Реконструкция рима, развитие арх площадей.




Особую роль в развитии градо­строительства XV—XVII вв. сыграл Рим. По сравнению с крупнейшими средневе­ковыми центрами Италии, такими, как Венеция, Флоренция, Генуя, Милан и другие, Рим как торгово-производитель-ный центр имел довольно скромное зна­чение. Почти все его городское население умещалось на Марсовом поле античного города, а в древних руинах ютилась римс­кая беднота. Как и все средневековые го­рода Италии, Рим боролся за городское самоуправление и дважды был провозгла­шен республикой (в 1143 и 1347 гг.), но каждый раз феодальная знать и римский папа захватывали власть в свои руки.

Фактически Рим в эпоху средневе­ковья был центром Папской области, ко торая на протяжении XVI в. стала цент­рализованным государством, связанным благодаря католической церкви со всеми европейскими государствами. Рим, та­ким образом,по словам Ф. Энгельса, пре­вратился в интернациональный центр феодальной системы. Правда, это между­народное значение папского Рима было сильно поколеблено в XVI в., когда по­чти по веем странам Западной Европы прокатилась волна религиозных войн, имевших антикатолический и антифео­дальный характер. Это привело к образо­ванию в большинстве стран протестантс­ких церквей (лютеранской, кальвинистс­кой, англиканской и др.), и лишь реакци­онное движение католической церкви в виде так называемой контрреформации, особенно после Тридентского собора, не­сколько укрепило папскую власть. Таким образом, жизнь города Рима долгие годы была связана с папским престолом.

Площадь Капитолия была окруже­на тремя зданиями. Центральное — палаццо Сенаторов было отмечено более круп­ным ордером, парадной лестницей и баш­ней, построенной позднее, но по проекту Микеланджело. Два боковых сооруже­ния — палаццо Консерваторов и Капито­лийский музей фланкировали площадь. Эти здания образовали трапециевидную в плане площадь небольших размеров (ос­нования трапеции равны около 40 и 60 м, а ее высота около 80 м), однако, благода­ря введенным Микеланджело нескольким масштабным регистрам, она кажется мо­нументальной.

Огромное значение в развитии регулярного градостроительства после­дующих периодов имела градостроитель­ная практика в Риме в 60—80-е годы XVI в. Мы имеем в виду реконструкцию уличной системы города и градострои­тельную деятельность архитектора Доме-нико Фонтаны (1543—1607 гг.).

Прокладка прямолинейных улиц в Риме, которая производилась в XV в. И особенно на протяжении XVI в., была яв­лением, присущим градостроительному мышлению эпохи Возрождения. На­конец-то идеи регулярного градострои­тельства, которые вынашивались теоре­тиками и воплощались в схемах идеаль­ных городов, получили реальное вопло­щение в условиях целого столичного го­рода.

Еще в середине XV в. было задума­но перестроить улицы Ватикана, соеди­няющие мост и замок св. Ангела с бази­ликой св. Петра, однако вплоть до нача­ла следующего столетия почти ничего не было сделано. В начале XVI в. при Юлии II проложены были две прямые дороги вдоль левого и правого берегов Тибра в сторону моста св. Ангела. Затем при папе Льве X намечена улица, идущая от север­ных городских ворот к набережной и причалу на Тибре. Сначала она носила имя папы и называлась улица Леонтина, а затем Рипетта. В середине века была расширена бывшая Фламиниева дорога.

Прокладка и замощение новых до­рог производились под смотрением спе­циально созданного Дорожного маги­страта, в задачи которого входило на­блюдение за расширением, спрямлением и мощением городских дорог. В тех слу­чаях, когда новые улицы должны были пройти через частные владения, исполь­зовались различные административные меры, вплоть до заключения в тюрьму в случае отказа владельцев участков пере­селиться на другие места. Следует отме­тить, что папы и городское управление всячески поощрали заселение заброшен­ных пустынных районов города, в осо­бенности его холмов.

Особенно крупные градострои­тельные работы развернулись в Риме при папе Сиксте V (1585-1590 гг.). В это время население Рима увеличилось до 100 тыс.

Продолжая работать в качестве дворцового архитектора, Д. Фонтана за­нимался не только строительством и ре­конструкцией Ватиканского, Квириналь-ского и Латеранского дворцов, но и про­должал прокладку прямолинейных дорог и улиц.

В библиотеке Ватикана сохрани­лась фреска, на которой изображена вся система римских улиц в конце XVI в. Помимо трех улиц, сходившихся к Пьяц-ца дель Пополо, там были изображены улицы, радиально расходившиеся от ста­рой базилики Санта Мария Маджоре, и еще целый ряд прямолинейных ма­гистралей. Изображены также и обели­ски, расставленные Д. Фонтаной в на­иболее важных градостроительных узлах Рима. Эти египетские обелиски были из­влечены архитектором из руин Большого цирка, где они находились со времен ан­тичности. В результате работ Д. Фонта­ны уличная система Рима получила регу­лярно спланированные фрагменты, кото­рые представляли собой пучки радиаль­ных улиц, расходившихся от обелисков, фиксировавших либо местоположение важных архитектурных объектов, либо важный городской перекресток. Д. Фон­тана включил в эту систему и ранее спла­нированные прямолинейные улицы, в результате чего получилась единая городс­кая композиция.

Д. Фонтана был одним из выдаю­щихся градостроителей позднего Возро­ждения. Это был архитектор, который видел в улицах не только городские ком­муникации, но и важные элементы го­родского ансамбля. Если оценивать ра­боты, проведенные в Риме на протяже­нии XVI в., следует сказать, что они оп­ределили направление дальнейшего раз­вития города на два столетия вперед. Все, что было построено в Риме в так на­зываемую эпоху барокко, отличалось не столько какими-либо новыми градо­строительными начинаниями, сколько разработкой отдельных ансамблей и го­родских пространств во вкусах нового времени.

В XVII в. в Италии наступил глубокий экономичес­кий и политический кризис. Большая часть страны была завоевана испанскими Габсбургами, не заинтересованными в развитии итальянской торговли и ре­месел. Незавоеванной осталась Папская область, центром которой был Рим. Рим оказался в изоляции от других городов Италии. Католическая реакция, начав­шаяся еще в середине предыдущего сто­летия, приобрела еще более ожесто­ченные формы.

Тяжелое экономическое положе­ние Италии, упадок торговли и ремесла вызывали протесты со стороны бедней­ших слоев населения, а также со стороны наиболее прогрессивно мысливших пред­ставителей итальянской интеллигенции конца XVI—начала XVII вв. Значение Рима как католического центра сказа­лось в обилии церквей, большая часть которых была построена в XVII в. По подсчетам, сделанным немецким искус ствоведом и архитектором Камило Зитте, в Риме было 225 церковных площадей. Конечно, большая часть их была незна­чительных размеров и не имела проду­манного архитектурного облика, однако постепенно в Риме выработались опреде­ленные приемы в их решении. Примером может служить площадь перед церковью Санта Мария делла Паче.

Основной градостроительной те­мой XVII в. была тема городской площа­ди. В XVII в. Рим представлял собой уже значительный город, в котором прожи­вало множество людей, приехавших из других городов и из других стран.

Помимо церковных площадей в го­роде были площади, связанные с дворца­ми духовных и светских магнатов, а так­же большое число уличных перекрест­ков, также требовавших своего решения. К этому следует добавить многочис­ленные монументальные фонтаны, ко­торые в некоторых случаях требовали специальных площадей. Систему пло­щадей и улиц Рима эпохи барокко лучше всего можно проследить на плане сере­дины XVIII в., созданном мастером гра­вюры Нолли.

Рядовая застройка города велась сплошным фронтом вдоль улиц, однако почти в каждом доме или церкви име­лись внутренние дворы, которые по боль­шей части были проходными. Таким об­разом, можно было пройти с одной ули­цы на другую сквозь эти внутренние про­странства. Как видно из сказанного, сама жизненная практика ставила проблему городского пространства на первый план.

Наиболее крупным событием в жизни Рима XVII в. было строительство площади перед собором ев. Петра, уже получившим к этому времени пристрой­ку к центральной части здания, сделан­ную по проекту архит. Карло Мадерна.

Строительство площади св. Петра велось под руководством Лоренцо Бер-нини на протяжении почти десятилетне­го периода (с 1657 по 1667 г.), не считая подготовительной стадии, когда обсуж­дались проекты Джироламо Раинальди и других архитекторов, Л. Бернини также не сразу пришел к окончательному вари­анту площади. Первоначально он предла­гал замкнутую площадь круглой или квадратной формы, но затем отказался от этих идей и остановился на овальной конфигурации площади и трапецие­видного пространства, примыкающего к самому собору.

Размеры площади св. Петра гран­диозны: овальная часть по большой оси насчитывала около 200 м, а по корот­кой — 130 м, тогда как трапециевидная часть насчитывала в глубину около 125 м, Рельеф местности имел подъем в сторону собора, но кроме того овальная площадь имела свою вертикальную пла­нировку. Так, обелиск стоял на несколь­ко приподнятой площадке. Два декора­тивных фонтана высотой около 14 м фланкировали центральный обелиск, ус­тановленный здесь еще в 1586 г. архит., Д. Фонтаной. Грандиозная сквозная га­лерея окружила главную площадь и со­здала иллюзию «обнимающего» про­странства.

Овальная форма была выбрана Л. Бернини не случайно. Он применил здесь столь знакомую Риму овальную форму Колизея, заимствуя у этого ан тичного здания его грандиозный масш­таб. Как и все площади эпохи барокко, Соборная площадь была рассчитана не на осевое восприятие, а на обход ее по периферии. При этом движении создава­лось бесконечное множество картин, ка­ждая из которых имела свое компози­ционно законченное построение. При этом купол собора, первоначально ви­димый целиком, постепенно скрывался за очень красивой кривой карниза боко­вой галереи. Интересным эффектом бы­ла также «игра масштабов» отдельных элементов площади. Оценивая в целом искусство ба­рокко в области создания городских ан­самблей, следует отметить следующие черты, присущие им: изысканность архи­тектонической структуры городских про­странств в сочетании с пластическим ре­шением архитектурных фасадов; стрем­ление к усложнению геометрических по­строений планов и фасадов зданий; ши­рокое использование иллюзорных эф­фектов при сохранении четкости основ­ной композиции; динамическое восприя­тие ансамбля и обилие видовых картин, образующих в сумме целостное художе­ственное впечатление, и, наконец, широ­кое использование символики и алле­горий, в основном в скульптурном убран­стве площади. Все эти принципы состав­ляют наиболее характерные черты градо­строительства XVII в. и получили даль­нейшее развитие в последующие перио­ды. зданиями.

1.Проект реконструкции
площади св. Петра, предло­
женный Карло Фонтана.
Конец XVII в. Рим. 2.План площади дель Пополо

1 — ворота дель Пополо;

2 — обелиск; 3 — церковь
Санта Мария ди Монте
Санто; 4 — церковь Санта

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: