Методика исследования объёма внимания.




Диагностика внимания у младших школьников. Основные методики

1. «Методика вычеркивания» (АВТОР Екатерина Додонова)

Цель: узнать концентрированность внимания, его переключаемость и распределение.

Времени на него отводится две с половиной минуты. В течение этого времени ребенок должен найти на листе определенные фигуры (только круги и квадраты, только овалы и т.д.) и зачеркнуть их – одну фигуру линией по горизонтали, а одну – линией по вертикали. Этот момент заранее оговаривается с ребенком. Вся работа делится на несколько этапов по команде «стоп» и «начинай». На листе обозначается момент остановки. Время работы в каждом промежутке – тридцать секунд, перерыв между интервалами не более пяти секунд.

Результаты. Подсчет результатов происходит таким образом считаются:

все предметы, которые ребенок пересмотрел за все время;

количество предметов за один промежуток;

число допущенных ошибок.

Далее составляется формула, по которой вычисляется показатель продуктивности. От полного количества просмотренных предметов отнимаем 2,8 помноженное на количество допущенных ошибок и деленное на время в секундах. Таким образом, можно узнать общий показатель продуктивности внимания. Второй раз та же сама формула просчитывает показатель по каждому этапу. Если в первом случае время составляло 150 секунд, то теперь мы делим на тридцать и выбираем все переменные только из одного этапа. Это позволит составить график, который показывает распределение внимания на каждом этапе – когда была наивысшая концентрация, где она понижается и почему (устал, отвлекся и т.д.).

Интерпретация подсчетов по первой формуле такова:

если результат выше, чем 1,25 дается десять баллов (очень высокая продуктивность внимания),

если результат от 1,00 до 1,25 – ребенок получает восемь или девять баллов (высокая продуктивность внимания),

при результате от 0,75 до 1,00 ставится шесть или семь баллов,

от 0,5 до 0,75 – четыре-пять баллов (достаточная продуктивность внимания),

от 0,25 до 0,5 – два-три балла (низкая продуктивность внимания),

до 0,25 – один балл (очень низкая продуктивность внимания).

2. «Методика треугольников». (АВТОР Екатерина Додонова)

Цель: выявить уровень переключения внимания;

Психологи для диагностики уровня распределения внимания используют два теста с треугольниками. Первый тест достаточно простой – ребенку предлагается нарисовать треугольники и закрасить некоторые из них цветным карандашом. Лучше для начала дать ребенку задание нарисовать десять треугольников, а вот закрашенные треугольники должны быть в произвольном порядке (например, второй, пятый, девятый). Результаты этого теста представлены в трех градациях:

высокий – если ребенок нарисовал все треугольники и закрасил нужные фигуры;

средний – если нарисованы все треугольники, но закрашены в неправильном порядке;

низкий – если ребенок не смог закрасить треугольники и ошибся в количестве нарисованных фигур.

Второе задание состоит в том, что ребенок должен нарисовать приблизительно две строчки с треугольниками, стоящими основанием на строчках, а следующие две – вверх тормашками. Далее треугольники опять «становятся» на место. Для начала можно дать ребенку половинку тетрадного листа на выполнение. Команда, какие треугольники нужно рисовать, дается взрослым. Результаты задания интерпретируются таким образом:

если ребенок вовремя переключился на перевернутые треугольники и так делал все разы, то это свидетельствует о высоком уровне переключения внимания;

если ребенок при написании перевернутых треугольников исправился уже после первых трех неправильных фигур, то это говорит о высоком уровне переключения внимания;

средний уровень диагностируется в том случае, если ребенок уже после написания всех треугольников заметил свои ошибки и исправил их;

низкий уровень бывает в том случае, если у ребенка возникли трудности уже на первой строчке (заминается, раздумывает, начинает писать неправильно);

очень низкий уровень у тех детей, которые не могут решиться начать писать даже первую строчку и сразу же делают ошибки.

 

Методика исследования объёма внимания.

Цель: Выявить объем внимания.

Испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляют­ся по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек (рис.19). Каждая карточка показыва­ется два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками — 15 секунд, 8-9 точками — 20 секунд

Обработка результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.

Существуют следующие нормативы:

I — 3 точки на двух карточках,

II — 4 точки на двух карточках,

III— 6 точек на двух карточках,

IV— 9 точек на двух карточках,

V — 10 точек на двух карточках,

VI — 11 точек на двух карточках,

VII — 13 точек на двух карточках,

VIII — 15 точек на двух карточках,

X — 16 точек на двух карточках.

Ранговые места I и Ш свидетельствуют о малом объеме внимания, III-VII — о среднем, VIII и IX — о большом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: