Особую роль в развитии градостроительства XV—XVII вв. сыграл Рим. По сравнению с крупнейшими средневековыми центрами Италии, такими, как Венеция, Флоренция, Генуя, Милан и другие, Рим как торгово-производитель-ный центр имел довольно скромное значение. Почти все его городское население умещалось на Марсовом поле античного города, а в древних руинах ютилась римская беднота. Как и все средневековые города Италии, Рим боролся за городское самоуправление и дважды был провозглашен республикой (в 1143 и 1347 гг.), но каждый раз феодальная знать и римский папа захватывали власть в свои руки.
Фактически Рим в эпоху средневековья был центром Папской области, ко торая на протяжении XVI в. стала централизованным государством, связанным благодаря католической церкви со всеми европейскими государствами. Рим, таким образом,по словам Ф. Энгельса, превратился в интернациональный центр феодальной системы. Правда, это международное значение папского Рима было сильно поколеблено в XVI в., когда почти по веем странам Западной Европы прокатилась волна религиозных войн, имевших антикатолический и антифеодальный характер. Это привело к образованию в большинстве стран протестантских церквей (лютеранской, кальвинистской, англиканской и др.), и лишь реакционное движение католической церкви в виде так называемой контрреформации, особенно после Тридентского собора, несколько укрепило папскую власть. Таким образом, жизнь города Рима долгие годы была связана с папским престолом.
Площадь Капитолия была окружена тремя зданиями. Центральное — палаццо Сенаторов было отмечено более крупным ордером, парадной лестницей и башней, построенной позднее, но по проекту Микеланджело. Два боковых сооружения — палаццо Консерваторов и Капитолийский музей фланкировали площадь. Эти здания образовали трапециевидную в плане площадь небольших размеров (основания трапеции равны около 40 и 60 м, а ее высота около 80 м), однако, благодаря введенным Микеланджело нескольким масштабным регистрам, она кажется монументальной.
Огромное значение в развитии регулярного градостроительства последующих периодов имела градостроительная практика в Риме в 60—80-е годы XVI в. Мы имеем в виду реконструкцию уличной системы города и градостроительную деятельность архитектора Доме-нико Фонтаны (1543—1607 гг.).
Прокладка прямолинейных улиц в Риме, которая производилась в XV в. И особенно на протяжении XVI в., была явлением, присущим градостроительному мышлению эпохи Возрождения. Наконец-то идеи регулярного градостроительства, которые вынашивались теоретиками и воплощались в схемах идеальных городов, получили реальное воплощение в условиях целого столичного города.
Еще в середине XV в. было задумано перестроить улицы Ватикана, соединяющие мост и замок св. Ангела с базиликой св. Петра, однако вплоть до начала следующего столетия почти ничего не было сделано. В начале XVI в. при Юлии II проложены были две прямые дороги вдоль левого и правого берегов Тибра в сторону моста св. Ангела. Затем при папе Льве X намечена улица, идущая от северных городских ворот к набережной и причалу на Тибре. Сначала она носила имя папы и называлась улица Леонтина, а затем Рипетта. В середине века была расширена бывшая Фламиниева дорога.
Прокладка и замощение новых дорог производились под смотрением специально созданного Дорожного магистрата, в задачи которого входило наблюдение за расширением, спрямлением и мощением городских дорог. В тех случаях, когда новые улицы должны были пройти через частные владения, использовались различные административные меры, вплоть до заключения в тюрьму в случае отказа владельцев участков переселиться на другие места. Следует отметить, что папы и городское управление всячески поощрали заселение заброшенных пустынных районов города, в особенности его холмов.
Особенно крупные градостроительные работы развернулись в Риме при папе Сиксте V (1585-1590 гг.). В это время население Рима увеличилось до 100 тыс.
Продолжая работать в качестве дворцового архитектора, Д. Фонтана занимался не только строительством и реконструкцией Ватиканского, Квириналь-ского и Латеранского дворцов, но и продолжал прокладку прямолинейных дорог и улиц.
В библиотеке Ватикана сохранилась фреска, на которой изображена вся система римских улиц в конце XVI в. Помимо трех улиц, сходившихся к Пьяц-ца дель Пополо, там были изображены улицы, радиально расходившиеся от старой базилики Санта Мария Маджоре, и еще целый ряд прямолинейных магистралей. Изображены также и обелиски, расставленные Д. Фонтаной в наиболее важных градостроительных узлах Рима. Эти египетские обелиски были извлечены архитектором из руин Большого цирка, где они находились со времен античности. В результате работ Д. Фонтаны уличная система Рима получила регулярно спланированные фрагменты, которые представляли собой пучки радиальных улиц, расходившихся от обелисков, фиксировавших либо местоположение важных архитектурных объектов, либо важный городской перекресток. Д. Фонтана включил в эту систему и ранее спланированные прямолинейные улицы, в результате чего получилась единая городская композиция.
Д. Фонтана был одним из выдающихся градостроителей позднего Возрождения. Это был архитектор, который видел в улицах не только городские коммуникации, но и важные элементы городского ансамбля. Если оценивать работы, проведенные в Риме на протяжении XVI в., следует сказать, что они определили направление дальнейшего развития города на два столетия вперед. Все, что было построено в Риме в так называемую эпоху барокко, отличалось не столько какими-либо новыми градостроительными начинаниями, сколько разработкой отдельных ансамблей и городских пространств во вкусах нового времени.
В XVII в. в Италии наступил глубокий экономический и политический кризис. Большая часть страны была завоевана испанскими Габсбургами, не заинтересованными в развитии итальянской торговли и ремесел. Незавоеванной осталась Папская область, центром которой был Рим. Рим оказался в изоляции от других городов Италии. Католическая реакция, начавшаяся еще в середине предыдущего столетия, приобрела еще более ожесточенные формы.
Тяжелое экономическое положение Италии, упадок торговли и ремесла вызывали протесты со стороны беднейших слоев населения, а также со стороны наиболее прогрессивно мысливших представителей итальянской интеллигенции конца XVI—начала XVII вв. Значение Рима как католического центра сказалось в обилии церквей, большая часть которых была построена в XVII в. По подсчетам, сделанным немецким искус ствоведом и архитектором Камило Зитте, в Риме было 225 церковных площадей. Конечно, большая часть их была незначительных размеров и не имела продуманного архитектурного облика, однако постепенно в Риме выработались определенные приемы в их решении. Примером может служить площадь перед церковью Санта Мария делла Паче.
Основной градостроительной темой XVII в. была тема городской площади. В XVII в. Рим представлял собой уже значительный город, в котором проживало множество людей, приехавших из других городов и из других стран.
Помимо церковных площадей в городе были площади, связанные с дворцами духовных и светских магнатов, а также большое число уличных перекрестков, также требовавших своего решения. К этому следует добавить многочисленные монументальные фонтаны, которые в некоторых случаях требовали специальных площадей. Систему площадей и улиц Рима эпохи барокко лучше всего можно проследить на плане середины XVIII в., созданном мастером гравюры Нолли.
Рядовая застройка города велась сплошным фронтом вдоль улиц, однако почти в каждом доме или церкви имелись внутренние дворы, которые по большей части были проходными. Таким образом, можно было пройти с одной улицы на другую сквозь эти внутренние пространства. Как видно из сказанного, сама жизненная практика ставила проблему городского пространства на первый план.
Наиболее крупным событием в жизни Рима XVII в. было строительство площади перед собором ев. Петра, уже получившим к этому времени пристройку к центральной части здания, сделанную по проекту архит. Карло Мадерна.
Строительство площади св. Петра велось под руководством Лоренцо Бер-нини на протяжении почти десятилетнего периода (с 1657 по 1667 г.), не считая подготовительной стадии, когда обсуждались проекты Джироламо Раинальди и других архитекторов, Л. Бернини также не сразу пришел к окончательному варианту площади. Первоначально он предлагал замкнутую площадь круглой или квадратной формы, но затем отказался от этих идей и остановился на овальной конфигурации площади и трапециевидного пространства, примыкающего к самому собору.
Размеры площади св. Петра грандиозны: овальная часть по большой оси насчитывала около 200 м, а по короткой — 130 м, тогда как трапециевидная часть насчитывала в глубину около 125 м, Рельеф местности имел подъем в сторону собора, но кроме того овальная площадь имела свою вертикальную планировку. Так, обелиск стоял на несколько приподнятой площадке. Два декоративных фонтана высотой около 14 м фланкировали центральный обелиск, установленный здесь еще в 1586 г. архит., Д. Фонтаной. Грандиозная сквозная галерея окружила главную площадь и создала иллюзию «обнимающего» пространства.
Овальная форма была выбрана Л. Бернини не случайно. Он применил здесь столь знакомую Риму овальную форму Колизея, заимствуя у этого ан тичного здания его грандиозный масштаб. Как и все площади эпохи барокко, Соборная площадь была рассчитана не на осевое восприятие, а на обход ее по периферии. При этом движении создавалось бесконечное множество картин, каждая из которых имела свое композиционно законченное построение. При этом купол собора, первоначально видимый целиком, постепенно скрывался за очень красивой кривой карниза боковой галереи. Интересным эффектом была также «игра масштабов» отдельных элементов площади. Оценивая в целом искусство барокко в области создания городских ансамблей, следует отметить следующие черты, присущие им: изысканность архитектонической структуры городских пространств в сочетании с пластическим решением архитектурных фасадов; стремление к усложнению геометрических построений планов и фасадов зданий; широкое использование иллюзорных эффектов при сохранении четкости основной композиции; динамическое восприятие ансамбля и обилие видовых картин, образующих в сумме целостное художественное впечатление, и, наконец, широкое использование символики и аллегорий, в основном в скульптурном убранстве площади. Все эти принципы составляют наиболее характерные черты градостроительства XVII в. и получили дальнейшее развитие в последующие периоды. зданиями.
1.Проект реконструкции
площади св. Петра, предло
женный Карло Фонтана.
Конец XVII в. Рим. 2.План площади дель Пополо
1 — ворота дель Пополо;
2 — обелиск; 3 — церковь
Санта Мария ди Монте
Санто; 4 — церковь Санта