научно-профессиональной сфере, целями и задачами обучения русскому языку как средству научной деятельности. Иноязычная подготовка в неязыковых уровнем В2 +LSP. Особенностью подготовки на данном этапе является овладение языком для специальных целей (LSP) и его дальнейшего использования в профессионально-ориентированном общении по профилю конкретной специальности в производственной деятельности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

Основной целью курса является формирование и развитие речевых навыков студентов 1) в соответствии с их профессиональными интересами; 2) для общения в общественно – политической и социально – культурной сферах.

Коммуникативные цели и задачи для каждого из видов речевой деятельности предъявляются студентам в учебно – научной сфере, в других сферах эти требования ограничены.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Основная цель курса – формирования у будущих специалистов коммуникативной компетенции – способности решать лингвистическими средствами реальные коммуникативные задачи в конкретных речевых ситуациях научной сферы, формирование межкультурно - коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей в процессе образования на уровнях базовой стандартности (В2), (LSP).

Состав межкультурной компетенции определяется набором следующих компетенций: лингвокультурологической, социо-культурологической, когнитивной, коммуникативной, профессионально-специализирующей.

Конечной целью является достаточный уровень освоения LSP как «инструмента» для решения интеллектуальных и социальных задач в будущей профессиональной деятельности с учётом межкультурного фактора.

Поставленная цель достигается путём решения задач каждого уровня овладения русским языком, отражённых в дескрипторах достигаемого уровня, реализуемых в моделируемых формах речи и типах коммуникаций.

Пререквизиты: знание русского языка в объеме минимума нормативного школьного курса в соответствии государственного стандарта среднего образования.

Постреквизиты: профессиональный русский язык, педагогика, культурология, риторика, история и др.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ:

Текущая оценка: в течение этого курса в качестве оценочной стратегии будут использоваться следующие методы оценки: письменные контрольные работы, домашнии задания (письменные задания, пересказ), устный опрос, тестовые задания, исследовательская работа (проекты, презентации), реферат, эссе и т.п.

Рубежный конторль (контрольная работа): контрольная работа содержит задания по изученным разделам программы курса и может включать теоретические и практические, задания.

Индивидуальная самостоятельная работа: учитывается индивидуальное выполнение заданий на практических, домашних заданий, творческих заданий по темам курса, выполнение рефератов, использование научных источников, анализ ситуаций, газетных сообщений.

Домашние задания: домашние задания обязательны для выполнения и принимаются на СРСП(СРМП) для всех групп по расписанию. За домашние задания, сданные после установленного срока, снижаются баллы.

Коллоквиум: проводится два раза в семестр в форме письменного или устного опроса по пройденному материалу программы.

Курсовая работа, рефферат, эссе, презентация, расчено-графическая работа: задается по определенной теме, является небольшой творческой работой. При оценке учитывается раскрытие темы, использование научных источников, стиль изложения, наглядность. После установленного срока работа не принимается и не оценивается.

Рубежные контрольные тесты: тесты, содержащие 10 и более заданий, по пройденному материалу. Тесты проводятся два раза в семестр по графику на 7 и 15 неделе.

Итоговый экзамен: итоговый экзамен проводится в конце семетра. Дата экзамена будет предоставленна расписанием деканата. Экзамен будет проводиться в форме компьютерного тестирования. Тесты включают задания по всем разделам программы курса. На экзамене запрещено пользоваться конспектами лекций, книгами, любыми записями. Каких-либо дополнительных заданий для повышения оценки, если она будет низкой, не будет. Студент, не соблюдающий политику проведения экзамена, будет отстранен от сдачи экзамена и считеться не сдавшим экзамен.

Заключительная оценка: в конце семетра студенты сдают экзамены по дисциплинам, оценивающийся в 100 баллов (40%).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Называние темы Практические занятия (час) СРС (час)
  Дескрипторы уровня базовой достаточности LSP.
  Компрессия как основной вид переработки научного текста.    
  План и его составление в научной сфере. Виды рефератов.    
  Композиционно – смысловая структура научного текста.    
  Аннотирование научных текстов. Виды аннотаций.    
  Реферирование научного текста. Структура научной рецензии. Отзыв. Резюме-выводы.    
  Культура устной речи. Критерии культуры речи.    
  Культура речевого поведения в профессионального сфере.    
  Культура речевого поведения в профессиональной сфер.    
  Совершенствования этики речевого поведения.    
  Виды делового общения.    
  Итого    
           

Темы практических занятий (2 семестр)

Нед еля Темы практических (семинарских) занятий часы
Модуль № 1. Жанры научного стиля.
  Компрессия как основной вид переработки научного текста.  
  Виды компрессии текста – первоисточника.  
  Основные правила компрессии текста.  
  Ключевые слова текста.  
Модуль № 2. Компрессия как основной вид переработки научного текста.
  Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи: вопросный и назывной, тезисный планы.  
  Тезирование научного текста.  
  Виды тезисов в сфере науки: первичные и вторичные тезисы.  
Модуль № 3. Композиционно – смысловая структура научного текста.
  План развернутого содержания.  
  План свернутого, сжатого содержания.  
  Составление конспектов.  
  Конспектирование лекций как творческий процесс.  
Модуль № 4. Аннотирование научных текстов.  
  Виды аннотаций с учетом особенностей потребителей.  
  Справочно – библиографическое описание.  
  Структура библиографического описания.  
Модуль № 5. Реферирование научных текстов.
  Виды репродуктивный и продуктивных рефератов.  
  Цитирование в научной сфере.  
  Основные правила оформления цитат.  
Модуль № 6. Рецензирование научного текста.
  Структура научной рецензии.  
  Отзыв о научной работе. Структура научного отзыва.  
  Резюме – выводы - как текст вторичной информации. Выбор языковых средств для построения резюме – выводов.  
Модуль № 7. Культура устной речи и особенности речевого поведения в профессиональной сфере.
  Определение культуру речи.  
  Две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи (умения правильно говорить и писать), 2) речевое мастерство (умение употребляют языковые средства в соответствии с целями и условиями общения).  
  Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы.  
  Качества (критерии) хорошей (образцовой) речи.  
  Правильность речи. Правильный выбор слова и формы слова.  
  Особенности построения простых и сложных предложений.  
  Точность речи. Точность словоупотребления.  
  Правильное построение предложений.  
  Выразительность и богатства речи.  
  Синонимическое богатства языка. Анатомия.  
  Многообразие синтаксических конструкций. Чистота речи.  
  Отношение к заимствованным словам.  
  Канцеляризмы, речевые штампы.  
  Логичность речи.  
  Нормы произношение и ударения.  
  Стилистические ошибки и недочеты культуры речи.  
  Собственно стилистические ошибки. Ошибки по отдельным уровням языковой системы.  
Модуль № 8. Культура речевого поведения в профессиональной сфер.  
  Устная речь как показатель образованности и культуры человека.  
  Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном.  
  Культура ведения дискуссий на заданную тему, диалогов в профессиональных коммуникативных ситуациях.  
Модуль № 9. Совершенствования этики речевого поведения.
  Особенности делового общения. Регламентированность делового общения.  
  Речевой этикет. Деловой этикет.  
Модуль № 10. Виды делового общения.
  Деловая беседа. Деловые переговоры. Телефонные разговоры.  
  Резюме. Анкета.  
     

Задания для СРС:

Задания на СРС
  Сбор и обобщение информации о выдающихся личностях РК в области педагогики и психологии.
  Составление - реферата обзора.
  Сообщение «Нобелевские премии и нобелевские лауреаты»
  Реферирование текстов по специальности: презентация реферата-обзора по избранной теме.
  Работа с учебниками по специальности
  Презентация «Твои возможности человек».
  Доклад «Из истории науки, которую я изучаю»
  Аннотирование научных текстов
  Конспектирование текста на тему «Речь и этикет»
  Содержание этики речевого поведения. Особенности делового общения. Деловой этикет. Регламент делового общения.

Тестовые задания

1. Найдите определение понятия «компрессия».
A) сокращение объёма написанного без ущерба для его содержания.
B) краткое изложение содержания книги, статьи
C) последовательное изложение мыслей на одну тему
D) разбор и оценка научной работы
E) критическое описание какой-нибудь научной работы, оценка чего-нибудь
2. Укажите основные способы компрессии
A) сопоставление; B) целостность; C) сравнение;
D) исключение, упрощение, обобщение; E) связность
3. Укажите виды плана
A) простой, сложный, тезисный, цитатный
B) информационно-оценочный, рекомендательный
C) текстуальный, свободный, тематический, плановый, опорный
D) информативный, индикативный
E) развернутый, цитатный

4. Найдите определение понятия «план».
A) Перечисление в определенной последовательности основных вопросов статьи
B) Краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким изложением
C) Краткая характеристика книги или статьи
D) Разбор и оценка научной работы
E) Критическое описание какой-нибудь научной работы, оценка чего-нибудь
5. Синтаксис научного стиля.
A) сложный номинативный; B) простой номинативный; C) простой вопросный; D) сложный вопросный; E) тезисный
6. Определите тип синтаксической конструкции предложения.
Моллюски имеют своеобразный орган, который называется радулой.
A) что есть что; B) иметь; D) по словам кого; E) является чем
7. Определите тип синтаксической конструкции предложения.
Кислород немного тяжелее воздуха.
A) для выражения сравнения, сопоставления
B) для выражения изменения состояния, качества, количества
C) для выражения соотношений частного и общего, части и целого, состава вещества и предмета
D) для выражения источника, способа получения, наличия информации
E) для выражения характера, образа действия
8. Определите жанр научного стиля
A) Характеристика. B) Интервью. C) Реферат. D) Доверенность. E) Фельетон.
9. В каком плане даются слова автора без каких-либо изменений?
A) в номинативном; B) в вопросном; C) в тематическом; D) в цитатном
E) в тезисном
10. Определите наименование понятия.
Кратко сформулированные основные положения доклада, лекции
A) резюме; B) тезисы; C) аннотация; D) обзор; E) доклад
11. Тезисы могут быть…………. …..
А) индикативными; В) глагольного строя и номинативного
С) тематическими; D) составными; Е) рекомендательными
12. Какие вы знаете виды конспекта?
A) простой, сложный, тезисный, цитатный
B) информационно-оценочный, рекомендательный
C) текстуальный, свободный, тематический, плановый, опорный, конспект-схема
D) информативный, индикативный
E) развернутый, цитатный
13. Как называется конспект, который представляет монтаж цитат?
A) тематический; B) текстуальный; C) свободный; D) плановый; E) опорный
14. Какой вид конспекта является кратким изложением одной темы, раскрытой по нескольким источникам?
A) текстуальный; B) свободный; C) тематический; D) плановый; E) опорный
15.Какой вид конспекта передает содержание источника в виде таблиц, схем, диаграмм, символов, рисунка и текста?
A) текстуальный; B) свободный; C) тематический; D) плановый; E) опорный
16. Какой вид конспекта передает содержание источника в виде схемы?
A) текстуальный; B) свободный; C) тематический; D) плановый
E) конспект-схема
17. Определите виды аннотации
A) простой, сложный, тезисный, цитатный
B) развернутый, цитатный
C) текстуальный, свободный, тематический, плановый, опорный
D) информативный, индикативный
E) информационно-оценочная, рекомендательная, справочная
18. Определите, какое языковое клише используется при написании аннотации.
A) Рецензируемая статья посвящена…
B) Статья может быть использована…
C) Реферат написан на основе…
D) В рецензируемой статье…
E) На конгрессе обсуждалось…
19.Определите наименование понятия. Краткая характеристика книги, статьи.
A) план; B) тезис; C) отчет; D)аннотация; E) конспект
20. Определите, какое языковое клише используется в заключительной части реферата?
А) автор статьи…; B) статья называется …; C) в конце следует сказать …
D) в основной части …; E) во введении …

Вариант 1

Темы (реферата, презентации, эссе, курсовых работ (проектов), расчетно-графических работ и т.п.)

Рубежный контроль № 1

Перечень вопросов
  Компрессия как основной вид переработки научного текста.
  Виды компрессии текста – первоисточника.
  Основные правила компрессии текста.
  Ключевые слова текста.
  Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи: вопросный и назывной, тезисный планы.
  Тезирование научного текста.
  Виды тезисов в сфере науки: первичные и вторичные тезисы.
  План развернутого содержания.
  План свернутого, сжатого содержания.
  Составление конспектов.
  Конспектирование лекций как творческий процесс.
  Виды репродуктивный и продуктивных рефератов.
  Цитирование в научной сфере.
  Основные правила оформления цитат.
  Структура научной рецензии.
  Отзыв о научной работе.
  Структура научного отзыва.
  Резюме – выводы - как текст вторичной информации.
  Выбор языковых средств для построения резюме – выводов.
  Определение культуру речи.
  Две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи (умения правильно говорить и писать), 2) речевое мастерство (умение употребляют языковые средства в соответствии с целями и условиями общения).
  Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы.
  Качества (критерии) хорошей (образцовой) речи.
  Правильность речи.
  Правильный выбор слова и формы слова.

Рубежный контроль № 2

Перечень вопросов
  Особенности построения простых и сложных предложений.
  Точность речи.
  Точность словоупотребления.
  Правильное построение предложений.
  Выразительность и богатства речи.
  Синонимическое богатства языка.
  Анатомия.
  Многообразие синтаксических конструкций.
  Чистота речи.
  Отношение к заимствованным словам.
  Канцеляризмы, речевые штампы.
  Логичность речи.
  Нормы произношение и ударения.
  Стилистические ошибки и недочеты культуры речи.
  Собственно стилистические ошибки.
  Ошибки по отдельным уровням языковой системы.
  Устная речь как показатель образованности и культуры человека.
  Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном.
  Культура ведения дискуссий на заданную тему, диалогов в профессиональных коммуникативных ситуациях.
  Особенности делового общения.
  Регламентированность делового общения.
  Речевой этикет.
  Деловой этикет.
  Деловая беседа. Деловые переговоры. Телефонные разговоры.
  Резюме. Анкета.

Программа экзамена:

Перечень вопросов
  Компрессия как основной вид переработки научного текста.
  Виды компрессии текста – первоисточника.
  Основные правила компрессии текста.
  Ключевые слова текста.
  Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи: вопросный и назывной, тезисный планы.
  Тезирование научного текста.
  Виды тезисов в сфере науки: первичные и вторичные тезисы.
  План развернутого содержания.
  План свернутого, сжатого содержания.
  Составление конспектов.
  Конспектирование лекций как творческий процесс.
  Виды репродуктивный и продуктивных рефератов.
  Цитирование в научной сфере.
  Основные правила оформления цитат.
  Структура научной рецензии.
  Отзыв о научной работе.
  Структура научного отзыва.
  Резюме – выводы - как текст вторичной информации.
  Выбор языковых средств для построения резюме – выводов.
  Определение культуру речи.
  Две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи (умения правильно говорить и писать), 2) речевое мастерство (умение употребляют языковые средства в соответствии с целями и условиями общения).
  Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы.
  Качества (критерии) хорошей (образцовой) речи.
  Правильность речи.
  Правильный выбор слова и формы слова.
  Особенности построения простых и сложных предложений.
  Точность речи.
  Точность словоупотребления.
  Правильное построение предложений.
  Выразительность и богатства речи.
  Синонимическое богатства языка.
  Анатомия.
  Многообразие синтаксических конструкций.
  Чистота речи.
  Отношение к заимствованным словам.
  Канцеляризмы, речевые штампы.
  Логичность речи.
  Нормы произношение и ударения.
  Стилистические ошибки и недочеты культуры речи.
  Собственно стилистические ошибки.
  Ошибки по отдельным уровням языковой системы.
  Устная речь как показатель образованности и культуры человека.
  Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном.
  Культура ведения дискуссий на заданную тему, диалогов в профессиональных коммуникативных ситуациях.
  Особенности делового общения.
  Регламентированность делового общения.
  Речевой этикет.
  Деловой этикет.
  Деловая беседа. Деловые переговоры. Телефонные разговоры.
  Резюме. Анкета.
   

ПОЛИТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Этот курс будет преподаваться с использованием традиционного метода обсуждения лекций. Обучающимся предлагается активное участие в обсуждениях в аудиториях так, чтобы они могли учиться друг у друга и извлекать выгоду из взаимодействия группы.

Аудиторное время включает лекции, семинарские (практические), лабораторные занятия, где проходят обсуждение материала, выполнение различных заданий и упражнений, решение задач.

На каждой лекции будут представлены и объяснены основные понятия и определения. Запись этих понятий обязательна для каждого обучающегося, т.к. преподаватель не будет предоставлять лекционный материал каждому отдельному обучающемуся.

На семинарских (практических), лабораторныхзанятиях обучающимся будут предлагаться задания для самостоятельного выполнения по темам и опрос лекционного материала. Сдача индивидуальных заданий осуществляется на СРСП.

Если обучающемуся что-либо не понятно, необходимо обратиться за разъяснениями, консультацией к преподавателю дополнительно.

К каждому занятию обучающийся должен готовиться по основной и дополнительной литературе.

Обязанность студентов посещать все занятия и приходить в аудиторию вовремя. Посещение будет проверяться в течении семестра. Освоение пропущенного материала является обязанностью студента.

Студенты своим несоответсвующим поведением не должны мешать преподавателю вести занятие,студентам усваивать учебную программу. Любое поведение, которое мешает выполнению нормальных академических функций, считается неуместным.

· На занятия студенты должны являться вовремя. В случаае опоздания студента более чем на 10 минут, преподаватель имеет право не допускать его к занятию.

· Сотовые телефоны и другие электронные устройства, которые отвлекают и создают помехи в работе аудиторий, должны быть выключены при входе в аудиторию.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ КУРСА:

Вид контроля                                 Итого баллов
  Посещаемость * * * * * * * * * * * * * * *    
  Домашняя работа * * * * * * * * * * * * * * *    
  Практ. занятия * * * * * * * * * * * * * * *    
  Контрольная работа                                  
  Тестовые задания             *             *      
  Письменный опрос                                  
  Рубежный контроль:             *               *    
  Реферат, эссе …       *               *          
  Презентация                 *       *        
  Экзамен                               *  

Примечание: * - количество заданий.

 

ШКАЛА ОЦЕНОК:

оценка коэффициент %
А 4,0 95-100%
А- 3,67 90-94%
В+ 3,33 85-89%
В 3,0 80-84%
В- 2,67 75-79%
С+ 2,33 70-74%
С 2,00 65-69%
С- 1,67 60-64%
Д+ 1,33 55-59%
Д 1,0 50-54%
F   0-49%

 

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература

1. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских оделений университетов (бакалавриат) - Под редакцей Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К., Мухамадиева Х.С. – Алматы, Қазақ университеті, 2012.

2. Жаналина Л.К., Килевая Л.Т., Маймакова А.Д., Абаева м.К. язык современнойнауки: языковые портреты. Учимся исскуству научной речи: учебное пособое. – Алматы, 2010.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. -2-е изд. – М.,2006.

4. Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. – Алматы, 2007.

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Қазақ университеті, 2011.

Дополнительная литература:

1. Консепция развития иноязычного оброзования Республики Казахстан. – Алматы, МОИН РК, КазУМОиМЯ им. Абылай хана,2006.

2. Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академические риторика. – Алматы: Раритет. 2004.

3. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. М. Наука, 2003

4. Бекишева Р.И., Муатаева М.М Пособие по научному стилю русской речи

5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2008.

6. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов – нефилологов: Учебное пособие – М.: 2000

7. Цой А.А. Развития навыков научной речи.(Учебное пособие).- Алматы: АГУ им.Абая.2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: