Игровые приёмы в формировании графических умений у учащихся младшего школьного возраста




Задачами преподавания изобразительного искусства является развитие у учащихся интереса и любви к искусству, к творческому созиданию, формирование художественных способностей. Для решения этих задач используются различные методы, в том числе методы развивающего обучения, среди которых особое место занимает игра.

Игра в деятельности младшего школьника занимает одно из ведущих мест. Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью игры ребенок глубже познает смысл этих вещей, овладевает высокими общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам. Игровая деятельность способствует развитию всех познавательных процессов ребенка.

Т.Ф. Пожидаева обосновала синергетическую функцию игры младших школьников, которая представлена как назначение игры для самоорганизации, реализуемой в самоутверждении, самоопределении и самореализации личности младшего школьника. Синергетическая функция игры вытекает из функции самореализации ребенка в игре, на основе теории самоорганизации помогающей объяснить, как в игровой ситуации изменяются модели поведения ребенка. Она определяет развитие игрового сознания и его личностных структур: критичности, мотивирования, рефлексии, коллизийности (т. е. способности выявлять, идентифицировать и анализировать скрытые причины событий, определять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям).

Психологи отмечают, что в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения [2, с.114]; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера [2, с.114]. Игровые упражнения являются главным средством воспитания младшего школьника, результатом которых является не только развитие творческих способностей учащихся, но и получение положительных эмоций от процесса, поскольку разнообразные игровые упражнения выступают как эффективное средство профилактики и коррекции психофизического состояния ребенка.

В учебно-воспитательной практике с младшими школьниками можно и нужно использовать такой мощный психологический инструмент накопления и формирования творческих сил ребенка как игра. Ее отдельные выверенные и педагогически оправданные элементы: мотив, сюжет, игровые правила и т.д. Использование игровых элементов на уроках позволяет не только доносить содержание учебного материала, тренировать умения и навыки, но и регулировать психологическое состояние учащихся.

Игровой метод обучения - это логическое сопоставление игровых действий в педагогике и применяемых игровых заданий в обучении для достижения эффективных результатов по определенному учебному предмету.

Одна из первых классификаций относится к концу 20-х годов ХХ века и связана с именем Б.В. Всесвятского, который описал две категории методов – методы передачи готовых знаний и методы искания (исследования).

Назовем наиболее обоснованные классификации методов обучения в дидактике.

1. Традиционная классификация по источнику знаний. Сначала выделялись практические, наглядные, словесные методы (Д.О. Лордкипанидзе, Е.Я. Голант), затем эта система дополнилась и другими – современными, связанными, например, с техническими средствами обучения.

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

Игровые действия при выполнении задания определяются более узким понятием – упражнение.

Основными задачами игровых упражнений в развитии художественных умений являются: развитие внимательности и наблюдательности, ориентировка в пространстве, формирование двигательных умений кистью руки, а также сохранение и укрепление приобретенных навыков. Остановимся на описании игровых приёмов в развитии умений работы с линией у учащихся 7-10 лет. Линия является основным графическим средством, с помощью которого определяются не только границы форм и плоскостей, но и выразительность. Посредством игровых упражнений на проведение линий развивается координация руки, глазомер. Особое внимание от педагога требует правильное обучение младших школьников проведению в разных направлениях прямых линий (наклонных, коротких, пересекающих, длинных и т.д.). Игра «Мыльные пузыри падают»: педагог должен нарисовать несколько кругов в верхней части листа, после чего ученику нужно провести линии от каждого пузыря вниз. Таким образом ребенок сможет научиться изображать прямые последовательные вертикальные линии. Проведение горизонтальных линий у некоторых учащихся младшего школьного возраста может вызвать затруднения, так как каждый ученик обладает разным уровнем подготовки. В таком случае подойдет игра «Помоги зайчику добраться до морковки», в которой преподаватель должен изобразить с левой стороны зайчика, а с правой морковку. В результате чего, ребенок должен будет провести прямую горизонтальную линию от одного края к другому и таким образом поможет добраться зайчику к морковке. После неоднократного выполнения упражнений учащиеся освоят навык изображения прямой линии в горизонтальном и вертикальном положении. Постепенно задания усложняются и для того, чтобы провести прямые линии в разных направления предлагается игра «Капельки падают в лужу». Преподаватель рисует вдоль верхней части листа капельки, также можно изобразить вокруг них тучу, а в середине нижней части листа – лужу. После чего ребенок проводит линии таким образом, чтобы каждая капелька попала в лужу. Развивает точность движений при проведении линий в разном направлении игра «Тир». Учитель рисует на листе бумаги схематичные лук и мишень. Мишени могут располагаться в разных концах листа и на разном расстоянии от лука. И размеры их могут быть разными: большими и маленькими. Педагог объясняет учащимся, что карандашная линия, изображающая полёт стрелы, обязательно должна быть прямой, и что можно попасть близко от цели, но лучше попасть в центр. После объявления правил педагог предлагает учащимся приступить к игре.

Игровые действия по проведению линии между двумя параллельными линиями развивают глазомер, чувство соразмерности. Учащийся должен провести свою линию точно посередине, не выходя за границы. Конечно же, сначала расстояние между двумя параллельными линиями должны быть широкими и прямыми, а затем, по мере овладения ребёнком навыком, они становятся уже и разной формы.

Упражнение «Идёт дым из трубы» учит школьников проводить округлые и волнистые линии. Взрослый рисует дом с трубой, а ребёнок – дым. Вариант упражнения: «Кораблик (пароходик, лодка) плывёт по волнам». Взрослый рисует слева кораблик, а ребёнок – волны. Волнистые линии могут быть разными. Если ученик затрудняется, можно использовать пунктирную линию – линию из точек: «Замотай клубочек» (проведение линии по спирали), «Нарисуй лепесточки цветочку» (рисование овалов).

Линия тесно соседствует с приёмом черно-белой графики – штрихом. Штриховка изображений – это одно из важнейших упражнений. Для выполнения данного упражнения взрослый рисует какой-либо предмет (можно использовать и книжку-раскраску), в то время учащийся накладывает штрихи (прямые линии) в заданном направлении. Однако, сначала нужно научиться штриховать предметы без деталей, например, мячик, а после этого переходить к более сложным изображениям, например, дом с окнами, которые нужно оставить незаштрихованными. В качестве усложнения предлагается штриховка в разных направлениях и с разным расстоянием между линиями. А сами штрихи могут иметь разную форму. Направление штриховки обычно задаётся стрелочкой рядом с изображением. Имеются определенные правила нанесения штриховочных линий при выполнении заданного упражнения, в число которых относится штриховать только в заданном направлении и не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий, а также не сближать штрихи, потому как расстояние между ними должно быть примерно 0,5 см.

Игра является мощным средством воздействия на личность ребенка, так как её положительные аспекты не только содействуют образовательному процессу и развивают творческие способности, но и дают возможность гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, что существенно влияет на работоспособность и увеличение мотивации к учебной деятельности.

Список литературы:

1. Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: «Смысл», «Эксмо», 2006. («Библиотека всемирной психологии»).

3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиввем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000.

4. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.: «Просвещение», 1987.

5. Кузьмина В. Н. Подготовка руки ребёнка к письму. – http//rin.ru/

6. Ряжская Т. М. Развитие детской руки и подготовка её к письму. – http//festival.1september.ru/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: