А.А. АЛМАКАЕВА, И.В. ДОГАДОВА, А.В. БРЫЗГАЛИН




ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ВОПРОСЫИ ОТВЕТЫ

 

О.Е. АНИКЕЕВА, О.С. ФЕДОРОВА, В.А. ФИЛИМОНОВА,

М.В. КОРОЛЕВА, Е.А. ГРИНЕМАЕР, К.С. АНАНЬИНА,

А.А. АЛМАКАЕВА, И.В. ДОГАДОВА, А.В. БРЫЗГАЛИН

 

 

Раздел V. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

И ФИНАНСОВОГО ПРАВА. СТАТЬИ

 

В Разделе "Теория и практика налогообложения и финансового права. Статьи" размещаются работы ученых, аспирантов, соискателей, специалистов-практиков по проблемным вопросам налогообложения (как экономики налогов, так и налогового и финансового права), а также публикации по смежным отраслям знаний.

 

Перспективы налогового регулирования негативного излучения

базовых станций сотовой связи в Российской Федерации

 

Алмакаева Анна Александровна, студент 2-го курса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, факультет государственного управления и финансового контроля, направление "Экономика", профиль "Государственный финансовый контроль", бакалавр

 

Догадова Ирина Витальевна, студент 2-го курса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, факультет государственного управления и финансового контроля направление "Экономика", профиль "Государственный финансовый контроль", бакалавр

 

Научный руководитель: Зверева Т.В., доктор соц. наук, профессор Департамента НПиТТР, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва.

 

В статье дается обоснование негативного воздействия сети 4G и связанного с ней увеличения количества базовых станций мобильной связи, повышающего риск нарушений норм СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов". Предлагается усилить государственное регулирование излучения базовых станций мобильной связи путем введения налога на избыточное излучение базовых станций мобильной связи. Освещены особенности элементов налогообложения данных объектов инфраструктуры и дана оценка перспективам использования данного налога в российской налоговой практике.

 

Вся жизнь современного человека связана с воздействием на него электромагнитного излучения, главным источником которого является мобильная связь. Передача данных осуществляется путем установки базовых станций сотовой связи. Количество таких станций в Российской Федерации, как утверждает закон, находится под строгим контролем Роскомнадзора. Однако все чаще для обеспечения высокоскоростной и качественной сотовой связи и расширения зоны покрытия мобильные операторы допускают нарушения. Ежемесячно Роскомнадзор фиксирует более 1,5 тысяч нарушений [6], наиболее частые из которых - незаконное возведение базовых станций сотовой связи в жилых микрорайонах и превышающий уровень излучения, что пагубно влияет не только на растительный и животный мир, но и на здоровье людей.

Сказанное доказывает статистика, сформированная Федеральной службой государственной статистики. С 2014 по 2018 год количество базовых станций мобильной связи увеличивалось (см. Рисунок 1).

 

Динамика роста количества базовых станций сотовой связи

в 2014 - 2018 гг. на территории Российской Федерации [5]

 

Рисунок 1

 

В первую очередь это спровоцировано повсеместным введением в использование мобильной сети стандарта 4G. Роскомнадзор зафиксировал увеличение количества вышек, принимающих сигнал LTE на 21% за семь первых месяцев 2019 года, что в общей сложности составило 296 930 станций [7].

СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 устанавливает, что предельно допустимая плотность потока энергии для частот, на которых работают базовые станции сотовой связи (900, 1 800, 2 100 МГц) равна 10 мкВт/см2 или же 0,1 Вт/м2 [3]. Однако если предположить, что на одной станции установлено несколько РЭС <1>, каждая из которых принимает более мощный, чем 2G и 3G, сигнал сети LTE, то увеличивается опасность избыточного излучения.

--------------------------------

<1> Сокр. радиоэлектронная система.

 

Помимо всего прочего, СанПиН разрешает установку антенн базовых станций сотовой связи как на отдельно стоящих опорах, так и на крышах жилых домов. Предельная норма излучения для таких установок регламентируется той же мощностью - 10 мкВт/см2, однако расстояние до жилых помещений в данном случае куда меньше, чем от одиночных базовых станций. Конечно, существует предел для станций, установленных на крышах домов, - 25 метров [3, п. 3.15], но судебная практика доказывает, что нарушается он даже чаще, чем аналогичная норма для полномасштабных станций сотовой связи.

Так или иначе данные устройства в совокупности представляют огромный вред человеческому организму. Последнее доказано исследователями из института Рамадзини в Италии. В течение длительного промежутка времени лабораторных крыс подвергали обычному уровню излучения вышек сотовой связи, спустя время ученые заметили у них развитие раковых опухолей [1].

Национальная токсикологическая программа США также заявила об обнаружении той же редкой формы рака, называемой шванномой сердца, среди крыс мужского пола при дозе облучения выше нормы. Аналогичное исследование, но среди людей проводилось в Израиле. Из 622 наблюдаемых, которые жили ближе 350 метров к вышке, раком заболели восемь человек, а из 1 222 тех, кто жил дальше, - двое [9, с. 153].

Таким образом, актуальность решения проблемы регулирования негативного воздействия излучения от базовых станций мобильной связи отрицать не представляется возможным. С развитием сетей 4G растет и число нарушений в сфере связи, в том числе игнорирование требований к параметрам излучения РЭС. Единственно верным путем для государственного регулирования за излучением базовых станций является введение налога на избыточное излучение базовых станций сотовой связи. Исходя из этого, целью нашей работы является анализ перспективы налогового регулирования негативного излучения базовых станций сотовой связи в Российской Федерации и формирование на его основе модели российского налогообложения сотовых операторов - нарушителей СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.

Одной из функций налогообложения является регулирование экономической и социальной политики посредством налогового механизма. Принуждение операторов - владельцев базовых станций к уплате налога на излучение, превышающее нормы СанПиНа, поможет своевременно пресекать нарушения в данной сфере и таким образом уменьшить опасность возникновения заболеваний у граждан, проживающих в непосредственной близости к данным объектам инфраструктуры.

Конечно же, как и любая другая организация, сотовый оператор уплачивает налоги, среди которых налог на прибыль организаций, налоговые платежи при установке станции и ежегодные неналоговые выплаты в Фонд универсальных услуг связи. Но ни один из них не обеспечивает социально опасную составляющую установки базовых станций сотовой связи, поэтому элементы налогообложения излучения базовых станций будут иметь некоторые особенности (см. Таблицу 1).

 

Таблица 1

 

Элементы налогообложения по налогу

на негативное излучение базовых станций мобильной связи

 

Элементы налогообложения
Объект налогообложения Чрезмерное излучение базовых станций сотовой связи (излучение, превышающее норму 10 мкВт/см2, установленную СанПиН 2.1.8/2.2.4.2302-07)
Налоговая база Прибыль, полученная оператором - пользователем базовой станции сотовой связи в отчетном периоде
Налоговая ставка Прогрессивная
Налоговый период Календарный год
Порядок исчисления налога По итогам налогового периода нарастающим итогом
Порядок и срок уплаты налога Одновременно с уплатой налога на прибыль организаций. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога. Срок уплаты - не позднее 28 марта года, следующего за годом, за который исчислен налог

 

Первой особенностью является объект налогообложения - чрезмерное излучение базовых станций сотовой связи, иными словами мощность, превышающая норму 10 мкВт/см2, установленную СанПиН 2.1.8/2.2.4.2302-07. Стоимостной характеристикой объекта налогообложения является налоговая база. В нашем случае это прибыль, полученная оператором-пользователем базовой станции сотовой связи в отчетном периоде, непосредственно с которого мы считаем целесообразным взимать налог.

Следующим элементом налогообложения является налоговая ставка. Мы считаем оправданным использовать прогрессивную налоговую ставку (см. Таблицу 2), так как она позволяет равномерно и корректно распределять налоговую нагрузку. Поскольку налог вводится с целью стимулирования операторов сотовой связи к понижению величины излучения базовых станций, то прогрессия, по нашему мнению, должна определяться в зависимости от размера отклонения от предельно допустимого нормативного излучения, определенного в СанПиН 2.1.8/2.2.4.2302-07.

 

Таблица 2

 

Зависимость налоговой ставки от уровня превышения

нормы излучения

 

Превышение нормы на 1 см2, мВт Прогрессивная налоговая ставка, %
5 - 9 мВт на 1 см2 3% прибыли оператора - владельца базовой станции сотовой связи
10 - 14 мВт на 1 см2 5% прибыли оператора - владельца базовой станции сотовой связи
15 - 19 мВт на 1 см2 7% прибыли оператора - владельца базовой станции сотовой связи
20 и более мВт на 1 см2 10% прибыли оператора - владельца базовой станции сотовой связи

 

Для различных интервалов превышения нормы устанавливаются соответствующие ставки. Тут следует учесть факт, что в случае установки на базовой станции сотовой связи нескольких РЭС (станция принимает и передает сигнал нескольких операторов сотовой связи) уровень превышения нормы на 1 см2 для каждого оператора будет определяться как математическая средняя уровня превышения нормы на 1 см2 (общий уровень превышения нормы делится на количество операторов).

Поскольку налоговая база определяется как сумма прибыли, полученная оператором, то наиболее удобным как для исчисления, так и для уплаты станет налоговый период, совпадающий с налогом на прибыль организаций и приравненный к календарному году [2].

В этой связи для удобства исчисления следует внести изменения в Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи - СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03, согласно которым выездные проверки и вместе с тем замеры уровня излучений Роспотребнадзором проводятся не реже чем раз в три года [3, п. 4.2.2]. Отсутствие регулярности замеров создает условия для нарушения сотовыми операторами СанПиН и повышает опасность для населения, проживающего вблизи базовых станций сотовой связи. Поскольку электромагнитные излучения имеют свойство к накоплению, проведение инструментальных проверок следует осуществлять строго один раз в год и исчисление налога осуществлять по итогам налогового периода (календарного года) нарастающим остатком, сроком уплаты считать дату не позднее 28 марта года, следующего за годом, за который исчислен налог на прибыль организаций и проведена соответствующая проверка.

Если говорить о налоге на прибыль организаций, то очевидно, что круг организаций, подпадающих под налоговые льготы по данному федеральному налогу, достаточно широк, это подтверждают статьи 284 - 284.6 НК РФ. По нашему мнению, деятельность, которая подвергает опасности жизнь и здоровье граждан, не должна льготироваться. Исключением могут стать:

1) незначительное превышение нормы СанПин, в интервале 0 - 4 мВт на 1 см2, так как данный уровень не является опасным для здоровья населения;

2) получение убытка оператором - владельцем базовой станции сотовой связи.

Раскрыв особенность элементов налогообложения, следует обратить внимание на то, как будут отслеживаться нарушения в области несоблюдения нормы излучения, установленной СанПиН. Ежегодно Роспотребнадзор и Роскомнадзор проводят проверки базовых станций сотовой связи на соблюдение требований по эксплуатации и размещению. При реализации данного налога необходимо расширить требования проверки путем отнесения к деятельности уполномоченных органов полномочия по фиксированию величины отклонения от установленной нормы излучения. При обнаружении факта нарушения норм СанПиН 2.1.8/2.2.4.2302-07 вышеуказанные службы будут обязаны направить информацию о нарушении в Федеральную налоговую службу, которая в свою очередь будет направлять нарушителям извещения об уплате налога на избыточное излучение базовых станций сотовой связи.

Как видим, субъектами контроля за излучением базовых станций сотовой связи в предлагаемой нами схеме являются федеральные органы исполнительной власти, поэтому доходы от взимания налога стоит отнести в федеральный бюджет. К тому же существует тенденция уменьшения нефтегазовой зависимости и увеличения доли налоговых доходов в составе государственного бюджета путем увеличения ставок действующих федеральных налогов и введения новых.

В заключение хотелось бы отметить, что здоровое общество сейчас расценивается как некий "невещественный" капитал. Активные действия в направлении здравоохранения и экологии - это показатель обеспечения социальных гарантий государства. К таковым можно отнести контроль за соблюдением нормы излучения базовых станций сотовой связи. Однако следует признать, что никаких решительных мер по контролю за излучением базовых станций в России, кроме проведения ежегодных проверок, не предпринимается.

Следует отметить, что тенденция по активному внедрению новой технологии 5G наблюдается и в России, что говорит о скором увеличении количества базовых станций сотовой связи и вместе с этим росте числа нарушений. Поэтому скорейшее принятие мер в области налогообложения сотовых операторов может оказать не только регулирующую и фискальную, но и воспитательную функцию, то есть предупредить нарушения в ходе использования связи пятого поколения и в целом увеличить благополучие нации.

 

Список литературы

 

1. Ramazzini Study On Radiofrequency Cell Phone Radiation: The World's Largest Animal Study On Cell Tower Radiation Confirms Cancer Link. [Электр. ресурс]. URL: https://ehtrust.org/worlds-largest-animal-study-on-cell-tower-radiation-confirms-cancer-link/ (дата обращения: 19.04.2020).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.08.2000. N 32 [Электр. ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 18.04.2020).

3. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03. М.: Федеральный центр госсанэпидемнадзора, 2002. 22 с.

4. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03. М.: ДЕАН, 2004. 32 с.

5. Федеральная служба государственной статистики. "Монтированная емкость телефонных станций, включая учрежденческие станции, имеющие выход на сеть данного оператора, в городской местности по субъектам Российской Федерации (по данным Минкомсвязи)" [Электр. ресурс]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/mont-tel-sub.xls (дата обращения: 18.04.2020).

6. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: "Динамика выявленных нарушений по результатам радиоконтроля за февраль 2020 г." [Электр. ресурс]. URL: https://rkn.gov.ru/press/p696/news72370.htm (дата обращения: 18.04.2020).

7. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. "За семь месяцев операторы "большой четверки" увеличили количество РЭС стандарта LTE на 21%" [Электр. ресурс]. URL: https://rkn.gov.ru/press/publications/news66804.htm/ (дата обращения: 18.04.2020).

8. Зверева Т.В. Развитие концепции клиентоориентированного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков // Инновационное развитие экономики. N 1 (49). 2019. С. 173 - 178.

9. Зубарев Ю.Б. Мобильный телефон и здоровье: Монография. М.: Библио-Глобус, 2019. 234 с.


р. V, Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы (под ред. А.В. Брызгалина) ("Налоги и финансовое право", 2020, N 5) {КонсультантПлюс}

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: