- Во многих народных сказках есть сказочные существа, которых человек выдумал для охраны окружающего мира. Например, Водяной защищал пресные водоемы, а Нептун – моря и океаны.
В этих сказках есть мифические существа. Какие?
1. «Ох и золотая табакерка» -
2. «Покатигорошек» -
3. «Баба-Яга и жихарь» –
4. «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» -
5. «Леший» -
6. «Царевна-лягушка» -
7. «Беляночка и Розочка» -
8. «Летучий корабль» -
9. «Волшебная лампа» -
10. «Как Джиртдан увел детей от страшного дива» -
11. «Дракон и царевич» -
Тур «Неживая природа в сказках»
- Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее.
В этих сказках неживая природа оживает. Как?
1. «Два мороза» -
2. «Сказка о мертвой царевне» -
3. «Гуси-лебеди» -
4. «Ветер и Солнце» -
5. «Как Луна появилась на небе» -
6. «Снег и заяц» -
Тур «Экология и сказки»
- Ребята, вот и пришло время самого главного соревнования. Мы вспомнили много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Все вместе – это природа. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.
А экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.
Ребята, в 5 туре «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.
Пример:
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк хищный зверь.
Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!
|
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (
2. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. ()
3. Покупала самовар,
А спасал ее комар.
4. Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.()
5. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.()
6. Красна девица, грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! ()
7. Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? ()
8. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. ()
9. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. ()
10. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. ()
11. Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом. ()
12. Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то. ()
13. Дед с бабкой слезами горючим плачут -
за что же такая нам вдруг неудача.
Лежало на полке яйцо золотое.
Да только вот мышь –
наказанье такое - разбила его. ()
|
14. Маша в лес пошла с лукошком.
Заблудилась там немножко.
На избушку набрела,
Кашу съела, спать легла. ()
15. В какой сказке мужик с медведем совместно занимались сельским хозяйством? ()
16. В какой сказке мальчик превратился в козленка? ()
17. В огороде, возле хаты,
Урожай растёт богатый.
Там сидят на грядках густо
Репа, свёкла и капуста.
И горят, как солнышки,
Жёлтые подсолнушки.
Кто же там пыхтит на грядке? ()
18. В этой сказочке герой
Не такой, как мы с тобой.
Невеличка ростом мал,
Не силён он, не удал.
Как-то ветром парня сдуло,
Через реку умыкнуло...
Вот беда – ушиблись ножки.
Как бежать им по дорожке?
Как добраться в срок до дому
Нездоровому, больному?
Пораскинь ты свой умишко,
Кто же это?... ()
19. Наладили парус,
Посадили мышонка
В долбленое суденышко
И пустили по течению.
20. В какой сказке лесные птицы объединились против совы?
(Примечание: экологические моменты приводятся не все, а лишь как вариант ответа)
Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское. Поэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. А это значит:
- не мусорить;
- не рвать дикорастущие цветы;
- не ломать деревья;
- не приносить домой диких животных;
- не загрязнять водоемы;
- правильно собирать грибы и ягоды;
- не жечь в лесу костры
и многое другое.
|
У Бориса Заходера есть замечательные стихи, которыми мы подведем итог нашему мероприятию.
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!