Психолого-педагогическое сопровождение должно учитывать индивидуальные особенности учащихся, для его осуществления необходима разработка комплексной программы коррекционной работы. Качественная индивидуализация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья выполняется в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с ОВЗ.
Ослабление дефектов у учащихся с ОВЗ можно достичь путем осуществления системы коррекционно-педагогических мероприятий с детьми в условиях общеобразовательной школы.
Определяя структуру нарушения или выставляя функциональный диагноз, специалист должен знать, что можно развивать, какой потенциал накапливать у ребенка другими словами, определить зону актуального и зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).
Главное в инклюзивном обучении детей с ОВЗ - «подтягивание» их потенциала до уровня соответствия нормативным требованиям среды. Основным критерием эффективности этого процесса при школьном обучении является степень сформированности знаний, умений и навыков, определенных образовательной программой. Однако при этом упускается то обстоятельство, что образовательное учреждение - один вариант среды, искусственно созданный педагогами и родителями. А жить выпускнику, сложившейся личности предстоит в другой среде, более вариативной, где царят совершенно иные, чем в школе, законы.
Таким образом, ребенок в процессе инклюзивного обучения должен получить тот потенциал, с помощью которого он сможет стать активным и самостоятельным вне стен образовательного учреждения, занять собственную жизненную позицию, самореализоваться.
Составление индивидуальных программ обучения.
Цель коррекционной программы: проведение коррекционной и реабилитационной работы с учащимися с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, осуществления индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, что позволит в дальнейшем преодолеть несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
Задачи программы: своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума); разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии; обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
4. Ответить на вопросы:
- Какова значимость разработки индивидуального коррекционно-образовательного маршрута и индивидуальных программ развития учащихся.
Коррекционная программа для развития познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ, где основной целью развивающей программы является последовательное и планомерное формирование у учащихся психологической основы обучения, повышение уровня их общего психологического, и в частности умственного, развития, развитие мотивационно-личностной сферы
- Раскройте важнейшие условия эффективности инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ученика;
- комплексную коррекцию учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер школьника.
Взаимодействие усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка.
- Раскройте значение диагностики и мониторинга для оптимизации процесса коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
Обучение и сопровождение таких детей требует углубленного исследования познавательной сферы, что становится возможным при проведении коллегиальной диагностической работы специалистами в течение учебных четвертей.
Результатом диагностической деятельности является выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; коррекция и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения; социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.