Политический процесс. Политические изменения.




Полит.процесс – это совокупная деятельность всех субъектов полит. отношений, связанная с формир., изменением, преобразованием и ф-нием полит. системы, опосредующей публ. власть.

Структурно полит.процесс включает следующие элементы: субъекты и участники процесса; объект процесса; средства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель.

Субъекты представляют собой активныхакторов политического процесса, действующих осознанно и целенаправленно. Участники процесса - пассивные лица (группы), вовлеченные в него случайно и даже помимо их воли, порой не в полной мере осознающие смысл и значение происходящего. Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т. д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды.

Объектом политического процесса является любая политическая проблема (цель). В каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем.

Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

Полит.изменения – процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой.

Содержание политических изменений

Полит.процесс является динамической х-кой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования полит. процесса являются полит. изменения и полит. развитие.

Политическое изменение мы можем представить как появление нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Вместе с тем, говоря о политическом изменении, мы подразумеваем, что эти перемены происходят в рамках одной и той же политической системы с одними и теми же качественными характеристиками. В ходе него происходит воспроизводство политической системы в целом и его отдельных частей. Однако это воспроизводство не является полным, новое состояние политической системы и его составляющих отличается от предыдущего, также как нельзя войти дважды в одну реку. Появляющиеся «новые качества» в способе и характере взаимодействия мы можем рассматривать как количественные изменения. Масштабом политических изменений является масштаб повседневной жизни и истории.

2. Полит.участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на государственную или общественную политику, управление государственными делами или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти.

Формы полит.участия могут быть самыми разнообразн. по направлению, значению и резул-сти:

1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

2) регулярное участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью;

3) участие в деятельности политических организаций, движений, партий;

4) выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;

5) посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политического участия, как:

– митинги;– демонстрации;– забастовки;– голодовки;

– кампании неповиновения или бойкот;– освободительные войны и революции;

7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма;

8) встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

3.Полит. модернизация – возрастание способности полит.й системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы.

Политическая модернизация – это часть социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных сферах социальной системы: экономике, социальной сфере, культуре, образовании и т. д. Выбор варианта модернизации начинается в сфере политики – с проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.

Цели модернизации направлены на достижение таких социальных ценностей, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок.

Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации:

1) 50-60-е гг. XX в., когда модернизация понималась как вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни; в этот период господствовала идея однолинейного развития: одни страны отстают от других, но в целом они движутся по одному пути модернизации; политическая модернизация воспринималась, во-первых, как демократизация развивающихся стран по западному образцу, во-вторых, как условие и следствие успешного социально-экономического роста стран “третьего мира” и, в-третьих, как результат их активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Европы и США;

2) В 70-90-е гг. связь между модернизацией и развитием была пересмотрена: первая стала рассматриваться не как условие второго, а как его функция; приоритетной целью было названо изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели; появляются концепции “частичной модернизации”, “тупиковой модернизации”, “кризисного синдрома модернизации”; более детально стали исследоваться конкретные политические процессы с учетом специфических исторических и национальных условий, культурного своеобразия различных стран.

Выделяется два исторических типа модернизации.

Первый тип, так называемая оригинальная модернизация, характерен для США и стран Западной Европы, которые осуществляли переход к рациональному общественному устройству в результате длительного естественного внутреннего развития. Второй тип – вторичная модернизация – был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые ускоренными темпами за счет использования опыта развитых стран. К этой группе относятся развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости (страны Южной Америки, Юго-Восточной Азии), а также страны Восточной Европы, СНГ. Основное внимание современные исследователи политической модернизации сосредоточивают на трудностях политического развития, кризисных явлениях.

4 .Проблема демократии д ля наших стран — это проблема формирования такой политической системы, которая бы обеспечивала управляемость обществом при участии народа, предполагала бы возможность смены элит насилия, гарантировала бы соблюдение и защиту прав человека.

Проблема демократии — это проблема формы гос-ного и соц. устройства общества, базирующегося на экономических и политических реалиях. Демократия должна быть реальной. То, что провозглашено в Конституции Украины, предстоит осуществлять в политической практике: принципы правового государства, его демократические основы, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и обязанностью царства, их соблюдение и защита; утверждение о народе Украины как о носителе и единственном источнике власти принцип действительного (и не на словах) разделения властей, а также другие конституц. нормы, без которых общество не может обрести свободу и ощутить преимущества демократии.

Анализ и обобщение опыта перехода к демократии различных стран по­зволяет выделить несколько типичных образцов, моделей это­го процесса. Классической моделью обычно считают британ­ский вариант демократизации. Его суть состоит в постепен­ном ограничении монархической власти, расширении прав граждан и парламента. Вначале подданные получают граждан­ские (личные) права, затем — права политические и значи­тельно позднее — социальные. Постепенно ограничиваются и устраняются избирательные цензы. Парламент становится выс­шей законодательной властью и контролирует правительство. Эту модель называют линейной демократизацией, поскольку она означает постепенное, однонаправленное расширение де­мократии.

От линейной модели существенно отличается циклическая мо­дель демократизации. Она предполагает чередование демокра­тических и авторитарных форм правления при формальном по­зитивном отношении к демократии политической элиты. В этом случае избранные народом правительства либо свергаются воен­ными, либо сами узурпируют власть, опасаясь потерять ее, стал­киваясь с растущей непопулярностью и сильным противостояни­ем оппозиции.

При циклической модели авторитарные и демократ.институты могут соседствовать друг с другом, например сущ. парламента совмещается с закреплением особой роли военных в гос-ве.

Более перспективной по сравнению с циклической моделью, является диалектическая модель демократизации. Она, как и цик­лическая модель, характеризуется нестабильностью переходных политических режимов. Однако отличительная черта ее состоит в том, что здесь переход к демократии осуществляется под влияни­ем уже достаточно созревших для нее внутренних предпосылок: индустриализации, многочисленного среднего класса, достаточ­но высокого образовательного уровня граждан, рационализации и индивидуализации массового сознания и т.д. Нарастание этих и других факторов приводит к довольно быстрому и внезапному краху авторитарных режимов.

Вторая половина 80-х гг. XX в. озна­меновалась крахом тоталитарных и авторитарных режимов в большинст­ве стран административного социа­лизма. Эти страны глубоко отличались от любых других государств, когда-нибудь переходивших к демократии, прежде всего сочета­нием в большинстве из них индустриального уровня развития, достаточно высокой образованности населения, авторитарно-то­талитарной власти и политической культуры, массового распро­странения социалистической идеологии, включающей наряду с утопическими идеалами и близкие к демократическому мировоз­зрению установки на равноправие, социальную справедливость, распределение доходов по труду, солидарность и гуманизм. Сам процесс демократизации постсоциалистических государств начался в результате постепенной либерализации политического сознания правящей элиты и коммунистических партий в целом, Он проходил под воздействием длительной острой идеологичес­кой и политической конфронтации с Западом. Это, а также унас­ледованные от марксизма доктринерство, вера в единственно вер­ную теорию или модель преобразований привели к ослаблению в политике большинства из постсоциалистических государств цент­ризма и здравого смысла, к радикализации элит, поляризации их политических ориентаций: на западные модели либеральной де­мократизации – с одной стороны, и на традиционные социалис­тические принципы — с другой. Такаярадикализация политической элиты препятствовала на­хождению оптимального, «среднего» пути преобразований, чутко учитывающего как мировой опыт, так и конкретные условия соб­ственных государств. В странах, вступивших на путь реформ, до­статочно четко наметились два главных пути общественных и по­литических преобразований

 

Демократизация проявляется здесь как закономерность, вырастает в подготовленных к ней условиях, привычных для населения отношений собственности и экономического мышления; в условиях стабильного законодательства, законности и надежности юр. механизмов защиты прав; в условиях давно сформировавшейся правокультурной среды. Демократизация протекает как эволюционный процесс без серьезных социальных конфликтов и потрясений. Данная закономерность исходит из преобразов. через соглашение элит. При этом успех возможен только в случае, если народные массы не слишком идеологизированы и радикализированы. Весь переходный процесс должен проходить в рамках полит.институтов и под контролем элит. В противном случае спонтанные выступления масс приведут к разрушениям и анархии.

Сегодня в теорию модернизации внесены определенные коррективы:

- есть мнение, что экономический рост и более справедливое распределение благ, является, скорее, не предпосылкой, а следствием демократических преобразований;

- на развитие стран оказывает влияние культурный фактор, фон исторических традиций, что приводит к неодинаковому восприятию ценностей модернизации;

- страны отличаются разным объемом ресурсов, необходимых для модернизации, что делает возможным многовариантность переходов к демократии.

5. Реформа -преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под Г. подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политической практике и политической теории Г. обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему.

Соотношение реформы и революции— одна из важнейших теоретических и практических проблем международного рабочего движения, мирового револ. процесса в целом. Принципиальное отличие дороги реформиста от револ. заключается в том, что при первом власть остается в руках прежнего правящего класса, а при втором власть переходит в руки нового класса (Ленин)

Революция - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социального экономических преобразовании. Революция - это вид политических преобразований, широко распространенный в истории, поэтому выявить некоторые важнейшие ее характеристики представляется возможным и необходимым, При этом ясно, что эти общие черты не исключают, а предполагают наличие множества специфических качеств у каждого вида преобразований такого рода.

Реформа характер.пошаговостью намечаемых преобразов., а в ее программе акцент делается не на обеспеч. полноты, радик-сти и всестор-сти их, а на доведении до конца, и этому придается ключевое знач.

Полет. перевороты— форма насильственной или ненасильственной смены политической власти, в результате которой политическое управление страны переходит в руки новых политических сил.

Полет.перевороты являются формой достижения политической власти, их не следует отождествлять с реформами и революциями. Они не ведут к коренных социально-экономических изменений. Роль их заключается в персональных изменениях в центре власти. Осуществляются они по-разному — от принятия решения до прямого насилия над властью. Характер и полит.направленность переворота зависят от того, какие силы (прогрес. или реакционные) и с какой целью осущ. его, чьи интересы отражают.

Полит. трансформация - исторический процесс изменений, предстает как единство нескольких составляющих:трансформаціяполітичноїсистемисуспільства; трансформация "политического человека" (личность,элита,коллектив,организация); трансформаціяполітичноїкультурисуспільства и лица (идеи,нормы, уровень политических отношений).Понятие «трансформация» целесообразно применять и тогда, когда характер и направление процесса социальных изменений еще не приобретают достаточной определенности, когда общество находится «на переломе», в состоянии перехода от одного общественно - политического строя к другому.

6. Полит.конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение, противоборство различных социально-полит. сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего полит. статуса, с полит. перспективами развития общества. Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Полит.конфликт явл. одной из форм полит. процесса, способом разрешения его противоречий. Противоположными ему формами явл. сотрудничество или соперничество.

Причины возникновения внутригосударственных политических конфликтов:

1. Ущемление базовых социально-эконом. и полит.интересов значительной части населения страны. Вследствие этого могут возникнуть следующие виды социально-полит.конфликтов:

§ конфликт легитимности власти, в основе которого лежат социально-экономические причины, например распределение общественного продукта между различными социальными классами (слоями);

§ конфликт легитимности власти, в основе которого лежат политико-правовые причины, например нарушение политических прав и свобод граждан; нарушение существующих законов; введение новых законов, не отвечающих интересам определенных политических субъектов и социальных групп;

2. различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур);

3. борьба между различными группами интересов (кланами, элитами, блоками и др.) за власть и ресурсы в обществе (конфликт политических интересов);

4. процессы идентификации граждан, осознание ими своей принадлеж. к опред. Соц., этническим, религ. и др. общностям и конфронтация с «чужими» группами (конфликт идентичности)

Стадии развития конфликта:

1) скрытая, или латентная, форма:

– понимание возникновения объективной конфликтной ситуации;

– осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации;

– осознание препятствия для удовлетворения интереса;

– осознание своих интересов и препятствий другой стороной;

– отрицательный ответ на предпринятые одной из сторон конкретные действия;

2) открытая, или стадия противостояния:

– политические воззвания, угрозы;– активное создание помех и причинение косвенного вреда;

– действия, направленные на захват и удержание спорного объекта;

– подчинение и захват субъекта (объекта);– насилие или нанесение прямого физического ущерба;

3) послеконфликтная стадия:

– тупик;– применение насилия;– мирное урегулирование.

7.Типы политических конфликтов:

1) по времени действия: затяжные или скоротечные;

2) по интенсивности: слабые или сильные;

3) по масштабам действия: локальные или региональные;

4) по формам проявления: мирные и немирные;

5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;

6) по кол-ву участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторон., или биполярные;

7)по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институциализированные или неинституциализированные;

8) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;

9) по месту происхождения: эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера, и экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера;

10) по характеру противоречий, лежащих в их основе: антагонистические и неантагонистические;

11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние;

12) по сферам их проявления: экономическая сфера, политическая, духовная, сфера межнациональных отношений, внешнеполитическая сфера и т. д.

Выделяют конфликты в трансформирующихся обществах, для которых характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической политической культуры, опыта разрешения конфликтов.

Региональный, геостратегический конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе. Специфика этого конфликта обычно выражается в значительных масштабах жертв и разрушений и в повышенном геополитическом значении для ряда зарубежных стран или всего мира.

Этнополитические конфликты – форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций. Он может возникнуть в ситуации, когда этничность превращается в фактор, определяющий существо и динамику конфликта, и сформироваться на экономической, социально-политической или другой внеэтнической основе, а впоследствии приобрести этнический, национальный характер.

8.Мирный способ урегулирования конфликта включает в себя такие меры, как убеждение, политическое и финансово-экономическое давление, применение закона. Немирный – характеризуется нарастанием напряжения, угрозами, открытыми столкновениями, физическим участием, локальными стычками и гражданской войной.

Основные методики разрешения политических конфликтов:

– альтернативное разрешение конфликтов – конфликт регулируется самими сторонами противоборства путем взаимного сотрудничества и соглашения;

– избегание конфликта – временный уход с полит.арены, уклонение от встреч с противником;

– переговоры – самый распростран. и успешный способ разрешения политических конфликтов;

– подмена конфликта – перемещение конфликта, противоречия в иную плоскость;

– конфронтация – жесткие, радикальные решения;

– приспособление – действия по самостоятельной выработке решений по урегулированию конфликта одной из сторон, которые удовлетворяют обе стороны;

– откладывание – временная уступка более сильному противнику;

– примирение сторон при помощи посредника, ищущего компромисс;

– третейское разбирательство, арбитраж.

Совр. методика эффективного урегулирования конфликтов – «теория принципиальных переговоров и терпимости» Полит. проблемы необходимо решать на основе их кач.св-в. Нужно стремиться найти взаимную выгоду там, где возможно, а там, где интересы сторон не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы основан на нормах, правилах независимо от воли каждой из сторон.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: