План.
1. Сущность понятия «педагогическое мастерство».
2. Педагогическое мастерство как компонент свойств личности педагога.
3. Профессиональная направленность и функции деятельности педагога.
- Сущность понятия «педагогическое мастерство».
Мастер…Что мы вкладываем в это понятие?
По Далю это человек особенно сведущий или искусный в своем деле.
В словаре Ожегова термин «мастерство» трактуется как «высокое искусство в какой-нибудь области». (Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. 1964, с. 332.)
Мастерство, проявляемое педагогом, имеет свою специфику. Она определяется особенностями деятельности педагога.
Каковы они?
- Мы имеем дело с самым сложным и бесценным, дорогим в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, его место и роль в жизни, его счастье.
- Результат труда учителя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А учитель?
- Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Назначение школы и учителя – бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель.
- Объект нашего труда – духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убежденность, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. А личность учеников может формировать только личность учителя – личность творца, гуманиста, созидателя.
- Объект труда педагога – постоянно меняющийся ребенок. Это огромная ответственность.
Такова специфика, своеобразие педагогического труда: ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества.
Можно с уверенностью утверждать, что учитель должен быть мастером вдвойне: он должен быть глубоким знатоком психологии личности и того, чему ее учить и как это делать.
По каким внешним признакам мы можем судить о том, что педагог владеет педагогическим мастерством?
Внешне мастерство выражается в умении успешно решать разнообразные педагогические задачи, в умении организовать педагогический процесс.
Но суть его в тех качествах личности, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность.
- Педагогическое мастерство как компонент свойств личности педагога.
Педагогическое мастерство является одной из характеристик профессионализма. В современной научной и методической литературе по проблемам педагогического мастерства используется множество терминов, описывающих сущность профессионализма: профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, квалификация, профессиональное становление и др. Традиционно педагогическое мастерство рассматривается как совокупность психолого-педагогической эрудиции, профессиональных способностей и педагогической техники. Педагогическая техника при этом понимается как разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников.
В качестве основного подхода, определяя сущность деятельности профессионала-мастера, следует рассматривать ее как профессионально целесообразную, индивидуально-творческую и оптимальную, В этом случае профессиональное мастерство есть качественный уровень профессиональной деятельности, имеющёй творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения. Профессионализм педагогической деятельности заключается в том, что педагог владеет искусством средствами своего предмета формировать у учащихся готовность к продуктивному решению разнообразных задач.
Педагогическое мастерство должно рассматриваться не только как высокая степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и как соответствие определенной совокупности требований, выдвигаемых перед учителем конкретной системой образования. Условием совершенствования профессионального мастерства педагога является повышение его квалификации — получение дополнительных знаний и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний (ВенедиктоваТ.А.).
В педагогике педагогическое мастерство понимается как « высший уровень педагогической деятельности…проявляется в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов», или же как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения», или как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя.
Б.Т.Лихачев определяет педагогическое мастерство как часть педагогического искусства, «совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей».
Главными составляющими педагогического мастерства, по мнению ряда исследователей, являются
Профессиональная направленность и функции деятельности педагога.
В профессиональной направленности личности выражается отношение к профессии, желание совершенствования. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности. Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности: выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения; формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности; формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства; становление комплекса качеств, профессионально значимых для учительского труда.
Функции педагогической деятельности.
Педагогическая деятельностьучителя реализуется в определенных
ситуациях через выполнение самыхразнообразных действий, подчиненных определенным целям и направленных на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем. Определенная совокупность разнородных действий определяет реализацию той иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.
Для приобретения и совершенствования профессионализма и выработки педагогического мастерства учителю необходимо представлять себе структуру и систему функций педагогической деятельности.
Исследования ряда ученых (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе проявляются следующие взаимосвязанные функции (виды деятельности) учителя:
1. Диагностическая – связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отношениях, отмечал К.Д.Ушинский. Для этого учителю необходимо быть наблюдательным. Владеть методами изучения и определения уровня воспитанности учащихся, знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне школы.
2. Ориентационно-прогностическая – выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее результаты, то есть то, чего хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить. Например, в классе недостает сплочения коллектива или снижается интерес к учению. На основе этого диагноза он ориентирует воспитательную работу у учащихся коллективизма или повышения интереса к учению, конкретизирует ее цели и задачи стремится добиться укрепления товарищества в классе, взаимопомощи, большей активности ьв совместной деятельности и т. д.
3. Конструктивно-проектировочная органично сочетается с предыдущей.
Она обеспечивает:
· Отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена обучающимися;
· Проектирование деятельности обучающихся, в которой информация должна быть усвоена;
· Проектирование собственной будущей деятельности и поведения
4. Организаторская – связана с вовлечением детей в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого он должен уметь определять конкретные задачи, развивать их инициативу, уметь распределять задания и поручения, руководить ходом деятельности
5. Информационно-объяснительная – учитель выступает как источник научной, мировоззренческой и нравственно-этической информации. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков.
6. Коммуникативно-стимулирующая – связана с тем влиянием, которое оказывает на учеников обаяние учителя, его нравственная культура, умение устанавливать доброжелательные отношения, побуждать своим примером к активной деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися. От такого учителя дети обычно держатся на расстоянии, он внушает им страх, отчужденность от него. По-другому относятся дети к учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие содержательной учебной и внеклассной работой. На огромное влияние личности учителя указывал А.С.Макаренко. Он считал, что без настоящего авторитета среди учащихся, без умелого поддержания сними доброжелательных отношений и тактичной требовательности, без постоянной работы педагога над совершенствованием своего характера, невозможно осуществлять действенное воспитание. Коммуникативная функция предполагает установление правильных отношений с учащимися, с другими учителями, с руководством школы.
7. Аналитико-оценочная – учитель анализирует педагогический процесс, выявляет в нем положительные стороны и недостатки, сопоставляет свою работу с опытом коллег. Учитель устанавливает обратную связь в своей работе, непрерывно сверяет то, что намечалось достигнуть в воспитании и обучении и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы. К сожалению этот вид деятельности многие учителя осуществляют слабо.
8. Исследовательско-творческая – применение педагогической теории требует от учителя творчества, т.к. конкретные условия обучения и воспитания всегда разнообразны и неповторимы. Одно и то же положение (например, уважение и требовательность к ребенку) в реальном воспитательном процессе имеет множество модификаций: в одном случае ребенку можно оказать помощь в работе, в другом совместно с ним обсудить недостатки в его поведении, в третьем - подчеркнуть положительные поступки, в четвертом – сделать личное замечание или внушение и т.д. И так во всей работе учителя.
9. Гностическая (исследовательская) – предусматривает изучение содержания и сопсобов воздействия на других людей, возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей. Объекты исследовательской функции – сам учитель (анализ своего урока, отношения с коллективом, учениками). Исследовательская функция успешно осуществляется, если учитель обладает потребностью к самообразованию, самосовершенствованию своего мастерства и исследовательских навыков. Эта функция также предполагает развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, оценивать, рефлексировать.