Солнечные календари. Календарь Древнего Египта.




Понятие эры. Виды эр.

Хронология не может существовать без понятия «эра». «Эра» – это отсчет времени, берущий начало от определенного дня, а иногда даже от часа или минуты. Данный термин латинского происхождения и в буквальном переводе означает «отдельное» исходное число. Любая «эра» условна. Для начальной точки отсчета берется какое-то событие. Оно может иметь как международное значение, так и носить внутригосударственный характер, отражать особенности, характерные и понятные только для конкретного народа, конкретной страны. Иногда исходная точка «эры» бывает связана с жизнью и деятельностью какой-то исторической личности. Нередко начало «эры» связывается с мифическим, легендарным фактом.

Выделяют три основных вида «эр»: 1) конкретно-исторические (политические); 2) легендарные (мифические); 3) религиозные, которые иногда называют фиктивными.

С историческими эрами связано начало создания счета времени. Так, в древнейших классовых обществах в основе отсчета времени лежало начало правления какого-то исторического деятеля. Например, в Египте и Вавилоне счет велся по царствованиям, в Ассирии – по именам высших государственных чиновников, в Риме – по консулам. Широкое распространение на Древнем Востоке (особенно в Сирии, Вавилонии, Палестине и др.) получила эра Селевкидов (начало эры – 1 октября 312 г. до н.э.). За начало отсчета ее берется конкретный факт – битва при Газе, победив в которой, полководец Александра Македонского Селевк I Никатор сумел образовать крупнейшее эллинистическое государство на Ближнем и Среднем Востоке – государство Селевкидов. Оно просуществовало с 4 по 1 вв. до н.э., а сама эра была принята лишь в 4 в. н.э.

Одновременно с историческими в древних государствах получили широкое распространение легендарные, или мифические эры. Так в Древней Греции была распространена «эра олимпиад», начало которой относиться к 1 июля 776 г. до н.э., когда, по легендам, состоялось проведение первой олимпиады в Греции. Эра введена историком Тимеем в 3 в. до н.э. (в 264 г. до н.э.) и применялась в Греции до 4 в. н.э. (до 394 г.).

Восточная Римская империя (Византия) с 7 в. н.э. приняла так называемую эру «от сотворения мира» (СМ). Подобная эра получила большое распространение во многих странах, причем стабильного начала ее не существует. Так, византийская эра от СМ своим началом считала 1 сентября 5509 г. до н.э., но одновременно существовали антиохийская эра от СМ (начало в 5969 г. до н. н.э.), александрийская эра от СМ (начало в 5493 г. до н.э.), католическая эра от СМ (начало в 4004 г. до н.э.). Как видно, христианская религия (и все ее течения: православие, католицизм, протестантизм) не сумела выработать единообразной даты «сотворения мира».


3. Лунные календари. Мусульманский календарь.

Легко заметить, что средние сутки несоизмеримы с тропическим годом и синодическим месяцем, который, в свою очередь, несоизмерим с тропическим годом. Ясно, что, основываясь на этих единицах, создать абсолютно точную систему счета времени невозможно.

В результате условного согласования суток и месяца была создана лунная система счета времени, которая считается древнейшей. Согласуя между собой сутки и год, человечество создало солнечную систему времясчисления. Комбинирование этих двух систем привело к образованию лунно-солнечной календарной системы, в которой сутки и месяцы согласуются с годами. Возникновение более мелких единиц измерения времени – часы, минуты, секунды – связывают с древневавилонской двенадцатеричной системой счета.

Календарь – это система счисления времени, в основе которой лежи периодичность явлений природы, проявляющаяся в движении небесных тел. Все используемые человечеством системы счета времени можно разбить на две основные группы: лунный и солнечный счет времени. Это дает возможность выделить три вида календарей: лунный, солнечный и лунно-солнечный. В основе лунного календаря лежит период смены фаз Луны; в основе солнечного – период смены сезонов; в основе лунно-солнечного – периодичность видимых движений Луны и Солнца. Лунный календарь не отражает смен времен года и опережает природные явления примерно на 11 суток ежегодно. Солнечный календарь является наиболее удобным, так как отражает чередование годичных сезонов, с которыми связана вся общественная, трудовая и личная жизнь людей.

Лунными календарями были вавилонский, древнееврейский и др., лунно-солнечными – вавилонский, китайский, древнегреческий, древнеримский и др. Солнечный календарь первоначально был распространен в немногих странах – в Египте, в некоторых районах Индии и Центральной Америки.

Вавилонский календарь. Лунный счет времени является наиболее древним. Первыми его создателями были древние вавилоняне – жители южной Месопотамии, расположенной в Двуречье Тигра и Евфрата, где в середине 3 тыс. до н.э. образовалось сильное государство. Климат здесь был знойный и засушливый. Жизнь населения зависела от разливов Тигра и Евфрата, происходивших весной. С разливами было связано сельское хозяйство Двуречья. Но для того чтобы заранее подготовиться к сложным ирригационным работам для полива засушливых земель, нужен был календарь.

Кроме того, днем под палящими лучами Солнца работать было очень тяжело, поэтому древние вавилоняне трудились в ночное время, но для этого следовало знать, когда будет светить Луна, т.е. учитывать лунные фазы и лунный месяц. Начало месяца приходилось на новолуние, месяц продолжался 29,5 суток. Практически длину месяца чередовали в 29 и 30 суток. Со временем было обнаружено, что от одного разлива Тигра и Евфрата до другого проходит около 12 лун или месяцев. Так сложился год, длина которого равнялась 354 суткам. Этот счет времени составили жрецы 4000 лет тому назад. Но они не знали, сколько реально длится год, и считали его равным около 354 суток. Вскоре выяснилось, что через 354 дня новый год не наступает. Начало календарного года и разливы рек не совпадали. Для ликвидации этого несоответствия жрецы вынуждены были время от времени добавлять в год еще один тринадцатый месяц. В каждом восьмилетнем периоде 2, 5 и 7-й годы имели не 12, а 13 месяцев. Так из-за потребностей хозяйственной жизни сложился лунно-солнечный счет времени, в котором основное значение имеет счет времени по Луне, хотя лунный счет подчинен солнечному кругообороту в природе.

Римский лунно-солнечный календарь равнялся 366 дням с четвертью и был длиннее солнечного на сутки. Для ликвидации этого несоответствия жрецам было предоставлено право исправлять календарь и решать, какие делать вставки в него. В результате они запутали длину календаря и зимние месяцы стали приходиться на время жатвы, весенние – на осень.

В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь провел реформу лунно-солнечного римского календаря, который, как говорилось выше, из-за произвольных вставок был совершенно запутан жрецами. Реформа календаря Юлия Цезаря опиралась на астрономические знания, накопленные египтянами. В разработке нового счета времени принимал участие египетский астроном из Александрии Созиген. В новом календаре взяли египетскую продолжительность года, но с поправкой в 1 добавочный день раз в 4 года. Три года подряд в каждом году решили считать по 365 суток, а в 4 году – 366 суток. Таким образом, приняли годичный солнечный период в 365 суток и 6 часов.

В календаре осталось 12 месяцев, как и до реформы. Были сохранены и их старые названия. Продолжительность месяцев приняли в 30 и 31 день. Лишний день в 4-м году постановили прибавлять к февралю, как имеющему наименьшее число дней – 28. Причем лишний день должен вставляться между 23 и 24 числом, куда раньше вставлялся месяц Марцедоний. Февраль имел, таким образом, два 24-х числа. 24 февраля было 6-м днем до мартовских календ и называлось sexto calendas. В удлиненном году февраль имел лишний день между 23 и 24 числом, который являлся как бы вторым 24-м числом или вторым 6-м днем до мартовских календ и именовался bissexto calendas, т.е. «еще раз 6-й» (bis – еще, sexto – шесть). В восточном произношении это звучало: висексто календас. От этого и произошло русское название удлиненного года – високосный год, т.е. год в 366 дней.

Начало года перенесли на 1 января – начало одного из зимних месяцев. В январе в Риме начинался новый административный год (вступали в свою должность консулы, между ними распределялись армии на предстоящие весенние походы и т.д.).

Впоследствии были изменены названия двух месяцев: в конце I в. н.э. квинтилий получил название июля в память Юлия Цезаря и в 8 в. н.э. секстиль был переименован в август в честь римского императора Августа. Распределение дней в месяцах по реформе 46 г. до н.э. совпадает с современным (7 месяцев по 31 дню, 4 месяца по 30 дней, февраль имел 3 года по 28 дней, а в четвертом году – 29 дней).

Новый календарь по имени Юлия Цезаря получил название юлианского календаря. Однако он не сразу вошел в употребление. Первоначально он применялся только в Риме. В 325 г. первый вселенский Никейский собор признал юлианский календарь обязательным для христиан.

Примером чисто лунного счета времени является мусульманский календарь. До распространения мусульманства в обиходе язычников азиатского Востока находились календари лунно-солнечного типа.

В VII в. н. э. с возникновением новой мусульманской религии - «ислама» - из религиозных и политических соображений был введен новый, чисто лунный календарь.

Религиозный догмат (Коран) запрещает верующим считать год продолжительностью более чем в 12 лунных месяцев.

В настоящее время мусульманским календарем пользуются арабы, турки, магометане-индусы и некоторые другие народы земного шара.

Календарь состоит из 12 лунных месяцев продолжительностью в 30 и 29 дней поочередно.

Так как общее число дней в году получалось 354, а астрономический лунный год равнялся 354 дням 8 часам 12 минутам 36 секундам, то к последнему месяцу периодически добавлялся один день либо по «турецкому циклу» (3 раза за 8 лет), либо по «арабскому циклу» (11 раз за 30 лет).

Мусульманский календарный лунный год (простой - 354 дня, високосный - 355 дней) короче солнечного года, состоящего из 365 дней (високосный из 366), примерно на 11 суток. Он «обгоняет» солнечный календарь примерно на 1/33 часть года (точнее на 11/366). Следовательно, 33 лунных года равны приблизительно 32 солнечным годам.

Начало года в переводе на европейский календарь переходяще. Поэтому в лунном календаре нет летних, зимних или осенних месяцев - все месяцы подвижны относительно сезонов.

В мусульманском календаре применяется счет дней семидневными неделями, причем началом суток считается время захода Солнца.

Мусульманская эра называется хиджра (бегство). В сентябре 622 г. н. э. основатель ислама пророк Мухаммед бежал с группой последователей из Мекки в Медину, спасаясь от религиозного преследования. Для мусульман это знаменательное событие стало отправной датой нового летосчисления. В 638 г. халиф Омар ввел новый лунный календарь, исходной точкой которого было решено считать 1-й день первого месяца (мухаррама) года бегства Мухаммеда. Астрономическое новолуние, которым начинался мухаррам 622 г., приходилось на 15 июля, четверг по юлианскому календарю; однако видимое появление лунного серпа (неомения) произошло на сутки позже, поэтому исходным моментом мусульманского счета времени принято считать 16 июля 622 г. (пятницу) [9, с. 45].

Солнечные календари. Календарь Древнего Египта.

Жизнь древнеегипетского общества была тесно связана с Нилом. Большое значение для египтян имело то, что подъем воды в нижнем течении реки всегда совпадал с летним солнцестоянием.

Постоянное повторение этих явлений было удобным эталоном измерения времени: от разлива до разлива, от солнцестояния до солнцестояния. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. во время солнцестояния и, следовательно, разлива реки происходило и первое утреннее появление Сириуса, его первый гелиактический восход. Первое появление Сириуса в лучах утренней давало начало разливу Нила, будущему урожаю, начало новому сельскохозяйственному году.

Возникший в IV тысячелетии до н.э., один из древнейших в мире, календарь Египта относился к типу солнечных. Год в нем состоял из трех сезонов, каждый из которых включал по четыре тридцатисуточных месяца.

Календарная продолжительность года в 365 суток (365 + 5) была достаточно точна для эпохи Геродота, но отличаясь от тропического на 0,25 суток, она давала каждые четыре года ошибку в 1 день. Поэтому первоначальное новогодие (1-е тота) медленно смещалось относительно сезонов. Видимым свидетельством такого смещения для египтян было «запаздывание» первого (гелиактического) восхода Сириуса. По мере накопления ошибки календарный год начинался все раньше и раньше, сдвигаясь на весну, зиму, осень. Через 1460 тропических лет (365x4=1460), или через 1461 год по древнеегипетскому календарю, новогодие вновь совпадало с первым появлением Сириуса и началом разлива Нила. Этот период в 1460 лет, получивший название «периода Сотиса», играл важную роль в египетской хронологии.

В Египте знали о расхождении продолжительности календарного года с движением Солнца. В эллинистическом Египте была сделана попытка усовершенствовать календарь. В 1866 г. в дельте Нила была найдена плита с надписью Птолемея III Эвергета, одного из царей династии Птолемеев. Текст этого так называемого канопского декрета.

Дата этого памятника - 238 г. до н. э. В ней излагалась система високоса. Однако, судя по следующим источникам, реформа Эвергета не привилась, и лишь много позднее, в 26 г. до н. э., Август ввел в Египте систему юлианского календаря.

После реформы египетский календарь сохранил в основном свою структуру и названия месяцев, но обрел фиксированное новогодие (29 августа по юлианскому календарю) и високосные годы. Високосными считались те годы, абсолютное число которых при делении на 4 давало остаток, равный трем. Например, в нашем календаре это были бы 1975, 1979, 1983, 1987, а не 1972, 1976, 1980, 1984 годы.

Счет лет в Древнем Египте первоначально вели по годам правления фараонов (I-XXX династии), а в эллинистическую эпоху применялась «эра Набонассара», начало которой по юлианскому календарю датируется 26 февраля 747 г. до н. э. В конце III в. н.э. Диоклетиан ввел в Египте датирование по консульскому году, начинавшемуся 1 января, и новую «эру Диоклетиана», ее начало по юлианскому календарю - 284 г. н.э. Эра привилась, но начало года вновь вернулось на 29 августа. Эра Диоклетиана до наших дней сохранилась в церковном календаре христиан-коптов, прямых потомков древних египтян.


5. Лунно-солнечные календари.
Лунные календари без учета смены времен года у многих народов мира предшествовали другим системам счета времени. Они могли применяться в первобытную эпоху, когда не были развиты ни земледелие, ни скотоводство. По мере развития производящих форм хозяйства лунные календари уступали место лунно-солнечным и солнечным календарям, в которых учитывается смена времен года.

По лунным календарям продолжительность месяцев связывается только с изменением фаз Луны; каждый месяц, начинаясь с новолуния, длится попеременно 29 и 30 суток: 12 месяцев составляют лунный год, который равен 354 суткам. Поскольку синодический месяц был больше календарного (на 44 минуты 2,9 секунды), то требовалось через определенное количество лет вставлять в календарный год один дополнительный день. Известны два способа, с помощью которых приводят в соответствие астрономический и календарный лунные годы. Оба способа основаны на введении дополнительного дня в год лунного календаря. По одному из них выбирался восьмилетний период («турецкий цикл»), в течение которого астрономические лунные годы отставали от простых лунных годов на трое суток. Для того, чтобы уравнять лунное календарное летосчисление с лунным астрономическим, вставлялся дополнительный день во 2-й, 5-й, 7-й годы календаря в каждое восьмилетие. Более точен другой способ. Он исходит из положения, что 30 простых лунных лет обгоняют 30 астрономических лет на 11 суток. Для устранения разрыва вводили дополнительные дни в следующие годы этого периода, именуемого арабским циклом: 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й и 29-й. Так как год по лунному календарю длился 354 (иногда 355) дня, то начало его опережало год солнечного календаря каждый раз на 11 суток. Следовательно, начало года и его частей не совпадало с сезонами, а систематически перемещалось от одного сезона к другому.

Если в какой-то момент начало года совпадало с началом весны, то примерно через 9 лет оно знаменовало начало зимы, а еще через такой же срок открывало осень. Делать прогнозы проведения сельскохозяйственных работ по такому календарю было невозможно.

До настоящего времени лунный календарь сохранился (по религиозным соображениям) в некоторых мусульманских странах.

Солнечные календари основаны на видимом годичном движении Солнца. Продолжительность года из двенадцати месяцев равна 365 или 365 1/4 суток. Наблюдения за Солнцем, связанные с религией (культ Солнца), велись с глубокой древности у многих народов мира, но официальное счисление времени по солнечному календарю встречалось редко. Наиболее известен древнеегипетский календарь. Солнечным является современный международный календарь.

Во многих странах древности существовали лунно-солнечные календари. В них учитывались и смена фаз Луны и годичное движение Солнца. Для этого в систему счета периодически вводился дополнительный (тринадцатый) месяц. Сложные лунно-солнечные календари применялись в древности в Китае, Вавилонии, Иудее, Древней Греции и Древнем Риме. До настоящего времени он сохранился в Израиле.

 

Список использованных источников

 

1. Бережко, Н.Г. Хронология русского летоисчисления. Проблемы источниковедения / Н.Г Бережко - 1958.

2. Бикерман, Э. Хронология древнего мира / Э. Бикерман М. - 1975.

3. Ермолаев, И.П. Историческая хронология / И.П. Ермолаев - Казань, 1980.

4. Каменцева, Е.И. Хронология / Е.И. Каменцева - М., 1982.

5. Климишин, И.А. Календарь и хронология / И.А. Климишин - М., 1985

6. Пронштейн, А.П. Вопросы теории и методики исторического исследования / А.П. Пронштейн, И.Н. Данилевский - М., 1986. С. 63 - 112.

7. Пронштейн, А.П. Методика исторического источниковедения / А.П. Пронштейн - Ростов-на-Дону, 1976. С. 186 - 205.

8. Пронштейн, А.П. Методика работы над историческими источниками / А.П. Пронштейн, А.Г.Задера - М., 1977.

9. Пронштейн, А.П. Хронология / А.П. Пронштейн, В.Я. Кияшко - М., 1981.

10. Рейсер, С.А. Основы текстологии / С.А. Рейсер - М., 1978. С. 73 - 82.

11. Хронология Российской истории: энциклопедический справочник - М., 1994.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: