Тема 2. Розничная торговая сеть
Виды розничной торговой сети, их характеристика.
Направления развития розничной торговой сети.
Специализация магазинов по товарным признакам и потребительским комплексам. Типы и форматы розничных торговых объектов. Характеристика современных типов и форматов розничных торговых объектов.
Фирменные магазины промышленные предприятий, их задачи и виды деятельности. Направления развития фирменной торговли в Республике Беларусь.
Состав помещений магазина, их взаимосвязь.
Технологические планировки торговых залов магазинов, их формы и характеристика.
Основные показатели эффективности использования торговой площади магазина. Критерии конкурентоспособности торгового объекта.
Методические рекомендации
При изучении темы рекомендуется ознакомиться с сущностью розничной торговли и путями её развития. Изучение темы следует начать с основных понятий таких, как «розничная торговля», «торговая система».
Обратите внимание на организационно-хозяйственные звенья розничной торговли, социально-экономические формы и на структуру построения государственной торговли, розничной торговли потребительской кооперации.
Уясните, что факторы розничной торговли предопределяют развитие торговли.
Практические занятия
Анализ технологических планировок торгового зала и состав помещений магазина. Расчёт показателя эффективности использования торговой площади в магазине.
Методические рекомендации
Практическое занятие представляет собой расчёт эффективность использования торговой площади магазина. Прежде чем приступить к выполнению задания вспомните, что для расчёта показателей эффективность использования торговой площади магазина необходимо рассчитать коэффициент установочной площади, он рассчитывается по формуле (1):
, (1)
где: Побор - сумма площадей оснований оборудования;
Пт.з - площадь торгового зала.
Необходимо рассчитать площадь для выкладки товаров, которые называются экспозиционной (демонстрационной), которая представляет сумму площадей всех плоскостей оборудование, использования, используемых для показа товаров.
Она включает все горизонтальные, вертикальные и наклонные плоскости, на которых размещаются товары.
Коэффициент экспозиционной площади, рассчитывается как отношение площадей всех элементов оборудования для выкладки товаров к площади торгового зала магазина, он рассчитывается по формуле (2):
, (2)
где: Пэксп - отношение площадей всех элементов оборудования для выкладки товаров.
Эффективность использования установочной и экспозиционной площадей определяется коэффициентом эффективности, который определяется как отношение фактического коэффициента установочной (экспозиционной) площади к оптимальному показателю.
Примерные оптимальные показатели коэффициентов в магазинах самообслуживания.
Площадь, м2 | Куст | К эксп. | |||
Прод.товаров | Галантерея | Хоз.товары; спорт.товары | Универмагов | ||
До 100 101-250 251-650 651-1500 Свыше 1500 | 0,32 0,31 0,30 0,29 0,30 | 0,76 0,75 0,73 0,72 0,75 | 0,90 0,88 0,85 0,80 0,86 | 0,75 0,72 0,72 0,70 0,73 | 0,72 0,70 |
При переводе магазинов на самообслуживание количество рабочих мест кассиров-контролёров может определяться исходя из интенсивности покупательского потока и затрат времени на ожидание обслуживания, рассчитывается по формуле (3):
, (3)
где: П – площадь торгового зала на одного покупателя, м2 9 стесненное движение 1-3м2, свободное, поточное – 4-7,5м2, свободное – 10м2);
Т – средние затраты времени покупателя на обслуживание (примерно 10 мин.).
В целом площадь под узлами расчета должна занимать примерно 15-20% площади торгового зала магазина.
Площадь для покупателей должна составлять не менее 50-55% площади торгового зала, что обеспечивает свободное движение покупателей, тележек с товарами.
Литература
[1, с. 8-10]
[2, с. 347-365]
Вопросы для самопроверки
1 Назовите факторы, предопределяющие развитие торговли?
2 Назовите главную цель развития торговли?
3 Опишите признаки организационного построения торговой.